Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:24 |
|
|
Тема номера
|
ДВЖД отличается уникальностью и историческими событиями
В этом году Дальневосточная железная дорога отмечает 115-летие и, несмотря на столь солидный возраст, последовательно развивает свой потенциал, стремясь соответствовать темпам развития региона.Какие проекты ОАО «РЖД» воплощает в жизнь на дальневосточной земле, выяснил «ДК».
Дальневосточный колорит
Железнодорожное сообщение на Дальнем Востоке - явление особенное и во многом уникальное. Обладая развернутой длиной путей 6,7 тыс. км, Дальневосточная магистраль обслуживает самую большую по площади (около 40%) и наиболее удаленную от центра территорию страны, а инфраструктура магистрали проходит по территории шести субъектов РФ: Хабаровского и Приморского краев, Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной, Амурской и Сахалинской областей. При этом ДВЖД остается неоспоримой основой транспортной системы региона - сегодня на нее приходится порядка 90% грузооборота, выполняемого всеми видами транспорта на Дальнем Востоке, а благодаря выходам к крупным незамерзающим портам обеспечиваются условия для динамичного развития внешнеторговых связей.
Отдельного упоминания заслуживают и сами железнодорожники, приводящие в движение поезда и обслуживающие инфраструктуру в самых суровых, а подчас и экстремальных климатических условиях. Так, зимой температура воздуха в районах станций Тында, Нерюнгри и на протяжении всего Восточного БАМа может опускаться до 45-50 градусов ниже нуля, а летние температуры в южных районах Хабаровского и Приморского краев достигают +40 градусов.
Неудивительно, что столь масштабную и колоритную часть Российских железных дорог отличает целый ряд действующих и строящихся уникальных сооружений, многие из которых неразрывно связаны с историческими событиями разных эпох.
Так, именно на ДВЖД эксплуатируется самый длинный в России совмещенный мостовой переход через реку Амур у Хабаровска. Общий вес металлоконструкций его пролетных строений достигает 18 тыс. тонн, а длина станционных железнодорожных путей - 4,3 км, что делает его одним из крупнейших искусственных сооружений страны. Не менее значим с исторической и технической точек зрения семикилометровый железнодорожный тоннель под Амуром близ Хабаровска - единственное подводное сооружение на Российских железных дорогах.
Восточный ветер экономики
За последние годы основные грузопотоки страны в значительной степени переориентировались на восток, что существенно повысило роль Дальневосточной железной дороги как лидера транспортного сегмента и одного из ведущих партнеров по формированию внешнеторгового оборота в коридоре «Восток - Запад».
В 2011 году объем грузоперевозок в пределах Дальневосточной магистрали достиг рекордных показателей, превысив докризисный уровень 2008 года на 48%; объем переработки грузов на припортовых и пограничных станциях, в свою очередь, также увеличился на 29,4%. Эксперты прогнозируют, что грузооборот на территории ДФО продолжит свой уверенный рост.
В то же время специалисты признают: чтобы перевезти весь прогнозируемый груз, необходимо опережающее развитие инфраструктуры. В рамках заседания Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, прошедшего во Владивостоке, председатель Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ по поводу проектов реконструкции сложных участков БАМа и Транссиба отметил, что «в условиях ограниченности бюджетных ресурсов и весьма серьёзной глобальной финансовой напряжённости акцент следует сделать на привлечении долгосрочных заёмных средств».
Впрочем, немалые средства вкладываются и сегодня. Только за последние три года на развитие железнодорожной инфраструктуры ДВЖД направлено 67 млрд рублей. Еще 76,9 млрд руб. планируется инвестировать в среднесрочной перспективе, за 2012-2014 годы.
Особое внимание при реализации инвестиционной программы уделяется железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре - Ванино - Советская Гавань. На сегодняшний день это одно из самых грузонапряженных и востребованных транспортных направлений - только за 2011 год в адрес портов и предприятий Ванино-Совгаванского транспортно-промышленного узла было перевезено около 16 млн тонн. Вместе с тем именно данный участок БАМа остается барьерным и все сильнее сдерживает рост грузопотоков. Движение поездов ограничивает, прежде всего, особый рельеф местности, включающий и крутые уклоны, и скальные прижимы, и многочисленные искусственные сооружения, такие как старый Кузнецовский тоннель, пересекающий горный хребет Сихотэ-Алинь.
Реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля началась в 2007 году, а в начале июня 2011 года проходка основной штольни почти четырехкилометрового тоннеля была завершена. В течение всего года велось строительство железнодорожного полотна, малых искусственных сооружений и притрассовой автодороги, а для обустройства энергоснабжения тоннеля была создана линия электропередач в комплексе с необходимыми трансформаторными подстанциями.
