Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:50 |
|
|
Тема номера
|
Реформы остановили Камчатку на взлете
В общем, кризис был налицо. Поэтому новой команде управленцев, пришедшей к власти год назад, пришлось прежде всего заниматься антикризисным управлением. Не выправив ситуацию, просто невозможно было двигаться дальше. Для нового градоначальника Владислава СКВОРЦОВА, до этого занимавшего должность вице-губернатора Камчатской области, конечно же, ситуация не была неожиданной. Но даже он, казалось бы, хорошо понимающий структуру проблем в коммунальной отрасли, взялся за голову.
Градоначальник Петропавловска-Камчатского Владислав Скворцов - гость "ДК".
- Владислав Васильевич, с чего вы решили начать?
- Когда мы пришли в мэрию, то даже не представляли себе, до какой степени нам придется заниматься именно антикризисным управлением. В прошлую зиму на город обрушивались невиданные пурги, а чистить улицы было просто нечем - многие годы никакую дорожную технику не приобретали. Плюс к этому был образован Петропавловский городской округ и к городу отошел поселок Завойко, который добавил нам просто чрезвычайные проблемы.
Все аварийные работы нам пришлось совмещать с тем, что нужно было стратегически перестраивать работу коммунального хозяйства и срочно реформировать оргструктуру внутри самой администрации. Причем все это делалось через всевозможные судебные тяжбы с бывшими руководителями города. Первое и самое необходимое, что нужно было сделать в городе, - это установить тарифы на коммунальные услуги на уровне федеральных стандартов. Они практически не менялись в течение пяти лет, поэтому оплата покрывала всего 30% стоимости услуг. Нам пришлось повышать тариф в три с лишним раза.
- Не самое благодарное дело. Избрав вас, горожане явно не рассчитывали на такую нелояльность...
- Нам удалось сделать это без серьезных конфликтов, поскольку мы выстроили четкую программу мер социальной защиты населения. Организовали структурное выставление счетов по содержанию и обслуживанию жилого фонда, потому что не предоставляемая услуга не может быть профинансирована в полном объеме. Если еще года три назад (и сейчас есть остаточные явления) основной проблемой была ситуация с теплообеспечением - над городом все время висела опасность разморозки всех сетей, то сейчас люди начали забывать про энергетические кризисы и на первый план вышло желание жить в нормальных квартирах и домах. Обеспечить это было просто невозможно, поскольку коммунальное хозяйство была разрушено и существовало, по большому счету, лишь номинально. Есть предприятие, но в нем нет работников - ни одного слесаря, сварщика, дефицит дворников, многомесячные задержки зарплаты, неструктурированная система управления процессами. За прошлый год мы полностью трансформировали всю систему управления теплоснабжением, провели перераспределение функций между предприятиями, и сейчас они работают достаточно эффективно.
- Сегодня все обслуживание жилого фонда должно переходить управляющим компаниям. Может быть, нужно не реформировать старое, а сразу создавать новое?
- У этого вопроса несколько аспектов: организационный, технический и экономический. Если не привести все это хозяйство в более или менее нормальное русло, говорить о создании управляющих компаний невозможно. На Камчатке не была сформирована экономическая основа, позволяющая частному бизнесу входить в ЖКХ. Но тем не менее за последний год мы создали порядка 20 товариществ собственников жилья и две частные управляющие компании. Этот процесс продолжается. Но городу нужно прежде всего самому решить ряд вопросов - любая управляющая компания хочет получить дом в нормальном состоянии, чтобы потом не латать дыры, которые образовались ранее. Поэтому мы создали четкую систему взаимодействия между администрацией города и ассоциацией товариществ собственников жилья.
Но ТСЖ - это не самое главное. Первая задача - все-таки реформирование коммунального хозяйства. До последнего времени в городе существовали муниципальные предприятия, которые несколько лет назад прекратили свои функции и не были ликвидированы, те, кому эти функции были переданы, оказались в состоянии банкротства и т.д. В течение года мы всячески препятствовали проведению процедур банкротства на этих предприятиях, чтобы хоть как-то подготовиться к нормальной системе перехода на рыночные условия. Предстоящее банкротство всех до единого коммунальных предприятий города сегодня уже имеет подготовленную почву - и в вопросах распределения имущества, и договорной работы, и т.д. Так что страха абсолютного развала коммуналки у нас больше нет.
