Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Пятница| 06 Июня, 08:18 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Бурятия
Еврейская автономная область
Забайкалье
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 79.13 р.
1 EUR 90.66 р.
100 JPY 55.45 р.
10 CNY 11.02 р.
Тема номера
Приморский край борется за звание "Столица финансовой культуры"
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
05.06 |
Дожди, грозы и жара снова ударят: синоптики рассказали о погоде в Приморье
04.06 |
Открывайте жабры: жара и высокая влажность ударят по Приморью
03.06 |
Готовьте куртки и зонты: сильные дожди и резкое похолодание ударят по Приморью
02.06 |
18 дней дождя ждут жителей Владивостока в июне?
01.06 |
Улыбка, мишка и музыка: Владивосток продолжает отмечать "День соседей"
статьи раздела
Регион сегодня
01 Января 2025, 00:42
Олег Кожемяко осуществил новогодние желания маленьких приморцев В преддверии новогодних праздников заветные желания маленьких приморцев начинают сбываться. Так, Губернатор Приморского края Олег Кожемяко передал подарки от Деда Мороза двум маленьким приморцам: шестилетнему Мирону Глушаку из Тернейского муниципального округа и четырёхлетней Ольге Алимпиевой из Арсеньева.
статьи раздела
Часовой пояс
23 Декабря 2024, 23:25
Родители ребят с ОВЗ обсудили вопросы образования и трудоустройства с представителями власти Приморья Третья встреча клуба "На равных", призванного помогать гражданам решить непростые жизненные ситуации, состоялась в Приморье. В этот день участниками клуба стали родители детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Они обсудили с представителями власти вопросы образования и трудоустройства таких ребят.
статьи раздела
Тема номера
22 Сентября 2024, 15:00
Почти на 70% выполнен национальный проект по жилью в Приморье Темпы строительства жилья увеличивают в Приморье. На сегодняшний день в крае уже введено почти 60 многоквартирных домов, больше всего – в столице Дальнего Востока.
статьи раздела
Часовой пояс
16 Сентября 2024, 14:28
Социальные предприниматели Приморья могут найти кадры и получить рекламу на радио при господдержке Открыт прием заявок на две актуальные для социальных предпринимателей меры поддержки: "Размещение двух вакансий на HeadHunter" и "Размещение рекламы на радиостанции". Такой формат господдержки поможет социальному бизнесу Приморья продвигать свои услуги в осенний период и найти профессиональные кадры для расширения штата.
статьи раздела
Отрасль
19 Апреля 2024, 16:37
24 протокола составили на нарушителей противопожарного режима в приморских лесах Лесничие и инспекторы в Приморье составили 24 протокола в отношении нарушителей особого противопожарного режима на землях лесного фонда. ОПР действует в большинстве муниципалитетов и подразумевает крупные штрафы за пренебрежение правилами пожарной безопасности.
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Регион сегодня

21 Апреля 2014, 17:48 | Регион сегодня

Дальний Восток является личным проектом Владимира Путина - эксперт

"Дальний Восток обласкан вниманием федерального центра и получил новый режим управления, но пока остается сырьевой периферией страны и суммой не столь уж многочисленных локальных проектов. Его вывод из неустойчивого состояния в перспективе зависит от снижения уровня управленческих противоречий и диверсификации дальневосточной экономики", - считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.

О попытке создания новой управленческой модели в отношении ДФО рассказал вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский в эксклюзивном интервью для Информационно-аналитического агентства «Восток России».

Досье: Ростислав Туровский родился в 1970 году в Москве. В 1992 г. окончил географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Доктор политических наук. Учился в аспирантуре Института географии РАН и философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал старшим референтом в «Горбачев-Фонде», консультантом и советником в Фонде «Реформа», старшим, затем – ведущим научным сотрудником в Российском НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, профессором факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Являлся вице-президентом Российской ассоциации политической науки. В настоящее время работает вице-президентом Центра политических технологий, профессором и заведующим лабораторией региональных политических исследований в Национальном исследовательском университете – Высшей школе экономики. Автор многочисленных научных работ по вопросам политической регионалистики. 

