Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Вторник| 10 Декабря, 03:11 |
|
|
Тема номера
|
Возьмите все в свои руки
Энергию дешевле экономить, чем производить!
23 ноября 2009 г. президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Его цель создать правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в России. Пока эти показатели в России более чем в два раза ниже среднемирового уровня. Причины огромного разрыва в темпах энергосбережения между нашей страной и индустриально развитыми странами эксперты видят в низких тарифах, высоких ставках по кредитам, низком уровне культуры энергосбережения у населения страны. Причина также в богатстве энергетических ресурсов, которыми располагает страна и в той расточительности, с какой мы ими пользуемся.
Вопрос об энергосбережении и повышении энергоэффективности российской экономики ставится не впервые. Несколько лет назад в России уже принимался аналогичный закон, но он оказался малоэффективным, так как больше обязывал заниматься энергосбережением энергетиков, а не потребителей. Начало кризиса в 2008 году заставило правительство серьезно обратить внимание на имеющийся потенциал повышения энергоэффективности. Принятый в 2009 году ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ориентирован в первую очередь на жилой фонд, бюджетный сектор, на потребителей, привлечение инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Новый закон гласит буквально следующее: ВОЗЬМИТЕ ВСЕ В СВОИ РУКИ, ПОСТАВЬТЕ ВСЕ НОВОЕ, И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НАЧНЕТ РАБОТАТЬ.
– Было очевидно, что России не выкарабкаться из кризиса без изменения состояния дел в энергетике. Мы отстали и даже пошли другим путем, чем мировая энергетика, – объясняет необходимость принятия такого закона Анатолий ШТЫМ, руководитель Научно-технического и внедренческого Центра «Модернизации Котельной Техники», доктор технических наук, профессор ДВГТУ. – До 70-х годов энергетика мира развивалась примерно в одном направлении, смысл которого был в том, чтобы больше производить энергии, строить больше генерирующих мощностей. Первые энергетические кризисы, пришедшиеся на 70-е годы, изменили отношение к энергопотреблению. Для многих стало очевидным, что не надо строить такое количество электростанций, а надо изменить потребление энергии. Правительства западных стран стали кредитовать инновационные технологии в области энергосбережения. Лозунг был такой – ЭНЕРГИЮ ДЕШЕВЛЕ ЭКОНОМИТЬ, ЧЕМ ПРОИЗВОДИТЬ.
Мы только сейчас заговорили об этом, причем многие неправильно и даже примитивно понимают энергосбережение. А ведь это, прежде всего, использование новых технологий. Вот вам наглядный пример, чтобы население больше покупало холодильников, телевизоров, а значит, потребляло электроэнергии, можно построить еще одну электростанцию. Но можно деньги, необходимые на строительство станции, направить на совершенствование тех же холодильников, телевизоров, чтобы они меньше потребляли энергии. Наглядный пример – остекление, это же целая программа, которая сначала была принята в Америке. И мы уже поняли ее эффективность. Следующая аналогичная программа – осветительные приборы, которые начали внедряться в России несколько лет назад.
Действие 261-ФЗ распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов и воды. Закон конкретизирует целый перечень полномочий органов государственной власти разных уровней, начиная от разработки программ энергосбережения, определяет требования к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов, запреты или ограничения производства и оборота в РФ товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, обязанности по учету используемых энергетических ресурсов, требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, обязанности проведения энергетического обследования и прочее.
Ежегодно Минэнерго будет делать сводный доклад на правительстве о результатах энергосбережения, оперируя конкретными цифрами регионов, на основании которых будет даваться оценка региональным и муниципальным органам власти. Объективность оценки государство намерено получить благодаря созданию государственной информационной системы (ГИС) энергоэффективности, которая станет базовой инфраструктурой для реализации 261-го закона. Формируется она по принципу создания для каждого ответственного за энергоэффективность на объектах, в органах власти, у энергоаудиторов автоматизированных рабочих мест (АРМ). Вся вводимая в систему информация будет отражаться в режиме реального времени, и изменить ее потом, подогнать под какие-то показатели будет невозможно.
