Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Четверг| 30 Марта, 09:34 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 76.98 р.
1 EUR 83.49 р.
100 JPY 58.64 р.
10 CNY 11.16 р.
Тема номера
Глава Приморья встретился с молодыми учителями
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
20.03 |
Приморский "Адмирал" одержал победу над "Ак Барсом"
18.03 |
В Приморье проведут конкурс на получение грантов Губернатора для социально ориентированных некоммерческих организаций
17.03 |
Пилотный проект для пациентов-сердечников запустили три поликлиники в столице Приморья
16.03 |
"Вкрутить лампочки и расставить мебель": культурно-образовательный комплекс на Русском готовят к сдаче
14.03 |
Обучающиеся приморского технопарка "Кванториум" разработали проект с помощью квадрокоптера
статьи раздела
Регион сегодня
13 Октября 2022, 14:18
Форум "Экспортный потенциал Приморья" пройдет во Владивостоке Форум для экспортеров пройдет во Владивостоке 1 ноября. Приморские предприниматели узнают о перспективах развития сотрудничества с Китаем, Республикой Корея, Вьетнамом, Индией, Малайзией, Индонезией. Зарегистрироваться можно по ссылке.
статьи раздела
Территория
17 Декабря 2021, 14:24
Петр Гоголев, председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Недропользователи не должны забывать про социальную ответственность Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года ставит важнейшую задачу - ускорение экономического роста темпами выше средних по России. В то же время Стратегия развития Республики Саха (Якутия), дополняющая Нацпрограмму, главной ценностью определяет человека и создание благоприятных условий для его развития. Это предполагает развитие человеческого капитала, сокращение уровня социально-экономической дифференциации между различными территориями, уровня социального расслоения и сохранение природы для будущих поколений
статьи раздела
Регион сегодня
21 Ноября 2021, 17:05
В аэропорту Владивостока продолжают приземляться вывозные рейсы Оказавшиеся в сложной ситуации граждане могут рассчитывать на помощь государства
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 16:46
Нацпроекты определяют рост Ускорение развития дальневосточных регионов, повышение в них уровня жизни населения и качества среды обитания опираются на задачи, определенные национальными проектами.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 15:42
Иностранные инвесторы: все ли планы в силе? Приморский край твердо намерен конкурировать за иностранные инвестиции. Индия, Китай, Корея, Япония реализуют масштабные проекты в регионе
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Регион сегодня

01 Ноября 2007, 10:00 | Регион сегодня

Там, где течет река...

Почти сутки чистого времени в пути, 1680 км дороги, запах бензина в салоне из-за дополнительных канистр с топливом, два пробитых колеса, тайга, нахальные бурундуки в машине и палатке, зверье... и хариус с ленком.

Среди ожерелья таежных и горных красот Приморья самой крупной доступной жемчужиной, хрусталиком, мечтой следопытов, археологов, туристов, рыбаков, браконьеров всех мастей и прочее считается Арму, приток Большой Уссурки, которая в свою очередь является самым большим притоком Уссури.

Когда в туристической среде заходит разговор о тайнах приморской тайги, в первую очередь вспоминают эту удивительную реку, а у рыбаков, в чьем качестве, собственно, мы и собирались посетить эту удэгейскую "тайну", она почитается примерно так же, как у альпинистов Эверест. Ведь недаром, когда в постперестроечное время "Уссурийский бальзам" придумывал название новой "народной" водке, выбор пал на "Арму", подразумевая в первую очередь ее кристальную чистоту.

...Еще задолго до путешествия были взвешены все "за" и "против". Важно было выбрать тот единственный путь, который давал шанс не только добраться до места, но и вернуться назад, при любом погодном раскладе. О том, что в конце сентября в приморских горах возможны снег и, как следствие, закрытие перевалов, мы были наслышаны. Испытанный и проверенный, надежный, как швейцарский нож, Toyota Town Ace Noah подвести был не должен. Накануне он проделал марш в пять тысяч километров в амурскую глубинку, где зарекомендовал себя с наилучшей стороны.

Забегая немного вперед, скажу, как оказалось, нас ждало одно, но очень крупное разочарование - эта горная река уже не так девственна и далека. Всеобщая автомобилизация сделала доступными самые потаенные уголки Уссурийской тайги, а Арму со своими прелестями и первозданной красотой не стала исключением. Как следствие - сопутствующие цивилизации ингредиенты в виде пустой разнокалиберной тары, пепелищ и продуктов жизнедеятельности на каждой речной излучине. Попробуй не вляпаться...

Но это ждало по прибытии, а пока нашей троице предстоял путь, по приблизительным подсчетам, длиной в 830-900 км до верховьев реки, в район поселка рудокопов Молодежный.

Выбор маршрута был непростым. И здесь либо по известной и накатанной дороге до Дальнереченска, с поворотом на 90 градусов и в горы через Рощино и т.д., либо через Терней, а оттуда до Таежного-Молодежного и далее, в верховья Арму. Второй вариант подкупал меньшей транспортной нагрузкой и... возможностью сравнения природно-климатических зон по обе стороны Сихотэ-Алинского хребта. По стопам Владимира Клавдиевича АРСЕНЬЕВА, так сказать...

В конце концов, после опроса бывалых путешественников, анализа предстоящего и старого прогнозов погоды, было решено ехать через Терней. Тем более что наша Toyota Town Ace Noah была подвергнута обструкции "бывалыми", советовавшими отказаться от "дальнереченского" варианта: типа, ребята, там место только для танков и джипов!

Чтобы избежать потери времени на трассе М-60 в районе Уссурийск-Михайловка, было решено "отрезать" его и проскочить по грунтовке через Артем и Штыково, с поворотом на Многоудобное и далее до Ивановки.

Сравнительно нормальная дорога, даже после дождей позволяла держать на ней скорость 70-80 км/час. Некоторые неудобства, которые испытывала пятая точка, были компенсированы выигрышем по времени: по сути, были сэкономлены час и 5-7 литров бензина, что в условиях предстоящей "топливной неизвестности" дело не последнее.

Испив в Ивановке "утреннего" кофе из автомата и прикупив провианта, мы выскочили на трассу Осиновка - Рудная Пристань.

Несмотря на активное движение, постоянное "знаковое" напоминание об ограничении скорости, мы сравнительно быстро (за небольшим исключением) пролетели Анучино, Арсеньев, Чугуевку, Кавалерово.

Небольшая остановка в Дальнегорске. Быть в городе горняков и не постоять минутку, другую на перевале Китовое ребро, поплевывая с 300-метровой высоты, - непередаваемые ощущения!

К слову, Дальнегорск - своеобразный "водораздел" - середина всего пути. После него и п. Рудная Пристань начиналась горно-морская часть путешествия, запомнившаяся необычайно красивым морским видом побережья и первым съездом с асфальта на грунтовку.

Надо отметить, что грунтовка немногим отличалась от тамошнего асфальта. Не обошлось без везения. Прошли дожди, которые "прибили" пыль. Кто ездил той дорогой согласится, что в сухую солнечную погоду пыль, поднимаемая машинами, становится естественным тормозом. Видимость падает до 10 м. С этим, кстати, нам пришлось столкнуться на обратном пути.

Еще готовясь к путешествию, мы слышали от бывалых таежников предупреждения о необходимости повышенного внимания на дороге за Рудной Пристанью. Мол, водители лесовозов - ребята буйного нрава, считают тамошние дороги своей вотчиной и, как следствие, трактуют общепринятые правила дорожного движения по-своему. Например, могут встать посреди дороги "на перекур" или завтрак-обед-ужин, а то и того лучше - встретятся два знакомых, встанут борт о борт и будут травить байки, в то время как всякая мелочь будет томиться в этом дружеском заторе.

Ничего подобного не было, более того, первый лесовоз нам попался за Пластуном. Чего действительно на дороге было много, так это автовозов, доверху груженных "конструкторами". Как позже выяснилось, небольшой порт в Пластуне - такая же перевал-база для япономарок, как Владивосток и Находка, с одной лишь поправкой: под полную таможенную пошлину машины там не ввозят.

Кроме морских и таежных красот были небольшие нюансы, которые не могли оказать существенного влияния на поездку, но с успехом дополняли непередаваемый колорит тех мест.

Не знаем, что смотрят и слушают жители приморского северо-востока, но за Рудной Пристанью мы не услышали ни одной радиостанции на русском языке. Весь путь от Пристани до п. Молодежный, предпоследний пункт нашего пути, мы "наслаждались" тем упорством, с каким японцы учат английский язык. На нашем побережье прекрасно себя чувствовала образовательная частота радиостанции с о. Хоккайдо! Кроме японских лингвистов о чем-то своем вещали китайские и корейские станции.

...По прибытии на место саму реку не увидели. Ориентируясь на ее шум, мы попробовали найти себе место под луной на берегу. Однако все наши усилия оказались тщетными - все места были разобраны, кругом стояли палатки, коптилась рыба, даже чадили импровизированные баньки!

А наутро... Первый рассвет на Арму начался с разочарования. Нудный дождик не располагал к утренней рыбалке. Тем не менее, превозмогая отвращение к речной и небесной сырости, мы все же выползли на берег.

Поскольку для всей нашей компании рыбалка на такой реке была своего рода открытием, на успех уповать особо не приходилось. Не зная местных рыбьих предпочтений, учились на ходу. Тут ко времени из леса вынырнул мужичок с ноготок, который и посоветовал искать в воде ручейника. "На него хорошо берет ленок", - сказал мужичок и тут же растворился в тайге.

Эту самую личинку мы нашли лишь на второй день своего пребывания, а пока без особого успеха пробовали столичные блесны, разнокалиберные "Меппсы" и "Блю фоксы".

Уже рассеялся туман, прекратился дождь и выползли на свет божий соседи-рыбаки, когда "заработал" мой "Блю Фокс" №3. Среднеувесистый хариус граммов на 200 не прошел мимо синенькой "вращалки". Удар был резок, туп и внезапен! Если честно, то размер, процесс вываживания, как и сама рыба, особого впечатления не произвели. Да, красивая рыбка, шустрая, но... После летней охоты на каменных окуней в заливе Петра Великого, когда пойманные экземпляры достигали двух кг, а на борьбу с ними уходило по 10-15 минут, не бог весть какой хариус оставлял двойственное впечатление.

Значит, надо искать другие прелести, ради которых люди бросают комфорт домашнего очага, уют и телевизор, чтобы вот так идти в горы. Вскоре эта "прелесть" нарисовалась за речной излучиной в виде двух резиновых лодок со сплавщиками. Потом еще две и еще три. За неполный день перед нами прошли два десятка разнокалиберных лодок, седоки каждой из них считали своим долгом сделать передышку на берегу в двух шагах от нашего бивуака, чтобы, оставив после себя "порцию" мусора, двинуть дальше, вниз, к Уссурке. "Туризм рулит", - только и подумали, глядя на столпотворение, как нам казалось, у дикой, забытой богом и людьми реки. Чуть позже даже пришло сравнение: "Как будто на Светланской утром выходного дня".

В общей сложности и общими усилиями за два дня рыбалки были выловлены три десятка хариусов и с пяток ленков, один из которых, под кило весом, не без удовольствия был изжарен на берегу реки и съеден. Вкусная рыбка. Но еще вкуснее была харюзовая уха. Вот уж где воистину "пища богов"!

Второй "рыбный день" запомнился не столь активным клевом, а тем, что, встав рано утром, мы увидели горный климат во всей красе. В котелке вместо воды был лед. Все было в инее, и зуб с трудом пытался попасть на зуб. И все это в начале третьей декады сентября!

Днем потеплело, но дыхание зимы чувствовалось все отчетливее. Горно-таежный воздух опьянял лучше даже самого забористого алкоголя, а дикие красоты, если не брать в расчет толпы сплавщиков, оставляли неизгладимый отпечаток в умах и сердцах.

Возвращение домой обещало быть не менее интересным, нежели путь на Арму. Мы увидели и оценили те красоты, что остались под покровом ночи на пути к реке. Двоякое впечатление, доложу я вам. Особенно удивили рудники в Молодежном. Создавалось впечатление, что люди оставили их буквально день, неделю, месяц назад. До них еще не добрались вандалы в поисках черного и цветного металлов.

Чуть позже, уже в Тернее, нам рассказывали аборигены, что рудники на самом деле не брошены и забыты. Они, как во времена недалекого советского прошлого, просто "законсервированы", и всякая попытка провести там свою личную "хозяйственно-экономическую" деятельность чревата крупными неприятностями! При этом наш собеседник, многозначительно посмотрел на небо, как бы давая понять, что небесный вождь тоже примет участие в экзекуции диких "металлистов".

Со своей стороны, думалось, что хорошо бы, если бы этот вождь навел порядок и с дикой лесосекой, на которой элитный кедр каким-то непостижимым образом попал в список "санитарных рубок". Огроменные деревья в три обхвата лежат срубленными торцами вдоль дороги, заботливо очищенные от сучьев в ожидании скорого вывоза.

Сердце обливалось кровью от видов выгоревших сопок - следов недавних и давних пожаров. Местные жители помнят эти огненные катастрофы буквально по годам: в 74-м, 86-м, 97-м, третьем (2003), пятом и т.д.

Однако местный люд давно научился обращать эти пепелища себе на пользу. На этих выгоревших сопках аборигены собирают ягоду. В этом году богато уродилась брусника, но на цене этой ягоды урожай не отразился. Ведро нам предлагали по 700 руб. От покупки мы отказались, поскольку истинную цену этой ягоде не знали.

Интересной выдалась остановка в Тернее. Судя по всему, политическая и культурная жизнь в этом поселке лесорубов бьет ключом в автомастерской механика Виктора. От него и его приятелей мы узнали весь экономический расклад района, про "лесосеку", "рыбалку", рудники и т.д.

С грустью говорят люди о перспективах родного края: "Еще лет пять такого "пользования" тайгой, и вы, ребята, можете на Арму больше не ездить. Не будет ни Арму, ни Самарги, ничего не будет, только голые пеньки да обгорелые сопки!".

...Как сказал классик, "нет ничего прекраснее мест, где не ступала нога человека. Увы, это грустная песня, поскольку таких мест на земле уже нет".

Теги:
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
  • ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
  • Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
  • Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
  • Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
  • В России дорожает авиасообщение
  • Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
  • Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
  • Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
  • Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Проект ДК
30 Октября 2020, 12:30
Сельское хозяйство: между потерями и обретениями Среди перспективных отраслей экономики края сельское хозяйство более десяти лет занимает ведущие позиции по объемам привлеченных инвестиций. Итогом такой активности стали появившиеся в регионе новые производства, которые позволили увеличить объемы продуктов питания, выпускаемых приморскими предприятиями, и в целом повысить показатели обеспеченности Приморского края собственной продукцией.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:00
Артем принимает вызов На глазах город Артем Приморского края становится все более комфортным для жизни. Есть видимые для глаз перемены - ведется комплексное благоустройство, строятся парки; и есть менее заметные, - во многом изменились отношения местной власти и бизнеса. О том, на каких принципах они строятся, как город содействует привлечению инвестиций, мы говорим с Вячеславом Квоном, главой Артемовского городского округа.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:20
Энергетика Приморья: этапы развития Новые энергообъекты должны обеспечить возросшие потребности бизнеса и решить проблему надежности
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:00
Лесопромышленный комплекс: переработка выходит на первый план Инвестиционные проекты в отрасли поддержаны на федеральном и региональном уровне
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2022 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Цирлина Мария Владимировна
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85, +7 (902) 052-23-78; Email: [email protected]
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика