Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:51 |
|
|
Тема номера
|
Развитию региона необходимо придать новый импульс
Насколько реально поменять акценты? Готова ли сама территория воспринять инвестиции для развития перерабатывающих производств? Будет ли она воспринята соседями по АТР в другом качестве? Каковы ожидания наших внешнеэкономических партнеров, российского капитала относительно будущего региона? Все эти вопросы предстоит обсудить на первом Дальневосточном международном экономическом конгрессе. То, что такое мероприятие стало возможным и наш регион вслед за Санкт- Петербургским и Байкальским экономическими форумами собрал воедино самый широкий спектр мнений, трудно переоценить. Нужны нестандартные решения, новая динамика в развитии региона, считает гость "ДК" первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Владимир СЫРКИН.
- Владимир Иванович, тема первого Дальневосточного международного экономического конгресса сформулирована как "Горизонты партнерства России с государствами АТР: человек, природа, экономика". Давайте определимся с понятиями: о каких горизонтах пойдет разговор.
- Речь, конечно же, идет о более широком понимании горизонтов, нежели вопросы взаимоотношения России с сопредельными государствами АТР. За последние пятнадцать лет Дальний Восток в огромной степени потерял хозяйственные связи с центральной частью России, поэтому по объективным и субъективным причинам значение внешнеэкономических отношений стало если не превалирующим, то еще более существенным. С свою очередь, со стороны активно развивающейся экономики Китая, Японии, Кореи и других государств растет спрос на ресурсы ДВ. И в этой ситуации нам важно видеть горизонт перехода от ресурсоориентированной экономики к собственному производству готового продукта для экспорта.
При этом мы становимся уже не просто экономическими партнерами, но регионом, с которым связано благополучие соседних государств в будущем, например, в вопросах обеспечения энергетической безопасности. Это уже темы глобального характера.
Еще один важный горизонт - Дальний Восток может реально получить новый импульс развития от строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Это вопрос дальнейшего развития транспортной инфраструктуры региона, что, считаю, является краеугольным камнем в перспективе региона. При этом необходимо сделать так, чтобы он не оставался только транзитной территорией, пусть и с высокими темпами развития, здесь важно создать некое экономическое поле, чтобы регион был привлекательным и для национального, и для зарубежного бизнеса.
И, наконец, еще одна ситуация, которая будет обсуждаться на конгрессе, - вопрос малой заселенности территории, нехватки трудовых ресурсов. Эта проблема может поставить под вопрос любую экономическую перспективу.
- Будет ли взгляд участников конгресса повернут внутрь России? Насколько, по вашему мнению, последовательно в отношении Дальневосточного региона ведет себя федеральный центр?
- У региона накопилось значительное количество вопросов к федеральному центру. Программа "Социального и экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья", к сожалению, работает плохо. А если учесть, что за пять лет она несколько раз менялась, то можно сказать, что у Правительства РФ по отношению к Дальнему Востоку нет продуманной концепции развития. И самое удручающее: основным критерием всех последних ее корректировок был объем финансовых средств, которые федеральный бюджет мог себе позволить направить на программные цели. За этими неоднократными корректировками программа утратила свое концептульное начало. На августовском заседании совета губернаторов этот вопрос дискутировался очень настойчиво.
Это, конечно, не говорит о том, что в последние годы в регион вовсе не вкладывались средства. Основную их долю составили инвестиции крупных национальных и местных компаниий, которые обосновались на Дальнем Востоке и связывают с ним свои бизнес-интересы. Как пример можно привести активное строительство Бурейской ГЭС в Амурской области. Плюс к этому инвестиции шли в рамках целевых отраслевых программ - строительство автодороги Чита-Хабаровск, например. Все это очень значимо для региона, занимающего почти 40% территории России, однако не обеспечивает комплексного подхода к его развитию.
- На последнем совете губернаторов при полномочном представителе Президента РФ в ДВФО шла речь о готовности правительства увеличить финансирование региона на 6-7 млрд рублей.
- И опять же Минэкономразвития совершенно объективно ставит вопрос о том, что под это финансирование необходимы проекты, которые будут работать на рост экономики страны. Ни один дальневосточный субъект федерации таких крупных проработанных проектов предложить пока не может, они должны носить межрегиональный характер. Регионы должны договориться об общих проектах.
Не надо забывать еще и то, что восток России до сих пор остается регионом освоения. Следовательно, к его инвестированию нельзя подходить со "средних" позиций. Еще сравнительно недавно, когда говорили о перспективах его развития, то в качестве положительного факта отмечали некоторый свободный запас по инфраструктурным мощностям. Однако реальность рыночной экономики показала, что их на самом деле либо не хватает там, где они эффективно использовались бы, либо они требуют существенной модернизации, а значит, крупных инвестиций, которые мгновенно не материализуются в ВВП. Чтобы получить здесь повышенный эффект в виде ВВП, необходимо прежде развить инфраструктуру.
- Есть ли надежда на то, что в рамках конгресса можно хотя бы в первом приближении прийти к таким проектам? Складывается ощущение, что мы давно, и уже не по первому кругу, говорим о давно известных проблемах и не находим взаимопонимания ...
- Такое ощущение есть, и это тем более заставляет нас искать консенсус интересов. Развитию региона необходимо придать новый импульс. Я не думаю, что буквально 29 сентября на Дальнем Востоке появятся инвестиционные проекты национального масштаба, и станет абсолютно понятна новая концепция развития Дальнего Востока и Забайкалья. Формат экономического конгресса предоставляет для этого все возможности. В его работе участвуют все основные игроки, которые могут принимать решения по поводу развития Дальнего Востока.
Во-первых, свой взгляд на то, что в перспективе могут представлять собой Дальний Восток и Забайкалье, должна дать наука - в работе конгресса участвуют экономисты мирового уровня. Другая сумма мнений должна быть высказана ключевыми для территории министрами, руководителями агентств. Третий круг видения проблем и перспектив должно озвучить бизнес-сообщество. Мы пригласили к участию в конгрессе представителей крупных корпораций - "Роснефти", "Транснефти", "Газпрома", других компаний, которые уже работают в регионе. Нам очень важно знать, как они ощущают себя по отношению к Дальнему Востоку, есть ли у них здесь долгосрочные интересы. Сумма всех этих мнений и станет основной для того, чтобы отработать новую концепцию развития Дальнего Востока и Забайкалья.
И, наконец, свое мнение выскажут представители зарубежных государств. Прежде всего общественные организации РНКТЭС, АРАССВА. Важно понять, что некоторые вопросы внешнеэкономического взаимодействия перестают быть просто проблемой двухсторонних отношений потребителя и производителя, а формулируются уже как международные глобальные проблемы. Активно откликнулись на предложение принять участие в конгрессе представители США. В Хабаровске высадится большой десант из КНР, Японии, Республики Корея. Нам не менее важен взгляд со стороны. Мы должны понимать, какой отклик находят наши предложения за рубежом, каких действий от нас ждут партнеры по АТР.
- Есть такое мнение, что бизнес-сообщество уже не так сильно интересует политика федерального центра в отношении Дальнего Востока. Крупный российский капитал давно сам зашел на эту территорию и выстраивает отношения с партнерами в АТР.
- На Дальнем Востоке действительно многие корпорации уже работают. И если на Сахалине - с начала реализации нефтегазовых проектов, то в Приморье и в Хабаровском крае их присутствие особенно заметно с начала восстановительного роста в конце 1990-х годов и формирования здесь благоприятного инвестиционного климата. Получается так, что реально промышленную политику определяют финансово-промышленные группы и крупные корпорации. Это, в принципе, нормально, но если речь идет о реализации крупных проектов, особенно с участием иностранных инвесторов, то вопросы гарантий, позиции государства в отношении их реализации выходят на первый план. Сегодня мы отчетливо это видим в ходе обсуждения проекта строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Я уверен, что российский бизнес не меньше иностранного заинтересован во внятной промышленной политике, ему важны четкие правила игры, которые выстраиваются и на федеральном, и на региональном уровнях. Может быть, поэтому в конгрессе принимает участие такое количество представителей реального сектора экономики. Им важен прямой диалог с властью.
- Какие отрасли в регионе последнее время стали объектом особых интересов российского и иностранного капитала? Каковы объемы инвестиций и объекты их приложения?
- Особенный интерес для крупного российского капитала прежде всего представляют ресурсные районы и прибрежная зона. В Хабаровском крае это район Ванино, Совгавани и Де-Кастри, а также порты Приморского края и, понятно, Сахалин. То есть все, что связано с экспортом. И власти в этих опорных точках интереса должны создать такую ситуацию, чтобы от экспорта сырья компании переходили к производству готовой продукции, оставляя в России добавленную стоимость. Хотелось бы получить технологические и инвестиционные эффекты в связи с присутствием в регионе крупных корпораций.
И есть основания рассчитывать на то, что такие проекты в регионе появятся уже в ближайшем будущем. В частности в Хабаровском крае мы наблюдаем активный интерес инвесторов к лесной отрасли. Есть предложение российского бизнеса о создании мощной лесной компании национального масштаба. Китайские инвесторы готовы построить в регионе 2-3 лесоперерабатывающих предприятия. Пока что вопрос упирается в предоставление сырьевой базы. Но то, что уже есть конкуренция проектов, - это хорошо.
Иностранный капитал главным образом задействован в добывающих отраслях - золото, нефть, лес, рыба. Однако мы видим интерес к созданию на нашей территории и перерабатывающих предприятий в этих отраслях. Хотя пока его доля в общем объеме инвестиций в регионе, исключая сахалинские проекты, составляет всего 5-10%. Речь идет о совершенно небольших суммах по сравнению с теми, которые в последние годы вкладываются в экономику стран АТР, в частности, в Китай, Тайвань, Гонконг, Сингапур, где объем иностранных инвестиций измеряется десятками миллиардов долларов. Объем инвестиций в основной капитал, осуществленных на Дальнем Востоке и в Забайкалье в 2004 г., представляет сумму порядка $6 млрд, то есть равновелик стоимости одного, хотя и очень крупного Тихоокеанского трубопроводного проекта.
Проблема привлечения национального и иностранного капитала, таким образом, является насущной. Причем необходимы инвестиции, связанные с новыми технологиями, которые смогли бы активизировать экономический рост в регионе, ведь на фоне 6% среднегодовых, которыми характеризуется российская экономика в целом за последние шесть лет, региональный темп роста ВРП в два раза ниже. Разрыв между национальным и региональным ростом составляет примерно 12 процентных пунктов и последние три года увеличивается.
- Хабаровский край принимает на своей территории первый Дальневосточный экономический конгресс. Какой опыт привлечения инвестиций вам хотелось бы обсудить с его участниками? Какие проблемы вынести на первый план, на какие вопросы получить ответы?
- Пока этот опыт не велик. Осторожны в этом процессе обе стороны. Стремление каждой из них получить собственные эффекты, что совершенно объективно, достаточно часто сдерживает первоначальные намерения. Например, если речь идет о кредитовании потенциальных проектов, то часто они носят связанный характер. Например, Япония готова была предоставить кредиты под трубопроводы, но в счет поставки своих труб. Проблема государственных гарантий под кредитные соглашения регионального характера также зачастую является препятствием. Те же китайские предложения по инвестированию лесной промышленности связываются непременно с выделением собственной ресурсной базы.
Есть примеры, когда иностранные компании достаточно лихо входили в бизнес на дальневосточной территории (в лесной и горнорудной промышленности), а потом начинали буксовать, либо менять свою политику. Безусловно, есть трудности со стороны российского законодательства, неясности долгосрочной политики государства в отношении восточных регионов и восточной политики в целом. Конгресс как раз и является площадкой, на которой необходимо решить многие вопросы в короткие сроки, и подтолкнуть скрупулезную работу по согласованию интересов всех потенциальных партнеров.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%