Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:51 |
|
|
Тема номера
|
Потенциал роста грузовой базы на Дальнем Востоке велик
- Михаил Михайлович, как вы оцениваете ход реформирования ОАО "РЖД" и какие в этой связи проблемы приходится решать Дальневосточной дороге?
- Первый этап реформирования отрасли завершился созданием ОАО "Российские железные дороги". На втором этапе мы перестраивали производственно-экономическую деятельность на рыночные рельсы, запускали новые организационные и финансовые механизмы управления. Если оценивать эту работу в конкретных цифрах, то нам удалось не только закрепить положительную динамику роста объемов перевозок и качества транспортных услуг, но и перекрыть ряд важнейших показателей. За последние три года отправление грузов возросло на 21%, грузооборот - на 24%, производительность труда - на 27%. Многое сделано для развития транспортной инфраструктуры и усиления безопасности движения поездов, увеличились налоговые платежи в бюджеты всех уровней.
Сейчас идет третий этап реформирования, в ходе которого предстоит решить сложные стратегические задачи: развить конкурентный рынок услуг железнодорожного транспорта, повысить глобальную конкурентоспособность российских железных дорог, добиться повышения капитализации ОАО "РЖД". Идет процесс разграничения естественно-монопольных и конкурентных секторов рынка на основе отделения инфраструктуры от операторской деятельности компании.
В соответствии с концепцией реформирования в основных хозяйствах дороги произошло разделение на эксплуатационную и ремонтную составляющие, создано несколько дирекций - по ремонту пути, вагонов, связи и др. В течение прошлого года из состава дороги выделены подразделения, осуществляющие весь комплекс работ по организации пассажирских перевозок в дальнем сообщении и обслуживанию пассажиров в поездах и на вокзалах, а также подразделения, осуществляющие перевозку грузов в контейнерах.
С 1 января 2007 года в составе дороги выделены самостоятельные структурные подразделения - дирекция социальной сферы и дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин. С 1 апреля в вертикально интегрированную структуру ОАО "РЖД" выделился информационно-вычислительный центр. Из состава компании выделился ряд дочерних обществ, созданных на базе имущества компании. При всем этом дорога не потеряла своей мобильности, оперативно решает поставленные задачи.
Изменение структуры компании повлекло за собой перемены и в алгоритме управления компании. Создан Департамент управления дочерними и зависимыми обществами, а мы со своей стороны координируем деятельность департамента и "дочек" там, где это необходимо. Механизм взаимодействия отлажен, проблем нет.
С целью исключения возможных рисков и повышения оперативности расширены права начальников дорог. В марте 2006 года была создана региональная оперативная комиссия, в состав которой помимо руководителей дороги вошли руководители самостоятельных дирекций и дочерних зависимых обществ, действующих в границах дороги и региона.
- Недавно прозвучал ряд важных заявлений столичных чиновников о развитии Дальнего Востока. Как в этих планах задействована ДВЖД?
- Поступательное развитие региона должно быть обеспечено взаимоувязанной сетью транспортной инфраструктуры, причем опережающей потребности промышленного производства и торговли. На долю ДВЖД приходится более 96% грузооборота и треть пассажирооборота, выполняемого всеми видами транспорта в регионе. Учитывая перспективный рост объемов перевозок, ряд проектов обновления и строительства железнодорожной инфраструктуры определены как приоритетные, им гарантирована государственная поддержка.
Так, в действующую федеральную программу по модернизации транспортной системы страны планируется внести мероприятия по усилению Байкало-Амурской магистрали, а в программу по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья, формируемую на период до 2013 года, - реконструкцию железнодорожного тоннеля под Амуром.
Мы нашли понимание и поддержку в реализации инвестиционного проекта "Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля", на необходимости которого дорога настаивает с 1992 года. В настоящее время проект прошел требуемую экспертизу и включен в заявку на предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Как видите, реальные подвижки есть, и немалые.
- Каковы в настоящее время резервы для увеличения грузовой базы? Готова ли дорога принять дополнительные объемы?
