Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среда| 09 Октября, 09:47 |
|
|
|
Тема номера
|
Общие ориентиры одинаково важны и для власти, и для бизнеса
Однако такой расклад вовсе не отменяет необходимости диверсификации экономики, которая легла в основу проекта Стратегии развития Колымы. Об этом "ДК" беседовал с губернатором Магаданской области Николаем ДУДОВЫМ.
– Николай Николаевич, в Магаданской области разработана и активно обсуждается Стратегия развития до 2025 года. Каковы ее ориентиры?
– Она ещё окончательно не утверждена, в настоящее время идёт её доработка, хотя основные положения и направления в Стратегии, конечно, определены. Естественно, Колыма не может развиваться сама по себе, в отрыве от других регионов РФ и Дальнего Востока. Наша Стратегия учитывает основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и соответствует общим положениям Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года.
В чем важность такого регионального документа? Он на самом деле стратегический, поскольку задает общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы как для органов государственной власти, так и для бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки различных планов, программ, проектов, прогнозов, включает систему целей, а также описание механизмов, которые обеспечивают их достижение. Самое главное, Стратегия подкреплена конкретными инвестиционными проектами, включенными в Перечень объектов, предусмотренных к реализации на территории Магаданской области до 2025 года. Мне представляется, что такой документ может в значительной степени служить ориентиром и для жителей Колымы – какой будет эта территория, стоит ли связывать с ней свои жизненные планы...
Основной экономический потенциал области, конечно же, в богатейшем минерально-сырьевом комплексе. Исторически наша экономика опирается на добычу золота и серебра (на территории создан замкнутый цикл переработки золота: от добычи до производства слитков), однако в перспективе мы должны существенно диверсифицировать ресурсную базу горнодобывающей отрасли. Для этого есть объективные предпосылки: Колыма богата запасами платиноидов, железа, меди, неметаллических полезных ископаемых, энергетическими ресурсами. По оценкам специалистов, доминирующая роль в общей стоимости запасов и ресурсов всех полезных ископаемых в регионе приходится на уголь (44,4%) и углеводороды (41,3%), доля цветных и черных металлов составляет 8,4%, а благородных, на которых основана сейчас экономика области, всего лишь 3%.
Очевидно, что вовлечение в хозяйственный оборот всех этих ресурсов сопряжено с массой факторов – от реализации государственных геополитических интересов в регионе до мировой рыночной конъюнктуры. Но, с точки зрения стратегии развития, это дело времени – среднесрочной и долгосрочной перспективы. Помимо этого, параллельно должно идти развитие других, в том числе несырьевых отраслей экономики. Должны более эффективно использоваться богатые запасы рыбы и морепродуктов Охотского моря, благоприятные природные условия для развития экстремального туризма и горнолыжного спорта.
Мы четко видим свои конкурентные преимущества, среди которых – наличие крупного на Дальнем Востоке морского торгового порта с круглогодичной навигацией, достаточно высокий уровень индекса развития человеческого потенциала, благоприятная экологическая обстановка. Кроме того, в области наблюдается избыток электроэнергии, и она относительно дешевая по сравнению с другими регионами Дальнего Востока.
Однако такой системный взгляд на наши возможности позволяет также предметно оценивать и слабые стороны территории. На сегодняшний день главная проблема – отток трудовых ресурсов из Магаданской области. Реализация в ближайшие годы планируемых инвестиционных проектов существующую проблему дефицита рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов особенно рабочих профессий, обострит еще больше. Да и государству бессмысленно вкладывать огромные деньги в инфраструктуру региона, в котором не будут жить люди. Задача стратегического планирования – ответить на вопрос, каким должно быть население Колымы, под какие конкретные задачи оно формируется. И держаться этих параметров, обеспечивая качественно иной уровень жизни людей, который бы компенсировал жителям Севера неудобства, связанные с отдаленностью и суровым климатом. Но решить эти проблемы одной региональной власти не под силу – только совместно с федеральным центром.
– Кризис заставляет сокращать горизонты планирования. До какой степени это можно делать в отношении развития территории, чтобы вовсе не упустить перспективу?
