Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понедельник| 14 Октября, 17:30 |
|
|
|
Тема номера
|
Зоны особого внимания
Кто и зачем создает особые экономические зоны (ОЭЗ)? Государство с целью стимулировать развитие всей экономики в целом через инвестиции в отдельные "точки роста". Почему? Потому что за основу берется предположение, что создание условий, необходимых для быстрого развития в масштабах всей страны, невозможно. В то же время значительное денежное вливание в отдельно взятую территорию может запустить процесс экономического роста во всем регионе.
В новейшей истории законодательно первые ОЭЗ были оформлены в США в 1934 году. Америке на тот момент необходимо было активизировать внешнеторговую деятельность. Для этого решено было наладить эффективные механизмы снижения таможенных издержек (главным образом предполагалось сократить тарифы на детали и компоненты для производства автомобилей). Зонами внешней торговли с льготным таможенным режимом были объявлены склады, доки, аэропорты. Эффект превзошел ожидания.
Зоны стали создавать и развитые страны, и развивающиеся. Ирландия, Великобритания, Германия, Южная Корея, Китай, Япония, Бразилия, Аргентина и др. - десятки стран прошли через это. Появились новые типы зон - экспортно-производственные, научно-технологические. В конце 80х о создании ОЭЗ заговорили в Советском Союзе. Они виделись как центры освоения и распространения зарубежного управленческого опыта, как школа, которую нужно пройти отечественным производственникам, чтобы научиться выживать в мире жесткой конкуренции. Кроме того, через ОЭЗ собирались привлекать в страну передовые технологии. Однако окончательного решения по созданию "мостов в мир капитализма" на общесоюзном уровне принято не было.
Вместе с тем идеей по организации ОЭЗ загорелись руководители РСФСР. Постановление Верховного Совета РСФСР "О создании зон свободного предпринимательства" на территории республики было принято в 1990 году. Годом позже по каждой зоне вышло отдельное положение, закрепившее ее хозяйственно-правовой статус. Среди тех, кто значился в списке "счастливчиков", были и дальневосточники: СЭЗ "Находка" (Приморский край), СЭЗ "Ева" (ЕАО), СЭЗ "Сахалин" (Сахалинская область).
Следует подчеркнуть, что СЭЗ в тот период рассматривались скорее как внутриэкономические феномены, противовесы централизованной системе хозяйствования. Акцент в их деятельности ставился на импортозамещение и интеграцию в национальную экономику. При этом специфика хозяйственного режима СЭЗ и их административно-правовой статус были определены крайне нечетко. Российские экономисты сходятся во мнении, что основной мотив создания СЭЗ в начале 90-х был политическим. Руководство РСФСР пыталось в борьбе с союзным руководством привлечь на свою сторону регионы и щедрой рукой раздавало практически всем желающим льготы и привилегии, в том числе в форме разрешений на создание СЭЗ. Статус СЭЗ закрепляли за огромными территориями и зачастую даже не просчитывали затраты, необходимые для создания и поддержания ее инфраструктуры. Всего накануне распада СССР в РСФСР было создано 11 СЭЗ.
Большинство из них так никогда и не заработало. В январе 1992 года начались рыночные реформы, которые привели к тому, что главные экономические мотивы создания российских СЭЗ - либерализация предпринимательского климата на отдельных территориях внутри централизованной плановой экономики, создание экспериментальных площадок для отработки новых методов хозяйствования - себя исчерпали. Федеральная власть о зонах попыталась забыть. Как указывают специалисты, при законодательной чехарде, с одной стороны, и отсутствии базовых рамок создания зон в виде федерального закона (ФЗ) о СЭЗ - с другой, ни о каких серьезных инвестициях в российские СЭЗ на тот момент не могло идти речи. Тем более в условиях конкуренции, когда десятки стран с куда более стабильными политическими и экономическими условиями наперебой заманивали инвесторов в свои СЭЗ. В результате многие СЭЗ первой волны трансформировались во внутренние оффшоры, куда уходили от налогов предприятия других российских регионов. Это в свою очередь испортило репутацию тем зонам, которые не оставляли попыток привлечь инвестиции, в частности СЭЗ "Находка".
Закончилось все печально. "Могильщиком" внутренних оффшоров стала 25-я глава II части Налогового кодекса РФ, принятая в 2003 г. Идея СЭЗ была дискредитирована. Владимир ПОПОВ, ведущий сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН, так комментирует провал первой попытки создания ОЭЗ в России: "Проблемы предыдущих специальных экономических зон связаны, прежде всего, с отсутствием правильного представления у их создателей о работе подобных зон. Те зоны, которые создавались у нас, превращались, по сути, в торговые площадки. Они не были ориентированы на высокотехнологичные производства, не размещались в регионах с дешевой рабочей силой, не отличались очень льготными условиями налогообложения - что привлекает иностранных инвесторов в Китае, например. Но самое главное - очень отрицательно на функционировании этих зон сказывалось отсутствие налаженного механизма их администрирования".
Сегодня ситуация изменилась - летом этого года был принят концептуальный документ - ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ", регламентирующий создание и функционирование зон в России. Однако, перед тем как перейти к его рассмотрению, проанализируем, чего удалось добиться Магаданской области, получившей право на создание ОЭЗ в 90-е годы одной из последних.
По заявлению региональных властей, действующий с 1999 года в Магаданской области особый правовой режим хозяйственной деятельности позволил не только преломить негативную тенденцию развития территории, но и обеспечил положительное воздействие на формирование конкурентоспособной рыночной экономики. По словам Николая ДУДОВА, губернатора области, за годы существования ОЭЗ в регионе, во-первых, в 2,5 раза вырос валовой региональный продукт. Во-вторых, были построены новые предприятия. В-третьих, существенно увеличились собственные доходы консолидированного бюджета и значительно - с 35,9% в 2003 году до 18,4% в 2005 году - снизился уровень бедности. Существование ОЭЗ в области способствовало стабилизации ситуации на региональном рынке труда. Снизился уровень безработицы, выросла реальная средняя заработная плата.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%