Вторая задача - техническая. На Камчатке самая дорогая по общероссийским меркам стоимость тепла и электроэнергии. Мы являемся заложниками советской системы - топливно-энергетический баланс на 90% завязан на мазут. Если в других регионах с ужасом ждут, когда цена на газ на внутреннем рынке поднимется до мировой, то на мазут для Камчатки давно пришли мировые цены - они намного выше общероссийских и дальневосточных. Более того, объекты электроэнергетики являются зачастую катастрофически неэффективными - есть котельные, где стоимость гигакалории превышает 10 тыс. рублей, в то время как среднероссийская цена - 800 рублей!
Чтобы перейти на рыночное содержание жилья, нам предварительно необходимо отремонтировать 460 тысяч кв. метров кровли. Из 8,5 тысяч жалоб граждан, поступивших в мэрию, около 3 тысяч касались полного разрушения кровель. Мы привлекли к этому всех, кого только было можно, и смогли отремонтировать около 200 тыс. кв. м. И еще предстоит огромный объем работы. Без этого нет смысла ремонтировать подъезды.
Необходимо срочно проводить работу по герметизации и теплоизоляции зданий. Панельные конструкции, которые применялись в городе, не отвечают никаким требованиям - мы фактически отапливаем улицу. К этим работам мы сейчас привлекаем организации, которые потом смогут управлять этими зданиями.
Параллельно с этим значительные средства мы направили на ремонт дорог. В этом году нам удалось восстановить 170 тыс. кв. м, но в городе осталось несколько участков, которые требуют серьезного ремонта. План на 2006 год - около 300 тыс кв. м. В прошлом году нам удалось по лизингу приобрести ремиксер. Испытания уже проведены, теперь при помощи этого агрегата мы сможем освоить большие объемы. Стратегическая задача - ремонт всего асфальтового полотна.
- Громадье ваших планов требует колоссальных финансовых затрат. Где собираетесь брать деньги? Все муниципальные образования жалуются на дефицит, а вы как будто клад какой нашли?
- А денег на Камчатке не так уж и мало. Бюджет Петропавловска сопоставим с бюджетом Владивостока, например.
- За счет федеральных субсидий?
- Не только. Финансовое оздоровление бюджета города - это еще одна задача, которую пришлось решать. Нам удалось выработать более логичные и прозрачные подходы к формированию межбюджетных отношений. Уровень дотаций снизился на 15%. Величина собственных доходов стала сравнимой с величиной трансфертов.
- За счет чего? В Петропавловске ведь нет крупных предприятий, не особенно развит бизнес.
- Основным источником налоговых поступлений являются доходы физических лиц. На Камчатке они несколько выше, чем на материке, в том числе и в бюджетной сфере.
- Получается, что чиновники кормят город.
- В том числе чиновники, учителя, врачи, военные. Но и расходы у нас выше. Нам приходится финансировать бюджетников с коэффициентами и надбавками, много тратить на льготы и субсидии. Это мы тоже тщательно проанализировали и перешли от покрытия убытков и дотирования предприятий к прозрачным схемам конкретного субсидирования малообеспеченных. Это позволяет высвобождать достаточно большой объем средств на капремонт тех же зданий. В бюджете 2006 года - уже более 500 млн руб. собственных инвестиционных средств.
Обеспечивая социальные гарантии, мы ищем возможности максимальной экономии. Так, в прошлом году мы смогли организовать отправку бюджетников в отпуск благодаря тому, что заключили генеральное соглашение с компанией "Трансаэро", по которому пролет на материк и обратно стоил нам чуть больше 13 тыс руб. Эта цена отличалась от рыночной в два раза.
Зарабатывать должны и муниципальные предприятия. Наша задача не нагружать их социальными нуждами, а сделать конкурентными. Так мы трансформировали систему пассажирских перевозок. В городе оказалось чрезвычайно много перевозчиков, интервал движения на некоторых направлениях составлял 15 секунд. При этом льготников возили только муниципалы, естественно, они и несли убытки, все льготники заполняли именно городские автобусы. Мы перешли от финансирования предприятий на перевозку льготников к введению проездных билетов. К этим перевозкам мы привлекли и значительное количество частных автобусов. Затраты бюджета сократились. И тот опыт, который мы вводим в Петропавловске, не имеет прецедентов на Дальнем Востоке. Меняем диспетчеризацию, проводим конкурс и распределяем обязанности по обслуживанию остановок и т.д.
- Все последние годы Камчатка занимала самые последние места среди российских регионов по инвестиционному потенциалу. В значительной степени это было связано и с политической составляющей. Удалось ли преломить ситуацию?
- Прежде всего мы должны сформировать доверие инвесторов, гарантировать им, что вложение денег на нашей территории не будет зависеть от личностных подходов. Первый этап наша администрация прошла - мы заработали кредит доверия банков. Общая кредитная линия на Петропавловск составляет более полутора миллиардов рублей, а год назад нам приходилось буквально упрашивать банки дать хотя бы 30-40 млн рублей. Сейчас они конкурируют за такого клиента, как мы, и снижают ставки. Если в начале года средняя кредитная ставка доходила до 22%, сейчас она опустилась до 14%.
Мы ведем переговоры с инвесторами и по строительству жилого фонда и коммунального хозяйства, в части закупки техники и оборудования. В прошлом году, впервые за многие годы задействовав лизинговые схемы, закупили 10 единиц дорожной техники. Вслед за нами и частный бизнес стал присматриваться к инфраструктурным объектам. На полуострове идет бум закупки дорожной и строительной техники, технологий. Мы знаем, что значительные деньги камчадалов работают на материке. Нам необходимо развернуть финансовый поток на полуостров, затянуть как можно больше любых ресурсов к нам. Этот переток капитала происходит, правда, посчитать его пока трудно.
- Сегодня популярная тема - строительство доступного жилья. Насколько остро эта проблема стоит для вашего города?
- Вопрос строительства нельзя рассматривать как генеральную линию - нужно строить, и все. Анализ показал, что в городе около 1200 закрытых лицевых счетов - это квартиры, в которых вроде бы никто не проживает. Непонятно, кто должен оплачивать коммунальные услуги. Нам пришлось подключать к этому вопросу управление внутренних дел и в рамках программы "Антитеррор" обследовать квартиры, изымать их из незаконного владения.
Мы провели инвентаризацию городских земель и обнаружили совершенно ужасные вещи - в городе практически не было никакого учета. Мы впервые сформировали реестр, из которого стало понятно, какие участки и кому выделены под то или иное строительство, какова структура заселения в аварийных домах.
На Камчатке не такой уж плохой уровень обеспечения населения жильем - на душу приходится около 20 кв. м. При этом остро стоит вопрос переселения одиноких пенсионеров, проживающих в больших квартирах, которые не могут оплачивать коммунальные платежи. Им по большому счету не нужна такая площадь, но они не хотят переезжать в малогабаритные квартиры в старом фонде и с удовольствием переедут в новую квартиру. Поэтому мы формируем идеологию строительства однокомнатных квартир для пенсионеров. Таким образом, будет освобождаться значительный объем жилой площади для расселения из ветхого фонда и предоставления квартир тем, кто стоит очереди, - на сегодня это около 3,5 тыс. человек.
Нам необходимо сформировать строительную систему, при которой будут минимизированы затраты. Новое строительство должно замещать ветхий фонд, при этом будет задействована уже существующая инженерная инфраструктура. Для нас это важно, поскольку любое строительство на Камчатке из-за повышенной сейсмостойкости по затратам значительно выше, чем в любом другом регионе. Нам просто необходимо привлекать на полуостров более дешевые современные строительные технологии. В этом вопросе мы сотрудничаем с мэрией Москвы, ряда сибирских городов.
- Как изменится в будущем облик города? Что предполагает генеральный план его застройки?
- Петропавловск исторически строился по непонятным принципам. Он то увеличивался, то уменьшался в размерах, в зависимости от того, являлся ли он центром Камчатского края или входил в состав других субъектов. В начале XX века здесь было всего несколько домов, и первый план застройки появился в 1909 году. Только в 1956 году началось системное строительство, и количество жителей увеличивалось на 50 тыс. человек каждые 10 лет. Первый генплан города появился в 1988 году, в 1993 году его утвердили с перспективой на 300 тыс. жителей. Планировалось создание развитой строительной инфраструктуры, серьезной промышленности. Но именно в этот момент все и началось - рыночные реформы как бы остановили Камчатку на взлете.
Но самая парадоксальная черта Камчатки и ее отличие от других регионов - это "неизвестность" собственно смысла существования этого края. Как мне сказал года три назад зам. министра финансов: "Если вы докажете, что Камчатка нужна России, то тогда будет смысл вкладывать в вас деньги". До последнего времени в сознании многих чиновников была жива идеология ГАЙДАРА: на Камчатке, как и во многих районах Севера, оставить вахтовые поселки, а жить здесь людям незачем. Слава богу, эта идеология не разрослась в какие-то масштабные действия, но она все-таки повлияла на массовый отток населения. И если в городе в 1960 году жило 260 тыс. человек, то сейчас население сократилось до 196 тыс.
Самый большой парадокс Камчатки в том, что ее огромный потенциал, в том числе сырьевой, никогда не использовался. В советские времена велась разведка, но эти ресурсы остались нетронутыми, поскольку для их эксплуатации не успели построить дороги.
Другой ресурс - рыба. Мы живем на берегу двух морей, однако за камчатскими компаниями не закрепляют конкретные участки. И только прибрежка распределяется предприятиям, зарегистрированным на Камчатке. Есть реальная угроза того, что крупные организации через выкуп или другими способами заберут камчатские предприятия и налоговый потенциал уйдет с полуострова. Очевидно, что для рыбного бизнеса сегодня проще привезти человека с материка для работы на судах, чем обеспечивать его жизнь здесь. Вся ремонтная база находится в Юго-Восточной Азии, а судоремонтные предприятия на Камчатке простаивают. Слава богу, что есть заказы военных и на маломерный флот. Перспектива военного форпоста тоже под вопросом, поскольку присутствие военных в области минимизируется в соответствии с новыми задачами и технологиями.
Вот поэтому Камчатке как воздух нужна четкая и понятная политика государства. Нужны государственные решения, связанные с закреплением участков, по крайней мере, в камчатско-курильской зоне. Нужны преференции по регулированию тарифов и компенсации завышенных затрат. Нужны государственные вложения в обустройство инфраструктуры для недропользователей, необходимо быстрее достраивать газопровод и менять топливный баланс. Иначе наши предприятия никогда не станут конкурентоспособными. Безграничны перспективы развития туризма, но, чтобы задействовать его потенциал, необходимы очень "длинные" деньги, они придут, если появится особый режим эксплуатации рекреационных возможностей полуострова.
- В ходе рыночных реформ многие регионы России пошатнулись, но имеют хороший потенциал восстановления. На Камчатке, получается, многое нужно начинать с нуля. И хорошо бы, чтобы в этой работе была система.
- Мы уже разработали ряд собственных программ, которые помогут нам стабилизировать ситуацию, оптимизировать издержки и перейти от антикризисного управления к нормальному развитию. Сейчас мы работаем с институтом системного анализа Академии наук по формированию стратегии развития города. Серьезные ученые, которые сюда приезжали, отмечают, что на Камчатке никогда не было никакого плана развития, тем более вписанного в государственную концепцию и стратегию. Честно говоря, поначалу приглашенные нами специалисты даже отказались работать над таким документом. Но, изучив наши материалы поглубже, все-таки взялись нам помочь. Я думаю, что эта работа станет основой для формирования генеральной стратегии развития.
Полпред президента Камиль ИСХАКОВ, побывав на Камчатке, сказал, что у нас часы отстают. Но тут отставали не только часы, мы очень сильно отстали от всей страны и сейчас пытаемся, сверив время со всеми остальными, догонять. Мы хотим заставить людей поверить в Камчатку и вернуться сюда.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%