Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Вторник| 10 Декабря, 11:49 |
|
|
Тема номера
|
"Востокпроектверфь" - это развитие судостроения
- Мы выжили, несмотря на трудные времена, - отмечает Виктор БАНДУР, генеральный директор ОАО ДПИ "Востокпроектверфь". - И в принципе ситуация у нас нормальная - мы работаем. Да и заводы отрасли тоже стали получать заказы. Что же касается нашей истории, то ее корни уходят в предвоенное время. Тогда специалисты ленинградского института ГСПИ "Союзпроектверфь" начинали работать над тем, что в дальнейшем стало нашим делом: в 1930-1940-х гг. строился и совершенствовался судостроительный завод в г. Комсомольске-на-Амуре, реконструировался появившийся во Владивостоке еще в царское время "Дальзавод", продумывались планы развития других предприятий отрасли.
- И все же история предприятия, судя по юбилейной дате, началась позже?
- После войны руководством страны была поставлена задача создать мощный военный и гражданский флот. Поэтому судостроение получило новый импульс, в том числе и на Дальнем Востоке. Но прежде чем строить, требовалось выполнить огромный объем проектных работ. Поэтому в сентябре 1948 г. было принято решение о создании Дальневосточного отделения ГСПИ-2 ("Союзпроектверфь") - на правах мастерской, которая со временем должна была стать полноценным проектным институтом, способным решать задачи отрасли от Урала до Камчатки.
Судостроение на Дальнем Востоке тогда быстро развивалось. В ноябре 1945 г. было принято решение о строительстве судоремонтного завода в Хабаровске, в октябре 1948 г. создано Амурское предприятие "Эра", продолжали развиваться Амурский судостроительный завод и "Дальзавод", началось строительство крупнейшего в Приморье завода "Звезда". Разрабатывалась документация для Владивостокского и Хабаровского судостроительных заводов, предприятий Совгавани и Николаевска-на-Амуре.
Первые объекты наш институт выполнял для "Дальзавода", где он сначала и находился. Численность коллектива была 30-40 человек. Набирали персонал и сразу же его обучали. Постепенно мы наращивали свои мощности и объемы работ.
Неоценимую поддержку становлению института оказала головной - институт "Союзпроектверфь", который командировал своих специалистов, многие из них здесь же и остались. Да и первые директора института были выходцами из ГСПИ-2. Институт успешно развивался, и перед ним ставились все более серьезные задачи. По промышленному проектированию нам были переданы все заводы Минсудпрома от Камчатки до Урала. Затем мы стали их генпроектировщиками и начали независимо осуществлять общее руководство по их развитию. В качестве генпроектировщика институт вел 21 предприятие судостроения и судоремонта, сотрудничал с рядом предприятий судового машиностроения и морского приборостроения.
- Социальные объекты тоже приходилось проектировать?
- Постепенно мы взялись и за них, стали заниматься полным комплексом проектных работ. Так, Сретенский судостроительный завод был запроектирован нами полностью - и завод, и весь поселок с жилыми микрорайонами, кинотеатрами, столовыми и пр. Но в основном все-таки вели промышленное проектирование.
По чертежам ДПИ "Востокпроектверфь" была построена основная "послевоенная" часть "Дальзавода", возведены эллинги на Владивостокском судостроительном заводе, на заводах в Николаевске-на-Амуре и Красноярске, здание заводоуправления предприятия "Звезда" и другие объекты.
К середине 1970-х гг. в судостроительной отрасли прошла "инвентаризация" мощностей, итогом которой стало решение перевести предприятия на более высокий качественный уровень для выпуска новой продукции. С этой целью мы разрабатывали технико-экономическое обоснование реконструкции и развития заводов под новые программы. Практически все ТЭО были утверждены на коллегии Минсудпрома, однако эти проекты в итоге были выполнены всего на 10-15%, а далее начались перебои с финансированием.
Большие объемы работ в то время мы выполнили по приборным заводам. Так, завод "Варяг" во Владивостоке был запроектирован нами с нуля, все на нем было сделано по нашему проекту. Тогда же во Владивостоке работали с "Радиоприбором", "Изумрудом", "Дальприбором", арсеньевским "Аскольдом". Вместе с ленинградским представительством проектировали "Ураган" в Партизанске и "Красный вымпел" в Большом Камне. Их строительство в рамках развития отрасли тоже было начато, но затем прекращено.
- Виктор Иванович, что в те годы представлял собой институт?
- Тогда у нас появились опытные специалисты и грамотные руководители, способные выполнять любые задачи. Это - Татьяна РОСЕЙКИНА, Алексей ТАБАЧНИКОВ, Николай НАУМЕНКО, Леонид СУЛИХАН, Юлия БИЗЯЕВА, Людмила ЗВИРГЗДЕ, Пелагея ПАРШУКОВА, Виктор КИРЛАН, Ия КРАЕВА, Валентина КЛИМОВА и Николай РОСЕЙКИН. К середине 1980-х институт достиг своего расцвета, здесь трудилось уже 400 человек. Приказом Минсудпрома он окончательно стал самостоятельным и получил название ДПИ "Востокпроектверфь".
В 1992 г. было введено новое здание института, и у нас были планы довести численность коллектива до 1000 человек.
- Техническая оснащенность тоже развивалась?
- Как и в других проектных институтах, она была типовой -кульманы, множительная техника, фотоаппаратура, многое приходилось делать вручную. К техническому перевооружению приступили в 1980-е годы, когда появились ЕСовские машины. Затем начался процесс персональной компьютеризации, и сегодня ни одного проектировщика без компьютера у нас нет. Была создана компьютерная сеть института. Отлажена собственная система качества. Средства на покупку нового оборудования для рабочих мест мы получили за счет сдачи в аренду помещений, которые высвободились из-под громоздкой вычислительной техники, а также в связи с резким сокращением работ в 1990-е годы. Это позволило приобрести современные программные продукты, например, отечественную разработку для проектировщиков "Компас", сопутствующие программы по расчетам строительных конструкций, экономике и пр. Наше программное обеспечение постоянно обновляется - это просто необходимо для выполнения современных заказов. - В чем значение института для региона и страны? - Наш институт, и судостроительные заводы - это предприятия, обеспечивающие безопасность страны в части сохранения и развития ВМФ и транспортного флота. И это вовсе не высокие слова. С бывшим председателем Законодательного собрания Приморского края Владимиром ВЕДЕРНИКОВЫМ мы ездили в Комитет по оборонным отраслям промышленности РФ, чтобы получить проектную работу для загрузки и сохранения института. Но тогда нам так и не помогли. Приходилось рассчитывать только на свои силы. - Теперь с заказами стало лучше? - Какое-то оживление у нас началось 2-2,5 года назад. Появились небольшие заказы от завода "Восточная верфь", Амурского судостроительного завода. Сейчас мы вместе с ленинградцами выполняем работы по ряду объектов завода "Звезда". Если программа его реконструкции пойдет намеченными темпами, то только это сможет загрузить наш институт на 50%. Снова появились заказы от "Радиоприбора" и "Дальзавода". Недавно мы закончили проект реконструкции цеха для "Варяга". Продолжаем работать с теми партнерами, которые помнят нас как генпроектировщиков отрасли. В 2000 г. вышел приказ Агентства по судостроению о восстановлении нашего института в правах генпроектировщика для заводов отрасли на Дальнем Востоке. Выполняем проекты муниципальных объектов. Для Владивостока - реконструкция школ и детских садов, для Большого Камня - проект по расширению второй очереди котельной, выполнили реконструкцию схемы теплоснабжения города, для г. Фокино запроектировали спортивный комплекс. Мы помогали разрабатывать ряд отраслевых программ, нацеленных на реформирование отрасли. Это и Программа развития рыбопромыслового флота, утвержденная около пяти лет назад, и программа создания судостроительных холдингов, которая была принята с учетом наших предложений. Но с ростом объемов появилась другая проблема. Сегодня не хватает профессиональных кадров. Проектировщики нашей специализации в особенном дефиците. Ведь чтобы вырастить специалиста, нужен не один год работы. Мы берем выпускников вузов, учим за свои средства, понимая, что это будущее института. Поскольку те, кому в начале реформ было чуть за сорок лет, перешли теперь в наш "золотой фонд". Это специалисты, которых очень мало по всей стране. Свидетельством их высокого профессионального уровня является и то, что в последние несколько лет нас не раз привлекали для работ за рубежом - в Алжире и Венесуэле. У молодых сотрудников нашего института есть уникальная возможность перенять этот бесценный опыт и идти по ступеням карьерного роста, участвуя в важном для региона и страны деле возрождения судостроения. Для этого у нас сохранились все отделы, необходимые для нашего профиля - технологический, гидротехнический, генпланов, электрики, сантехники и пр. И мы можем выполнить полный комплекс работ, который потребуется заказчику.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%