- События последних двух лет позволяют говорить о попытке создания новой управленческой модели в отношении российского Дальнего Востока. Нельзя сказать, что эта модель уже сложилась. Об этом свидетельствует череда все новых инициатив, исходящих от представителей федеральной власти. Собственно внимание федеральной власти к Дальнему Востоку не является чем-то принципиально новым. Тема особой значимости этого региона для страны рефреном проходит через высказывания политических деятелей на протяжении многих лет. Выработался свой набор стандартов – отношение к Дальнему Востоку как к проблемной, но в то же время перспективной и стратегически важной территории России, которую обязательно необходимо удержать в ее составе и одновременно интегрировать в «бурно развивающийся» АТР. Об этом говорят с начала 1990-х гг., пока население Дальнего Востока продолжает сокращаться, не замечая перспектив и заботы федеральной власти. Северная половина Дальнего Востока с точки зрения роста населения стала безнадежной в связи со сменой модели освоения, и реально можно еще говорить только об удержании людей в южных регионах Дальнего Востока, где сосредоточено его основное население.
Еще В.И.Ленин произнес знаменитую фразу: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский». А почти на закате советской власти, в 1986 г., во Владивостоке побывал М.Горбачев и произнес там знаменитую речь, которая, впрочем, была посвящена в основном внешнеполитическим вопросам. В советское время шло постепенное развитие Дальнего Востока, но удаленность территории и приоритетные потребности армии и флота препятствовали его превращению в регион с бурно развивающимся реальным сектором, готовый к интеграции в АТР в случае открытия границ. Каким-либо политическим влиянием и лоббистским потенциалом Дальний Восток в СССР не обзавелся, оставаясь далекой периферией и не привлекая особенных ресурсов со стороны центральной власти. Очаговое, точечное развитие, привязанное к отдельным проектам и к военным объектам, оказалось единственной работающей моделью, вполне устраивающей центральную власть. При этом у советской власти не дошли руки до ряда сырьевых проектов, которые достались по наследству нынешней российской власти.

Внимание центра к Дальнему Востоку после распада СССР выросло по нескольким причинам. Во-первых, в сократившемся по размерам государстве Дальний Восток стал выделяться естественным образом, его политическая и экономическая роль автоматически возросла. Во-вторых, регион превратился в источник «плохих новостей», связанных с развалом армии и флота, низким качеством и недостатком инфраструктуры, криминализацией. Взрывы боеприпасов, чрезвычайные ситуации в ЖКХ, бандитизм - все это стало наполнять новостные ленты, привлекая внимание к Дальнему Востоку и создавая ему отрицательный образ. В-третьих, при всех проблемах Дальний Восток остался кладезем природных богатств, освоение которых сулило немалый экономический рост и для страны в целом. В-четвертых, экономический рост в АТР и потребности в налаживании отношений с крупными соседями, такими как Китай, Япония, Республика Корея и др., создавал новые перспективы. В-пятых, наряду с экономическими перспективами, определились и геополитические проблемы, связанные с неурегулированными территориальными спорами с той же Японией и Китаем. Таким образом, Дальний Восток в силу множества причин прочно вошел в повестку дня российской политики.
В то же время определилось противоречие между демонстративным вниманием к Дальнему Востоку, розыгрышем Дальнего Востока в качестве политической карты и реальными мерами по его социально-экономическому развитию, подкрепленными возможностями государства для такого развития. С использованием Дальнего Востока в качестве пиар-площадки все просто и понятно. Традиционной стала риторика высших федеральных чиновников, говорящих об огромном, стратегическом значении Дальнего Востока, о «повороте» властей в сторону его развития (немного странно читать цитаты чиновников, на протяжении не одного десятка лет периодически провозглашающих этот «поворот»). Удобной оказалась политическая риторика о необходимости отстоять Южные Курилы, бороться с китайской «экспансией». Националистические и изоляционистские настроения, выросшие на Дальнем Востоке в условиях усилившихся внешних вызовов и так и не преодоленные за счет подлинной интеграции в АТР, всегда успешно эксплуатировались российскими политиками. Достаточно вспомнить успех на Дальнем Востоке, и особенно на Сахалине, ЛДПР на думских выборах 1993 г., вслед за чем последовало формирование наиболее устойчивого электората этой партии именно в восточных регионах страны.