- Внутренний потенциал роста грузовой базы на Дальнем Востоке велик. При этом дорожные темпы прироста погрузки опережают среднесетевые. Главные перспективы мы связываем с развитием грузообразующих секторов: нефтеперерабатывающего, угольного и лесного, а также с формированием контейнерных поездов и развитием рыбной отрасли.
Прогнозируемый прирост объемов перевозок в целом по Дальневосточному региону к 2010 году составит 45%, в том числе за счет увеличения отгрузки угля - на 22%, нефти - на 16%, строительных грузов - на 35%, деловой древесины - на 27%.
Если говорить о конкретных проектах, то в долгосрочной перспективе это развитие железорудных месторождений в Еврейской автономной области и в Тындинском районе Амурской области, расширение Нерюнгринских угольных разрезов, а также запуск Эльгинского каменноугольного месторождения.
Большие объемы погрузки угля на двух отделениях дороги осуществляет ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания". Планируемая добыча угля в 2007 - 2008 гг. для отгрузки со станций Владивостокского отделения составит более 9,2 млн тонн, Комсомольского - до 5,8 млн тонн. Производственными планами холдинга "ДВ-Цемент" предусмотрено увеличить отправку цемента и клинкера со станций дороги до 1,3 млн тонн.
К 2010 году намечена сдача в эксплуатацию Кимкано-Сутарского ГОКа в районе станции Известковая Хабаровского отделения дороги. Планируется выход на эксплуатационные мощности по руде до 12 млн тонн, по концентрату - до 4,5 млн тонн. Комбинат планирует поставку своей продукции на металлургические предприятия Китая в объеме 7млн тонн в год. Данный проект интересен не только сам по себе, но тесно связан и с другими проектами, в том числе с реконструкцией железнодорожной ветки Биробиджан - Ленинское и строительством железнодорожного мостового перехода в Китай через р. Амур в районе села Нижнеленинское в ЕАО, что позитивно повлияет на рост объемов поставок готовой продукции на экспорт.
Северный широтный ход дороги открывает прямой доступ к природным ресурсам Хабаровского края и Якутии. В 2008 году планируется окончание строительства горно-обогатительного комбината "Олекминский рудник" на базе руд Куранахского месторождения возле станции Олекма Тындинского отделения дороги с ежегодной погрузкой железорудного концентрата более 1 млн тонн.
Основной отправитель грузов черной металлургии - ОАО "Амурметалл" в г. Комсомольск-на-Амуре планирует увеличить объем производства стали до 2,5 млн тонн в год. ООО "РН-Комсомольский НПЗ" планирует увеличить объем погрузки нефтеналивных грузов до 7 млн тонн в год. ООО "Альянс-Хабаровск" после проведения реконструкции начнет наращивать загрузку мощностей по переработке нефти до 4,5 млн тонн в год.
Всё это для дороги дополнительные объемы перевозок, а для субъектов Федерации - новые налоговые поступления, социальная поддержка населения, а следовательно укрепление территорий. Учитывая прогнозируемое расширение грузовой базы, дорога планомерно наращивает свои производственные мощности. Создан достаточный резерв пропускной и провозной, а также перерабатывающей способности станций. И это позволяет сегодня не только обеспечивать предъявляемые объемы перевозок, но и взять дополнительные.
- Какие основные мероприятия намечаются для развития подходов к дальневосточным портам, а также пограничным железнодорожным переходам?
- В последнее время мы нашли понимание и поддержку в решении многих вопросов, возникающих на стыке наших общих интересов. Объем капитальных вложений в развитие инфраструктуры дороги на подходах к портам только в последние два года, с учетом восстановления основных фондов, исчисляется суммой в 30 млрд руб.
Хотя следует признать, что в вопросах взаимодействия с портами есть ряд проблем. В основном они возникают в осенне-зимний период. Не буду вдаваться в детали, скажу, что всем нам, участникам транспортного комплекса, необходимо совместно решить как минимум три равные по важности задачи. Прежде всего - это сбалансированное и комплексное развитие транспортной инфраструктуры портов и железнодорожных подходов к ним. С учетом интересов всех участников транспортного конвейера необходимо внедрять прогрессивные логистические технологии и формировать конкурентоспособную тарифную политику.
