Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторник| 08 Октября, 15:15 |
|
|
|
Тема номера
|
Нефть и газ Сахалина. Метод проб и достижений
Этого без преувеличения огромного потенциала хватит на многие десятилетия. Вопрос же его реализации - это прежде всего вопрос совпадения государственного и частного интересов, наличия многомиллиардных инвестиций и четкой организации всего производственного цикла - от разведки до формирования рынка сбыта.
Сахалинская область - лишь первая дверь, открытая к нефтегазовым запасам Дальневосточного региона. Практика освоения шельфа по принципам разделения продукции - это бесценный опыт, который изобилует успехами и ошибками, столкновением интересов и достижением компромиссов.
Собеседник "ДК" - губернатор Сахалинской области Иван МАЛАХОВ, сопредседатель круглого стола "Электроэнергетика и нефтегазовый комплекс на Востоке России. Новые рынки. Новые возможности".
- Иван Павлович, так уж исторически сложилось, что словосочетание "нефтегазовый комплекс" ассоциируется на Дальнем Востоке с Сахалином и сахалинскими проектами. Хотя уже практически доказано, что весь дальневосточный шельф перспективен на поиски нефти и газа. Верите ли вы в то, что Сахалин и в будущем останется регионом с крупнейшими инвестициями в нефтегазовый комплекс? Какова, на ваш взгляд, перспектива освоения шельфов соседних областей (Магадана, Камчатки)? Не станут ли эти проекты прямыми конкурентами сахалинским? Насколько эта перспектива вписывается в рынок потребителей АТР?
- Вы хотите уточнить, не станет ли Сахалин маленьким придатком в Дальневосточном федеральном округе после продвижения магаданских и других проектов? Во-первых, пока что наша область - это единственная территория, на которой наиболее технологично отработаны вопросы, связанные с разработкой именно нефтегазовых проектов на шельфе. Мы, я не побоюсь этого слова, в этом плане законодатели мод на Дальнем Востоке. Во-вторых, на Сахалине сегодня работают компании с мировым именем - такие международные киты экономики, как "Эксон", "Шелл", "Содеко", "Мицуи", "Мицубиси", индийская государственная компания. Мы уже приобрели огромный совместный опыт, который позволяет нам быть лидерами освоения иностранных и российских инвестиций в регионе. Что касается Магадана и Камчатки, то нам очень отрадно сознавать, что у наших соседей открываются реальные экономические перспективы, связанные с освоением шельфа. Я патриот Дальнего Востока и России и вижу особую роль Сахалина в экономическом развитии региона и государства.
Наш пример - другим наука. Правда, сейчас трудно сказать, по какому пути пойдут наши соседи. Если они будут действовать в рамках соглашений о разделе продукции, то, заверяю вас, наш опыт им пригодится. Собственно, и для России - это прецедент, мы единственные работаем в рамках этого закона. Так что идем путем проб и ошибок и знаем чего это стоит.
- Насколько высоко вы оцениваете эффект действия закона о СРП? Могла бы работа по освоению сахалинского шельфа быть более динамичной, от каких факторов это зависит?
- В самом деле, мы многое сумели понять, претворяя закон о СРП на нашей территории. Недавно на встрече с премьер-министром РФ Михаилом ФРАДКОВЫМ мы обсудили ход реализации нефтегазовых проектов. И я высказал свое мнение по поводу ревизии закона: сейчас она абсолютна не на пользу делу, ничего пересматривать не надо.
Надо участвовать в шельфовых проектах, наблюдать, накапливать опыт. И если это интересно для России, мы готовы сделать экономический обзор за время претворения в жизнь крупномасштабного освоения шельфа, от принятия решений до получения первых нефти и газа, то есть строительства всей инфраструктуры и начала добычи. Это первый значительный этап. Мы должны сесть за стол и расписать все плюсы и минусы в адрес правительства РФ, которые нам дал закон о СРП.
Какие существуют минусы? Давайте об этом. Мы теряем часть своей продукции за счет того, что ценовая политика при разработке проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" с самого начала была не очень прозрачна. Затратный механизм достаточно большой, а контролировать его было не так просто, потому что наша сторона представлена только в наблюдательном совете и уполномоченном государственном органе. И все. Нигде не было записано, что мы должны быть участниками проведения тендеров. Нам на пальцах объясняли, почему отдано предпочтение той или иной фирме.
