Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Пятница| 09 Мая, 17:26 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Бурятия
Еврейская автономная область
Забайкалье
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 80.86 р.
1 EUR 92.14 р.
100 JPY 56.55 р.
10 CNY 11.18 р.
Тема номера
Приморский край борется за звание "Столица финансовой культуры"
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
09.05 |
Поздравление Губернатора Приморского края Олега Кожемяко с Днем Победы
08.05 |
Непогода ударит уже скоро: режим повышенной готовности ввели во Владивостоке
07.05 |
Уссурийск присоединился к 80 городам в акции "Храним огонь Победы"
06.05 |
От заморозков до жары в +20°С: синоптики рассказали о погоде на завтра в Приморье
05.05 |
Дожди, грозы и ветер: синоптики не порадовали прогнозом на 6 мая в Приморье
статьи раздела
Регион сегодня
01 Января 2025, 00:42
Олег Кожемяко осуществил новогодние желания маленьких приморцев В преддверии новогодних праздников заветные желания маленьких приморцев начинают сбываться. Так, Губернатор Приморского края Олег Кожемяко передал подарки от Деда Мороза двум маленьким приморцам: шестилетнему Мирону Глушаку из Тернейского муниципального округа и четырёхлетней Ольге Алимпиевой из Арсеньева.
статьи раздела
Часовой пояс
23 Декабря 2024, 23:25
Родители ребят с ОВЗ обсудили вопросы образования и трудоустройства с представителями власти Приморья Третья встреча клуба "На равных", призванного помогать гражданам решить непростые жизненные ситуации, состоялась в Приморье. В этот день участниками клуба стали родители детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Они обсудили с представителями власти вопросы образования и трудоустройства таких ребят.
статьи раздела
Тема номера
22 Сентября 2024, 15:00
Почти на 70% выполнен национальный проект по жилью в Приморье Темпы строительства жилья увеличивают в Приморье. На сегодняшний день в крае уже введено почти 60 многоквартирных домов, больше всего – в столице Дальнего Востока.
статьи раздела
Часовой пояс
16 Сентября 2024, 14:28
Социальные предприниматели Приморья могут найти кадры и получить рекламу на радио при господдержке Открыт прием заявок на две актуальные для социальных предпринимателей меры поддержки: "Размещение двух вакансий на HeadHunter" и "Размещение рекламы на радиостанции". Такой формат господдержки поможет социальному бизнесу Приморья продвигать свои услуги в осенний период и найти профессиональные кадры для расширения штата.
статьи раздела
Отрасль
19 Апреля 2024, 16:37
24 протокола составили на нарушителей противопожарного режима в приморских лесах Лесничие и инспекторы в Приморье составили 24 протокола в отношении нарушителей особого противопожарного режима на землях лесного фонда. ОПР действует в большинстве муниципалитетов и подразумевает крупные штрафы за пренебрежение правилами пожарной безопасности.
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Регион сегодня

01 Ноября 2007, 10:00 | Регион сегодня

Железные параллели истории

За точку отсчета историки берут пуск Уссурийской железной дороги (Владивосток - Хабаровск) в эксплуатацию - произошло это событие 1 (14) ноября 1897 года. Впрочем, таких знаковых событий в более чем вековой жизни ДВЖД было немало, прежде чем конечный пункт легендарного Транссиба предстал в том виде, каким мы его сегодня знаем. До того как этот крупнейший, пересекающий 10 часовых поясов транспортный комплекс объединил огромные российские территории и страны евроазиатского континента, он претерпел множество драматических событий.

Собственно вынашивание идеи Великого Сибирского пути сильно затянулось - почти на полвека. Ведь первые разговоры о строительстве железной дороги на востоке от Уральских гор начались еще в 30-е годы XIX века. Необходимость освоения новых территорий и желание политически и экономически закрепиться на Дальнем Востоке осознавали и государственные мужи, и российские купцы, и иностранный капитал. Приблизить поистине дальний регион (грузы от Москвы до Владивостока тогда шли по 11-12 месяцев) можно было только при помощи самого быстрого и надежного пути - железнодорожного.

