Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:02 |
|
|
Тема номера
|
От островка спасения ГУЛАГа - к храму Мельпомены
Но еще за пять лет до этого немногочисленные зрители аплодировали на премьере «Утопии», что прошла на сцене клуба УСВИТЛ - Управления Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей бухты Нагаева. Города тогда еще не было, а театральная афиша и люди новой для пропадинского края - так называли Колыму - профессии уже появились: актрисой в 1933 году числилась Валентина ОБОЛЬСКАЯ. Так в поселении бухты Нагаева рождался театр.
Парадоксов хватало. Деспотов карательного учреждения тянуло к высокому искусству, а заключенным служение ему спасало и продлевало жизнь. Зал заполняли те, кто приехал осваивать Колыму из крупных столичных вузов, научных городов, - геологи, горные инженеры и транспортники. Детство, отрочество, юность областного музыкального и драматического прошли на правах крепостного. В разгар репрессий сюда в полном составе «очень кстати» прибыл коллектив музыкантов симфонического оркестра Риги. Сразу с корабля - на бал: дали концерт без репетиций (а позже именно они помогли осуществить постановку «Травиаты»). Козин точно так же с теплохода - на торжественное собрание в честь годовщины революции, и сорвал овации. Первый романс, который прозвучал в его исполнении в Магадане, - «Ночь светла». Все так и есть, сцена спасала таланты, что могли кануть в неизвестность за колючей проволокой, от выстрелов конвоя, на рудниках и шахтах.
В разное время театру служили балерина Большого театра Нина ГАМИЛЬТОН, актеры Георгий ЖЖЕНОВ, Юрий РОЗЕНШТРАУХ (КОЛЬЦОВ), режиссер Леонид ВАРПАХОВСКИЙ, художники Василий ШУХАЕВ, Герц ШЛОСМАНИС. В свое время их, заключенных, на репетиции и спектакли сопровождал конвой, аплодировать им запрещалось.
Проекты для святой сцены
Надо сказать, что почти параллельно с театральным коллективом УСВИТЛа возник и второй - по инициативе Колымского райсовета профсоюза работников золота и платины, где служили вольнонаемные работники «Дальстроя» и куда по рекомендации КВО УСВИТЛа также было введено несколько заключенных. Обе труппы успешно гастролировали по поселкам и приискам Колымы, но голоса в пользу их объединения звучали все чаще.
В 1936 году решающую роль в судьбе храма Мельпомены сыграла публикация в «Советской Колыме», где подвергался критике тот факт, что актеры разбросаны по области: «Их стоит собрать в одном месте, организовать единый коллектив, снабдив опытными актерами, несколькими режиссерами, которые могли бы соревноваться между собой, организовывать гастроли по Колыме. Необходимо выстроить приличное здание для такого театра». Из перечисленных предложений сразу стали выполнять последнее. В ноябре объявили конкурс на разработку проекта, из поступивших четырех предпочли «Синий пятиугольник» зодчего ЮРГЕНСОНА.
День рождения идеи театрального новоселья от дня ее реализации отделяло пять лет. О проекте Юргенсона почему-то забыли и за основу взяли другой - СИМОВА. Летом и осенью 1937-го бригады рабочих уже возводили стены. Новоселье назначили на октябрь 1941-го. Первый театральный сезон начался через четыре месяца после начала Великой Отечественной. Война отразилась на репертуаре, основное место в нем заняли произведения разной художественной ценности, но патриотического содержания: «Фельдмаршал Кутузов» СОЛОВЬЕВА, «Ключи Берлина» ГУССА и ФИННА, «Весна в Москве» ГУСЕВА, «Батальон идет на Запад» МДИВАНИ. Уже к ноябрю 1941 года в фонд обороны театралы сдали 18 тыс. руб. Несколько человек оставили сцену ради фронта. А заключенные могли только выкладываться на репетициях и спектаклях. Летом 1943-го выручка составила уже миллион рублей: актеры дали триста спектаклей и концертов горнякам.