Далее вроде бы контракт выигрывал тот, кто предлагал более низкую стоимость своих услуг, но затем увеличивал сумму. И операторы проекта принимали новые расчеты во внимание. Кроме того, мы увидели, что создаются очень большие надстроечные структуры.
И последнее. Я считаю, что структура менеджмента в самих управляющих компаниях - "Сахалин Энерджи" и "Эксон Нефтегаз Лимитед" - неповоротлива и многолика. Нет жесткой вертикали сверху вниз, а при реализации таких крупных инвестиционных проектов без нее не обойтись. Пока управление - это слабое звено, которое оттягивает сроки оформления документов, производства контрольных работ и т.д.
Сегодня по проекту "Сахалин-2" идет отставание на полгода, потому что менеджмент, и я не скрываю своей оценки, проявил в полной мере свою некомпетентность. Это мое субъективное мнение. Сказалось незнание местных условий и российского законодательства. Декларировать, что международное право выше российских законов, по крайней мере, недальновидно. Если ты зашел на территорию страны, будь любезен выполнять ее законы. Плюс к тому, к этой работе не были привлечены наши управленцы. Все это вместе привело к удорожанию сметы и отодвинуло намеченный срок.
Но есть и свои плюсы. Операторы проектов сейчас учли свой собственный печальный опыт в кадровой политике и набрали в штат большую группу отечественных специалистов, даже в состав высшего звена. Чего не было два-три года назад. К этому можно добавить налоговую отдачу от проектов и то, что к их реализации привлечены российские строители, управленцы, подрядчики, субподрядчики. Этот опыт не имеет цены и в плане перехода на международные стандарты работы и в сфере менеджмента, и в строительстве. Увеличилась производительность труда, изменилось отношение людей к своей работе, то есть мы умеем сейчас организовать свой труд согласно самой высокой международной планке. Нельзя сбрасывать со счетов увеличение занятости населения на нашей территории, рост заработной платы у тех, кто работает на шельфе, строительстве заводов и на прокладке трубы.
- Иван Павлович, а когда завершатся все строительные работы, куда вы денете высвобожденные рабочие руки?
- У меня есть внутренняя уверенность, что завтра, когда начнут разрабатывать шельф наши соседи, если там будут присутствовать, например, "Шелл", "Эксон", "Мицуи" и т. д. - даю гарантию, что в тендере наши сахалинские компании будут в лидерах, выиграют конкурс у магаданских, камчатских строителей. Наши сварщики имеют уже высшую квалификацию, "Дальэлектромонтаж", к примеру, сможет без труда получить подряд на наладку электрооборудования и автоматики. У меня нет в этом никаких сомнений. Эти специалисты будут востребованы. Но пока мы еще строим, варим, монтируем, голова еще внизу, то есть, нет осознания всего процесса. Сахалин похож на гигантский, хорошо организованный муравейник, все в движении.
- В своих поездках по АТР и на встречах с представителями иностранных государств вы (руководитель субъекта, а не коммерческого предприятия) обсуждаете вопросы поставок сжиженного газа. Почему такое особенное внимание руководителя области к этому виду сырья? Не потому ли, что рынок потребителей газа в АТР достаточно узок, и проблемы его реализации в конечном итоге скажутся на доходах области?
- Все связано с тем, что существует мировой опыт продажи продукции. Рынок сбыта сжиженного газа - узкопрофильный, не емкий, а мы выходим на него с достаточно серьезными объемами. Что такое 10 млн тонн в год? Это огромная партия, которую надо продать. В таких странах, как Япония, Корея, Китай, Мексика на переговорах всегда спрашивают о том, одобряет ли федеральная власть наш выход на их рынки и поддерживает ли правительство наши проекты? Или вы сами по себе? Дает ли региональная власть гарантию поставок в срок? Поэтому присутствие представителя федерального центра и регионального лидера - очень важный момент, который дает возможность нашим покупателям свести все риски до минимума.
- А насколько, по-вашему, конкурентоспособен проект прокладки газовой трубы с Сахалина на юг Дальнего Востока по сравнению с проектом прокладки газопровода из Сибири? А также, насколько далек от реализации проект прокладки газопровода на Хоккайдо?
