Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четверг| 03 Октября, 21:50 |
|
|
|
Тема номера
|
Константин ИЛЬКОВСКИЙ, генеральный директор ОАО "Якутскэнерго":Наши усилия уже дают конкретный результат
Гость "ДК" - генеральный директор ОАО "Якутскэнерго" Константин ИЛЬКОВСКИЙ.
- Константин Константинович, сегодня, когда в республике активно работают над перспективными проектами развития, в том числе и в энергетической сфере, "Якутскэнерго" занимается сугубо практическими делами - реализует программу оптимизации локальной энергетики. Как далеко удалось продвинуться на этом пути?
- Программа оптимизации локальной энергетики (ПОЛЭ), разработанная "Якутскэнерго", преследует несколько целей, которые обеспечивают интересы не только нашей компании, но главным образом Якутии в целом. Стоит задача снизить зависимость республики от привозного дорогого дизельного топлива и максимально использовать уголь, добываемый нашими предприятиями. Фактически это и социальный проект, поскольку работает на повышение безопасности жизнеобеспечения огромного количества людей, снижение энерготарифа, повышение конкурентоспособности производства, которое сегодня невозможно в районах, где себестоимость электроэнергии начинается с 15 рублей и порой доходит до 60 рублей за киловатт-час!
На сегодняшний день в республике существует четыре разрозненных энергорайона. Один из них и представляет собой зону локальной энергетики - это порядка 2,2 млн кв. км территории со 135 населенными пунктами, где проживает свыше 150 тыс. человек. На этой территории работают 161 дизельная электростанция (ДЭС), 365 котельных, которые ежегодно потребляют более ста тысяч тонн жидкого топлива. Наши усилия уже дают конкретный результат. С 2001 года со 155 тыс. тонн мы снизили это потребление до 95 тонн в этом году. Согласно планам к 2015 году эта цифра сократится до 30 тыс. тонн при стабильном объеме отпуска электроэнергии.
Если говорить о программе оптимизации локальной энергетики, то ПОЛЭ - это набор 60 инвестиционных проектов. Крупные составляющие - это строительство 1000 км ЛЭП, которые позволят транспортировать более дешевую электроэнергию от каскада Вилюйских ГЭС и Якутской ГРЭС. В ноябре этого года в Сунтарском улусе началась вырубка просеки под магистральную ЛЭП "Сунтар - Олекминск" напряжением 220 кВ.
В последующем эта ЛЭП должна стать одним из звеньев магистральной электрической сети, которая объединит в параллельную работу изолированно работающие Западный и Южно-Якутский энергорайоны энергосистемы Якутии. Новая линия электропередачи будет снабжать электроэнергией нефтеперекачивающие станции трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".
В этом году компания завершила масштабную стройку - ВЛ "Чурапча - Сулгачи - Эльдикан - Усть-Мая", таким образом еще один район республики - Усть-Майский - избавился от дизельных станций и подключен к центральному энергоснабжению.
Вторая составляющая программы - строительство 17 ТЭЦ малой мощности, работающих на местных углях, взамен 20 ДЭС и 114 котельных и строительство 20 более эффективных ДЭС. Главной особенностью ТЭЦ является то, что она эффективна только тогда, когда попутно производит тепло. В 2007 году из эксплуатации была выведена Эльдиканская ДЭС, в 2008-м - Усть-Майская ДЭС, в 2009-м будет выведена Депутатская, дальше - Куйгинская, Зырянская, Олекминская ДЭС.
Плюс к этому будет реализован ряд проектов нетрадиционной энергетики, связанных с ветрогенерацией, гелиогенерацией и малой гидрогенерацией. Мы уже на собственном опыте убедились, что применение альтернативных источников в Якутии весьма перспективно. С прошлого года в Тикси работает первый 250-киловаттный ветрогенератор. В этом году в Депутатском мы запустили гелиобойлер, который тоже показал весьма неплохие результаты.
Все это позволит существенно изменить структуру топливного баланса. И если сейчас мы имеем в топливном балансе 99% дизельного топлива, то к 2015 году эта доля должна сократиться до 15%. При этом доля угля при сегодняшнем нуле дорастет до 58%, с 0,2 до 17% увеличится доля газа.
- В какую сумму оценивается реализация этой программы? Какая часть будет финансироваться из федерального бюджета?
- Сегодня реализация программы идет в основном за счет собственных средств компании и долгосрочного инвестиционного кредита банка. Общий объем инвестиций оценивается в сумму порядка 34 млрд рублей. Ежегодный объем инвестиций должен составлять не менее 3,5 млрд рублей. Часть средств акционерное общество в начале этого года смогло привлечь на фондовом рынке, разместив облигационный заем на 1,2 млрд рублей с доходностью 8,59% годовых.
