Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четверг| 03 Октября, 20:30 |
|
|
|
Тема номера
|
Стратегии нужен центр
Решение о его создании было принято на заседании Координационного совета руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе при полномочном представителе Президента в ДВФО.
К работе в центре привлечены ученые со всего Дальнего Востока. Предполагается обмен опытом со специалистами из других регионов России и международными экспертами. Таким образом выполняется задача формирования партнерства со всеми участниками регионального развития ТЭК ДВ, а также заинтересованными внешними субъектами. Перспективы дальнейшей работы центра прямо связаны с развитием экономики стран Северо-Восточной Азии и предпосылками включения отдельных звеньев ТЭК ДВ в интеграционные процессы в СВА. Сотрудничество с иностранными государствами позволит осуществлять экспорт энергоресурсов, нефти и газа, совместно заниматься разработкой и строительством трансграничных трубопроводов.
Особое значение имеет фактор времени, поэтому деятельность в сфере международного сотрудничества должна быть налажена в ближайшие сроки. Партнерство со странами АТР должно основываться на долгосрочной стратегии развития ТЭКа ДВ, над чем продолжают работать специалисты центра. Особое значение имеют модернизация ТЭК ДВ и приведение его элементов на уровень последних мировых достижений науки и техники, что позволит осуществлять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с иностранными партнерами. Центр ведет работу по налаживанию связей с Японией, Республикой Корея, Китаем, КНДР. В этих странах уже сегодня в стадии обсуждения находятся вопросы структурных изменений в ТЭК. Между Институтом экономических исследований Северо-Восточной Азии (Япония) и ЦСИ ТЭК ДВ подписан договор по развитию обменов, совместных исследований и других взаимовыгодных проектов.
В Китае идет частичная переориентация с одних видов топлива на другие. КНР нацелена на постепенную газификацию, что связано с серьезными экологическими проблемами, приобретающими мировое значение: вредные выбросы в атмосферу ставят Китай по этому показателю на первое место в мире и значительно превосходят способности среды к самоочищению. Также газификация позволит решить и такую проблему китайской экономики, как чрезвычайная перегруженность железных дорог Китая. Центр налаживает контакты с Китайским институтом экономических исследований. Также подписано соглашение с Корейским институтом экономики и энергетики (Республика Корея). Данное государство заинтересовано в многоуровневом сотрудничестве в области нефти, газа, энергетики, что также связано с развивающимся экономическим потенциалом страны.
Помимо налаживания и координации международного сотрудничества в топливно-энергетической сфере основными направлениями деятельности центра на настоящий момент являются: содействие реализации проекта строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) и организация особых экономических зон (ОЭЗ) на территории ДВФО. В рамках первого направления осуществляется научно-техническое, административное и информационное сопровождение ВСТО, который, несомненно, является проектом ХХI века.
Как известно, потребности мирового сообщества в энергоносителях становятся все более заметным фактором в современной мировой политике. Нестабильность в основных нефтедобывающих регионах из-за растущей угрозы террористических актов, ухода с рынка такого крупного поставщика, как Ирак, подчеркнуто независимого курса Ирана и Венесуэлы серьезно ухудшила конъюнктуру на нефтяном рынке, подстегнула рост цен на углеводородное сырье.
Внимание основных мировых потребителей обратилось к альтернативным поставщикам нефти, в том числе к России. Более того, углеводородные запасы Восточной Сибири и Дальнего Востока рассматриваются Западом как последний стратегический ресурс планеты. Спрос на энергоносители возрос еще более в связи с бурным экономическим ростом Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако Сибирь и Дальний Восток находятся достаточно далеко от мировых транспортных коммуникаций. Вывоз энергоносителей отсюда затруднен необходимостью сооружения крупных трубопроводных систем с большой пропускной способностью, без которых невозможна рентабельная доставка углеводородного сырья до потребителей.
Все российские экспортные нефтепроводы в настоящее время ориентированы на Европу, то есть в западном и юго-западном направлении. ВСТО - это первый экспортный нефтепровод в принципиально новом для нашей страны восточном направлении. Это мощный проект, выводящий Россию на глобальный уровень. По окончании его строительства наша страна будет иметь нефтепровод протяженностью около 4160 км и мощностью 80 млн т нефти в год, соединяющий месторождения Западной и Восточной Сибири с побережьем Тихого океана. В бухте Перевозной появится первый в России океанский нефтеналивной порт мощностью 50 млн тонн нефти в год с выносными причальными устройствами для приема танкеров грузоподъемностью до 300 тысяч тонн.
Успешное осуществление проекта ВСТО позволит России превратиться из крупнейшего поставщика энергоносителей на мировой рынок в основной элемент новой инфраструктуры глобального рынка нефти и преобразовать наконец свой пространственный ресурс в глобальное конкурентное преимущество. Более того, сооружение ВСТО создает принципиальную возможность переброски при необходимости в Северо-Восточную Азию и АТР нефти Западной Сибири и даже Каспийского региона, что еще более повысит глобальную конкурентоспособность нашей страны и ее влияние на мировую политику и экономику.
Успешная реализация проекта будет способствовать социально-экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока и укреплению единства страны. На длительное время будут загружены крупные строительные мощности в Восточной Сибири и на ДВ, для строительства различных объектов ВСТО планируется задействовать до 38 тыс. человек. Возрастет загрузка БАМа, вдоль которого пройдет 1500 км трассы ВСТО и железной дороги, соединяющей БАМ с Транссибом. Увеличится и грузооборот Транссиба. После вступления ВСТО в строй на его эксплуатации будет занято 8 тыс. человек. Получит развитие система начального, среднего и высшего профессионального образования в субъектах РФ вдоль трассы нефтепровода. ВСТО, особенно в период его строительства, станет дополнительным к Транссибу и БАМу "ребром жесткости", объединяющим восточные и западные районы России.
С пуском в строй ВСТО Россия обретает способность рационального использования своего пространства, включая природные ресурсы, по критериям формирующегося глобального мира и его проблем. Тем самым превентивно нейтрализуются попытки принятия норм и правил, способных прямо или косвенно вывести пространственный ресурс нашей страны из-под фактического контроля и распоряжения Российской Федерации. Решительное доведение проекта строительства ВСТО до успешного завершения наглядно продемонстрирует народу России и всему миру силу и дееспособность российского государства. Это выбьет почву из-под ног тех зарубежных сил, которые рассматривают нашу Сибирь и Дальний Восток как "общее достояние человечества", пользование которым должно осуществляться под глобальным контролем.
Второе направление работы центра связано с организацией на территории Дальневосточного федерального округа особых экономических зон (ОЭЗ). В связи с принятием в последнее время ряда федеральных законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих создание и функционирование ОЭЗ, возникли все необходимые условия для их внедрения на Дальнем Востоке. Введение режима свободной таможенной зоны позволит размещать и использовать иностранные товары, оборудование и материалы без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Данные условия будут способствовать внедрению на территории ДВФО результатов отечественных научных исследований и опытно-конструкторских разработок в сочетании с зарубежными передовыми технологиями, развитию транспортной инфраструктуры и получению необходимых финансовых результатов. Аккумулируемые ОЭЗ финансовые ресурсы будут направлены на модернизацию экономики региона, перевод ее на инновационную модель развития, что станет крупным вкладом Дальнего Востока в решение общенациональной задачи выведения нашей страны в кратчайшие сроки на ведущие позиции в мире.
Центр имеет определенные наработки в создании и деятельности ОЭЗ на востоке России и в странах северо-востока Азии: в частности, ОЭЗ Магаданской области, СЭЗ "Находка" (Приморский край), ТЭЗ "Расон" КНДР. Совместно с Федеральной таможенной службой РФ изучался опыт функционирования СЭЗ Китая, зон свободной торговли США, включая электронное декларирование. Таким образом, ЦСИ ТЭК ДВ сможет конструктивно участвовать в формировании ОЭЗ.
В августе текущего года было подписано Соглашение о взаимодействии между аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ДВФО и нашим центром, согласно которому центр осуществляет участие совместно с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ДВФО, Министерством экономического развития и торговли в управлении процессом создания и деятельности ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типа, организацию взаимодействия с федеральными министерствами, органами государственного контроля (надзора) в формировании и деятельности ОЭЗ в ДВФО, обоснование и подготовку проектов распорядительных документов для учреждения ОЭЗ технико-внедренческого, промышленно-производственного типа в ДВФО.
Вся работа Центра стратегических исследований топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока имеет своей целью развитие региона и повышение благосостояния его жителей через рациональное и эффективное использование природных ресурсов и пространства России и активизацию использования самого ценного богатства нашей страны - огромного интеллектуального потенциала ее народа.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%