Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторник| 08 Октября, 15:58 |
|
|
|
Тема номера
|
НПЗ привязали к местности
Место проведения совещания, а им стал Центр международной спутниковой связи(ЦМСС), было максимально приближено к территории будущего завода. С крыши здания ЦМСС, специально по этому случаю оборудованной смотровой площадкой, можно было увидеть территорию будущего завода. Открывая совещание, Сергей Богданчиков заметил, что "Восточный НПЗ" - пока неутвержденное, а рабочее название. Его строительство станет частью целой череды событий, а именно, ввода в эксплуатацию новых сибирских месторождений нефти, строительства восточного трубопровода ВСТО с завершением его маршрута на юге Приморского края. За разработку проекта нового НПЗ "Роснефть" взялась по поручению Президента РФ Владимира ПУТИНА, который заявил, что НПЗ должен быть в конечной точке нефтепровода.
Впрочем, с подготовкой предварительного ТЭО проекта "Роснефть" сделала оценку и альтернативного варианта, основанного на расширении мощности Комсомольского НПЗ, пытается взвесить все "за" и "против", исходя исключительно из экономической эффективности проектов. Логично, отметил президент Роснефти, было бы строить новый завод там, где есть коммуникации, инфраструктура действующего НПЗ. С 2001 года в КНПЗ уже инвестировано $500 млн, благодаря чему на сегодня это самый современный нефтеперерабатывающий завод в России. Директор Комсомольского НПЗ Валерий ЕЖОВ, представивший проект расширения и модернизации своего завода до 17 млн т переработки нефти в год, в конечном счете сделал вывод, что все-таки не стоит рассматривать КНПЗ как альтернативу Восточному. Это два разных проекта.
Предварительное ТЭО проекта подразумевает последовательное строительство двух очередей завода по 10 млн т переработки нефти в год. Первая очередь должна заработать в 2012 году, т. е к моменту прихода ВСТО в конечную точку маршрута - бухту Козьмино. К разработке ТЭО были привлечены две компании - "Нексант" и "Омскнефтехимпроект".
Компания "Нексант" уделила внимание вопросам, связанным с рынками сбыта и ценами на продукцию НПЗ, вариантам технологических конфигураций, сравнительной характеристике конкурентоспособности НПЗ, оценке экономики проекта и влиянию его на местный регион. По расчетам компании, продукция завода будет продаваться в основном на экспорт и транспортироваться морским путем. Часть ее останется для нужд внутреннего, преимущественно местного рынка. У завода будет возможность продавать широкий спектр химических веществ, пользующихся спросом как на ближайших рынках, таких как Китай, так и на отдаленных - Сингапур или Индонезия. На рынке нефтепродуктов основными конкурентами нашему НПЗ выступят Южная Корея и Ближний Восток.
Представитель "Нексант" Филл ПАРКЕР отметил, что в соответствии с прогнозом компании рост перерабатывающих мощностей будет несколько опережать рост спроса. Это отразится на уровне маржи при нефтепереработке в глобальном масштабе. В последние несколько лет она была особенно высокой, поэтому будет несколько падать, но все равно превысит уровни 10-15-летней давности и будет выгодна компании. Как важный фактор, он отметил размер существующих пошлин на экспорт продукции из России, в результате чего маржа простой перегонки нефти в России оказывается выше маржи, получаемой от глубокой переработки.
Разработчики ТЭО оценивали различные конфигурации завода, в зависимости от того, будет ли включена переработка мазута или нет. Всего с учетом рыночных допущений было рассмотрено 30 различных вариантов НПЗ. Первый из них - минимизировано производство бензинов, поскольку "нафта" имеет большую стоимость в качестве сырья для нефтехимии, чем сырья для бензина. Упрощенное рассмотрение экономических результатов показало, что общие инвестиции на основе первоначальной мощности завода в 10 млн т составят от $1,5 млрд для НПЗ, основывающегося на простой перегонке, до более $4 млрд при организации более глубокой переработки сырья. При существующей сегодня структуре экспортных пошлин в России Филл Паркер рекомендует в качестве лучшей конфигурации использовать именно простую перегонку, дающую наибольший экономический эффект. В то же время на долгосрочную перспективу он предлагает расширять проект до выпуска продукции нефтехимии. В общей сложности такой проект потребует увеличения затрат до $15 млрд в течение 10 лет, но позволит создать продукцию с очень высокой добавочной стоимостью.
Касаясь влияния этого проекта на регион, он отметил три момента. Первый - это создание новых рабочих мест. Весь комплекс завода потребует примерно 1500 постоянных сотрудников. Кроме того, в фазе строительства завода их может потребоваться 4-5 тысяч. Как считает эксперт, предприятие такого масштаба безусловно отразится на экономике региона, так как будет стимулировать создание новых, сопутствующих производств, как, например, производство пластмасс и др. Что касается охраны окружающей среды и экологии, это предприятие, по мнению Паркера, поставит на местный рынок большое количество экологически чистого моторного топлива, в особенности дизельного, со значительно меньшим содержанием серы, чем используется в регионе сейчас. Представитель "Нексант" рекомендовал выполнить в ближайшее время детальное ТЭО проекта.
Директор департамента нефтепереработки "Роснефти" уточнил в обсуждении проекта, что все топливо, выпускаемое будущим НПЗ, будет исключительно мирового уровня качества, и отметил, что экономическую эффективность проекта можно улучшить и без снижения пошлин, за счет различных технических приемов. Например, вводить в первую очередь высокоэффективные и менее затратные проекты и в дальнейшем, получая прибыль от работы завода, инвестировать ее в следующие стадии строительства. Все эти предложения войдут в детальное ТЭО проекта. Кстати, большая часть оборудования для завода, до 90%, будет производиться российской промышленностью.
Представитель другого проектировщика - "Омскнефтехимпроекта" - рассказал, как шел процесс выбора площадок под будущий завод. Весь комплекс завода потребует до 660 га земли, и на первом этапе велась оценка сразу семи участков по размерам, отсутствию запрета на использование земель, экологической безопасности объекта для окружающей среды, экономическим требованиям. Из наиболее важных параметров учитывалось расстояние до предполагаемого пункта поставки сырья и отгрузки готовой продукции, возможность присоединения к железнодорожным и автомобильным сетям, наличие электроэнергии, источников водоснабжения и пр. По всем основным параметрам предпочтение было отдано площадке мыса Елизарова.
По замыслу проектировщика, поставку сырья и наладку коммуникаций и транспортных путей целесообразно сделать по специально выбранному коридору трассы, который начинается в районе с. Екатериновка, месте соединения с железнодорожной веткой Транссиба. Отгрузку готовой продукции "Омскнефтехимпроект" предлагает выполнять либо по трубопроводу, который потребуется проложить до расположенного южнее "Нефтепорта", его протяженность составит 17 км. Либо через специальный отгрузочный терминал на берегу залива Восток. По оценке проектировщиков второй вариант более предпочтительный, так как расстояние от него до завода будет не более 2 км. Более того, первоначально этот терминал может играть роль порта обеспечения строительства. Глубины в районе предполагаемого терминала позволят в будущем принимать суда дедвейтом до 150 тыс. т, тогда как терминал "Нефтепорта" в Находке принимает суда дедвейтом 50 тыс. т.
Обсуждался на совещании и важный для будущего завода вопрос энергоснабжения. У компаний РАО ЕЭС в Приморском крае нет свободных резервов мощностей для обеспечения завода 210 мегаватт электроэнергии. В лучшем случае, по словам присутствующего здесь управляющего директора ОАО "ДЭК" Алексея ИУСА, компания сможет выделить 100 мегаватт, чтобы закрыть потребность начальной стадии проекта при условии, что она будет через три-четыре года передана обратно. С учетом растущего потребления электроэнергии в крае, нефтяникам лучше было бы построить собственную электростанцию, говорит Иус. По всей видимости, "Роснефти" придется так и сделать. Электростанция могла бы работать на отходах НПЗ или природном газе, который придет на юг Приморья по газопроводу. Хотя это будет зависеть от того, как удастся договориться с "Газпромом". По предварительной оценке нефтяникам потребуется около 1 млрд куб м газа в год.
Представители администрации Партизанского района, на территории которого будет расположена площадка под НПЗ, после некоторых сомнений поддержали намерение "Роснефти". Глава администрации района Константин ЩЕРБАКОВ напутствовал руководство "Роснефти" обратить особое внимание на возможные экологические проблемы и высказал пожелание учесть в ТЭО проекта вопросы социальной сферы, дорожное и жилищное строительство.
Итог совещания подвел Сергей Богданчиков. "Мы должны полным ходом работать над сбором технических условий, так как Минпромэнерго затребовало представить готовое ТЭО в апреле следующего года," - сказал он. К этому времени должны быть выполнены все согласования и получены экспертные заключения на проект. Это значит, что проект должен быть рассмотрен во всех контролирующих органах и в регионе. Потребуется дальнейшее уточнение возможностей энерго- и водоснабжения. Это будут делать совместные рабочие группы, которые прибудут в край в ближайшее время. Будет уточняться выбор площадки, резервирование земель под транспортный и инфраструктурный коридор.
Потребуется согласовать пакет контракта, который будет подписывать будущий подрядчик. Его условием станет обязательная регистрация победителем конкурса своего дочернего предприятия на территории местного муниципального образования, и последующее поступление налогов от его деятельности в местный бюджет. Богданчиков предупредил, что контракт с любым подрядчиком не будет подписан до тех пор, пока он не зарегистрирует свое предприятие в Приморском крае. Президент "Роснефти" пообещал, что работы хватит всем желающим в регионе. К участию в тендерах будут приглашаться все, кто имеет возможность оказать компании необходимые услуги.
Учитывая высокий риск строительства такого предприятия, как НПЗ, и будущие общественные слушания по проекту, компания разработает план информационной работы с населением, чтобы избежать тех ошибок, которые, по мнению Сергея Богданчикова, сделала "Транснефть". На вопрос, где брать специалистов для будущего завода, он сказал, что часть людей будут командированы с Комсомольского и Ангарского НПЗ, кто-то будет обучаться на заводах компании и за рубежом.
На вопрос "ДК" в отношении источников финансирования строительства Восточного НПЗ, Сергей Богданчиков заверил, что у компании взвешенная кредитно-финансовая политика и все приобретенные ранее активы генерируют прибыль. Что касается завода, то это самостоятельный проект, со своей схемой финансирования, которая вписывается в общую финансовую схему на период до 2012 года. В октябре на совете директоров компании будет утверждаться стратегия компании, где, пообещал Богданчиков, восточные проекты компании будут представлены весьма значительно. После чего обещается проведение road show для инвесторов и будущих акционеров.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%