Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Среда| 04 Декабря, 03:48 |
|
|
Тема номера
|
Новое лицо эффективного бизнеса
Назвать все компании, вошедшие в первую десятку, новичками в полном смысле этого слова, конечно, нельзя. Три из них в свое время уже оказывались в ТОР-10 рейтинга. ЗАО "Серебро Магадана" ("дочка" крупнейшего в России производителя серебра ОАО "Полиметалл") занимало 6-е место в рейтинге, составленном по итогам 2004 года, ОАО "Дальневосточной морское пароходство" (ДВМП) - 4-е место по итогам 2003 года, а ОАО "АЛРОСА-Нюрба" носило титул самой эффективной компании Дальнего Востока три года назад.
Впрочем, общая картина от этих ремарок не меняется. Смена караула среди самых эффективных компаний Дальнего Востока по итогам 2006 года стала самой масштабной за те шесть лет, в течение которых ИК "Золотой Рог" ведет анализ крупнейшего бизнеса региона.
Основная причина происходящего очевидна. Конкурентоспособность и рентабельность крупного дальневосточного бизнеса планомерно снижается на фоне постоянного укрепления российского рубля и роста стоимости трудовых ресурсов.
Именно поэтому на первые места в рейтинге выходят компании, имеющие абсолютные конкурентные преимущества, позволяющие им если не увеличивать эффективность своей деятельности, то хотя бы удерживать текущие позиции. Неслучайно самые сильные позиции в рейтинге заняли компании, специализирующие на добыче драгметаллов и алмазов.
По итогам 2006 года они взяли сразу семь мест в первой десятке рейтинга, что случилось впервые за всю историю проекта. Остальные места в ТОР-10 достались двум транспортным (ООО "Восточная стивидорная компания" (1-е место) и ОАО "ДВМП") и одной строительной (ООО СК "Мост-Восток-Строй") компаниям.
Между тем объяснить доминирование золото- и алмазодобывающих компаний в рейтинге эффективности лишь наличием у них абсолютных конкурентных преимуществ нельзя.
2005-2006 годы для отрасли были далеко не самыми удачными. Из-за падения объемов добычи выручка золото- и алмазодобывающих компаний росла крайне низкими темпами - в среднем на 6% в год, что меньше и темпов инфляции, и общего прироста выручки ТОР-200.
Скорее их лидерские позиции в рейтинге эффективности - это результат взятого ими курс на внедрение современных принципов корпоративного управления и повышение прозрачности бизнеса. Основным катализатором этого процесса стала резкая смена статуса большинства компаний. Часть из них вошла в состав крупных холдингов (ОАО "Полюс Золото" и "Полиметалл"), часть, формально оставшись независимой, получила новых акционеров (ЗАО "Корякгеолдобыча", ЗАО "Артель старателей "Амур"). В результате даже на фоне низких темпов роста (или даже их снижения), золото- и алмазодобывающим компаниям удается генерировать стабильно высокую прибыль.
Все это имеет более глубокий подтекст, чем может показаться на первый взгляд. Доминирование золото- и алмазодобывающих компаний позволяет говорить о смене приоритетов в развитии крупного дальневосточного бизнеса. Если обратиться к итогам 2005-го и 2006 годов, то можно увидеть одну очевидную общую тенденцию - тогда лицо эффективного бизнеса на Дальнем Востоке становилось все более и более разнообразным.
Особенно показательным в данном случае стал рейтинг, составленный по итогам 2005 года. В числе 25 самых эффективных компаний Дальнего Востока тогда оказались представители 9 отраслей экономики, при этом никто из них не имел очевидного перевеса. Пять мест в ТОР-25 пришлось на связь и добычу драгметаллов и алмазов, по четыре - на рыбную промышленность и торговлю, два на пищевую промышленность, по одному - на транспорт и горнодобывающую промышленность.
В последнем рейтинге в ТОР-25 не оказалось компаний, представляющих рыбную, пищевую и угольную промышленность, сократилась доля торговых и телекоммуникационных компаний. Нынешний состав самых эффективных компаний Дальнего Востока стал походить на состав трехлетней давности, когда в рейтинге доминировали две отрасли - транспорт и добыча драгметаллов и алмазов.
Это своеобразное дежа вю несет в себе куда больше негативных, чем позитивных ассоциаций. Объективным причинам - снижению конкурентоспособности из-за макроэкономических факторов вряд ли можно что-то противопоставить. Очевидно, что ожидать даже технической девальвации российского рубля в ближайшие годы не стоит. Ни монетарные, ни политические власти к этому не готовы из-за угрозы инфляции.
Поэтому все очевиднее становятся субъективные причины снижения эффективности крупного дальневосточного бизнеса, несвязанного с добычей драгоценных металлов и алмазов. Исчезновение из ТОР-25 представителей целого ряда отраслей, прежде всего рыбодобывающей промышленности, позволяет говорить о том, что процесс повышения прозрачности дальневосточного бизнеса отчасти пошел вспять.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%