Сдача в эксплуатацию тоннеля и нового железнодорожного обхода Кузнецовского перевала запланирована на ноябрь 2012 года, что уже позволит увеличить провозную способность участка до 19,4 - 22,2 млн тонн грузов. После завершения всего проекта реконструкции в 2016 году провозная способность БАМа по направлению к портам Ванино и Советская Гавань достигнет 35,5 - 38,2 млн тонн в год.
Эффективное внешнеэкономическое взаимодействие между Россией и странами АТР также осуществляется через выходящие к портам железные дороги - как на российской, так и сопредельной территории. В этой связи большую важность приобретает проект реконструкции Транскорейской магистрали на участке Хасан (РФ) - Туманган (КНДР) - Раджин (КНДР) с опорой на строительство контейнерного терминала в порту Раджин. Именно здесь расположена важнейшая точка входа и перехвата грузопотока в Юго-Восточную Азию, годовой объем которого на первом этапе составит около 4 млн тонн. Кроме того, на данном направлении просчитываются возможности по перевозке угля, зерна и других грузов суммарным объемом до 20 млн тонн через морской порт Посьет и до 8,5 млн тонн через новый пограничный железнодорожный переход Махалино (РФ) - Хуньчунь (КНР).
С заботой о пассажирах
Задача ускоренного развития Дальнего Востока определена в качестве приоритетной на самом высоком государственном уровне. Однако ее решение требует адекватного транспортного обеспечения региона и наличия надежной транспортной инфраструктуры не только для наращивания объемов грузоперевозок, но и комфортного проживания граждан в ДФО.
В рамках Пассажирского форума, прошедшего в апреле 2012 года в Москве, президент ОАО «РЖД» Владимир ЯКУНИН отметил, что одним из приоритетных векторов развития российских железных дорог является реализация проектов высокоскоростного железнодорожного движения - в том числе, на Дальнем Востоке.
Первый важный шаг на этом пути в ОАО «РЖД» был сделан уже летом текущего года. Завершены работы по организации интермодальных пассажирских перевозок между вокзалом Владивостока и аэропортом Кневичи, на железную дорогу поступили четыре новые электропоезда в шестивагонном исполнении, а компанией-перевозчиком стало ООО «Аэроэкспресс», имеющее большой опыт интермодальных перевозок в городах Москва и Сочи.
Скорость и комфорт, обеспеченные на данном маршруте, высоко оценил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, совершивший поездку на новом аэроэкспрессе из пригорода Владивостока до аэропорта Кневичи в сопровождении Владимира Якунина и начальника ДВЖД Михаила ЗАИЧЕНКО.
По словам президента ОАО «РЖД», в ходе реализации проекта были существенно модернизированы действующая инфраструктура, платформы и контактная сеть, а также проложено более 4 км нового электрифицированного пути. Кроме того, построены терминальные комплексы для авиапассажиров и железнодорожная эстакада над автомобильной дорогой. Общая стоимость проекта превысила 8 млрд рублей.
- Сегодня ОАО «РЖД» многое делает для развития железнодорожной инфраструктуры Дальневосточного региона, в том числе в рамках выполнения поручений президента и председателя правительства РФ, данных в марте 2011 года, по вопросам обеспечения безопасности людей на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, - отмечает Владимир Якунин. - Мы уверены, что наши согласованные действия позволят на высоком уровне решить задачи, поставленные перед железнодорожниками руководством страны.
Досье «ДК»
Согласно Генеральной схеме развития железнодорожной сети ОАО «РЖД» до 2020 года, суммарный объем перевозок грузов в направлении дальневосточных портов составит 127,9 млн тонн. При этом наиболее активно грузовые составы будут двигаться к развивающемуся Ванино-Советско-Гаванскому транспортному узлу, за счет чего к 2015 г. грузооборот вырастет в 2,3 раза, к 2020 году - в 3,2 раза.
Глеб АЛЕНИШКО, «Дальневосточный капитал».
- Малые предприятия России должны развиваться без бюрократических барьеров
- Всё больше приморцев страхуют свои жизни и автомобили
- Рыбаков повернули к верфям
- ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" подтвердило соответствие интегрированной системы менеджмента требованиям международных стандартов
- Неоднозначный успех агропрома
- Проектное финансирование: куда пойдет рынок
- Портфель на 10 млрд
- Авиация "без человека": Дальневосточный рынок АэроНета замер в ожидании полета
- Оборонка Приморья и Дальнего Востока не хочет возвращаться к тазикам
- Золотой запас дальневосточный карман не тянет