Со стороны властей определенной традицией стало реагировать на социально-экономические и демографические проблемы Дальнего Востока запуском тех или иных федеральных программ, призванных изменить ситуацию. Все началось в 1994 г., как раз когда президентская власть окрепла, и сейчас мы «отмечаем» 20 лет усилий федеральной власти на дальневосточном направлении. Словно в ответ на геополитические вызовы со стороны Японии и на подозрения оппозиции в готовности пойти ей на уступки, российское руководство принимает федеральную целевую программу социально-экономического развития Курильских островов на 1994-2005 годы. В ноябре 1994 г. Б.Ельцин поручил правительству разработать программу долгосрочного развития Дальнего Востока. Незадолго до президентских выборов 1996 г. Б.Ельцин утвердил первую ФЦП социально-экономического развития всего Дальнего Востока, причем на весьма длительный период 1996-2005 гг. и до 2010 года. Будучи в Хабаровске в тот период, президент заявил: «Мы не состоимся как великая страна, если Дальний Восток России будет запущен». Были приняты точечные решения в стиле политики «ручного управления», вроде выделения Чукотке из федерального бюджета в 1994-95 гг. т.н. «золотого кредита» в размере 11 тонн золота (который впоследствии лег неоплатным долгом на региональный бюджет). Временами центр активно вмешивался и во внутриполитическую ситуацию на Дальнем Востоке. В этой связи вспоминается попытка администрации президента разрулить конфликт между губернатором Приморского края Е.Наздратенко и мэром Владивостока В.Черепковым, который вызвал раскол в президентской администрации (и завершился решением Б.Ельцина отправить в отставку В.Черепкова).

Однако в условиях острого дефицита ресурсов федеральный центр не был в состоянии профинансировать в 1990-е гг. все заявленные программы. Как оценивали результаты уже в нулевые годы, первая программа развития Дальнего Востока, принятая в 1996 г., была профинансирована всего на 9%. Такой, впрочем, была судьба большинства федеральных программ. Не удивительно, что в условиях декларативного внимания федеральной власти, не подкрепленного ресурсами, Дальний Восток жил своей жизнью, люди уезжали или находили себе новые занятия, учились и, надо сказать, научились выживать, создавать свой бизнес и т.п.

В определенном смысле Дальний Восток создал тогда свою автономию от федерального центра: складывались замкнутые управленческие элиты и активный местный бизнес, как легальный, так и теневой, формировались свои связи со странами АТР, и все это на фоне растущего недовольства политикой центра, а вернее – ощущения ее отсутствия и невнимания. В ряде регионов возникли автономные режимы, основанные на личном авторитете главы региона, консолидации управленческой элиты и тесном взаимодействии власти и бизнеса, который формировался в значительной мере под патронажем властей. Яркими примерами стали Хабаровский край при В.Ишаеве (который и оказался самым успешным губернатором-долгожителем), Приморский край при Е.Наздратенко, Якутия при М.Николаеве. После перехода к прямым губернаторским выборам стали появляться новые, пробивные и активные лидеры, как, например, В.Цветков в Магаданской области, сумевший пролоббировать действующий до сих пор проект особой экономической зоны. Хотя в периферийных регионах Дальнего Востока, напротив, элиты были слабыми и разрозненными, поскольку они не успели сформироваться в советские годы (это особенно ярко показала амурская губернаторская чехарда). Притом Дальний Восток оказался неконсолидированным. На это повлияла традиционная конкуренция Хабаровска и Владивостока, а также в целом слабые связи между регионами. К примеру, дальневосточная межрегиональная ассоциация не смогла отличиться такой активностью и инициативами, как «Сибирское соглашение». В результате регионы Дальнего Востока были в той или иной степени замкнуты на свои проблемы, решая их поодиночке, с очень разной степенью (без-)успешности и без особой надежды на федеральную власть.
Приход к власти В.Путина, счастливо совпавший с резким ростом финансовых возможностей государства, позволил предпринять попытку начать выстраивать уже более продуманную и обеспеченную федеральными ресурсами модель управления Дальним Востоком. Своего рода традицией стали ежегодные турне главы государства по восточным регионам. Символическим жестом президента Д.Медведева в 2010 г. стал первый в постсоветской истории визит главы государства в Еврейскую автономную область. В.Путин внес свою лепту в символическую политику, встретив в Хабаровске новый 2014-й год, не говоря, конечно, о таком ключевом событии, как проведение во Владивостоке в 2012 г. саммита АТЭС.

Пожалуй, можно сказать, что Дальний Восток является личным проектом В.Путина, который курировал его постоянно и на посту президента, и занимая пост премьер-министра. Регулярные визиты, заявления, пиар-акции, точечные решения в стиле «ручного управления» - все это стало неотъемлемым элементом управленческой модели, которая стала использоваться на Дальнем Востоке. Конечно, основную организующую роль в этом процессе сыграл саммит АТЭС в 2012 г. во Владивостоке, и примерно на протяжении трех лет до него внимание В.Путина, в то время главы правительства, к Дальнему Востоку было особенно большим. В режиме «ручного управления» В.Путину пришлось заниматься и множеством проблем вроде ликвидации последствий наводнения в прошлом году, попытки спасения завода «Амурметалл» и т.п.

Немаловажным фактором внимания федеральных властей к Дальнему Востоку являлись выросшие там протестные настроения, приведшие к усилению оппозиционного голосования, о чем свидетельствовал избирательный цикл 1999-2000 гг. Вплоть до середины 1990-х гг. Дальний Восток отличался высоким уровнем поддержки либеральных реформ и возлагал большие надежды на политические перемены (за исключением консервативных Амурской области и Еврейской АО с их высокой долей сельского населения). В общественных настроениях Дальнего Востока явственно выделялись два тренда – либеральный, нацеленный на открытость региона внешнему миру, и националистический, связанный, наоборот, с изоляционистскими настроениями, вызванными страхом перед внешней угрозой. К концу 1990-х гг. разочарование постигло сторонников всех идеологий. Как результат - поддержка В.Путина на Дальнем Востоке на выборах 2000 г. оказалась одной из самых низких в стране.

Одной из новых управленческих форм стал Дальневосточный федеральный округ, созданный в 2000 году. При этом быстро стало понятно, что экономические проекты невозможно заключить в его границах, которые мешают реализации более масштабных и комплексных программ. Поэтому в рамки ФЦП и стратегических документов стали включать и регионы Восточной Сибири, сначала – Забайкальский край (который в ином случае остался бы сибирскими задворками), затем – весь Байкальский регион, захватывая также Бурятию и Иркутскую область. Это, однако, способствует размыванию внимания к собственно Дальнему Востоку как своеобразному региону, непосредственно обращенному к Тихому океану. Управление федеральным округом изначально воспринималось как полностью централизованное, полпредов присылала Москва: за генералом К.Пуликовским последовал бывший мэр Казани К.Исхаков, его сменил «человек со связями» О.Сафонов. С этим трендом контрастировало назначение полпредом хабаровского губернатора В.Ишаева, но в 2013 г. на смену ему пришел опять-таки внешний для региона человек – Ю.Трутнев.

Неизбежностью стал пересмотр «базовой» ФЦП социально-экономического развития Дальнего Востока, новые редакции которой принимались в 2002 и 2008 гг., с продлением сроков действия программы. Пересматривалась ФЦП развития Курильских островов, ставшая уникальным в российской практике казусом привязки федеральной программы к нескольким муниципальным образованиям в составе одного региона – Сахалинской области. Появились новые разновидности государственных документов. Во-первых, в русле тренда на усиление стратегического планирования возникли стратегии регионального развития, одной из которых стала стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г., утвержденная в декабре 2009 года. Во-вторых, ФЦП регионального развития и отдельные подпрограммы были объединены в рамках наиболее масштабного и ныне действующего документа – государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», рассчитанной до 2025 г. (включая ФЦП по Дальнему Востоку и Байкальскому региону до 2018 г., ФЦП по Курилам до 2015 г.).

Увеличение финансирования и появление новых проектов в бюрократическом государстве привели к попыткам создания разнообразных управленческих форм. Так, в декабре 2006 г. было принято решение о создании государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области. В 2013 г. ее упразднили, создав на ее месте новую правительственную комиссию. В правительстве вопросы Дальнего Востока длительное время курировал первый вице-премьер И.Шувалов. В 2012 г. было принято решение о проведении управленческого эксперимента с созданием специального министерства по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития), глава которого одновременно являлся полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе (схожий эксперимент был еще раньше поставлен над другой «особой» территорией – Северным Кавказом, где совмещены должности вице-премьера и полпреда). В 2013 г. этот эксперимент был продолжен вместе с кадровыми перестановками: на Дальнем Востоке совмещены должности вице-премьера и полпреда (как и на Северном Кавказе), а Минвостокразвития возглавляет отдельный министр. Создание Минвостокразвития происходило в условиях острого аппаратного конфликта с Минрегионом, потерявшим в результате важный лакомый кусок.