Недостатка в проектах, прошениях и всевозможных вариантах прокладки магистрали не было. В 1857 году по поручению генерал-губернатора Восточной Сибири Николая МУРАВЬЕВА-АМУРСКОГО даже были проведены соответствующие изыскания от Амура до залива Де-Кастри в Охотском море. Однако стоимость возможного строительства отпугивала потенциальных инвесторов.

Стоит напомнить, что тогда строительство железных дорог практически всегда велось по частным подрядам на концессионных началах. Кстати, первые российские железные дороги - Николаевская и Царскосельская - строились именно частными компаниями. Однако если дороги в европейской части России быстро окупались, то на Дальнем Востоке о привлечении малоразвитого местного частного капитала говорить не приходилось, нужны были ассигнования из казны. В итоге почти 30 лет бесплодные дискуссии о строительстве велись в печати да в специальных правительственных комиссиях.

Периодически "толкачами" будущего строительства выступали региональные чиновники. Так, с их подачи в 1875 г. госсубсидии на проект безуспешно выбивал министр путей сообщения Константин ПОСЬЕТ, в 1886 г. уже объединенными усилиями генерал-губернаторы Приамурского края и Восточной Сибири вынудили правительство спонсировать очередные изыскания. План направления будущей Уссурийской линии даже был в 1890 г. представлен в комиссию четырех министров под председательством действительного тайного советника Александра АБАЗЫ, где было принято следующее решение: "Комитет министров, хотя и вполне сознает крайнюю необходимость осуществления Уссурийской железной дороги..., тем не менее находит, что ввиду значительных средств, потребных на строительство этой линии, немедленный приступ к работам на оной представляется по состоянию финансовых средств невозможным". В сверхцентрализованной Российской империи против рачительных питерских чиновников требовался гораздо более мощный административный ресурс.

После очередного отчаянного доклада приамурского губернатора Андрея КОРФА о неотложности сооружения рельсового пути от Владивостока до Амура к делу подключился сам император АЛЕКСАНДР III. В феврале 1891 г. комитет министров наконец принял решение о сооружении Сибирской железной дороги, а именно одновременно с двух концов, удаленных друг от друга почти на 7 тыс. км: с запада на восток - от Челябинска в глубь Сибири и с востока на запад - от Владивостока до Графской (ст. Муравьев-Амурский, ныне ст. Лазо).

Началу работ по постройке Уссурийского участка Сибирской железной дороги Александр III, по оценке историков, придавал смысл чрезвычайного события в жизни империи. Строительство Транссиба царь, говоря современным языком, объявил главным национальным проектом. Причем сопровождался он, как и полагается, весьма знаковыми "пиаровскими" акциями.

Так, в мае 1891г. находившийся во Владивостоке будущий император Николай II, выполняя указание августейшего родителя, добросовестно поучаствовал в закладке будущего Владивостокского вокзала. А также, по свидетельству князя Эспера УХТОМСКОГО, наследник "соизволил лично наложить в приготовленную тачку земли и свезти ее на полотно строящейся железной дороги". В 1893 г. именно цесаревич Николай был назначен председателем специального Комитета по сооружению Сибирской железной дороги, решения которого имели тогда статус законов. И даже став императором, Николай оставил этот пост за собой, что было по тем (да и по нынешним) временам гарантией для успешного завершения "великой стройки".

Впрочем, ни для кого тогда не было секретом, что главным мотором строительства Транссиба являлся новый фаворит императора - Сергей ВИТТЕ, ставший в 1892 г. сначала министром путей сообщения, а затем и министром финансов. Именно он разработал подробный план постройки Сибирской магистрали как с технической стороны, так и в отношении изыскания громадных финансовых средств - стоимость сооружения исчислялась в 360 млн руб. золотом. План был утвержден 10 декабря 1892 г.

Главной проблемой, которую ему предстояло решить, был привычный и сейчас недостаток финансирования. Так, из запрашиваемых в 1892 г. на стройку 22,3 млн руб. казначейство смогло выделить лишь 1,1 млн руб. При таких ассигнованиях реализация проекта могла затянуться на десятилетия.

Первоначальная идея о передаче предприятия французской компании была отвергнута исходя из государственной важности, что, кстати, не означало отказа от использования иностранного капитала вообще. Второй мыслью Витте был выпуск для строительства дороги бумажных денег - так называемых "сибирских кредитных билетов". Но легендарный реформатор от этой идеи отказался, опасаясь необеспеченной бумажной эмиссии.

Вместо этого Витте предложил другой, не менее рискованный вариант. В Госбанке тогда лежали переданные казначейством кредитные билеты на 92,7 млн руб. - долг военных лет, подлежащий уничтожению. Вот эти-то билеты и надо пустить на строительство! Остальные 60 млн руб., необходимые для сооружения участков первой очереди, он рассчитывал получать постепенно, в течение 8 лет - путем бюджетных поступлений и займов из парижских банков. Хитрый маневр министра финансов фактически представлял собой скрытый заем. При этом он прагматично сумел конвертировать политическую акцию - заключенный тогда с Францией союзный договор - в весомую финансовую поддержку для России.

Маневр удался, однако строителям Транссиба предстояло решить множество не менее сложных задач. Непроходимая тайга, трудный рельеф, непривычный климат, короткое строительное лето. Кроме того, сюда за тысячи миль везли практически все: рельсы, цемент, элементы ферм будущих мостов, разобранные паровозы - даже гайки и болты местные промышленники еще не производили.

А главное - присоединенный к России по договору с Китаем 1860 года Уссурийский край в ту пору был практически безлюдным. В связи с этим было решено использовать труд жителей сопредельных территорий - Северного Китая (Маньчжурии), Кореи и Японии. С другой стороны, заинтересованные в заработке китайцы и корейцы сами большим потоком устремились в район строительства. Так, ежегодно около 15 тыс. китайцев прибывали морем во Владивосток и отправлялись обратно с последними осенними рейсами.

Комитет по сооружению Сибирской железной дороги также добился от правительства разрешения применить на строительстве Уссурийской дороги труд ссыльнокаторжных и воинских подразделений. На острове Сахалин в некоторые дореволюционные годы общее число каторжан достигало 32 тыс. человек, общее число ссыльнокаторжных в Приамурском крае к 1895 г. превышало 11 тыс. человек. Они были тем резервом, из которого черпались в основном кадры для строительства дороги. Доля участия различных категорий рабочей силы хорошо видна на примере итоговых цифр по земельным работам, проводившимся на Северно-Уссурийском участке дороги в 1894-1897 годы: 67% - китайцы и корейцы, 20%- солдаты, 9%- заключенные, 4% - японцы.

Огромную, но уже не количественную, а качественную роль в строительстве сыграли российские специалисты-железнодорожники. Неслучайно, что именами инженеров-путейцев и лиц, содействующих стройке, названы многие станции и разъезды. Так на карте появились станции Вяземская, Кругликово, Дормидонтовка, Кипарисово и целый ряд других.

Интересно, что уже весной 1894 года в Санкт-Петербурге с удивлением обнаружили, что строительство идет быстрее, чем ожидалось. А в еще недавно заброшенном крае вокруг воздвигавшейся магистрали закипела жизнь. Замысел "национального проекта" XIX века сработал - и вскоре в его реализации уже участвовали миллионы подданных Российской империи. Железнодорожное строительство способствовало формированию рынка индустриального труда. Кроме того, с проведением магистрали началось перемещение населения центральных и южных губерний на восток: только за четыре года - с 1897 по 1900 г. - в Сибирь из России переселилось более 800 тыс. человек. Это были железнодорожники, промышленники, купцы и крестьяне.

Транссиб принес в далекий регион невиданные до того комфорт и культуру жилья: в городах и поселках появились каменные и кирпичные дома, электричество и водопровод. Строительство железной дороги активизировало поиск полезных ископаемых, расположенных неподалеку от магистрали - в хозяйственный оборот была вовлечена территория площадью 2 млн кв. км. Начался вывоз местной сельскохозяйственной продукции в Европу, а также экспорт российской продукции в Китай и Восточно-Азиатский регион.

При преобладающем государственном участии все это позволило активно развиваться частному сектору. Что стало особенно очевидным как при развитии легендарной КВЖД (построенная в 1897-1903 гг. часть Транссиба на китайской территории), так и позже, когда в результате русско-японской войны 1904-1905 гг. правительству пришлось вернуться к первоначальному варианту строительства Транссиба. Это был проект возведения Амурской железной дороги (от Сретенска до Хабаровска), которая соединила по российской территории Уссурийскую и Забайкальскую магистрали. Теперь изыскания по проекту велись в том числе и на частные средства амурских золотопромышленников, а также на личный взнос тогдашнего премьер-министра Петра СТОЛЫПИНА.

Кстати, именно Столыпину пришлось приложить огромные усилия, чтобы, преодолевая сопротивление питерских сенаторов и чиновников, добиться принятия Госдумой в 1908 г. законопроекта о строительстве Амурской магистрали. Конечной точкой усилий десятков тысяч людей стало "амурское чудо" - открытый в октябре 1916 г. знаменитый железнодорожный мост через реку Амур. Спустя 25 лет строительство Великого Сибирского пути к тихоокеанскому порту Владивосток было завершено. Хотя это стало только началом нового этапа в жизни Транссиба.

Использованы материалы пресс-службы ДВЖД, Музея истории ДВЖД, книг В.Ф. БУРКОВОЙ "Дальневосточная магистраль России" и А.В.ИГНАТЬЕВА "С.Ю.Витте - дипломат".

Теги:
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Месяц магнитных бурь: жителям Приморья следует быть готовыми
  • Отставание Овечкина от рекорда Гретцки сократилось до двух шайб
  • В России разработают платформу для создания базы векторов голосов мошенников
  • Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
  • ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
  • Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
  • Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
  • Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
  • В России дорожает авиасообщение
  • Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Регион сегодня
02 Января 2025, 00:44
#ПозывнойКультура: Дед Мороз поздравил участников СВО в госпитале ТОФ с наступающим Новым годом В преддверии Нового года агитбригада #ПозывнойКультура побывала в госпитале Тихоокеанского флота в субботу, 28 декабря. Для участников СВО, находящихся на лечении и реабилитации, прозвучали музыкальные поздравления. Со словами самых теплых пожеланий подарки военнослужащим вручила заместитель Председателя Правительства Приморского края – министр культуры и архивного дела Елена Бронникова.
статьи раздела
Loading...
RedTram
Регион сегодня
31 Декабря 2024, 00:41
Губернатор Приморья оценил оснащение Индустриального колледжа в Арсеньеве Очередной день работы Губернатора Приморского края Олега Кожемяко в муниципалитетах региона начался с посещения Приморского индустриального колледжа в Арсеньеве. Глава региона изучил новое оборудование, на котором готовят специалистов технических специальностей.
статьи раздела
Регион сегодня
28 Декабря 2024, 20:38
Комплекты быстровозводимых мостов начали поставлять в Приморье Началась поставка средних автодорожных разборных мостов (САРМ) для проведения аварийно-восстановительных работ на дорогах Приморья. Всего на следующий год закуплено 11 комплектов. При необходимости комплекты САРМ будут использованы для оперативного восстановления проездов во время паводков.
статьи раздела
Регион сегодня
24 Декабря 2024, 23:24
Почти 900 сотрудников предприятий Приморья уже владеют бережливыми технологиями благодаря нацпроекту "Производительность труда" Итоги реализации национального проекта "Производительность труда" и планы на будущее озвучил министр экономического развития Приморья Андрей Блохин на награждении команды Регионального центра компетенций. За четыре года работы нацпроекта реализовано 78 проектов по внедрению бережливых технологий на предприятиях края.
статьи раздела
Часовой пояс
04 Декабря 2024, 14:42
Лучших среди будущих защитников Отечества выявили на фестивале ГТО в Приморье Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" состоялся в приморской столице 28 и 29 ноября. К движению присоединилась допризывная молодежь Приморского края.
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2025 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Голубь Андрей Александрович
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85; Email: priem@zrpress.ru
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика