Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:49 |
|
|
Тема номера
|
В ожидании магистров
Несмотря на то, что противников перехода на новую систему было достаточно, за несколько лет, которые длился переходный период, вузы региона смогли подготовиться к новой системе и вступили в Болонский процесс довольно уверенно.
"Если говорить в целом по региону, то программ бакалавриата и магистратуры достаточно много, – говорит президент Дальневосточного регионального учебно-методического центра (ДВ РУМЦ), ректор ДВГТУ Анвир ФАТКУЛИН. – Вузы Дальнего Востока готовились к переходу в течение последних пяти лет. И многие из них были довольно активны. В ДВГТУ, например, открыто 48 программ бакалавриата и 20 – магистратуры, в ДВГУ – 49 бакалавриата и 14 – магистратуры, в ЯГУ – 36 программ бакалавриата и 2 программы магистратуры, в ТОГУ – 32 программы бакалавриата и 26 магистратуры. Однако есть вузы, которые не спешат переходить на новую систему. С одной стороны, это объясняется тем, что еще не утвержден перечень специальностей, по которым сохранится прежний режим подготовки кадров. Однако, если эти специальности не будут включены в данный перечень, то у вузов в приемную кампанию-2010 могут возникнуть проблемы".
Несмотря на то, что спектр программ подготовки по двухуровневой системе достаточно широк, вузы региона уже в этом году планируют значительно расширить количество программ бакалавриата и магистратуры. Например, в АмГу планируют открыть 7 направлений подготовки бакалавров и 3 – магистров, СахГУ в 2010 г. откроет еще 4 программы бакалавриата, АмГПГУ планирует лицензировать 12 бакалаврских и 7 магистерских программ с дальнейшей перспективой их внедрения в образовательный процесс, КнАГТУ откроет 6 программ подготовки магистров и 2 программы подготовки бакалавров. В вузах Приморья уже в этом году откроется еще 27 программ бакалавриата, 27 направлений и 35 образовательных программ магистратуры. Таким образом, уже в этом году в Приморье будет реализовываться 204 направления подготовки бакалавров, 76 направлений и 122 программы магистратуры. Это говорит о том, что контингент бакалавров и магистров существенно увеличится. Хотя эта тенденция нарастала на протяжении последних лет.
"По программам подготовки магистров в текущем году обучается 93 студента, по программе бакалавриата – 862, в то время как три года назад по программам подготовки магистров обучалось всего 33 студента, – рассказывает начальник учебно-методического управления Комсомольского-на-Амуре Государственного Технического университета (КнАГТУ) Александр СКРИПИЛЕВ. – В целом же численность обучаемых по программам подготовки бакалавров в последние три года существенно не меняется, хотя количество программ возросло более чем в три раза. Программы подготовки бакалавров и магистров востребованы абитуриентами, хотя конкурс при зачислении на 1-й курс в течение трех последних лет снижается, но этот факт обусловлен в первую очередь объективными причинами – снижением количества выпускников города и региона".
"Тенденция последних лет такова, что расширяется количество профилей и программ в рамках открытых направлений, – рассказывает Ирина МИРОНОВА, первый проректор по учебной работе Хабаровской государственной академии экономики и права. – В 2006 г. реализовывались одно направление бакалавриата и 4 магистерские программы, в 2009 г. – 12 профилей бакалавриата в рамках 4-х направлений и 11 магистерских программ в рамках 2-х направлений. На следующий год прогнозируем увеличение контингента бакалавров и магистров в 2 раза".
Однако, несмотря на то, что за последние годы количество обучающихся на уровневой подготовке выросло в 2,5 раза, соотношение бакалавров и магистров к общему числу студентов пока невелико. По бакалаврам он варьируется от 1,2% до 25,8%, по магистрам – от 0,2% до 3%. По оценкам же специалистов, достойным будет, если численность магистрантов составит порядка 10% от общей численности обучающихся.
"На мой взгляд, вузам нужно развивать не только направления бакалавриата, но и магистратуры, – считает Анвир Фаткулин. – Чем больше будет магистерских программ, тем больше права вуз имеет носить статус университета. Если же в вузе преобладают программы бакалавриата, то есть опасность в конце концов превратиться в образовательный колледж, который дает высшее образование первого уровня. Поэтому сегодня очень важно сформировать дальневосточный сегмент магистратуры, чтобы она была привлекательна и для населения Дальнего Востока, и для зарубежных студентов".
