Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:51 |
|
|
Тема номера
|
Моя компания - это мое государство и национальная идея
Однако в Петропавловске-Камчатском нередко можно услышать разговоры о не радужной перспективе рыбной отрасли, а это значит и достаточно тревожном будущем самой Камчатки, ведь моноструктурная экономика привязала к рыбному промыслу подавляющую часть здешнего населения. Тот, кто не ловит рыбу, обеспечивает рыбаков на берегу, учит и лечит их детей. Так что как ни поворачивай, а социальная ответственность руководителей, или, как их здесь называют, генералов, рыбных компаний, - вопрос очень значимый. Именно с этого мы и начали разговор с генеральным директором ОАО "Океанрыбфлот" Борисом СОРОКИНЫМ.
- Мы в Перопавловске-Камчатском самые крупные налогоплательщики. И этим все сказано. А могу я вопросом на ваш вопрос ответить: "А социальная ответственность государства перед бизнесом должна быть?".
- Государство все больше говорит о партнерстве власти и бизнеса.
- Пока не очень-то оно складывается. Мне многие шаги президента, правительства нравятся, но очень не нравится, когда, издавая законы, депутаты Госдумы просто забывают о своей ответственности. От этого нашу отрасль многие годы лихорадит. Это моя боль. Поэтому я говорю своим подчиненным: "Наша компания - большая и самая красивая на Камчатке -вот это наша страна". И порой просто не хочется за ее пределы выглядывать. Там я не жду помощи, только прошу: "Не мешайте".
Проработав в море капитан-директором 25 лет, я привык к полной своей ответственности за все. В этом смысле капитан -профессия уникальная: я и президент, и премьер, и судебная, и исполнительная власти, и отец-командир для всех. Вот такими бы я хотел видеть губернатора, градоначальника, руководителей законодательной и исполнительной властей всех уровней. Они должны брать на себя ответственность за все и отвечать, а не оправдываться. В этом случае можно говорить о партнерстве.
- Весь ваш бизнес в море, но компания громадная и на берегу у нее много структур - офис, автохозяйство, сетепошивочный цех, склады снабжения, свой причал и т.д. Если исходить из основополагающей цели любого акционерного общества, главное - это получение прибыли, то в какой степени вас могут волновать заботы другой "страны" - города, например.
- Мое становление как человека, капитана, предпринимателя прошло на Камчатке. Это же может сказать о себе практически любой из нашей команды управленцев и собственников компании. Для нас это родной берег, и именно он создает основу для успешного промысла. Такой же позиции придерживается Совет директоров. Благодаря этому мы значительную часть прибыли вкладываем в обустройство социальной сферы компании и активно участвуем в жизни города и области.
Посмотрите на наш офис, он не просто красивый и комфортный - он украшение Петропавловска. Наша социальная политика - это очень широкий спектр участия в жизни города, области. Мы видим, что сегодня к власти пришел градоначальник совершенно другого уровня. Понимая, что ему досталось, не дай бог, какое разрушенное хозяйство, мы готовы его поддерживать. Спорт, детские дома, больницы, школы - мы везде, где можем, помогаем. Нам близки людское горе и боль. Мы внимательно следим за своими ветеранами, пенсионерами. Создан совет ветеранов. За выслугу лет производится доплата к пенсии. Четыре раза в год и к праздникам выделяем рыбные наборы.
- Сегодня у многих рыбацких компаний дефицит кадров. У вас набор работников прекращен. Хорошими заработками людей привлекли к себе?
- Хорошо зарабатывают там, где хорошо и много работают. И могу сказать: у нас очень жесткие требования к персоналу. Если вы придете на наше судно, то уже у трапа увидите отличие от других компаний. Вас встретит капитан в форме. Мы вернули форменную одежду, и это не только дисциплинирует, но и поднимает престиж профессии. Мы не понимаем слов "пить на судне" и уходим от поденщины. У каждого экипажа есть возможность заработать больше. Зарабатывайте, а мы, управленцы, вам поможем.
