Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторник| 08 Октября, 15:28 |
|
|
|
Тема номера
|
Пришло время "Восточного изменения"
А специфика положения России, находящейся на стыке крупнейших в мире цивилизаций, может и должна быть использована по многим направлениям. К тому же идея евразийской идентичности имеет глубокие исторические корни. И неслучайно на гербе Российской империи двуглавый орел смотрит на Восток и Запад.
Сейчас есть фактически все предпосылки для комплексного развития, эффективной интеграции АТР с российскими восточными районами. То есть вполне уместно говорить о разработке и принятии так называемой программы "Восточное измерение", призванной стать дополнительным мощным инструментом социально-экономического подъема региона.
Примером для такой программы может служить программа "Северное измерение", принятая в Европейском союзе по инициативе Финляндии еще в 1997 году, которая охватывает северные страны, Балтию и северо-западные российские регионы.
Программа "Восточное изменение" смогла бы, в частности, сбалансировать развитие дальневосточных регионов, используя в этих целях наши богатые природные ресурсы. Мы обязаны объединить свои усилия - хозяйственные, научные, интеллектуальные в интересах повышения качества жизни народов, населяющих эти территории, решения острых социально-экономических и экологических проблем, регулирования рынка труда. России есть что предложить для реализации программы "Восточное измерение".
Фактически программу "Восточное измерение" мы с полным правом можем рассматривать как систему согласования долгосрочных интересов всех стран, входящих в Азиатско-Тихоокеанский регион.
К сожалению, уровень нашей вовлеченности в международную экономическую жизнь данного региона пока не высок. Доля России во внешнеторговых операциях государств АТР не превышает 1%. А о солидных инвестициях говорить не приходится.
Очевидно, что впереди большая и скрупулезная работа по наполнению конкретными делами намеченных концепций, деклараций и намерений. Надо планомерно работать над оптимизацией структуры экспорта Дальнего Востока и Сибири. Пока же она мало, чем отличается от той, что была в 60-80-хх годах. При наличии 100 товарных позиций, более 80% объема экспортных поставок продукции приходилось на топливо, металлы, лес, рыбопродукцию.
Вывод напрашивается сам собой. Следует развивать производство конкурентоспособной продукции, в том числе продукции машиностроения, черной и цветной металлургии, а также экспорт услуг. Основным условием роста дальневосточной экономики становится высокотехнологичное производство, и прежде всего эксклюзивной продукции. И такие разработки есть. Есть и кадры специалистов, способные их реализовать.
Крайне важным является дальнейшее развитие Транссибирской магистрали. В частности, весьма перспективен для усиления интеграции вариант продления Транссиба на Корейский полуостров, а возможно, и на Хоккайдо. А с учетом того, что Российская Федерация занимает более 30% евроазиатского континента, она просто обязана зарабатывать на транзитных перевозках.
Немалые выгоды сулит развитие Байкало-Амурской магистрали. Это позволит приблизить имеющиеся месторождения полезных ископаемых в Бурятии, Якутии, Читинской и Амурской областях, в Хабаровском крае к имеющимся транспортным путям, в частности выходы как на Транссибирскую магистраль, так и к морским портам - Владивосток, Находка, Совгавань, Ванино. Настало время в полную силу задействовать и потенциал Северного морского пути. Экспериментальные коммерческие рейсы показывают высокую эффективность транзита по нему. Как показывают расчеты, при налаженной инфраструктуре расстояние через Северный морской путь, к примеру, из Северной Европы в Японию и западное побережье Америки может быть сокращено более чем на 8 тыс. км.
Среди конкретных мер по реализации программы экономической интеграции в АТР можно было бы выделить также создание свободных экономических и таможенных зон, зон технико-экономического развития, совместных со странами-участницами АСЕАН предприятий для формирования международной инженерно-технической инфраструктуры.
Но, конечно, важнейший фактор экономического развития - человеческий. Для восточных территорий его значимость определяется еще и тем, что подавляющая их часть расположена в жестких климатических условиях, многие из них удалены от основных рынков сбыта, что удорожает производство, высоки затраты на воспроизводство рабочей силы и создание инфраструктуры, обеспечивающей его нормальную жизнедеятельность.
К сожалению, принятая правительственная программа по социально-экономическому развитию Дальневосточного региона уделяет этим вопросам, на наш взгляд, непозволительно мало внимания. А не решив их, трудно будет серьезно говорить об устранении значительного дефицита рабочей силы, улучшении демографической ситуации, защите российских интересов на Дальнем Востоке и Сибири, безопасности страны в целом.
Сейчас же, по нашему мнению, во всех принимаемых программах основной акцент делается на то, как лучше использовать возможность человека для экономического прогресса, хотя пора изменить приоритеты - экономический рост должен осуществляться прежде всего в интересах развития человека.
С данной проблемой тесно связана и проблема миграции. Нужно признать, что нам без контролируемого импорта рабочей силы не обойтись. Другое дело, что надо разработать и начать реализовывать новую миграционную политику, принять такие нормативные акты, которые будут охранять интересы наших граждан и российского государства.
Учитывая особое значение восточных территорий для социально-экономического развития России, а также специфические условия природопользования, производственной деятельности и проживания населения, следует, на мой взгляд, разработать и принять на федеральном уровне закон о восточных территориях Российской Федерации. Его основной задачей должно стать, в частности, установление основ государственного регулирования этих районов в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития, создание условий для укрепления межрегиональных связей и формирование единого экономического пространства России. Реализация закона способствовала бы и развитию международных экономических отношений этих регионов.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%