Мир, отделенный рампой
В победном 1945-м в театре поставили единственную за всю его историю оперу ВЕРДИ «Травиата», режиссером выступил Леонид Варпаховский, ученик МЕЙЕРХОЛЬДА. Творческая и личная судьба Варпаховского складывалась драматично. Несчастья обрушились на него из-за родни жены. В 1936-м Леонида Викторовича осудили «за содействие троцкизму» на три года. Потом второй срок на 10 лет и - Колыма. Судьба свела его с Варламом ШАЛАМОВЫМ, описавшим эпизод в новелле «Иван Федорович». К слову, Варпаховского много раз выручало спасительное везенье. Так было с запиской, которую он бросил из вагона поезда для мамы, и, чудо, она получила ее. В другой раз никем не замеченный вышел из зоны и его ни разу не окликнули, хотя вокруг на вышках стояли часовые с ружьями. Пройдя 4 км, оказался в лагере, где встретился с другом по МХАТу Юрием Розенштраухом (Кольцовым), но они не сразу узнали друг друга. Юрий Эрнестович не сразу поверил, что сидящий перед ним зек - бывший ученый секретарь Мейерхольда.
Ежевечерние исповеди
Выступавшие в разные годы на магаданской сцене Елена ОБРАЗЦОВА и Владислав ПЬЯВКО, Людмила КАСАТКИНА и Эдита ПЬЕХА говорили, что стены храма искусств намолены. В 1996 году Елена Васильевна давала интервью после концерта с влажными от волнения глазами и призналась: «Ощущаю присутствие душ великих артистов сцены. Они все здесь, помогали петь». Людмила Касаткина в свой единственный приезд в 2002 году, не скрывая слез, стоя на коленях, целовала сцену, которую назвала «святой». Владимир БАРЛЯЕВ, чей барельеф на фронтоне здания, играл и пел с Ольгой СЕДЛЕЦКОЙ, приехавшей в Магадан более полувека назад! Их изумительный творческий дуэт в «Хануме» запомнился всем, кто видел чудесную постановку заслуженного деятеля искусств Вячеслава ДОБРОВОЛЬСКОГО. Магия актрисы в том, что она, не сказав ни слова, срывает аплодисменты публики. Зрители обожают ее! Директор театра Александр БОНДАРЕНКО говорит о ней лаконично: «На спектакли Оли ходили, ходят и будут ходить зрители. Она добрая и светлая легенда театра, его душа». Отец Ольги Яковлевны был дирижером и скрипачом, мама - балериной. Их дочь пришла на профессиональную сцену из самодеятельности - в эстрадный оркестр, далее - ГИТИС, Магадан. Здесь продолжилась славная актерско-музыкальная династия.
Седлецкая - обладательница «Золотой маски» 2015 года. Роскошную по красоте награду без раздумий передала театру. Считает, она принадлежит ему по праву. Публика рассчитывает, что маске определят такое же достойное место, как и портретам Жженова, Козина, Варпаховского, Демича, чьи традиции более полувека чтит народная артистка Седлецкая.
Не одно десятилетие творят заслуженные артисты Николай БЕКАСОВ и Валерий БУНЯКИН. Первый приехал по окончании ГИТИСа, второй - после Дальневосточного института искусств. Спектакли с их участием - гарантия успеха. В «Диогене» и «Амурных ведомостях», «Рыцарских страстях» и «Бабе Шанель» они держат внимание публики. Их арии и монологи пронизывают током самого высокого напряжения. Первой премьерой нового сезона станет «Старший сын» ВАМПИЛОВА. Хороший выбор. Взыскательную творческую элиту Магадана устраивает обращение главного режиссера драматической труппы Дмитрия ПАВЛОВА к отечественной классике. Его «Диоген» и «Берендеи» стали событиями. Пожелаем такого же успеха режиссеру и в «Старшем сыне», встречи с которым магаданцы ждут с нетерпением, ведь театр - ежевечерняя исповедь перед зрителем.
Марина ПРАСКОВА. Журнал "Дальневосточный капитал", ноябрь, 2015 год.
- Александр Андреев: Приходится насаждать "светлые инициативы", но плохо получается
- Анастасия ЯКУБЕК: Магадан - место силы
- В Москве открылась выставка "Я расскажу тебе про Магадан"
- Владимир Серкин: В Магадане есть то, чего нет в других местах
- Золотой фестиваль из Магадана бросает вызов старателям всего мира
- Ваше золото еще в песке
- У мольберта - Наталья Гончарова
- В Магадане вышел в свет трехтомник выдающегося дальневосточного прозаика
- Экспедиция в "Бутугычаг": прививка от беспамятства
- "Дыхание моря" и "Воздух" Магадана: познавательно и весело