Каждому свою программу
261-м законом предписывается создание программ энергосбережения государственного уровня, регионального и муниципального. В целях снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального (муниципального) продукта на 40% к 2020 году по отношению к 2007 г. 21 октября 2010 года правительством была одобрена государственная программа. В жесткие сроки, а если быть точными, то к августу этого года, аналогичные программы должны были иметь все субъекты федерации и муниципальные образования. В правительстве понимали, что к намеченному сроку могли не получить всех программ. Как позднее оказалось, к началу октября были приняты и утверждены только 54 программы, в стадии утверждения находились 25, в стадии разработки – четыре. Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ на заседании президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в Набережных Челнах (Татарстан) вынужден был признать, что качество принятых программ оставляет желать лучшего: «Не везде определены целевые показатели, не конкретизированы механизмы финансового обеспечения и управления программами, в бюджетах многих регионов соответствующие расходы не предусмотрены».
Работающая программа, по расчетам специалистов, должна начинаться с оценки топливно-энергетического баланса (ТЭБ), именно он является фундаментом формирования программы в области повышения энергетической эффективности и определения потенциала энергосбережения. Баланс дает возможность изучить направления использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что позволяет выявить энергоемкость отраслевых комплексов и постараться найти пути снижения ими потребления ТЭР.
Учитывая, что энергосбережение неосуществимо без надлежащего приборного учета, в каждой программе определяются объекты, на которых необходимо организовать или усовершенствовать систему учета ТЭР с указанием объема капиталовложений и сроков реализации данных мероприятий. Программой устанавливается перечень организаций, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, и составляется график их проведения, а также оценивается возможность проведения таких обследований энергоаудиторскими организациями, находящимися на территории региона (муниципального образования). Если количество энергоаудиторских организаций недостаточно, то в программе должны быть предусмотрены мероприятия по обучению энергоаудиторов и созданию соответствующих организаций. Программы также должны предусматривать анализ энергетической эффективности жилищного фонда, систем освещения, систем тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, чтобы оценить энергетическую эффективность как оборудования, так и систем в целом, рассчитать экономическую выгоду от использования современных энергосберегающих технологий и оборудования. И самое главное – все мероприятия, включенные в программу, должны иметь финансово-экономическое обоснование. Источниками финансирования могут быть бюджеты всех уровней, а также инвесторы, последним отводится основная роль.
Но оттолкнемся от топливного баланса. Как считают специалисты, изменение энергетики регионов должно быть следствием перспективного топливного баланса. Перспективный топливный баланс ДФО на 85% рассчитан на использование угля. Только Камчатка и Якутия переводятся на большее использование газа. Из их числа почему-то выпал Приморский край, хотя сюда уже идет газотранспортная система «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», а в перспективе, и это уже утвержденный проект, строительство ГТС «Якутск-Хабаровск-Владивосток».
Планируемый объем финансирования программных мероприятий за весь срок реализации государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года должен составить 9 532 млрд рублей, в том числе: 760 млрд рублей – средства федерального бюджета и субъектов РФ, из них 625 млрд руб. придутся на бюджеты субъектов РФ. 8772 млрд рублей планируется привлечь из внебюджетных источников финансирования. Таким образом, объемы финансирования программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет средств федерального бюджета составляют 1,4% от суммарных расходов.
Лучшие программы оказались у отстающих
А теперь перейдем к оценке ситуации в ДФО. Должны признаться, что реальных текстов региональных, а тем более муниципальных программ дальневосточных субъектов нам увидеть не удалось. Планируется, что все программы будут числиться в реестре одного из трех министерств: Минэнерго, Минрегионразвития или Минэкономразвития. Но пока данных о том, что такой реестр создан, увидеть программу, либо что-нибудь узнать о ее содержании можно у местных органов власти. Но, как правило, делятся такой информацией чиновники неохотно, ссылаясь на доработку программ. Систематизировать планируемые показатели по отрывочным данным не представляется возможным. Поэтому оценивать состояние дел с подготовкой программ придется по косвенным данным.
В программе Приморского края на первом месте стоит перевод котельных с мазута на уголь, потому что уголь сегодня дешевле. Между тем есть мнение, что мазут на небольших котельных можно было бы заменить газом. У газа высокие потребительские свойства, он и греет и дает электроэнергию, что в северных районах очень важно. Рациональнее было бы подводить к таким поселкам газ и ставить миниТЭЦ. В крае в ближайшей перспективе планируется строить нефтеперерабатывающий завод, значит, считают специалисты, появится свой мазут, который будет дешевле привозного. Но и это не учтено в топливном балансе.
– Что такое перевести котельные с мазута на уголь? – задается вопросом Анатолий Штым, руководитель научно-технического и внедренческого центра «Модернизации Котельной Техники». – Обратный перевод значительно проще, а это новые котлы, топливный склад, а вопросы экологии, кто-нибудь их учитывает?
В предварительном варианте краевой программы предполагаемые затраты на перевод котельных с мазута на уголь оценивались в 9 млрд руб. с длительным сроком окупаемости – 2020 год. После доработки программы часть этих денег предусмотрели на дизельные, ветровые станции для отдаленных территорий.
В Республике Саха (Якутия) программа предполагает замену привозных видов топлива на энергоносители, в избытке добываемые в республике. Это, прежде всего, природный газ и продукты его доработки – сжиженный пропан-бутан и компримированный (сжатый) газ, а также брикетированные отходы лесопереработки, неэкспортируемый каменный уголь. Большую экономию должно принести использование в энергетике водоэмульсионных смесей вместо дизельного топлива. На практике доказано, что при использовании апробированных водотопливных эмульсий достигается экономия 8-10%. На протяжении ряда лет совместными действиями Правительства РС(Я), администрации Усть-Янского улуса, ОАО «Теплоэнергосервис», ОАО «Сахаэнерго», ОАО «Центр энергоресурсосбережения» успешно развивается зона энергоэффективности в Усть-Янском улусе. Мероприятия по энергосбережению принесли более 150 млн рублей экономии бюджетных средств. Этот проект стал пилотным и вошел в федеральную целевую программу энергосбережения.
Сегодня чиновники признают: те субъекты, кто запоздал с подготовкой программ энергосбережения, в результате сделали их более качественными, так как подоспели необходимые подзаконные акты.
– В Хабаровском и Приморском краях ситуация с подготовкой программ энергосбережения получше, чем в других субъектах ДФО, – оценивает ситуацию Анатолий Штым. – Основной недостаток у всех субъектов – дефицит специалистов. Томск, Иркутск, Екатеринбург сейчас маяки в области подготовки программ энергосбережения, поезжай туда и смотри, как надо делать. У Приморского края есть потенциальная возможность стать таким маяком в своем регионе, здесь есть кадры, поэтому здесь надо делать региональный центр энергосбережения, своего рода банк данных новых технологий, организаций, которые этим занимаются, и самое главное – постоянно действующие семинары с демонстрацией оборудования.
Докажи, что ты лучший
За программами энергосбережения должны следовать проекты энергоэффективности и энергосбережения, защита которых обеспечит финансирование и государственную поддержку. Поэтому в каждом муниципальном образовании, в каждом регионе должен появиться соответствующий адресный перечень объектов, на которых предполагается реализовывать проекты энергосбережения, с целевыми показателями энергоэффективности, мероприятиями для их достижения и возможными источниками финансирования. Анализ его начинается с обязательного энергетического обследования – энергоаудита объектов.
Государство обещает софинансирование и поддержку, но только лучших региональных программ и проектов. На 2011 год в бюджете уже заложено 7 млрд рублей для оказания поддержки в реализации наиболее качественно подготовленных программ энергосбережения. Но и в этом случае рассчитывать на то, что государство даст все 100% требуемых средств, не приходится. Законом четко определено, что ни один проект не получит более 50% государственных средств.
Поскольку энергосбережение касается очень широкого круга хозяйствующих субъектов, для которых нельзя предложить одинаковых условий, разрабатываются разные варианты софинансирования и господдержки. Если это бюджетный сектор, то здесь возможно прямое бюджетное финансирование, если большая или малая энергетика с регулируемыми видами деятельности, то можно использовать долгосрочные тарифы, рассчитанные по методу доходности инвестиционного капитала, в соответствии с которым инвестор имеет возможность вернуть вложенные средства. Там, где невозможно привлечь инвестора, будет выделяться государственное финансирование на условиях возвратности капитала. Планируются субсидирование процентных ставок и специальные схемы гарантий под реализацию конкретных проектов. Однако нужно понимать, что в первую очередь обеспечивать реализацию энергосберегающих мероприятий на своих объектах должен собственник.
– Федеральные деньги будут, но они выделяются на конкурсной основе тем, у кого лучшие региональные и муниципальные программы, у кого лучше организована система мониторинга реализации 261-го закона, – комментирует уполномоченный представитель в ДФО ФГУ «Российское энергетическое агентство» Алексей БОНДАРЬ. – Но и тут федеральных денег не будет больше, чем 25% от стоимости проекта и не больше того, что выдаст на проект региональный бюджет. То есть финансирование проектов энергосбережения предполагает 50% бюджетное финансирование и 50% – внебюджетное. Закон тем самым стимулирует создание инвестиционной привлекательности отрасли.
Банки готовы давать кредиты под проекты энергосбережения. Основным банком по реализации 261-го закона является Сбербанк. Вторым – Внешэкономбанк, который назначен основным по реализации программы повышения энергоэффективности в ЖКХ. Некоторые банки в регионе уже предлагают схемы кредитования проектов без гарантии, если будет доказана экономия. Она и станет гарантией возвратности кредитных средств. Это в чистом виде энергосервисный контракт. Банки готовы кредитовать, но не готовы проекты.
На 2011-2020 годы запланировано предоставление государственных гарантий на 303 млрд руб. по кредитам или займам, получаемым для реализации инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Гарантии предполагается в основном использовать на базе специальных целевых соглашений Российской Федерации с корпоративным сектором по займам на приобретение энергоэффективного оборудования для крупной промышленности, электростанций и электросетевых объектов, крупных систем теплоснабжения, а также займы энергосервисных компаний для реализации проектов на объектах бюджетной сферы и жилищного фонда.
Целый ряд межправительственных соглашений по взаимодействию в области энергоэффективности, подписанный Россией с Германией, Финляндией, Данией, Японией и теперь с Кореей, дает шанс на получение международной финансовой поддержки таких проектов. Безусловно, это касается серьезных проектов.
Дальний Восток пытается выстроить практические взаимоотношения с близкой к нам Японией и использовать ее опыт. Уровень энергоэффективности Японии таков, что страна вышла на экспорт энергосервиса. В настоящее время в рамках Российско-Японского межправительственного соглашения сформирована схема финансирования совместных проектов в России, где 30% затрат финансирует Сбербанк России, 40% – Банк Японии и 30% должен найти оператор проекта или региональный банк. Для ДФО выбрано 4 тематики, попадающие в эту схему финансирования, по субъектам. Так, Сахалин определен пилотом по повышению энергоэффективности в жилом городском хозяйстве, Якутия – в повышении эффективности локальной энергетики, Приморский край – в повышении эффективности в строительной индустрии, Хабаровский край – пилот в повышении эффективности в машиностроении, судостроении. Предполагается, что удачные проекты будут в будущем транслироваться на любой регион. Но даже в рамках международного финансирования проблема все та же, нет готовых проектов.
ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России – центр мониторинга региональных и муниципальных программ и сбора информации по проектам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Создано путем реорганизации ФГУ «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» (сокращенное название – ФГУ «Объединение «Росинформресурс»). РЭА имеет филиалы во всех крупных субъектах РФ на Дальнем Востоке, за исключением Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа. Регионы, в которых нет филиалов, замыкаются на базовый филиал в ДФО – Хабаровский ЦНТИ. Основная задача, которая поставлена перед агентством и перед его филиальной сетью, – формирование региональной и муниципальной инфраструктуры для реализации новой государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
За весь период реализации госпрограммы федеральный бюджет выделит 124,4 млрд руб. на софинансирование расходных обязательств субъектов Федерации, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Обещано, что в ближайшие три года на эти цели федеральный бюджет направит около 17 млрд рублей. Но эти средства будут предоставляться бюджетам субъектов Федерации на конкурсной основе для реализации лучших региональных программ. Так что за них придется побороться. Выиграют наиболее подготовленные.
Здесь уже говорилось о кадровой проблеме. Прежде всего она касается специалистов в области энергообследований, ведь именно они должны дать заключение на объект, целое предприятие или проект. Без энергоаудита не будет реализован ни один проект. В развитии инфраструктуры для реализации новой государственной политики в области энергоэффективности большое значение имеет создание энергоаудиторских и энергосервисных услуг, кстати, с максимальным вовлечением в них малого и среднего бизнеса. Федеральный бюджет выделяет на образовательную деятельность в области энергосбережения и повышения энергоэффективности 2,3 млрд руб. на весь период действия госпрограммы.
В Дальневосточном округе с августа этого года заработала система обучения специалистов в области энергообследований, полномочия по подготовке энергоаудиторов возложены на ТГЭУ. Учебу в нем уже прошли более 150 человек, цифра не впечатляющая, учитывая, что специалисты, разбирающиеся в данном вопросе, должны быть в каждой администрации субъекта, в каждом муниципальном образовании, на крупных предприятиях.
Аудиторы на низком старте
Что касается ДФО, то пока можно отметить, что регион отстает в энергообследованиях, и текущий год можно считать потерянным. Полноценное обследование зданий с применением тепловизоров, определяющих теплопотери, можно сделать в холодное время года. На дворе декабрь, остаются, если брать самый южный Приморский край, январь, февраль, март. Летом, говорят специалисты, к ним с такими заявками обращаться бессмысленно. Значит, тем, кто обязан пройти обследование в предписанные сроки, а это по большей части бюджетные организации, может не хватить времени.
Крупные частные компании, в отличие от бюджетных организаций, имели возможность заложить затраты на энергосбережение в бюджеты текущего года и уже имеют определенные показатели энергоэффективности. На Дальневосточной железной дороге завершена модернизация систем наружного освещения станций Амур и Гродеково, которая проводилась в соответствии с планом инвестиционной программы по внедрению ресурсосберегающих технических средств и технологий. На этих станциях проведена полная замена устаревших осветительных приборов на новые светодиодные светильники, которые позволили в 8-10 раз сократить расход электроэнергии. В ближайшее время закончится модернизация освещения парка «А» станции Хабаровск-2. Другой пример: на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе НК «Альянс» в ноябре в рамках осуществляемой генеральной реконструкции введен в эксплуатацию блок электрообессоливания и обезвоживания нефти (ЭЛОУ) на установке по первичной переработке нефти АТ. Новый блок ЭЛОУ позволит проводить технологический процесс подготовки нефти с использованием тепловых потоков установки АТ и снизить общее потребление энергоресурсов.
Минэнерго определило порядок выбора энергоаудитора для проведения энергообследований – на основе конкурса, так что здесь выстраиваются рыночные отношения. Заказы на проведение энергоаудита в ДФО уже поступают. Известно, что энергообследование уже прошел порт Восточный, в октябре предприятие получило энергопаспорт, но там работал московский аудит. Региональные энергоаудиторы пока формируют портфели заказов.
– За энергоисследованиями обращаются в основном госбюджетные организации, попадающие под 261-й закон, предписывающий сделать энергоаудит до 31 декабря 2012 года, – говорит Дмитрий БАХАЕВ, генеральный директор НПЭО «Дальэнергосбережение». – Пока они выходят с предложением обсчитать работу, чтобы предусмотреть затраты на энергообследование в бюджете следующего года. Так что реальные работы могут начаться в следующем году.
Кстати, в ноябре приморское Некоммерческое партнерство по проведению энергетических обследований «Дальэнергосбережение» (НПЭО «ДЭС») получило в Министерстве энергетики РФ статус саморегулируемой организации (СРО). Оно объединяет 25 членов, территориально расположенных по всему краю, и 100 человек обученного персонала. Пока это единственное региональное СРО на территории ДФО, ближайшее зарегистрировано в Красноярске. В Хабаровском крае недавно было зарегистрировано некоммерческое партнерство, но это лишь первый шаг к созданию будущего СРО энергоаудиторов. В других же регионах энергоаудиторы представлены пока единичными фирмами. Среди них есть желающие вступить в НПЭО «ДЭС», такие есть в Якутии, Сахалинской, Амурской областях. Кто-то из них стал членом московского СРО.
Стоимость энергообследования – процесс не дешевый и будет зависеть от разных факторов. По предварительным оценкам, обследование здания бюджетной сферы размером 500 кв. м может стоить не менее 200 тыс. руб. Дмитрий Бахаев намерен в ближайшее время собрать членов своей СРО для выработки единой ценовой политики на энергообследования.
Сберегать начнем с лампочек
В законе указаны конкретные сроки ввода ограничений на производство и оборот в стране товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, и они уже совсем близко. Так, уже с 1 января 2011 года производимые на территории Российской Федерации или импортируемые товары, бытовые энергопотребляющие устройства должны содержать в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в маркировке, на этикетках информацию о классе их энергетической эффективности. С 1 января к обороту на территории России не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, с 1 января 2013 года ожидается запрет на оборот ламп накаливания мощностью 75 ватт, а с 1 января 2014 года – электрических ламп мощностью 25 ватт. Соответственно встает вопрос, чем мы будем заменять лампочки Ильича, во что это обойдется? Актуальным оказался и вопрос качества энергосберегающих ламп. То, что мы сегодня видим на рынке, по большей части импортное, китайское, и небольшая доля из Европы. Мы уже успели убедиться, что качество большинства таких ламп не очень. В ТГЭУ поставили эксперимент на специальном оборудовании, предназначенном для проверки качества энергосберегающих ламп. Оценивались лампы десяти производителей. Выяснилось, что через месяц у половины ламп упала освещенность, из второй половины перегорели все, кроме одной. Вот и получается: мы стремимся к энергосбережению, а на рынок хлынул поток некачественной продукции.
– Законом ограничивается использование ламп накаливания, но такие вещи надо делать очень аккуратно, – говорит Михаил МАТВЕЕВ, директор филиала «Приморская генерация» «ОАО «ДГК». – Можно волевыми методами свернуть производство ламп накаливания, но в России пока не видно, чтобы производились энергосберегающие. В итоге нам грозит попасть в зависимость от Китая с его некачественными лампами. Зачем нам такое энергосбережение? Второй момент – не все однозначно в возможности их применения. В СМИ не раз появлялись высказывания со стороны медицинских, санитарно-гигиенических органов об определенной опасности использования энергоэффективных ламп из-за их высокой светоотдачи, что может наносить вред здоровью. В частности, в адрес светодиодных. Наверное, эти разговоры имеют основание, хотя не исключаю, что у любой сферы промышленного производства есть свое лобби.
К 1 января 2011 года органы государственной власти и местного самоуправления должны завершить мероприятия по оснащению своих зданий, строений, сооружений приборами учета воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии. Это же обязаны выполнить и иные собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, за исключением собственников жилых домов, им дается еще год на проведение тех же мероприятий – до 1 января 2012 года. По словам директора управляющей компании «Приморские Коммунальные Системы» Сергея КОВАЛЕВА, «у нас пока нет такого дома, который бы полностью соответствовал всем требованиям по энергосбережению: где-то лампы новые установили, где-то тепловые узлы, где-то счетчики и так далее, но весь комплекс работ не проведен ни в одной из многоэтажек».
– Вопрос энергоэффективности непростой в силу того, что дорогостоящий, – говорит Михаил Матвеев. – Возьмем госучреждение, основные затраты у него это отопление, освещение. Чтобы оптимизировать затраты на освещение и получить эффект от этих мероприятий в течение 2-3 лет, надо произвести серьезные вложения. Надо разумно посчитать баланс между вложениями и экономическим эффектом от них, и самое главное – в какой период времени. Можно теоретически предполагать, что эффект есть, но ведь есть и такое понятие, как срок окупаемости вложений. Применительно к энергетике на сегодня окупаемыми считаются проекты, срок возврата инвестиций в которые не более 8 лет. Если больше, то эффективность таких вложений – сомнительная.
В мэрии Магадана подсчитали, что на энергообследование 150-ти отдельно стоящих бюджетных учреждений и около тысячи жилых домов, оснащение жилфонда новыми счетчиками потребуется почти полтора миллиарда рублей. И это надо сделать до 1 января 2012 года. Столько же средств понадобится Владивостоку, чтобы только установить счетчики теплоэнергии на 2083 дома.
В филиале «Приморские тепловые сети» ОАО «ДГК» – является поставщиком тепловой энергии в городах Владивосток, Артем и Партизанск, – подсчитали, что грамотное проведение всех энергосберегающих мероприятий может дать до 50% экономии на отопление в год, а затраты на них окупятся через 2-3 года.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, должны были приступить повсеместно к установке, замене, эксплуатации приборов учета. В большинстве регионов этот процесс уже идет, более того, компании, как, например, «Приморские тепловые сети», готовы это делать с оплатой в рассрочку. Но не везде есть предпосылки для планомерной работы, в частности в Сахалинской области. Как сообщает отдел информационной стратегии ОАО «Сахалинэнерго», действующие в Сахалинской области нормативы потребления электроэнергии при отсутствии приборов учета гораздо ниже тех объемов, которые фактически потребляют граждане. Они не стимулируют потребителей устанавливать счетчики, более того, нередки случаи порчи уже существующих приборов учета. По оценкам «Сахалинэнерго», из-за низкого размера норматива на каждого потребителя компания ежемесячно недовыставляет к оплате как минимум 200 тыс. кВт/ч потребленной электроэнергии. «Сахалинэнерго» неоднократно обращалось к областным властям с предложением увеличить нормативы, но безуспешно.
Впрочем, закон об энергосбережении предписывает ресурсоснабжающим организациям с 1 января 2012 года по 1 января 2013 года всем потребителям, не установившим прибор учета до начала 2012 года, устанавливать их в принудительном порядке. На сегодняшний день в Государственной Думе разрабатываются поправки к постановлению правительства № 306 «Правила предоставления коммунальных услуг» и № 491 «Правила управления многоквартирными домами», по которым тем, кто не установил счетчик в срок, придется платить по усредненному нормативу. Причем этот норматив будет выше действующего сейчас, что должно стимулировать установку приборов учета.
Для все еще несогласных приведем мнение представителя ООО «ДАНФОСС»: «Согласно расчетам, проведение подобных мероприятий в секторе ЖКХ требует капиталовложений в объеме 200-350 руб. в пересчете на квадратный метр жилья, они должны окупиться в течение двух-трех лет и обеспечить снижение теплопотребления до 45%».
Если процесс энергосбережения в массовом порядке, как это предусмотрено законом, еще буксует, то энергетическая отрасль энергосбережением занимается уже несколько лет. У производителей энергии процесс энергосбережения запущен еще с 2005 года, поэтому на генерирующих предприятиях относительный порядок, считают эксперты. Там приборы учета есть, с 2005 года они под контролем Минэнерго по расходу топлива на гигакалорию. Все рекомендации, написанные для них в прошлом году, проверяются в этом и т. д., и спрашивается, а почему не сделано?
– А когда в 2005 году эта работа на Дальнем Востоке только начиналась, это был млечный путь: одно и то же оборудование, один и тот же закон Ома, а сетевые потери у одних 30%, у других 14%, – комментирует состояние дел в отрасли Анатолий Штым. – Или взять удельный расход топлива – котлы у большинства одни и те же, в основом Барнаульского котельного завода, а КПД везде разный. Тогда была поставлена задача привести нормативы в соответствие, и это было сделано за два года. Ужесточение требований дало результат, который оценивается в миллиарды рублей экономии.
Проблемой остаются мелкие производители энергии – это промпредприятия, сжигающие топливо, и ЖКХ. Но и с ней можно справиться, считают специалисты, все зависит от постановки дел на местах. Важно, что закон предоставляет такие возможности.
Производства нет
Мы уже затрагивали вопрос наличия в стране производств энергосберегающего оборудования, которое заменит со временем действующее, как лампы накаливания, например. Дальний Восток пока не производит какое-либо энергосберегающее оборудование. «На Дальнем Востоке необходимого для энергетики энергосберегающего оборудования пока найти невозможно, здесь оно не производится, – говорит Михаил Матвеев. – Да и в России его производится мало». Приборы учета тепловой энергии, например, выпускаются на Урале и в Санкт-Петербурге. Поэтому региону придется все завозить. Из того, что реально планируется сделать на Дальнем Востоке и имеет перспективу реализоваться в конкретный проект, это завод по производству электротехнического оборудования. Недавно в г. Сеуле в рамках визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Республику Корея ОАО «ФСК ЕЭС» и компания Hyundai Heavy Industries пописали соглашение о строительстве его на территории Приморского края.
Соглашение предусматривает, что компания Hyundai Heavy Industries принимает на себя обязательства по обеспечению проектирования, строительства, а также последующей эксплуатации завода по производству электротехнического оборудования во Владивостоке. Сдача объекта в эксплуатацию запланирована на конец 2012 года. Завод будет производить комплектные распределительные устройства с элегазовой изоляцией (КРУЭ). На сегодняшний день КРУЭ напряжением 220 кВ и выше российскими производителями практически не выпускается, и ОАО «ФСК ЕЭС» использует при строительстве энергообъектов оборудование зарубежного производства..
Возможно, это первая ласточка в организации производств энергосберегающего оборудования на Дальнем Востоке. Вообще, как считают эксперты, введение всякого рода запретительных мер на применение конкретных типов энергопотребляющих устройств желательно синхронизировать с развитием их производства в России. Поэтому в рамках реализации государственной программы энергосбережения и региональных программ очень важно со стороны государства поддержать выпуск отечественной инновационной продукции.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%