Однако не стоит забывать, что вместе с переходом на двухуровневую систему подготовки кадров меняется не только система высшего образования, но и рынок труда. Поэтому к новой системе должны быть готовы не только вузы, но и работодатели. Несмотря на то, что эксперты прогнозировали для бакалавров значительные проблемы с трудоустройством – якобы работодателю непонятно, кто такой бакалавр и на какие должности его устраивать, – на деле этой проблемы пока не наблюдается.
"Мы принимали и принимаем специалистов с дипломом бакалавра – в контактный центр и другие подразделения. В ряде случаев специалисты завершают образование уже в рабочем процессе, применяя свежие теоретические знания на практике, – рассказывает директор по персоналу Макрорегион "Дальний Восток" ОАО "МТС" Кристина СЕРГИЕНКО. – Сегодня молодым специалистам для получения желаемой должности недостаточно только знаний по выбранной ими специализации – актуальными требованиями становятся высокие коммуникативные навыки, умение презентовать себя и проекты, товары, услуги. Всё больше студентов стремятся найти практическое применение своим знаниям уже в вузе. Если у студента за плечами хороший опыт работы, положительные рекомендации, он ориентирован на развитие и результат, вопрос о том, специалист он или бакалавр, становится не принципиальным. Во многих странах приняты единые ступени обучения в высшем образовании: бакалавр и магистр. По программам подготовки бакалавров и магистров обучают все ведущие университеты и бизнес-школы мира. Думаю, что к новой системе должны привыкнуть и адаптироваться больше основные участники этой системы – преподавательский состав и студенты. Работодатель при отборе оценивал и оценивает, прежде всего, опыт, профессиональные и личностные качества соискателя. Многие работодатели осознают тот факт, что наличие диплома о высшем образовании даже самого известного учебного заведения не является гарантией приобретения эффективного и перспективного сотрудника". Такого же мнения придерживается и Анна КРАСНОЯРОВА, директор по персоналу ЗАО "ДельтаЛизинг". "Нам приходилось принимать на работу бакалавров, и не могу сказать, чтобы их уровень как-то сильно отличался от уровня специалиста. Многие студенты 3-5 курсов, устраивающиеся на работу в нашу компанию, говорят о большом количестве свободного времени, что неудивительно при учебной загрузке 4 дня в неделю по 2-3 пары. Мне кажется, есть резерв для увеличения числа аудиторных часов на бакалавриате, что позволит оставить качество подготовки на прежнем уровне. В принципе, бакалавриат – это хорошая возможность начать свою трудовую деятельность на год раньше. Отсутствие опыта работы, на мой взгляд, уравнивает шансы трудоустроиться дипломированного бакалавра и дипломированного специалиста. Способный, активный и социально зрелый человек всегда найдет себе работу. А доучиться можно всегда – многие наши бакалавры после приема на работу продолжали обучение в магистратуре".
Правда, опрошенные "ДК" эксперты отмечают, что некоторые сложности могут возникнуть с инженерно-техническими специальностями – вполне может получиться так, что будущий выпускник-бакалавр не будет ничем отличаться от нынешнего выпускника техникума. Сложности могут возникнуть в компаниях, где лицензирование и сертификация завязана на наличии в штате работников, получивших определенную специальность (например, в строительной отрасли). Стандарты лицензирования ведь никто не переделал, и не ясно, подойдет ли диплом бакалавра техники и технологии вместо диплома инженера ПГС. Но в процессе и этот вопрос наверняка будет решен.
Галина ПОПОВА, директор Регионального центра мониторинга рынка труда и сопровождения карьеры выпускников ДВГУ, также не отмечает сложностей с трудоустройством. "Мне кажется, во все времена ценились работники, а не документы, которые они могли бы предоставить работодателю. Другое дело, что в некоторых организациях диплом является не только достаточным, но и необходимым условием для приема на работу. Я думаю, что, если человек способен выполнять возложенные на него функции, "качество" диплома играет второстепенную роль. Скорее всего, работодатели готовы принимать бакалавров, только иногда они не видят разницы, чем бакалавр отличается от специалиста, а специалист от магистра. Кстати, хочу отметить, что в моей практике еще ни разу не встречался случай, когда работодатель отказался бы от предложенного кандидата только потому, что он получил диплом бакалавра, а не специалиста. С другой стороны, сегодня большая часть студентов, особенно старших курсов, работает. Это ли не ответ? Если уж на рынке востребованы недипломированные работники, то диплом бакалавра явно не будет лишним. Более того, к нам нередко обращаются не за выпускниками, а просят посоветовать кандидата из числа студентов, но только чтобы он непременно был "хорошим", "толковым".
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%