22 Апреля 2015, 19:27 | Компании

В Приморье порт Козьмино доработался до бенчмарка

Нынешние объемы перевалки через порт в Приморье позволяют говорить о выделении специального котируемого сорта нефти "ВСТО"

АК «Транснефть» отгрузила 100-миллионную тонну нефти из порта Козьмино, конечной точки нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). С декабря 2009 года, когда в приморском порту отгрузили первый танкер с нефтью ВСТО, объем ежегодной перевалки вырос почти вдвое, до 25 млн тонн. План отгрузки на этот год составляет 30 млн тонн. Тем временем планы завершения расширения ВСТО до 80 млн тонн сдвигаются на десять лет - с 2030 года на 2020 год. Общая стоимость проекта оценивается в 172 млрд рублей.

Старт отгрузки юбилейной тонны нефти по видеомосту дал президент АК «Транснефть» Николай ТОКАРЕВ. Партия нефти была погружена на сингапурский танкер Ocean Pegasus, который доставил ее 28 марта в китайский порт Далянь.

В настоящее время 37% отгружаемой из Козьмино нефти уходит в Японию, 25% - в Китай, порядка 17% - в Южную Корею, а также нефть отправляется в Малайзию, Сингапур, Индонезию и другие страны. В ближайшей перспективе расклад может измениться в пользу Китая, так как морским путем может пойти часть дополнительных поставок «Роснефти».

«Сегодня направление Азиатско-Тихоокеанского региона является премиальным. Многие компании хотят работать с нами, это не может не радовать», - сказал глава «Транснефти» в ходе церемонии отгрузки.

Досье «Дальневостого капитала»: Нефтепровод ВСТО предназначен для транспортировки нефти на Дальний Восток и рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Нефтепровод проходит от г. Тайшета (Иркутская область) до нефтеналивного порта Козьмино (Приморский край), протяженность - 4740 км. Оператором нефтепровода является «Транснефть». Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO. Первая очередь ВСТО введена в декабре 2009 года, вторая - в декабре 2012 года. К 2020 году «Транснефть» планирует нарастить мощность ВСТО-1 до 80 млн тонн в год, ВСТО-2 - до 50 млн. В настоящее время мощность порта Козьмино составляет 30 млн тонн в год.

Вице-президент «Транснефти» Сергей АНДРОНОВ не исключает, что с 2018 года через порт Козьмино ежегодно, в случае необходимости, можно будет переваливать до 35 млн тонн нефти. Но это, скорее, виртуальный предел.

Министр энергетики РФ Александр НОВАК ранее заявил в интервью АНИ, что ведомство поручило «Транснефти» изучить вопрос возможности расширения порта. Минэнерго подчеркивает, что мощности порта «нужно расширять до объема, который будет реально востребован».

Советник президента АК «Транснефть» Игорь ДЕМИН говорит, что вопрос об увеличении мощности Козьмино можно будет рассматривать после расширения ВСТО-1 до 80 млн тонн в год и ВСТО-2 - до 50 млн тонн.

«Если ВНХК (проект «Роснефти» по созданию в Приморье нефтехимического производства. - Прим. «ДК») в 2020 году еще не начнет работу, то с учетом того, что Хабаровский НПЗ и Комсомольский НПЗ будут забирать из ВСТО 14 млн тонн, у нас из 50 млн тонн по ВСТО останется 6 млн тонн. Так что мы сможем начать проработку вопроса о расширении Козьмино до 36 млн тонн», - сказал он.

В настоящее время мощность порта Козьмино составляет 30 млн тонн. Но после увеличения пропускной способности ВСТО-2 (конечная точка трубы - Козьмино) с текущих 30 млн тонн до 50 млн тонн объем нефти, поступающий в порт, может превысить его текущую мощность даже после того, как часть нефти ВСТО будет направляться на Комсомольский и Хабаровский НПЗ.

При этом Игорь Демин отметил, что одним из основных вопросов станет необходимость расширения резервуарного парка в порту. «Уже сейчас для ритмичной работы порта мы заложили еще 2 резервуара по 50 тыс. кубометров. На время зимних штормов это оказалось необходимым», - добавил собеседник.

Он также сообщил, что в настоящее время в Козьмино проводятся дноуглубительные работы, после чего к причалам смогут подходить танкеры дедвейтом 150 и 200 тыс. тонн. «Это позволит переваливать больший объем нефти, чем сейчас», - уточнил он.

Глава «Транснефти» считает, что нефтепровод ВСТО с учетом его расширения до 80 млн тонн может окупиться раньше чем через 20 лет.

«Учитывая, что нефтепровод будет увеличивать пропускные возможности - до 80 млн тонн ВСТО-1 и до 50 млн тонн ВСТО-2, - это позволит увеличить объемы прокачиваемой нефти досрочно. Это значит, и выручка будет выше, и все остальные финансовые параметры будут взаимосвязаны. Мы рассчитываем, что эти сроки будут значительно меньше - где-то порядка 19-18 лет», - сказал Николай Токарев в эфире телеканала «Россия 24».

Он добавил, что «Транснефть» не испытывает каких-либо сложностей с финансированием строительства расширения ВСТО.

«Мы нашу инвестпрограмму сверстали именно так, чтобы успеть к 2020 году завершить заданный нам правительством объем работ. Что касается финансирования, правительство нас поддерживает, обеспечивая гибкую тарифную политику, дивидендную политику. Плюс мы сами не теряли времени: до всех этих трудностей выпустили ценные бумаги, которые буквально за два дня разошлись. Все это способствует тому, что мы в заданные сроки в заданных финансовых параметрах обеспечим решение этой задачи. Пока серьезных проблем не возникает», - сказал он.

