Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пятница| 11 Октября, 02:55 |
|
|
|
Тема номера
|
Налоговики плетут сети
Хотя на своем официальном сайте ФНС России по-прежнему сообщает, что согласно пункту 2 статьи 80 Налогового кодекса, инспекторы не имеют права не принять отчетность в бумажном виде.
С 2007 года все компании численностью свыше 250 человек обязаны сдавать отчетность по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). С 1 января 2008 г. такая же обязанность появится у организаций, где работают более 100 сотрудников. Это, несомненно, сюрприз для бухгалтеров и руководителей, вот уже 5 лет находящихся в глубокой обороне, т.е. предпочитающих сдавать отчетность на бумаге. А таких, по статистическим данным, подавляющее большинство.
Время иллюзий безвозвратно ушло. Еще до конца 2003 г. Управление МНС России по Приморскому краю (теперь УФНС) планировало, что около 50% всех налогоплательщиков будут сдавать свои отчеты в электронном виде (на дискетах или через Интернет), но и по сей день, эта цифра далека от желаемой.
Письмо ФНС России от 25.05.2007 № ЧД-6-25/424@ "О реализации внедрения технологии представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС" утвердило более реальные планы на 2007 г. Предполагается, что к передаче отчетности по телекоммуникационным сетям будет приобщено 25% налогоплательщиков в каждой области, республике или крае.
По словам Натальи АНДРОСОВОЙ, заместителя руководителя Управления ФНС России по Чукотскому автономному округу, налоговые инспекции столь отдаленного субъекта Федерации уже выполнили план, установленный на 2009г.
Удивляет феномен Амурской области, здесь количество налогоплательщиков, подключенных к телекоммуникационным сетям, в несколько раз превышает результаты соседних краев и областей. При этом стоимость за подключение к услугам операторов связи в области еще недавно составляла около 7000 руб. в год. К примеру, в Приморье средняя стоимость подключения -3500 руб. в год, не считая абонентского обслуживания, которое зависит от системы налогообложения, на которой находится плательщик, и периодичности отчетности. Республика Саха (Якутия) наравне с амурчанами имеет один из самых высоких показателей по привлечению индивидуальных предпринимателей к предоставлению отчетности через Интернет.
Побудить к общению в виртуальном режиме крупного налогоплательщика, как ни странно, оказалось не легко. Да и в 12-миллионной российской столице, на которую мы привыкли равняться, лишь 13% налогоплательщиков представляют отчетность через Интернет. Надо сказать, что методика подсчета подключившихся у операторов связи и налоговых инспекций существенно отличается. Операторы учитывают всех своих клиентов, налоговая служба - лишь тех, кто сдает "ненулевую отчетность". Традиционно "нулевики" попадают в раздел проблемных налогоплательщиков и в статистических данных не фигурируют. Поэтому, по неофициальным данным, реальные цифры разнятся примерно в 1,5 раза.
Вместе с тем налоговые инспекции Дальневосточного региона ведут жесткую борьбу с "мертвыми душами" - реально недействующими организациями. По данным Межрегиональной инспекции ФНС России по ДВФО, на 15.05.07 г. из ЕГРЮЛ исключено 21484 недействующих юридических лица.
Что же останавливает налогоплательщиков Дальнего Востока? Казалось бы, все просто: заключение договора со специализированным оператором связи, получение электронно-цифровой подписи и все - информация зашифрована, может быть отправлена. Добавим - в любое время дня и ночи, 7 дней в неделю. Обязанность формировать бухгалтерскую и налоговую отчетность на бумаге исчезает.
По словам Светланы ШЕВЧЕНКО, начальника отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока, на сегодня все налогоплательщики, предоставляющие отчетность по ТКС, могут получить сверки с бюджетом в режиме off-line и в течение суток (максимальный срок) ответ из налоговой инспекции.
Павел СТАЦЕНКО, начальник отдела электронных систем безопасности компании "Юманс", утверждает, что на подготовку ответов на формализованные запросы пользователей системы "Такском-Спринтер" (акт сверки, выписка из КРСБ и т.п.) уходит один час. Кроме указанных услуг, в настоящее время реализуется информационное обслуживание, при котором налогоплательщик имеет возможность направлять запросы в режиме реального времени к карточке лицевого счета базы данных налоговой инспекции, а в инспекции автоматический модуль обрабатывает поступающий запрос и формирует ответ.
Основными проблемами, которые возникают у налогоплательщиков при подключении к данной системе, специалисты называют оплату услуг специализированного оператора связи и саму возможность подключения к сети Интернет. Но это все проблемы частные, хотя и значимые. В каждом из субъектов Федерации активно работают 2-4 специализированных оператора, получивших в обязательном порядке сертифицированные ФАПСИ И ФСБ РФ алгоритмы и средства криптозащиты информации, что исключает возможность утечки информации. И вопрос состоит не в том, как поделить рынок, а как убедить несведущих налогоплательщиков, что передача отчетности по ТКС - это именно то, что им нужно.
Длительное время монополистом в данной сфере в Приморье оставался ЗАО "Сервер-центр". По словам генерального директора ЗАО Виталия РЕШЕТНИКОВА, удостоверяющий центр компании, обеспечивающий по сути потребности не только Приморского, Хабаровского краев, но и всего Дальневосточного федерального округа, работает уже два года. ЗАО "Сервер-центр" практически единственный оператор связи, который пользуется собственной программной разработкой.
