Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:50 |
|
|
Тема номера
|
Нетрадиционное трудоустройство
"Спрос на услуги лизинга и аутстаффинга растет, – говорит директор кадрового холдинга АНКОР во Владивостоке Наталья КОВАЛЕНКО. – Мы можем сегодня говорить о том, что кризис сыграл положительную роль в развитии этой услуги. Например, работодатель, поддавшись панике, произвел сокращение персонала в конце 2008 г., и в начале 2009 г. утвердил соответствующее штатное расписание. А ко 2-му кварталу пришло понимание, что бизнес испытывает нехватку трудовых ресурсов, и этот HR-лимит ограничивает возможности. Взять персонал и оформить его за штатом – вполне рациональный выход в данном случае".
За первый квартал 2009 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.) в компании АНКОР прирост этого направления по Владивостоку и Приморскому краю составил 52%! По всем регионам присутствия АНКОРа доход от услуг аутсорсинга и аутстаффинга вырос на 28%.
Увеличение спроса на данный вид услуг отмечают и в дальневосточном офисе международной рекрутинговой компании Kelly Services. "Из-за невозможности четкого планирования объемов бизнеса компании не расширяют штат. А временная занятость дает возможность компании гибко регулировать количество трудового ресурса", – говорит Татьяна ДОБРОВА, бранч-менеджер компании Kelly Services на Дальнем Востоке.
Рост числа запросов по услугам "лизинг" и "аутстаффинг" в последние несколько месяцев отмечают и в хабаровском офисе компании АНКОР. "Есть устойчивый интерес к данным услугам у телекоммуникационных и производственных компаний, – говорит Светлана ЛИМОНОВА, директор АНКОРа в Хабаровске. – Таким образом, одни работодатели стремятся уменьшить свои прямые расходы на персонал и избавить себя в будущем от юридических рисков, другие – прибегают к лизингу в рамках временных пилотных проектов, чтобы посмотреть, насколько проект будет успешным, третьи – имея жесткие рамки штатного расписания, привлекают дополнительную рабочую силу".
Спектр компаний, которые обращаются за данной услугой, в последнее время также расширился. Эксперты говорят, что это могут быть как небольшие компании, у которых есть ограничения в штатном расписании, так и крупные транснациональные корпорации, не зарегистрировавшие представительства на территории. На временной основе привлекают персонал на нефтегазовые проекты, проекты по добыче драгоценных металлов и.т.д.
"Услуги аутстаффинга и аутсорсинга востребованы также в компаниях с ограниченным штатным расписанием или системой льготного налогообложения. Актуальны эти услуги и для телекоммуникационной отрасли, где достижение плановых показателей эффективности предприятия рассчитывается на одного сотрудника, – рассказывает Татьяна Доброва. – Также услугами временного персонала активно пользуются Call центры, банковский ритейл. Компаниям, которые переходят на международные стандарты ведения бизнеса и устанавливают корпоративные информационные системы (такие как SAP, AXAPTA), на период внедрения продукта также требуются дополнительные сотрудники во все отделы, подготавливающие переход. Ну и, конечно, речь о временном персонале заходит в компаниях в случае болезни, декретного отпуска основного сотрудника. В этом случае аутсорсинг позволяет привлечь сотрудника на определенный период времени и потом абсолютно на законных основаниях с ним расстаться".
Наталья Коваленко отмечает, что количество российских компаний, использующих эту услугу, с каждым годом растет, но до настоящего момента основными клиентами рекрутеров по этому направлению все-таки являются крупные иностранные компании (в списке top 10 клиентов АНКОРа по услуге лизинг/аутстаффинг всего одна российская компания). Среди основных клиентов – производители товаров народного потребления, оборудования, телекоммуникационные компании, банки, розничные сети. "Вывод некоторых подразделений за штат позволяет компании концентрироваться только на профильных для бизнеса функциях, отдавая подрядчикам на администрирование подразделения административно-хозяйственного блока (уборщики, грузчики), временный персонал (продажи) и поддерживающие структуры (IT, тех. службы)", – констатирует Наталья Коваленко.
Марина ЖЕЛЕЗНЯКОВА, директор дальневосточного офиса компании AVANTA Personal, к основной целевой группе пользователей услуг аутсорсинга и аутстаффинга относит, прежде всего, компании, которые заинтересованы в увеличении капитализации своего бизнеса. "Один из показателей, который влияет на стоимость компании, это валовый доход на одного сотрудника. Аутстаффинг позволяет этот показатель увеличить, а значит, и компания в целом в глазах инвестора будет выглядеть более привлекательно.
Ирина ЛОГИНОВСКАЯ, генеральный директор ООО "Эсперта-аудит", считает, что "используя аутсорсинг, руководители получают возможность аккумулировать свои усилия на решении своей главной задачи, то есть на том, ради чего была создана организация, не отвлекаясь на непрофильные направления, которые можно и должно передать".
Спектр позиций, которые чаще всего выводят за штат, очень широк. Татьяна Доброва относит к ним административные вакансии (секретарь, переводчик), финансовые (бухгалтер, помощник бухгалтера), позиции в маркетинге и продажах (промоутер, мерчендайзер, торговый представитель), на производстве (упаковщик, оператор КИПиА, работник склада). По ее словам, комфортно в качестве временного персонала чувствуют себя и сотрудники с узкой специализацией и высокой квалификацией. Спрос на их услуги остается постоянным, а работа над короткими проектами для таких людей более привлекательна, чем монотонные будни в стенах одной и той же организации.
В Южно-Сахалинске перечень позиций, помимо традиционного административного блока, включает также специалистов инженерных специальностей, IT, квалифицированных рабочих. "Рынок труда г. Южно-Сахалинска характеризуется сильным влиянием нефтегазовой отрасли, поэтому и в лизинговых и атутстаффинговых проектах есть некоторые особенности. Например, оформление иностранной рабочей силы, – рассказывают в Южно-Сахалинском офисе АНКОРа. – Трудовые взаимоотношения с гражданами иностранных государств жестко регулируются законодательством, поэтому компании-подрядчику кадровых услуг необходимо это учитывать. Также много нюансов при выводе за штат (или, наоборот, при оформлении в штат компании-подрядчика) высококвалифицированного рабочего персонала – необходимо контролировать, чтобы условия безопасности труда были на высшем уровне".
В условиях кризиса получили распространение и другие виды найма сотрудников. Например, все больше работодателей прибегает к услугам "свободных художников" или переводят работников на работу в домашних условиях. "Между фрилансерами и работниками на дому есть некоторые отличия, считает директор по рекрутменту агентства "Карьера-Форум" Марина ТИМОШЕНКО. – Фрилансер – это "свободный художник", человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ (внештатный работник). Будучи вне постоянного штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов. Домашний офис (home office), чаще всего, это форма организации работы штатного сотрудника без специально арендуемого офиса. Однако фрилансеры также могут работать в режиме "домашнего офиса".
По словам Марины Тимошенко, фриланс получил в последнее время большое распространение, и это связано в первую очередь с развитием малого бизнеса. Компании прибегают к услугам фрилансеров, если не могут позволить себе взять в штат на постоянную работу специалиста, и или он необходим на временный проект. А также если на рынке не хватает специалистов нужной квалификации, готовых идти на постоянную занятость. Чаще всего мы встречаем фрилансеров среди специалистов IT-профиля (веб-дизайнеры, программисты, сисадмины и т.п.), бухгалтеров, специалистов по обучению (тренеров), маркетологов.
Рекрутеры отмечают, что после волны сокращений персонала и урезания заработных плат количество желающих получить работу в качестве "свободного художника" значительно увеличилось. Home Office в условиях кризиса также увеличил свою популярность. По словам директора агентства "Успех" во Владивостоке Дианы КРОВЛИНОЙ, ряд небольших компаний в целях сокращения затрат на содержание офиса перевел своих сотрудников в режим работы на дому.
Марина Тимошенко также отмечает, что работа в домашнем офисе даёт возможность компаниям сократить издержки. Чаще всего, в режиме home office работают региональные представители, занимающиеся продажами (продвижением) или технической поддержкой товаров.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%