Очень важны дисциплина, взаимоуважение, радение за свое и общее дело, ответственность, гордость за судно и структуру в целом, высокая культура.
В компании активно внедряются современные информационные технологии. Я, сидя за своим рабочим столом, могу видеть ситуацию практически на любом судне - наличие ГСМ, продовольствия, снабжения, выполнение рейсового задания, в какой точке находится судно и его перемещение. В отношении выбора квот все капитаны знают, что лучшим будет дана возможность работать еще лучше и зарабатывать, в отличие от тех, кто раскачивается.
В море слишком много объективных причин, из-за которых теряется промысловое время, - шторма, тяжелая ледовая обстановка, добавлять субъективные мы не можем себе позволить. Я лишил экипажи возможности искать какие-либо оправдания. Вся наша береговая инфраструктура подчинена интересам моря - когда приходит судно, офис пустеет, все несутся решать его проблемы. Перед выходом в рейс я спрашиваю у капитанов: "Что мы не сделали для вашей успешной работы в море? Готовы выполнить все ваши пожелания". Если вопросов нет, оправданий быть не может. Я устраиваю неравенство, соревнование между экипажами, гонку, если хотите. Мне нравится, когда рядом со мной такие же азартные люди, которые привыкли работать на конечный результат. Когда я не буду гореть, а начну тлеть, я уйду. Я это твердо знаю.
Мы очень приветствуем инициативу и вполне конкретно понимаем демократию. Я сам стремлюсь шагать, опережая других, и настраиваю на это своих подчиненных. Мне важны их жизненный опыт и интуиция. Пропускать через себя максимум информации и выбирать рациональные зерна - это и есть интуиция. Я хочу, чтобы так работали все наши структуры. Мы должны все делать первыми, идти на шаг впереди, правильно анализировать ситуацию и упреждать события.
Слышать и быть услышанным - это тоже мой принцип. Именно слышать, а не вещать. В нашей стране, к сожалению, до сих пор главенствует принцип: "Как скажете, так и сделаем". Мы же ставим вопрос по-другому: "Мы даем вам стратегическое направление, а ваше дело, творчески подойдя, выполнять задачу". При этом я терпеть не могу, когда рассуждают о том, о чем не имеют понятия, с позиции болельщика с трибуны. Ты делаешь свое дело и рассуждай внутри этого дела - вот этого я добиваюсь от своих подчиненных.
Приоритеты компании всем известны, тот, кто не согласен с ними, может уйти и не мешать нам двигаться вперед. Вот такая у нас демократия. И я хочу, чтобы каждый, кто работает в "Океанрыбфлоте", так же, как и я, считал: моя компания -это мое государство и национальная идея.
Встречая и провожая экипажи, много общаюсь с коллективами. Люди твердо знают нашу политику и стратегию - я не обещаю того, чего мы не можем выполнить. Мы будем чуть-чуть лучше жить, но пока не более того. Рыба уже не выдерживает стремительного роста цен - на топливо повышается в разы, дорожает снабжение, а цена на нашу продукцию просто не поспевает за этой гонкой. Плюс к этому не внушает оптимизма та неповоротливость чиновного аппарата, который регулирует вопросы промысла. Мы возвращаемся к началу -ответственности государства перед бизнесом. Наверное, каждый представляет себе этот длинный путь решения любого вопроса в нашей стране - от его постановки до конкретного воплощения.
- Если взять за пример, сколько времени принимался закон о рыболовстве, то можно себе представить...
- Этот закон не улучшает ситуацию в отрасли. Даже такая компания, как наша, которая уже сформировалась, нормально работает, не может спокойно смотреть в будущее. Мы можем видеть завтрашний день, если прищуриться, руку ко лбу поднести - можно увидеть 2007 год, а дальше что? Рыбацкий флот сходит на нет - у нас все суда старше 20 лет. Такая же картина в других рыбных компаниях. Может случиться, что скоро добывать рыбу в Охотском море будет нечем. На уровне правительства каждый год принимаются решения о программах судостроения, но за ними не следует конкретных действий. Вот мы и ходим по кабинетам - нам нужны квоты хотя бы на 20 лет, чтобы мы могли начинать строить, необходимы государственные гарантии банкам для получения кредитных ресурсов.
- Но ведь еще недавно рыбаки с энтузиазмом воспринимали пятилетнее закрепление квот.
- Реальная ситуация с их освоением требует вновь вернуться к этой теме. Посудите сами - в прошлом году квоты по минтаю в Охотском море были освоены всеми компаниями только на 85%. А это ресурс, который практически создает благополучие компаниям. Происходит это не потому, что директора и капитаны не хотели выбрать, просто далеко не все суда могут работать в это время (с 1 января по 1 апреля. - Прим. "ДК"), обстановка тяжелая - шторма, льды. Мы, крупнотоннажники, успеваем взять свою квоту, а среднетоннажные суда не могут ее выбрать, и она остается не освоенной. Через два-три года ситуация будет катастрофической. Нужно строить новый современный флот, способный работать в море.
Квоты не осваиваются и в силу других причин. Например, при распределении ОДУ по минтаю существует ограничительная линия разделения - 54-й градус. Она была проведена условно, для создания более благоприятной работы на крабе. Это географическая линия, но не биологическая - наукой доказано, что это единое стадо минтая. Из года в год мы просим: "Уберите линию, она создает определенные сложности миграции флота".
Ученые посчитали, что в этом году можно добавить еще 30 тыс. тонн минтая - пусть рыбаки зарабатывают деньги, платят налоги. Ученые сказали "да", срок путины ограничен, но решение принималось так, что на рыбалку осталось не больше двух недель. Опять квота не выбрана.
Очень запутанный вопрос распределения квот на прибрежный лов. На наш взгляд, не совсем правильным является решение о 12-мильной зоне. У малого флота есть максимальный диапазон действия - 50 миль. Почему прибрежный флот не может работать дальше 12 миль? У многих мелких компаний, которые работают на прибрежке, есть небольшие квоты в экономической зоне, чтобы освоить их, необходимо пройти большое количество формальностей пограничных, таможенных. Опять возникает ступор.
Раньше было Министерство рыбной промышленности, и в его недрах решались все вопросы, промысел управлялся оперативно, и заниматься рыбным бизнесом было хорошо. Сейчас то агентство, то комитет, но это всегда придаток к чему-то. Все рыбаки говорят: "Нам необходимо дать статус, дать право решения отраслевых вопросов". Но все виснет.
Наш флот в году работает на 60% от своих мощностей. Уже отменено 704-е постановление, по которому квоты закреплялись исходя из среднеарифметического за несколько лет. Сегодня очевидно, что, когда такое распределение было зафиксировано, многие компании флота уже совсем не имели. Сейчас они никаких затрат не несут, получают деньги, продавая квоты китайцам, корейцам, - и все. А мы топливо, снабжение, рабочие места, налоги - это справедливо? Мы просим: "Сделайте ревизию и поделите по долям, сколько мы заслуживаем". Это говорится не первый год.
- Если вы на 60% используете свои возможности, то как тогда зарабатываете прибыль и поддерживаете нормальную рентабельность предприятия? На что рассчитываете в будущем?
- Мы ищем резервы, покупаем квоты, планируем работу на лососе. Я не говорю, что это катастрофа, но очевидно, что судно не должно стоять у стенки, оно должно приходить в порт только для того, чтобы пройти определенное техническое обслуживание. Мы этого пока добиться не можем. В 2005 году мы заплатили больше 550 млн рублей налогов, и наш вклад в бюджет мог быть намного выше.
У нас есть стратегия развития предприятия, разработанная Советом директоров. Но ее реализация зависит от многих факторов, от того, как будут развиваться события в стране, регионе, области и городе.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%