Вопрос о софинансировании ПОЛЭ с федеральным бюджетом пока решен лишь частично. В программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья включены несколько объектов из этой программы: Депутатская ТЭЦ, Зырянская ТЭЦ, линия "Сунтары - Олекминск", линия "Сулгачи - Эльдикан - Усть-Мая". На них выделено финансирование. В частности, на строительство ВЛ "Сулгачи - Эльдикан" в прошлом году мы получили 200 млн, под ТЭЦ в Депутатском в этом году - 120 млн. Сейчас ожидаются деньги под ТЭЦ в Зырянке. А под линию "Сунтары - Олекминск" в федеральном бюджете предусмотрено более 3 млрд рублей. Однако этого явно недостаточно, и мы будем добиваться того, чтобы в программу был включен еще ряд важнейших объектов ПОЛЭ. По большому счету, программа оптимизации локальной энергетики республики будет эффективна только при условии комплексного решения всех поставленных задач, лишь в этом случае мы сможем получить мультипликативный эффект.
- Насколько удалось реализовать запланированные на 2008 год инвестиционные планы? На ваш взгляд, насколько серьезно российская экономика пострадает от финансового кризиса?
- Экономика уже начала ощущать последствия кризиса. Первое и главное - серьезно сокращено кредитование предприятий. Причем всех уровней, начиная от мелких и кончая крупными. Получить кредиты стало намного сложнее, выросли процентные ставки, а инвестиционный кредит сегодня получить практически невозможно. Мы почувствовали это в октябре сбоем платежей наших клиентов, даже крупных.
Никогда не был пессимистом, но есть ощущение, что в результате кризиса может быть несколько сдвинут по времени начала реализации масштабный инвестиционный проект Республики Саха (Якутия) - Комплексное развитие Южной Якутии. Этот проект - наглядный пример частно-государственного партнерства. Повторюсь, сегодня частным компаниям, какими бы крупными они ни были, серьезно ограничен доступ к кредитным ресурсам. А, учитывая масштабы задуманного, без кредитных ресурсов реализовать эти проекты невозможно.
- Есть ли у "Якутскэнерго" опыт ведения бизнеса на базе частно-государственного партнерства?
- В частности, строительство линии от Хандыги до Джебарики-Хая. Там стояла дизельная станция, в свое время принадлежавшая ГУП "Якутуголь", ежегодно расходовавшая около 4 тыс. тонн дизтоплива. Мы выкупили у "Якутугля" недостроенную линию электропередачи, правительством было выпущено специальное распоряжение, что мы за счет собственных и заемных средств достроим ЛЭП и закроем убыточную ДЭС. А государство, в свою очередь, сохранит нам в тарифах цену на электроэнергию, которая там существовала при работе дизельной электростанции, до полной окупаемости проекта. В прошлом году он полностью окупился. Тариф на электроэнергию для промышленных потребителей АК "Якутскэнерго" там был снижен с 4,50 руб. до 2,80 руб.
- Когда, на ваш взгляд, республиканские энерготарифы приблизятся к среднероссийским?
- Эта задача была поставлена еще президентом страны Владимиром ПУТИНЫМ. Именно на это нацеливал компанию до самого последнего дня своей работы в РАО "ЕЭС России" Анатолий ЧУБАЙС. Причем не только и не столько за счет всевозможных бюджетных дотаций (хотя и это надо делать, и без этого не обойтись), а за счет изменения технологий выработки электроэнергии, изменения структуры топливного баланса. На это и направлена наша программа оптимизации локальной энергетики, главная цель которой - довести тариф на электроэнергию в Якутии до среднероссийского уровня к 2015 году.
Мы и сами кровно заинтересованы в решении этой проблемы. Ведь высокий тариф помимо всего прочего толкает потребителей на создание собственной, как им кажется, более дешевой генерации. Мы не можем расширять рынок сбыта. Он не позволяет инвесторам реализовывать рентабельные проекты.
Но все должно стоить столько, сколько это стоит. Если на сегодняшний день продавать электроэнергию или тепло дешевле, чем они на самом деле нам обходятся, тогда кто-то должен компенсировать наши затраты. Это может сделать только государство, чем оно, кстати, частично и занимается, проводя существующую ныне тарифную политику. Вместе с тем в тарифах на электроэнергию и тепло сколько-нибудь серьезного "жира" не существует. Мы работаем на грани рентабельности, на уровне 0,5 - 3%. При этом, если вспомнить экономические каноны, то расширенное воспроизводство начинается за порогом рентабельности в 14%.
У нас - более 25 тысяч км линий электропередачи, все они практически одновременно были построены в 70-е годы. Срок их службы, как известно, составляет 25 лет, и он давно прошел. Получается, что и менять ЛЭП мы должны одномоментно! Но все прекрасно понимают, что это невозможно. Тем более что в тарифах заложен ремонт только 3% линий электропередачи. Вот и посчитайте, сколько лет потребуется для полной замены.
Вместе с тем, несмотря на то, что тарифы, которые принимаются, недостаточны для развития энергокомпании, "Якутскэнерго" делает все возможное, чтобы технологически сократить свои расходы. Только сокращение объемов дизельного топлива, используемого в локальной энергосистеме, уже дало экономию 2 млрд рублей. Если бы они остались в тарифах, это легло бы дополнительной нагрузкой на потребителя, на наших клиентов и на бюджет.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%