«Транснефть» также планирует увеличить на 13%, до 8,5 тыс. человек, персонал, работающий на постоянной основе по проекту трубопроводной системы ВСТО.

«Мы идем с опережением на 10 лет», - сказал Николай Токарев, пояснив, что планы завершения расширения ВСТО до 80 млн тонн сдвигаются с 2030 года на 2020 год.

Игорь Демин говорит, что нынешние объемы перевалки позволяют говорить о выделении специального котируемого сорта нефти «ВСТО». «Потому что 30 млн тонн в год - это как раз условие существования бенчмарка (от англ. benchmark - «ориентир», «эталон». - Прим. «ДК»). Как раз сейчас разрыв между «Дубай» и «ВСТО» увеличится, «ВСТО» стал стоить дороже. Потому что мы подтверждаем объемы в 30 млн тонн, подтверждаем стабильность поставок, стабильность качества», - сказал советник президента «Транснефти».

Досье «Дальневосточного капитала»: Маркерные сорта нефти (benchmark crude) - это сорта с определенным составом (содержание серы, плотность), цены на которые широко используются при установке цен при покупке и продаже различных видов сырой нефти для удобства производителей и потребителей нефти. В мире существует три основных маркерных сорта: Brent Blend, West Texas Intermediate (WTI) и Dubai Crude (широко используется при определении цен нефти, экспортируемой в Азию).

Руководитель управления стратегического развития «Транснефти» Расим МИНГАЗЕТДИНОВ сообщил, что в расширение нефтепровода ВСТО до 80 млн тонн к 2020 году на территории Амурской области, Хабаровского и Приморского краев планируется вложить 45 млрд рублей. На территории ДФО потребуется строительство четырех нефтеперекачивающих станций (НПС) и резервуарного парка в объеме 100 тыс. кубометров. Общая стоимость расширения ВСТО до 80 млн тонн до 2020 года составляет 172 млрд рублей.

Из 80 млн тонн, планируемых к прокачке по ВСТО, 44 млн тонн придется на нефть Западной Сибири, 36 млн тонн - нефть Восточной Сибири. Из них ВСТО-1 - 50 млн, и ВСТО-2 - 30 млн тонн. Все 80 млн тонн идут до Сковородино - Мохэ, потом происходит разветвление на два потока: 30 млн тонн - к границе Китая по нефтепроводу, 50 млн - далее в направлении порта Козьмино.

«Мы готовы были уже в 2015 году поставлять китайским партнерам (по действующему нефтепроводу Сковородино - Мохэ) 20 млн тонн, но они оказались не готовы к этому. Пока поставляем 15 млн тонн в год», - сказал Сергей Андронов.

Объемы поставок второго маршрута пока распределены следующим образом: в порт Козьмино - 24 млн тонн в год, на «РН-Комсомольский НПЗ» - 8 млн тонн, на «ННК-Хабаровский НПЗ» - 6 млн тонн. Еще около 12 млн тонн заложены на планируемый завод «Роснефти».

Досье «Дальневосточного капитала»: Проект «Восточного нефтехимического комплекса» (ВНХК) предполагает строительство нефтехимического комплекса в Партизанском районе Приморского края общей мощностью переработки в 30 млн тонн нефти. I очередь предполагает строительство комплекса мощностью до 12 млн тонн в год, II очередь - запуск нефтехимического блока на 3,4 млн тонн продукции в год, III очередь - увеличение нефтепереработки еще на 12 млн тонн в год и нефтехимии - еще на 2,6 млн тонн в год. Пока правительство одобрило строительство I и II очередей. Проект рассчитан на 15 лет реализации. Он предполагает строительство вместе с самим нефтехимическим комплексом нового морского порта с терминалами по приему и отгрузке как нефти, так и нефтепродуктов.

«Роснефть» в 2013 году оценивала общую стоимость строительства ВНХК в 1,3 трлн рублей. Компания сразу после подготовки предварительного проекта обратилась в Минэнерго с просьбой оказать ВНХК государственную поддержку. ВНХК был включен в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», в рамках которой он мог бы рассчитывать на 66,2 млрд рублей бюджетных средств.

Одновременно Минэнерго стало прорабатывать вопрос о включении сопутствующей ВНХК инфраструктуры: нефте-, газопроводов, ЛЭП, порта и т. д. - в инвестпрограммы монополий.

Насколько изменилась стоимость строительства ВНХК на текущий момент, «Роснефть» не раскрывает. Согласно проекту распоряжения компания должна представить в Минэнерго скорректированную модель проекта ВНХК с учетом изменившихся финансово-экономических условий. Минэнерго, Минвостокразвития и Минэкономразвития должны до 1 мая провести анализ проекта. Окончательный вариант проекта ВНХК, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами, по расчетам Минэнерго, должен быть подготовлен к 1 сентября и до 1 ноября рассмотрен правительством.

По сведениям «Дальневосточного капитала», «Роснефть» временно замораживает проект Восточного нефтехимического комплекса на фоне сложностей с финансированием и отсутствием гарантированных внешних рынков сбыта. При этом ЗАО «ВНХК» (оператор проекта) уже подало все необходимые материалы для включения проекта в список территорий опережающего развития (ТОР), создаваемых в Приморье.  

Олег КЛИМЕНКО.   Журнал "Дальневосточный капитал", апрель, 2015 год.

Версия для печати



Loading...




Новости раздела