Сложная бюрократическая пирамида не является единственной несущей конструкцией дальневосточного развития. Регулярно возникает вопрос о создании государством экономических структур, которые аккумулировали бы средства и направляли их на инвестиции. Этот институт так толком и не заработал. Так, еще в 2011 г. было создано ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Но при этом со стороны правительственных чиновников раздаются предложения о создании государственной компании (притом в виде автономной некоммерческой организации), Фонда развития Дальнего Востока, ОАО «Развитие Дальнего Востока» и т.п., что свидетельствует об аморфности созданной конструкции и неудовлетворенности тех или иных интересов.

Формирование управленческой инфраструктуры не является, конечно, единственным результатом того особого внимания, которым пользуется Дальний Восток у российского руководства. За это время удалось, например, повысить связность транспортной и энергетической системы страны, в которой Дальний Восток был изолирован. Решен вопрос о субсидировании пассажирских авиаперевозок, о котором политики говорили на протяжении многих лет. Достроена автомагистраль Чита – Хабаровск.
Главным фундаментальным отличием современной управленческой модели является резко выросшая роль федерального центра и связанного с ним бизнеса. У региональных «автономий» Дальнего Востока образца 1990-х гг. были слабые внутренние ресурсы, которых хватало на создание бизнеса местного масштаба и обеспечение самозанятости населения. Оставалось множество неосвоенных ресурсов, не было источников для крупных инвестиций. Любопытно, что приход «внешних» людей, «варягов», с которыми ассоциировался бы выход из застоя, отмечался на Дальнем Востоке и в 1990-е гг. Первым примером оказалось сахалинское губернаторство московского профессора-экономиста В.Федорова в 1991-93 гг., ознаменовавшееся прожектерством и разногласиями с местными элитами, которые в итоге взяли верх. Более серьезным экспериментом потом стало губернаторство Р.Абрамовича на Чукотке в 2000-2008 гг., которое, впрочем, также не смогло обеспечить какой-либо экономический прорыв и скорее стало примером социальной терапии.

Надо сказать, что с переходом к назначению губернаторов центр не стал злоупотреблять на Дальнем Востоке с практикой назначения «варягов». В большинстве регионов власть сохранили местные элиты, за исключениями, пожалуй, Амурской области (но губернатор О.Кожемяко все-таки является дальневосточником) и с недавних пор – Приморского края. В то же время главным фактором встраивания Дальнего Востока в вертикаль стала не ротация элиты, а явное доминирование центра в деле распределения ресурсов и принятия решений о запуске тех или иных проектов.

Фактически еще одним ключевым элементом сложившейся на Дальнем Востоке управленческой модели стали государственные корпорации. Одну «свою» корпорацию Дальний Восток создал в лице АЛРОСА, но она подверглась «федерализации», и за Якутией остался лишь блокирующий пакет акций. На Дальнем Востоке укрепились наиболее влиятельные государственные корпорации – «Роснефть», «Газпром», ОАО «РЖД», которые стали играть там определяющую роль. Наиболее активным и склонным к экспансии игроком сейчас явно стала «Роснефть». Появились признаки борьбы между этими компаниями, о чем свидетельствуют нынешняя конкуренция проектов по производству сжиженного природного газа «Газпрома» и «Роснефти» и недавняя борьба этих же компаний за шельф. Интересы этих компаний сильно влияют на внешнюю политику России в АТР. Достаточно сказать о роли «Роснефти» в российско-китайских отношениях и ее зависимости от этих отношений.

Аналогично позиции местного бизнеса, который не был в состоянии обеспечить развитие регионов, стали занимать крупные частные ФПГ. Они укрепились в сырьевом секторе, занимаясь добычей угля, железной руды, драгоценных металлов («Сургутнефтегаз», «Мечел», «Евраз», Petropavlovsk, «Полиметалл», «Полюс Золото» и др.). Некоторые ФПГ, например группа «Альянс», заняли позиции в различных секторах экономики - будь то переработка нефти, авиационный транспорт, добыча драгоценных металлов и др. Угольщики и металлурги «разобрали» ключевые портовые активы, чтобы они работали в их интересах. На Дальнем Востоке постепенно появились компании, хозяев которых принято относить к ближнему кругу руководителей страны. Тот же саммит АТЭС привел в Приморье крупных подрядчиков федерального уровня.

Таким образом, нынешняя модель предполагает внешнее экономическое управление Дальним Востоком. В ее основе – сложная бюрократическая конструкция в правительстве и администрации президента. К ней примыкают доминирующие на территории государственные корпорации и ряд частных ФПГ. Произошло фактическое урезание полномочий региональной власти, которым остается надеяться на успешность федеральных проектов и «дружить» с ФПГ. Наполнение региональных бюджетов также оказалось второстепенной задачей, поскольку все новые проекты основаны на предоставлении налоговых льгот. Но если говорить о льготах, то показательно, что на Дальнем Востоке мало используется режим особых экономических зон, которые позволяют развивать территории (хотя во время принятия закона об особых экономических зонах тогдашний министр экономического развития Г.Греф говорил о приоритетности создания ОЭЗ именно в Сибири и на Дальнем Востоке). Было множество предложений о создании ОЭЗ на территории целых субъектов федерации (по аналогии с Калининградской областью), были локальные проекты. В итоге ни одну ОЭЗ на Дальнем Востоке нельзя назвать эффективной. Льготы же бизнес пробивает под конкретные месторождения, а не ради развития территорий, и это как раз происходит успешно.

Подобная модель выгодна федеральным субъектам и отвечает их интересам. Но ее крупным минусом является локальный характер проектов. Новые месторождения не обязательно придают импульс развитию регионов и муниципальных образований, не всегда означают рост налоговых платежей и создание большого числа рабочих мест. Вложения государства в транспортную и энергетическую инфраструктуру посредством ФЦП зачастую связаны с этими же проектами (характерно, что новые редакции дальневосточной ФЦП увеличивали расходы на транспорт, тогда как ранее программа была ориентирована на ЖКХ и социалку). Тот же саммит АТЭС поглотил наиболее крупную часть средств прежней ФЦП, оказавшись «островным» проектом, который прошел «мимо» жителей даже Владивостока, не говоря уже про весь регион. В результате для основной части территории Дальнего Востока и его населения до сих пор нет зримого эффекта.
В этих условиях велика вероятность консервации сырьевой модели развития Дальнего Востока, которая к тому же не гарантирует рост в долгосрочной перспективе. Все ключевые проекты связаны с добычей, переработкой и транспортировкой сырья. Само по себе это не так уж и плохо. Неясен эффект для Дальнего Востока в целом. Кроме того, для «будущего» дальневосточного сырья вовсе не гарантированы рынки сбыта, а АТР и Китай в частности не следует наивно считать «постоянно растущими». Совершенно не обязательно будет спрос на сжиженный природный газ, а «Роснефть» и «Газпром» соревнуются между собой, предлагая проекты, не обеспеченные ни сырьем, ни рынком сбыта. Крупным недостатком российской продукции останется ее высокая себестоимость, из-за которой она будет проигрывать австралийским, индонезийским и прочим аналогам.

Плюсом является, конечно, отказ от модели 1990-х годов, когда Россия рассчитывала на соглашения о разделе продукции, что не принесло бы ей почти никаких выгод. Сейчас все-таки в регионы идут прямые иностранные инвестиции. Сахалинский опыт регионального роста тоже, несомненно, привлекает. Но он показал и другое: даже, казалось бы, очень выгодные сырьевые проекты в области ТЭКа реализуются крайне медленно, на это уходит порядка 10-15 лет. Сейчас в России повсеместно продлевают сроки реализации новых проектов, и та же участь явно ждет дальневосточные проекты, запуск которых может растянуться не на одно десятилетие, а во многих случаях не произойдет вовсе. Показателен и фактический срыв мегапроекта развития Южной Якутии, который предполагал хоть какое-то комплексное развитие территории, но как раз из-за этого оказался нереалистичным.

Возникают риски того, что «сырьевое проклятие» помешает диверсификации дальневосточной экономики, а только таким путем можно включить в проекты большинство территорий и их жителей. Новые проекты реального сектора, такие как верфь «Звезда» и автомобильный завод «Соллерс» имеют ограниченные перспективы. Оборонка в лице прежде всего Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения имеет свои рынки сбыта, но это опять же единичный, хотя и крупный случай. Строительство нового космодрома «Восточный» является красивым шагом, но на экономику он почти никак не влияет.