При поддержке администрации Приморского края разработана программа "Основные направления развития железнодорожного транспорта в Приморском крае на период до 2008 года". Общий объём капитальных вложений составляет 10 649 млн руб., большая часть средств выделяется ОАО "РЖД". В 2007 году на реализацию проектов инвестиционной программы только в границах Приморского края запланировано направить 3 216 млн руб., что выше уровня прошлого года более чем в 2 раза.
При этом развитие и модернизация объектов железнодорожного транспорта рассматриваются как взаимоувязанная с морскими портами и пограничными переходами транспортная система. Программа предусматривает комплексное обновление и усиление инфраструктуры участка Уссурийск - Находка - Находка-Восточная, что позволит устранить "барьерные" места и усилить существующую инфраструктуру для организации подвода поездов весом более 6 тыс. тонн к портам. До 2015 года общий объем инвестиций на реконструкцию этого участка пути составит около 35 млрд рублей.
Еще один важный для нас проект - реконструкция Транскорейской железной дороги на участке Хасан (РФ) - Раджин (КНДР). Для создания Транскорейского международного транспортного коридора дорога в течение последних лет последовательно вела реконструкцию направления Барановский - Хасан с усилением путевого хозяйства, модернизацией устройств продольного электроснабжения, связи и железнодорожной автоматики.
Сегодня при открытии финансирования дорога готова к реализации пилотного проекта по восстановлению международного сообщения на 55- километровом железнодорожном участке совмещенной колеи Хасан - Раджин, являющегося составной частью большого проекта по воссоединению Транскорейской магистрали. Эти первые полсотни километров могут открыть российским и иностранным компаниям новые возможности для перевозки грузов.
Для обеспечения перспективного развития морских торговых портов, в связи с поручением министра транспорта Игоря ЛЕВИТИНА, прорабатывается вариант строительства железнодорожной линии Находка-Восточная - Рудная-Пристань - Новочугуевка (с выходом через бухты Ольга и Рудная Пристань на железнодорожную однопутную линию Сибирцево - Новочугуевка).
- Каковы ближайшие перспективы развития дороги как важного транзитного звена между странами АТР и Западной Европы?
- Не секрет, что в 2006 году отмечался некоторый спад объемов транзитных перевозок, но уже в этом году ситуация изменилась. Рост переработки контейнеров составил уже более 26%, в том числе с транзитными и импортными грузами - 19,5%, экспортными грузами - 42,6%. Следует отметить, что в последние два месяца объемы переработки контейнеров на станции Находка-Восточная, принимающей на себя основной поток контейнерных грузов, выросли на 62%.
В этой устойчивой динамике роста контейнерного грузопотока мы видим усиление интереса зарубежных товаропроизводителей к транспортным возможностям Транссиба. Его главное преимущество - более чем двукратное сокращение по сравнению с морским путем сроков доставки грузов из стран АТР в Европу.
Чтобы завоевать твердые позиции на рынке международных перевозок, мы должны предложить своим клиентам конкурентоспособные услуги с точки зрения мировых стандартов качества и безопасности. Это максимальное обеспечение сохранности грузов, упрощение пограничных и таможенных формальностей, создание единого информационного поля и электронного обмена документами между участниками транзитного товарообмена. Информационные технологии позволяют осуществлять полный контроль за продвижением грузов и вагонов в реальном масштабе времени.
Стратегической программой развития Российских железных дорог поставлена задача в среднесрочной перспективе обеспечить рост объемов контейнерных перевозок до 330 - 350 тыс. контейнеров в год, к 2015 году выйти на 750 - 800 тыс. контейнеров с последующим увеличением до 1 миллиона.
Под возрастающие контейнерные перевозки дорога продолжает работы по модернизации Находкинского железнодорожного узла, модернизируется перегрузочная пограничная станция Гродеково, обеспечивающая экономические связи Китая со странами Европы по Транссибу.
Проводятся маркетинговые исследования и решен ряд организационно-технологических задач: упрощены процедуры оформления грузов, введены конкурентоспособные сквозные тарифные ставки, сокращено до минимума число перевалок груза, контейнерные терминалы модернизируются в соответствии с мировыми стандартами. Устойчиво действует технология курсирования фирменных контейнерных поездов, маршруты которых проходят до границ с Финляндией, Белоруссией и Средней Азией, а также на станции Московского узла. В этом году со станции Находка-Восточная было отправлено 610 таких поездов, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.
Организация перевозок грузов фирменными контейнерными поездами по маршруту Находка-Восточная - Марцево дала возможность сократить время доставки, к примеру, автомобильных комплектующих из Южной Кореи для завода ТагАЗ до 11 суток. Срок доставки аналогичной партии груза морскими линиями от порта Восточный до порта Таганрог составляет около 25 суток.
На всех крупных контейнерных пунктах и припортовых станциях дороги созданы агентства "ТрансКонтейнер", которые организуют качественное транспортно - экспедиционное обслуживание клиентов, перевозящих грузы в контейнерах.
Для перспективного развития контейнерных перевозок принято решение по увеличению перерабатывающей способности станции Находка-Восточная и контейнерного терминала ООО "Восточная стивидорная компания". Прорабатываются варианты расширения существующих контейнерных терминалов и строительства новых, чтобы обеспечить технические возможности для контейнерных перевозок до 1 млн. штук в 20-футовом эквиваленте.
На последней встрече, состоявшейся в ходе рабочей поездки президента компании Владимра ЯКУНИНА на Дальневосточную железную дорогу, губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН поддержал инициативу ОАО "РЖД" и компании "Русская тройка" по строительству контейнерного терминала в порту Владивосток. Терминал, построенный на стыке морских и железнодорожных линий, станет первым специализированным транспортным каналом для обслуживания транзитных контейнерных грузопотоков.
- Михаил Михайлович, расскажите об основных проектах по развитию Северного широтного хода.
- Темпы увеличения перевозок по БАМу сегодня значительно превосходят транссибирские. К 2010 году рост объемов грузов здесь будет удвоен, к 2013 году - уже утроен. Чтобы это плечо выдержало мощные грузопотоки, РЖД утверждена программа развития Байкало-Амурской магистрали до 2020 года. По общему мнению, эта программа должна иметь статус национальной.
Во время июньской поездки президента РЖД Владимира Якунина обсуждались перспективы дальнейшего развития транспортного промышленного узла Ванино - Советская Гавань, на который выходит Северный широтный ход. Рост грузоперевозок на Ванино требует поэтапного увеличения пропускной способности на участке Комсомольск-на-Амуре - Ванино. К 2013 году намечено реализовать проект реконструкции Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. В результате пропускная способность возрастет до 30 млн тонн, обеспечив умеренный вариант развития промышленного узла на морском побережье Хабаровского края.
Другой, так называемый максимальный проект развития Ванинско-Совгаванского транспортного узла, учитывает освоение Эльгинского каменноугольного месторождения, сооружение перегрузочного комплекса железорудных концентратов частной компанией "Ариком". ООО "САХА транспортная компания" намерено построить терминал по переработке угля, руды и леса. В общей сложности к 2020 году объем грузопотоков достигнет 53 млн тонн.
- Михаил Михайлович, резюмируя нашу беседу, с вашей точки зрения, какими сегодня должны быть главные задачи компании "РЖД" и дороги, как ее филиала, на ближайшую и долгосрочную перспективу?
- Опережающее развитие сети железных дорог, конкурентоспособность предоставляемых транспортных услуг как на внутреннем, так и на международном рынке перевозок, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожной отрасли. ОАО "РЖД" разработана программа "Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года". Каждое положение этой программы поистине "прорывное", наполнено глубоким, инновационным содержанием.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%