На рынок предоставления телекоммуникационных услуг за последние годы вышли не менее сильные игроки - представители крупнейших российских разработчиков программных комплексов для предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности. Владивостокский филиал ФГУП НТЦ "Атлас" предлагает налогоплательщикам программный продукт "Контур-экстерн", разработанный в Екатеринбурге. Система обслуживает более 100 тыс. абонентов по России. Подобные программные продукты служат для передачи отчетности и на Сахалине в ЗАО "ПФ "СКБ-Контур", представителем "СКБ - Контур" в Амурской области является ООО "Гарант", в Магаданской области - ООО "Датаком". Представительство ЗАО "СКБ-Контур" присутствует также и на Чукотке. В Хабаровском крае уполномоченным представителем "Контур-Экстерн" является ООО "Медиа М".
В Приморье представителями системы "Такском-Спринтер", разработанной специализированным оператором связи России ООО "Такском", являются компания "Юманс", известная на Дальневосточном рынке продвижением программы "1С", а также ОАО "ПКП". К аналогичной системе подсоединены по России уже 85 тыс. абонентов.
В Амурской области ООО "Компания "Тензор", на Сахалине представительство ЗАО "Удостоверяющий Регистрационный центр ekey.ru", на Камчатке ООО "Куратор-Информ" активно внедряют программное обеспечение "СБиС++: Электронная отчетность" от ЗАО "Удостоверяющий центр" EKEY.RU (г. Нижний Новгород).
Как рассказал директор Владивостокского филиала ФГУП НТЦ "Атлас" Александр КОНОНЧУК, основные клиенты компании в Приморье - это общества с ограниченной ответственностью, которые, как правило, находятся на специализированных режимах налогообложения. Необходимость регулярного предоставления отчетов, уточненных балансов должна, по его мнению, привлекать и крупные предприятия. На одну большую организацию может быть выдано несколько ЭЦП, главный бухгалтер распределит полномочия между подчиненными, что избавит от необходимости приходить в инспекцию и терять время.
По словам Анны ЛЕВЧЕНКО, руководителя направления Интернет-технологий ООО "Гарант" (г. Благовещенск), по срокам отчетности при передаче отчетности налогоплательщик получает подтверждение в течение 30 секунд с момента отправки. То есть если отчет отправляется поздно вечером 20-го числа, обработают его, естественно, 21-го, но сроком получения будет именно 20-е. В компании организована "горячая линия" и "ночная смена" в последние дни сроков подачи отчетности.
Достаточно остро стоят вопросы вовлечения в электронный документооборот индивидуальных предпринимателей и бюджетных организаций. Данный сегмент рынка в Приморье осваивает и ООО "ПКП". Компания установила в каждой районной налоговой инспекции компьютеры, куда приходит налоговая и бухгалтерская отчетность именно от клиентов "ПКП". Дмитрий ХОХЛОВ, генеральный директор компании, замечает, что переход на электронное общение с налоговыми реально выгоден предпринимателям и организациям, обслуживающимся в межрайонных налоговых инспекциях. Например, жители пос. Ольга Приморского края больше потратят на бензин, привозя бумажные отчеты в Кавалерово, чем на подключение к ТКС.
На бюджетников выходят все операторы связи. В каждом из дальневосточных субъектов Федерации эта проблема решается индивидуально. ООО "Датаком" (Магадан) и ООО "Компания "Тензор" (Амурская область) предусматривают, например, возможность оплаты за подключение в рассрочку или отложенной оплаты до конца первого квартала 2008 г.
Для тех компаний, руководители которых полагают, что цены на подключение к системам электронной отчетности высоки, в Амурской области, по словам Анны Левченко, предложили режим "уполномоченных бухгалтерий". При таком тарифе стоимость за одну организацию, находящуюся на обслуживании, составляет примерно 800 руб. за год. Аудиторские конторы находятся, как правило, на УСНО. По словам руководителя специализированного оператора ООО "Тензор" Станислава ОВСЕЕНКО, по технологии уполномоченной бухгалтерии с компанией сотрудничают ряд аудиторских компаний, организаций, сопровождающих бухгалтерскую отчетность, крупных холдингов. По данной схеме организуют пункты коллективного доступа для отправки налогоплательщиками налоговых деклараций по ТКС.
Дмитрий ВИГОВСКИЙ, генеральный директор ООО "Куратор-Информ", замечает, что в Камчатском крае по такой системе работают около 10 точек коллективного доступа по отправке отчетности. Александр СЛАВСКИЙ, начальник отдела налоговой отчетности ООО "Датаком" (Магадан), добавляет, что наиболее активно к передаче отчетности по ТКС подключаются холдинги с количеством дочерних организаций не менее четырех.
Как удалось выяснить корреспонденту "ДК" у президента Дальневосточной палаты налоговых консультантов Евгении НИКОНОВОЙ, в Приморье идет работа со многими организациями, которые согласны стать уполномоченными бухгалтериями. На уровне администрации города даже рассматривается вопрос о возможности бесплатного подключения тех малых предприятий, которые будут согласны предоставлять свою отчетность через такие уполномоченные бухгалтерии. Необходима лишь инициатива предпринимателей. А таковой пока нет.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%