Стремление справиться с внутри- и внешнеполитическими вызовами, а также появление у государства новых ресурсов способствовали в 2000-2002 гг. началу длинной череды управленческих и финансово-экономических экспериментов. С той поры и до настоящего времени проблема начинает состоять в другом. Ресурсы и желание заниматься Дальним Востоком у федерального центра есть. Но возникает слишком много управленческих и окологосударственных коммерческих структур, борющихся между собой за влияние и финансовые потоки, и это многообразие, с одной стороны, позволяет удовлетворять интересы различных групп влияния в текущем режиме, но, с другой стороны, затрудняет принятие решений. Дальний Восток обласкан вниманием федерального центра и получил новый режим управления, но пока остается сырьевой периферией страны и суммой не столь уж многочисленных локальных проектов. Его вывод из неустойчивого состояния в перспективе зависит от снижения уровня управленческих противоречий и диверсификации дальневосточной экономики.

«Восток России».

 

Теги: АЛРОСА  саммит АТЭС  госпрограммы  Роснефть  Газпром 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Звание почётных жителей Приморского края присвоят ветеранам войны
  • Облачная платформа и суперкомпьютер Сбербанка станут цифровой основой сервиса лесвосток.рф
  • Парламентарии Северного Форума обсудят вопросы развития и жизнеобеспечения Северных и Арктических территорий
  • Сбербанк предоставил возможность обучения на Школьной цифровой платформе учащимся 65 регионов России
  • Главным событием Года журавля—2020 является "перепись" даурского и японского журавлей
  • Яндекс.Директ: Почему за контекстной рекламой важно идти к профессионалам
  • Юрий Воротников: Роза Чемерис болеет душой за жителей Дальнего Востока
  • Евгений Минченко: Роза Чемерис не боится препятствий
  • Приморский политолог: у Розы Чемерис есть поддержка со стороны федеральных элит
  • Месячный запас топлива сформирован на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Регион сегодня
02 Января 2025, 00:44
#ПозывнойКультура: Дед Мороз поздравил участников СВО в госпитале ТОФ с наступающим Новым годом В преддверии Нового года агитбригада #ПозывнойКультура побывала в госпитале Тихоокеанского флота в субботу, 28 декабря. Для участников СВО, находящихся на лечении и реабилитации, прозвучали музыкальные поздравления. Со словами самых теплых пожеланий подарки военнослужащим вручила заместитель Председателя Правительства Приморского края – министр культуры и архивного дела Елена Бронникова.
статьи раздела
Loading...
RedTram
Регион сегодня
31 Декабря 2024, 00:41
Губернатор Приморья оценил оснащение Индустриального колледжа в Арсеньеве Очередной день работы Губернатора Приморского края Олега Кожемяко в муниципалитетах региона начался с посещения Приморского индустриального колледжа в Арсеньеве. Глава региона изучил новое оборудование, на котором готовят специалистов технических специальностей.
статьи раздела
Регион сегодня
28 Декабря 2024, 20:38
Комплекты быстровозводимых мостов начали поставлять в Приморье Началась поставка средних автодорожных разборных мостов (САРМ) для проведения аварийно-восстановительных работ на дорогах Приморья. Всего на следующий год закуплено 11 комплектов. При необходимости комплекты САРМ будут использованы для оперативного восстановления проездов во время паводков.
статьи раздела
Регион сегодня
24 Декабря 2024, 23:24
Почти 900 сотрудников предприятий Приморья уже владеют бережливыми технологиями благодаря нацпроекту "Производительность труда" Итоги реализации национального проекта "Производительность труда" и планы на будущее озвучил министр экономического развития Приморья Андрей Блохин на награждении команды Регионального центра компетенций. За четыре года работы нацпроекта реализовано 78 проектов по внедрению бережливых технологий на предприятиях края.
статьи раздела
Часовой пояс
04 Декабря 2024, 14:42
Лучших среди будущих защитников Отечества выявили на фестивале ГТО в Приморье Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" состоялся в приморской столице 28 и 29 ноября. К движению присоединилась допризывная молодежь Приморского края.
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2025 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Голубь Андрей Александрович
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85; Email: priem@zrpress.ru
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика