Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторник| 08 Октября, 16:51 |
|
|
|
Тема номера
|
ФПГ регионального масштаба
- Николай Иванович, вы являетесь депутатом Сахалинской областной Думы, руководите думской фракцией "Единая Россия" и возглавляете рабочую группу по реализации курильской программы. Являетесь председателем советов директоров Холмского и Корсаковского морских торговых портов, компании "Забота", трастовой компании "Гарант Центр", теперь еще и Тихоокеанского Внешторгбанка. Хватает ли суток, чтобы все успеть? И как в соответствии с законом совмещаются ваши депутатские и предпринимательские полномочия?
- Я понимаю, что нельзя объять необъятное и все сделать одному. Но я не первый день в бизнесе и умею делегировать полномочия. У меня хорошие помощники. В бизнесе я оставляю за собой стратегические задачи, чтобы не упустить дальнейшее развитие. То, что будет в прямом смысле завтра, мне не так интересно. Важно, как будет развиваться тот или иной бизнес через год, два, три, какие задачи поставить сегодня, чтобы в будущем достичь желаемых целей, какие бизнес-планы отработать - вот мои задачи.
Что касается совмещения обязанностей, то я депутат не на постоянной основе, поэтому не являюсь государственным служащим. В силу этого могу оставаться председателем совета директоров группы крупных сахалинских предприятий.
- Чем обусловлена покупка вашими бизнес-структурами Тихоокеанского Внешторгбанка? Это стремление сформировать финпромгруппу для инвестиционной поддержки производственных проектов или желание самостоятельно контролировать финансовые потоки своих предприятий? Либо банк искал подходящего покупателя, которым вы и оказались?
- Все перечисленные аргументы здесь присутствует, кроме одного - нам его не навязывали, это мы настаивали на покупке банка. Да, сложившейся группе предприятий нужен банк, чтобы регулировать финансовые потоки между родственными структурами. Это его внутреннее предназначение. Но я воспринимаю банк в первую очередь как самостоятельный бизнес. А это перспективный, с моей точки зрения, бизнес, и в ближайшее время его потенциальная капитализация будет расти. Японцы в лице главного акционера банка - Мичиноку банка - в свое время держали Тихоокеанский Внешторгбанк в "черном теле", минимально используя его возможности. Банк работал на ограниченном сегменте рынка.
Нельзя сказать, что мы его подобрали, наоборот, мы за него боролись. Это именно я делал предложения японцам, чтобы они его продали, а они долго думали. Мне пришлось дойти до генконсула, чтобы получить хоть какой-то ответ, потому что японцы просто молчали. И год работы по заключению сделки - это тоже был большой труд. Японцы настороженно подходили к этому делу, но когда поняли, что мы четко придерживаемся графика исполнения сделки, то изменили отношение к нам. Впоследствии они даже говорили, что приятно удивлены тем, что русский партнер может быть надежным.
С покупкой банка мы можем говорить, что неформализованная ФПГ регионального масштаба со всеми ее атрибутами создана.
- На банковском рынке жесткая конкуренция. Чем вы собираетесь его завоевывать? По слухам, в отношении будущего банка вами строятся достаточно амбициозные планы...
- Мы провели мониторинг банковских услуг, предлагаемых на рынке Сахалинской области, и считаем, что некоторые ниши на нем свободны, а за некоторые придется побороться. В этой связи перспективы у банка, на мой взгляд, большие. За тот короткий срок, что мы владеем банком, уже составлен довольно детальный трехлетний план его развития, который в скором времени, думаю, будет принят советом директоров. План рассчитан до 2010 года, и некоторые пункты начинают реализовываться, хотя с момента приобретения нами банка прошло чуть более полугода. Так, если раньше кроме кредитования и валютообменных операций банк фактически ничем не занимался, не работал с физическими лицами, то уже сейчас в линейке его услуг появились международная система расчетов "Свифт", инкассация. Со второго квартала начинаем работать с платежной системой Master Card. До этого банк обслуживал только "Золотую корону". С 2008 года планируем эмитировать карточку Visa. Банк занялся ипотекой и стал в области одним из учредителей агентства по ипотечному кредитованию.
Мы серьезным образом повышаем уставный капитал банка. В марте завершается размещение дополнительной эмиссии акций. Если до продажи банка его уставный капитал был всего 23 млн рублей, то сейчас по сумме капитала он выходит на уровень 4,7 млн евро. Это серьезные заявки для первого года работы банка под нашим управлением. Я считаю, что это только начало. Задача, поставленная перед банком - стать до 2009 года одним из лучших региональных банков. Сегодня впереди нас все банки области, мы последние. Задача, как видите, серьезная. Банк уже работает с физическими лицами, привлекает депозиты и вклады. Куплены банкоматы. В планах открытие офисов по всему югу Сахалина, а к 2009 году и по всему острову. Уже в этом году открываем допофис в Корсакове. Планируем со временем выйти и за пределы Сахалинской области.
- А теперь поговорим об основном вашем бизнесе - портах. В связи с возобновлением идеи строительства мостового или тоннельного сообщения между Сахалином и материком, как может пойти развитие сахалинских портов?
- Я прекрасно осведомлен о том, как сегодня напряжены дальневосточные порты, в частности, Восточный в Приморском крае и Ванино в Хабаровском. Поэтому не исключаю, что часть грузов со строительством моста через Татарский пролив может быть перенаправлена через сахалинские порты.
В то же время надо учитывать сложившуюся за 60 лет специфику этих портов. Не все грузы можно переработать через Корсаковский порт в силу определенных ограничивающих факторов. И в то же время те потоки, которые может переработать Корсаковский порт, не может переработать Холмский. Если Корсаковский порт не предусмотрен для переработки больших объемов угля, то Холмский порт к этому более приспособлен, как с точки зрения сооружения терминала, так и глубоководности самого порта. Корсаковский, в свою очередь, более приспособлен под контейнерные грузы. Развитие каждого из портов будет зависеть от тех грузопотоков, которые пойдут через Сахалин в Европу. Скажу одно, у нас есть свободные мощности, чтобы перерабатывать любые грузы. Мы можем, по крайней мере, вдвое увеличить загрузку Корсаковского порта и в 2-2,5 раза грузооборот Холмского порта, даже не предпринимая серьезных мер по расширению их возможностей. А при наличии инвестиций мощности портов могут вырасти еще более значительно. Реальные планы по их развитию будем выстраивать, когда окончательно определится грузовая база. Будет утвержденный проект моста, соответственно, будем адекватно реагировать.
Если говорить о каких-то итогах, то за последние пять лет Корсаковский порт увеличил грузопотоки в двое. Общий объем перевалки грузов в этом порту составляет почти 1 млн т в год. Это связано в первую очередь с реализацией шельфовых проектов. Мы ставим вопрос о создании специализированного контейнерного терминала, так как сегодняшняя структура грузопотока порта наполовину состоит из контейнеров. Это направление становится уже узким местом. Корсаковский порт выполняет функцию пассажирского сообщения с Курильскими островами и портом Вакканай в Японии, но до сих пор не имеет специализированного причала, отвечающего современным требованиям обслуживания пассажиров. Так уж исторически сложилось. Поэтому мы занимаемся этим проектом, и варианты решения есть.
Одной из перспектив как Корсаковского, так и Холмского портов является создание в их структуре баз снабжения шельфовых проектов. Учитывая, как серьезно развиваются события вокруг проектов "Сахалин-3" и "Сахалин-5", такие базы, укомплектованные персоналом, которые могли бы полностью обеспечивать обслуживание буровых и добывающих платформ на шельфе, будут востребованы. Мы не снимаем с повестки дня и вопрос перегрузки угля. Сахалин богат углем, и со строительством железнодорожной ветки между Углегорском и Ильинским уголь из центральной части Сахалина может двинуться в южные порты и далее на экспорт. В этом наши внутренние перспективы, которые мы также прорабатываем и на которые ориентируемся.
Холмский порт перерабатывает около 2 млн грузов в год. Он стратегически всегда решал вопросы паромной переправы с материком. И пока не будет моста, крупные перевозки между материком и Сахалином будут идти через него. С другой стороны, порт перерабатывает и небольшие внутренние грузопотоки, в основном лес, металлолом, поставки угля из Углегорска на Сахалинскую ТЭЦ. Не думаю, что он потеряет свою грузовую базу после строительства моста.
Попутно мы стараемся в портах развивать сферу услуг для своих клиентов. Не ограничиваемся выдачей контейнера, а осуществляем своим транспортом его доставку до адресата. У нас в проработке проект создания такой логистики, которая была бы максимально удобна клиенту, чтобы он не ломал голову над тем, как вернуть порожний контейнер. Притом это еще и сокращение транспортных расходов. Так что, как видите, мы не стоим на месте и смотрим в будущее c оптимизмом.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%