Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четверг| 03 Октября, 21:48 |
|
|
|
Тема номера
|
Там, где течет река...
Среди ожерелья таежных и горных красот Приморья самой крупной доступной жемчужиной, хрусталиком, мечтой следопытов, археологов, туристов, рыбаков, браконьеров всех мастей и прочее считается Арму, приток Большой Уссурки, которая в свою очередь является самым большим притоком Уссури.
Когда в туристической среде заходит разговор о тайнах приморской тайги, в первую очередь вспоминают эту удивительную реку, а у рыбаков, в чьем качестве, собственно, мы и собирались посетить эту удэгейскую "тайну", она почитается примерно так же, как у альпинистов Эверест. Ведь недаром, когда в постперестроечное время "Уссурийский бальзам" придумывал название новой "народной" водке, выбор пал на "Арму", подразумевая в первую очередь ее кристальную чистоту.
...Еще задолго до путешествия были взвешены все "за" и "против". Важно было выбрать тот единственный путь, который давал шанс не только добраться до места, но и вернуться назад, при любом погодном раскладе. О том, что в конце сентября в приморских горах возможны снег и, как следствие, закрытие перевалов, мы были наслышаны. Испытанный и проверенный, надежный, как швейцарский нож, Toyota Town Ace Noah подвести был не должен. Накануне он проделал марш в пять тысяч километров в амурскую глубинку, где зарекомендовал себя с наилучшей стороны.
Забегая немного вперед, скажу, как оказалось, нас ждало одно, но очень крупное разочарование - эта горная река уже не так девственна и далека. Всеобщая автомобилизация сделала доступными самые потаенные уголки Уссурийской тайги, а Арму со своими прелестями и первозданной красотой не стала исключением. Как следствие - сопутствующие цивилизации ингредиенты в виде пустой разнокалиберной тары, пепелищ и продуктов жизнедеятельности на каждой речной излучине. Попробуй не вляпаться...
Но это ждало по прибытии, а пока нашей троице предстоял путь, по приблизительным подсчетам, длиной в 830-900 км до верховьев реки, в район поселка рудокопов Молодежный.
Выбор маршрута был непростым. И здесь либо по известной и накатанной дороге до Дальнереченска, с поворотом на 90 градусов и в горы через Рощино и т.д., либо через Терней, а оттуда до Таежного-Молодежного и далее, в верховья Арму. Второй вариант подкупал меньшей транспортной нагрузкой и... возможностью сравнения природно-климатических зон по обе стороны Сихотэ-Алинского хребта. По стопам Владимира Клавдиевича АРСЕНЬЕВА, так сказать...
В конце концов, после опроса бывалых путешественников, анализа предстоящего и старого прогнозов погоды, было решено ехать через Терней. Тем более что наша Toyota Town Ace Noah была подвергнута обструкции "бывалыми", советовавшими отказаться от "дальнереченского" варианта: типа, ребята, там место только для танков и джипов!
Чтобы избежать потери времени на трассе М-60 в районе Уссурийск-Михайловка, было решено "отрезать" его и проскочить по грунтовке через Артем и Штыково, с поворотом на Многоудобное и далее до Ивановки.
Сравнительно нормальная дорога, даже после дождей позволяла держать на ней скорость 70-80 км/час. Некоторые неудобства, которые испытывала пятая точка, были компенсированы выигрышем по времени: по сути, были сэкономлены час и 5-7 литров бензина, что в условиях предстоящей "топливной неизвестности" дело не последнее.
Испив в Ивановке "утреннего" кофе из автомата и прикупив провианта, мы выскочили на трассу Осиновка - Рудная Пристань.
Несмотря на активное движение, постоянное "знаковое" напоминание об ограничении скорости, мы сравнительно быстро (за небольшим исключением) пролетели Анучино, Арсеньев, Чугуевку, Кавалерово.
Небольшая остановка в Дальнегорске. Быть в городе горняков и не постоять минутку, другую на перевале Китовое ребро, поплевывая с 300-метровой высоты, - непередаваемые ощущения!
К слову, Дальнегорск - своеобразный "водораздел" - середина всего пути. После него и п. Рудная Пристань начиналась горно-морская часть путешествия, запомнившаяся необычайно красивым морским видом побережья и первым съездом с асфальта на грунтовку.
Надо отметить, что грунтовка немногим отличалась от тамошнего асфальта. Не обошлось без везения. Прошли дожди, которые "прибили" пыль. Кто ездил той дорогой согласится, что в сухую солнечную погоду пыль, поднимаемая машинами, становится естественным тормозом. Видимость падает до 10 м. С этим, кстати, нам пришлось столкнуться на обратном пути.
Еще готовясь к путешествию, мы слышали от бывалых таежников предупреждения о необходимости повышенного внимания на дороге за Рудной Пристанью. Мол, водители лесовозов - ребята буйного нрава, считают тамошние дороги своей вотчиной и, как следствие, трактуют общепринятые правила дорожного движения по-своему. Например, могут встать посреди дороги "на перекур" или завтрак-обед-ужин, а то и того лучше - встретятся два знакомых, встанут борт о борт и будут травить байки, в то время как всякая мелочь будет томиться в этом дружеском заторе.
Ничего подобного не было, более того, первый лесовоз нам попался за Пластуном. Чего действительно на дороге было много, так это автовозов, доверху груженных "конструкторами". Как позже выяснилось, небольшой порт в Пластуне - такая же перевал-база для япономарок, как Владивосток и Находка, с одной лишь поправкой: под полную таможенную пошлину машины там не ввозят.
Кроме морских и таежных красот были небольшие нюансы, которые не могли оказать существенного влияния на поездку, но с успехом дополняли непередаваемый колорит тех мест.
Не знаем, что смотрят и слушают жители приморского северо-востока, но за Рудной Пристанью мы не услышали ни одной радиостанции на русском языке. Весь путь от Пристани до п. Молодежный, предпоследний пункт нашего пути, мы "наслаждались" тем упорством, с каким японцы учат английский язык. На нашем побережье прекрасно себя чувствовала образовательная частота радиостанции с о. Хоккайдо! Кроме японских лингвистов о чем-то своем вещали китайские и корейские станции.
...По прибытии на место саму реку не увидели. Ориентируясь на ее шум, мы попробовали найти себе место под луной на берегу. Однако все наши усилия оказались тщетными - все места были разобраны, кругом стояли палатки, коптилась рыба, даже чадили импровизированные баньки!
А наутро... Первый рассвет на Арму начался с разочарования. Нудный дождик не располагал к утренней рыбалке. Тем не менее, превозмогая отвращение к речной и небесной сырости, мы все же выползли на берег.
Поскольку для всей нашей компании рыбалка на такой реке была своего рода открытием, на успех уповать особо не приходилось. Не зная местных рыбьих предпочтений, учились на ходу. Тут ко времени из леса вынырнул мужичок с ноготок, который и посоветовал искать в воде ручейника. "На него хорошо берет ленок", - сказал мужичок и тут же растворился в тайге.
Эту самую личинку мы нашли лишь на второй день своего пребывания, а пока без особого успеха пробовали столичные блесны, разнокалиберные "Меппсы" и "Блю фоксы".
Уже рассеялся туман, прекратился дождь и выползли на свет божий соседи-рыбаки, когда "заработал" мой "Блю Фокс" №3. Среднеувесистый хариус граммов на 200 не прошел мимо синенькой "вращалки". Удар был резок, туп и внезапен! Если честно, то размер, процесс вываживания, как и сама рыба, особого впечатления не произвели. Да, красивая рыбка, шустрая, но... После летней охоты на каменных окуней в заливе Петра Великого, когда пойманные экземпляры достигали двух кг, а на борьбу с ними уходило по 10-15 минут, не бог весть какой хариус оставлял двойственное впечатление.
Значит, надо искать другие прелести, ради которых люди бросают комфорт домашнего очага, уют и телевизор, чтобы вот так идти в горы. Вскоре эта "прелесть" нарисовалась за речной излучиной в виде двух резиновых лодок со сплавщиками. Потом еще две и еще три. За неполный день перед нами прошли два десятка разнокалиберных лодок, седоки каждой из них считали своим долгом сделать передышку на берегу в двух шагах от нашего бивуака, чтобы, оставив после себя "порцию" мусора, двинуть дальше, вниз, к Уссурке. "Туризм рулит", - только и подумали, глядя на столпотворение, как нам казалось, у дикой, забытой богом и людьми реки. Чуть позже даже пришло сравнение: "Как будто на Светланской утром выходного дня".
В общей сложности и общими усилиями за два дня рыбалки были выловлены три десятка хариусов и с пяток ленков, один из которых, под кило весом, не без удовольствия был изжарен на берегу реки и съеден. Вкусная рыбка. Но еще вкуснее была харюзовая уха. Вот уж где воистину "пища богов"!
Второй "рыбный день" запомнился не столь активным клевом, а тем, что, встав рано утром, мы увидели горный климат во всей красе. В котелке вместо воды был лед. Все было в инее, и зуб с трудом пытался попасть на зуб. И все это в начале третьей декады сентября!
Днем потеплело, но дыхание зимы чувствовалось все отчетливее. Горно-таежный воздух опьянял лучше даже самого забористого алкоголя, а дикие красоты, если не брать в расчет толпы сплавщиков, оставляли неизгладимый отпечаток в умах и сердцах.
Возвращение домой обещало быть не менее интересным, нежели путь на Арму. Мы увидели и оценили те красоты, что остались под покровом ночи на пути к реке. Двоякое впечатление, доложу я вам. Особенно удивили рудники в Молодежном. Создавалось впечатление, что люди оставили их буквально день, неделю, месяц назад. До них еще не добрались вандалы в поисках черного и цветного металлов.
Чуть позже, уже в Тернее, нам рассказывали аборигены, что рудники на самом деле не брошены и забыты. Они, как во времена недалекого советского прошлого, просто "законсервированы", и всякая попытка провести там свою личную "хозяйственно-экономическую" деятельность чревата крупными неприятностями! При этом наш собеседник, многозначительно посмотрел на небо, как бы давая понять, что небесный вождь тоже примет участие в экзекуции диких "металлистов".
Со своей стороны, думалось, что хорошо бы, если бы этот вождь навел порядок и с дикой лесосекой, на которой элитный кедр каким-то непостижимым образом попал в список "санитарных рубок". Огроменные деревья в три обхвата лежат срубленными торцами вдоль дороги, заботливо очищенные от сучьев в ожидании скорого вывоза.
Сердце обливалось кровью от видов выгоревших сопок - следов недавних и давних пожаров. Местные жители помнят эти огненные катастрофы буквально по годам: в 74-м, 86-м, 97-м, третьем (2003), пятом и т.д.
Однако местный люд давно научился обращать эти пепелища себе на пользу. На этих выгоревших сопках аборигены собирают ягоду. В этом году богато уродилась брусника, но на цене этой ягоды урожай не отразился. Ведро нам предлагали по 700 руб. От покупки мы отказались, поскольку истинную цену этой ягоде не знали.
Интересной выдалась остановка в Тернее. Судя по всему, политическая и культурная жизнь в этом поселке лесорубов бьет ключом в автомастерской механика Виктора. От него и его приятелей мы узнали весь экономический расклад района, про "лесосеку", "рыбалку", рудники и т.д.
С грустью говорят люди о перспективах родного края: "Еще лет пять такого "пользования" тайгой, и вы, ребята, можете на Арму больше не ездить. Не будет ни Арму, ни Самарги, ничего не будет, только голые пеньки да обгорелые сопки!".
...Как сказал классик, "нет ничего прекраснее мест, где не ступала нога человека. Увы, это грустная песня, поскольку таких мест на земле уже нет".
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%