- Начну с конца. Переговоры об этом ведутся, но динамики нет, поэтому о Хоккайдо говорить рано. Наиболее энергично участвует в процессе переговоров Китай по проекту "Сахалин-1". В рамках этого проекта планируется проложить газопровод через Сахалин, Хабаровск до границы с Китаем. А сибирская труба - это далекая перспектива, да и транспортировка будет гораздо затратнее, "Сахалин-1", с нашей точки зрения, более конкурентоспособен.
- Еще один грандиозный проект, связанный теперь уже с электроэнергетикой, озвучил некогда глава РАО "ЕЭС" Анатолий ЧУБАЙС. Это проект экспорта электроэнергии с Сахалина в Японию. Такие проекты не кажутся реальными, когда территория продолжает испытывать проблемы энергоснабжения.
- От этой идеи мы не отказываемся. Мы рассказываем о сути проекта и работникам МИДа, которые работают в Японии, на Хоккайдо, в Токио, на нашем острове, говорим о нем и в администрации президента, в правительстве. Пока идет политическая раскачка этого вопроса, а без этого проект не продвинется. Мы готовы обсуждать с японской стороной этот большой энергетический проект. Я рад, что Анатолий Чубайс нас понимает и поддерживает. Мы за счет энергетического моста смогли бы дать людям дополнительные рабочие места и начать торговать готовой продукцией, произведенной на острове. Тем самым получить добавочную стоимость и помочь нашему соседу, с которым мы сейчас активно сотрудничаем в различных сферах жизни.
- Все ли благополучно с получением областью бонусов за использование природных ресурсов, осваиваемых на ее территории? Кстати, что получила область за все годы реализации проектов на ее территории?
- Ну что ж, давайте вместе рассмотрим цифры и факты. Всего от реализации проектов было получено $ 237,6 млн, в том числе по проекту "Сахалин-1" - $ 71, 9 млн, по "Сахалину-2" - $ 186 млн. Бонусы составили $ 46 млн, взносы в Фонд развития Сахалина - $ 160 млн, $ 40 млн возмещены за геологоразведочные работы, проводимые российской стороной, $ 1,9 млн проплачены за договорную акваторию и за право на геологическое изучение недр.
Увы, c изменением Бюджетного кодекса РФ наша территория лишилась основного источника доходов - роялти, платы за пользование недрами. Вместо 60% доходов от роялти при добыче газа - 0, при добыче нефти - 5%, что не превышает $ 10 млн в год. Выпадающие доходы при этом равны $ 8 млн. Изменился и закон о СРП, что лишило нас возможности получать 50%-ную долю продукции от наших шельфовых проектов. А ведь планов было громадье, но это не компетенция операторов проектов, это наше внутреннее дело.
Вопросы касаются прежде всего межбюджетных отношений и внутреннего законодательства. Если бы оно не изменилось, у нас была бы и доля нашего газа. А так - это только взаимоотношения сырьевых регионов с правительством страны. Сегодня Президент РФ наделяет губернаторов дополнительными полномочиями, но кроме них нужны еще и финансовые возможности, которые позволили бы наиболее быстро поднимать экономику. Когда все налоги практически, как мы с вами убедились, уходят в центр, говорить о чем-то серьезном не приходится. Каким бы патриотом своего края губернатор ни был, он не может работать без определенной мотивации на авторитет этих проектов, понимая, что его территория будет получать мизер.
Мы не раз говорили об этом. И я надеюсь, что мы, как и многие страны, прошедшие через концентрацию налогов, сможем исправить положение, поделиться не только ответственностью, но и возможностями. Тем более, что Россия - огромная страна, и какие бы выдающиеся люди ни руководили ею из столицы, они не могут управлять процессами, которые происходят в регионах. Мне кажется, президент прошел очень важный первый этап: заставил нас признать верховенство законов федерации. Все с этим согласились, то есть целостность России укреплена. Теперь второй шаг - передача управленческих полномочий, пока в законодательном плане. Но следующий будет таким - в руках у глав территорий появятся финансовые рычаги. Такая цепочка представляется оправданной и логичной. Я уверен: так оно и будет.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%