– Пока что в силу нашей специфики кризис не оказал существенного влияния на экономику Магаданской области. В частности, с начала года у нас наблюдается рост промышленного производства, особенно в основной отрасли – горнодобывающей. Её развитию способствует благоприятная рыночная конъюнктура – в условиях финансовой нестабильности растут цены на драгоценные металлы, в то же время пока замедлился рост цен на горючесмазочные материалы, на которые приходятся основные издержки горнодобывающих предприятий. Уровень безработицы у нас один из самых низких за последние 10 лет – на середину августа он составил чуть более 3,02%. Это стало возможным в том числе и благодаря действующей в регионе программе создания дополнительных рабочих мест.
Тем не менее кризис, конечно, вносит свои коррективы в планы развития области. Прежде всего это касается проектов, которые финансируются из федерального бюджета. Понятно, что сокращаться придется – уже в этом году прошел секвестр по ряду программ, в том числе дорожного строительства. Это несколько затормозить уже набранные темпы строительства, но не будет критичным. Главное, чтобы начатые проекты были в итоге доведены до конца, поскольку они являются важной составляющей общего развития территории. Все взаимосвязано. К примеру, строительство Усть-Среднеканской ГЭС, ее пуск позволит обеспечить электроэнергией месторождение "Наталкинское", которое должно дать металл в 2013 году. А это, в свою очередь, проект, который существенно влияет на экономическое благополучие территории в целом. Я думаю, вот этот среднесрочный горизонт должен оставаться неизменным. У меня сегодня есть уверенность в том, что все проекты, которые уже начали реализовываться, будут профинансированы из федерального бюджета и завершены.
– Какой из сценариев развития – базовый инерционный, инновационно-активный или целевой – кажется вам сегодня наиболее реалистичным?
– Хотелось бы, кончено, ориентироваться на инновационно-активный сценарий развития, но в нынешних экономических условиях наиболее реальным представляется целевой сценарий. Его преимущество в том, что он ставит ясные цели и определяет способы их достижения. В него заложены конкретные экономические показатели, на которые можно ориентироваться и выстраивать свою политику. Другой плюс – он позволяет сосредоточить основные усилия и финансовые средства на осуществлении целевых инфраструктурных проектов – это строительство дорог, объектов большой энергетики, осуществление прорывных проектов, способных придать импульс экономике региона.
– Насколько в условиях сокращения бюджета РФ актуальным остается вопрос частно-государственного партнерства? Один из таких проектов реализуется на территории Магаданской области. Каковы его перспективы?
– Для того чтобы осуществлять проекты частно-государственного партнёрства, на территорию должен прийти серьёзный инвестор. У нас такие инвесторы есть – это прежде всего компания "Полюс", которая готовит к отработке крупнейшее в России месторождение золота "Наталка". 7 августа проект освоения Наталкинского золоторудного месторождения был одобрен на заседании инвестиционной комиссии, которое состоялось в Минрегионразвития. Теперь он претендует на получение бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда РФ. Это позволит устранить одно из основных препятствий в освоении месторождения – недостаточное развитие энергетической инфраструктуры.
Перспективным для Колымы проектом является освоение Ороёкской металлогенической зоны, которая включает пять месторождений меди с прогнозными запасами 11 млн тонн. Оно расположено на севере области, на самой границе с Якутией. Это отдалённая малозаселённая местность, где нет хороших дорог. Мы пытались включить строительство автодороги Сеймчан – Глухариный, ведущей в этот район, в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, но Министерство транспорта сориентировало нас на поиск инвестора, который мог бы софинансировать её строительство на условиях частно-государственного партнёрства. Сегодня интерес к этому проекту проявляет Объединённая горно-геологическая корпорация Китая, которая готова вкладывать деньги, в том числе в строительство дороги. Но для того чтобы начать разработку Ороёкской металлогенической зоны, Горно-промышленная корпорация Китая должна найти российского партнёра. Это месторождение стратегическое, и его отработка компанией с участием только иностранного капитала запрещена российским законодательством.
Я назвал только два крупных проекта, претендующих на участие федерального центра. Но в области есть неплохой опыт сотрудничества на условиях частно-государственного партнерства с деловыми кругами в строительстве жилых домов, различных объектов социальной сферы. В любом случае, сам принцип частно-государственного партнёрства имеет достаточно неплохие перспективы на территории, но для этого нужен ответственный инвестор, сориентированный на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество. Богатства Магаданской области позволяют его осуществить.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%