Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Воскресенье| 01 Июня, 10:51 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Бурятия
Еврейская автономная область
Забайкалье
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 78.62 р.
1 EUR 89.25 р.
100 JPY 54.64 р.
10 CNY 10.89 р.
Тема номера
Приморский край борется за звание "Столица финансовой культуры"
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
30.05 |
Замерзнем в начале лета: повсеместные дожди ударят по Приморью — прогноз погоды
29.05 |
Сенатор Александр Ролик провели совещание по вопросам газификации
28.05 |
"Дела сердечные": жителям Владивостока рассказали о профилактике аритмии
27.05 |
Фонд "Защитники Отечества" оказал помощь 4,5 тысячам человек в Приморье
26.05 |
Живой памятник героям: в Приморье высадили "Аллею милосердия"
статьи раздела
Регион сегодня
01 Января 2025, 00:42
Олег Кожемяко осуществил новогодние желания маленьких приморцев В преддверии новогодних праздников заветные желания маленьких приморцев начинают сбываться. Так, Губернатор Приморского края Олег Кожемяко передал подарки от Деда Мороза двум маленьким приморцам: шестилетнему Мирону Глушаку из Тернейского муниципального округа и четырёхлетней Ольге Алимпиевой из Арсеньева.
статьи раздела
Часовой пояс
23 Декабря 2024, 23:25
Родители ребят с ОВЗ обсудили вопросы образования и трудоустройства с представителями власти Приморья Третья встреча клуба "На равных", призванного помогать гражданам решить непростые жизненные ситуации, состоялась в Приморье. В этот день участниками клуба стали родители детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Они обсудили с представителями власти вопросы образования и трудоустройства таких ребят.
статьи раздела
Тема номера
22 Сентября 2024, 15:00
Почти на 70% выполнен национальный проект по жилью в Приморье Темпы строительства жилья увеличивают в Приморье. На сегодняшний день в крае уже введено почти 60 многоквартирных домов, больше всего – в столице Дальнего Востока.
статьи раздела
Часовой пояс
16 Сентября 2024, 14:28
Социальные предприниматели Приморья могут найти кадры и получить рекламу на радио при господдержке Открыт прием заявок на две актуальные для социальных предпринимателей меры поддержки: "Размещение двух вакансий на HeadHunter" и "Размещение рекламы на радиостанции". Такой формат господдержки поможет социальному бизнесу Приморья продвигать свои услуги в осенний период и найти профессиональные кадры для расширения штата.
статьи раздела
Отрасль
19 Апреля 2024, 16:37
24 протокола составили на нарушителей противопожарного режима в приморских лесах Лесничие и инспекторы в Приморье составили 24 протокола в отношении нарушителей особого противопожарного режима на землях лесного фонда. ОПР действует в большинстве муниципалитетов и подразумевает крупные штрафы за пренебрежение правилами пожарной безопасности.
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Регион сегодня

15 Сентября 2010, 11:00 | Регион сегодня

Грузы есть, проблем хватает

Грузооборот российских портов в первом полугодии 2010 года вырос на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 258,37 млн тонн. Но перевалка растет неравномерно. По данным Ассоциации морских торговых портов, быстрее всего наращивают объемы дальневосточные порты, увеличившие грузооборот до 57,36 млн тонн, что на 39,4% больше, чем в январе-июне 2009 года. Порядка 30,6 млн тонн составили сухие грузы, их перевалка выросла на 18%, и 26,69 млн тонн – наливные, что в 1,7 раза больше аналогичного показателя прошлого года.

На 10,3% увеличили грузооборот компании порта Ванино, перевалив 12,28 млн тонн, на 20% – стивидоры порта Владивосток, до 8,1 млн тонн. Грузооборот порта Находка вырос на 4,5%, до 8,11 млн тонн, порта Восточный – в 1,9 раза, до 17,12 млн тонн. Объемы перевалки портов Сахалина увеличились в 2 раза, до 10,14 млн тонн.

Отраслевые эксперты отмечают, что на рынке стивидорных услуг наблюдается перераспределение грузовой базы. В частности, дальневосточные порты показывают рост по наливным грузам за счет ввода в строй перегрузочного нефтеналивного комплекса в Козьмино для перевалки нефти из трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, а также благодаря запуску нового перегрузочного комплекса в Пригородном для сахалинских нефтегазовых проектов. На проектную мощность вышел и новый угольный терминал ОПО "СУЭК" в бухте Мучке в Хабаровском крае.

На долю портов Дальнего Востока по итогам 2009 года пришлось 18,6% от общего грузооборота российских стивидоров. При этом порядка 48% от перевалки в регионе 43,5 млн тонн) приходится на основные порты (диаграмма№1).

В целом за прошлый год объем экспортных грузов на Дальнем Востоке вырос на 26,8% (15,6 млн тонн). Таким образом, усилилась специализация местных портов на работе с экспортом, на долю которого пришлось 80,2% от общего объема перевалки. Объем каботажных грузов сократился лишь на 37,3 тыс. тонн, до 13,3 млн тонн.

В наибольшей степени кризис отразился на динамике импортного направления: объем грузов сократился в сравнении с 2008 годом вдвое и составил 4,1 млн тонн. По итогам 2009 года объем обработки транзитных грузов составил 738,5 тыс. тонн, что в 1,9 раза больше, чем в 2008 году. Тем не менее доля данного направления в грузообороте региона не превышает 1%.

Основным источником роста объемов перевалки дальневосточных портов остаются две номенклатурные группы: наливные грузы и уголь (+31,6% к 2008 году). Значительный рост также отмечен при перевалке черных металлов – на 30,2%, и рефгрузов – на 92,3%.

Наибольшие потери местные порты понесли по грузам в контейнерах (-23%), лесным грузам (-25%), металлолому (-42,3%). А вот объем перевалки тарно-штучных грузов в основном автомобилей и спецтехники) и вовсе составил лишь 32% от уровня 2008 года – 737,2 тыс. тонн.

В этом году почти во всех портах растет объем перевалки грузов в контейнерах. Однако в начале июля ведущие контейнерные терминалы региона столкнулись с проблемами. С 1 июля с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза все транзитные грузы, прибывающие в порты РФ, стало возможно оформлять только после того, как контейнер был принят к погрузке ОАО "РЖД", а значит, все процедуры таможенного оформления должны были проходить на железнодорожном фронте терминалов.

На ряде терминалов в течение более 10 лет действовала схема предварительного электронного таможенного оформления грузов, т.е. таможенное оформление грузов производилось до начала перегрузки на железную дорогу и не влияло на технологические сроки и работу порта. В порту Восточном это привело к тому, что за 7 дней экспедиторы не смогли оформить по новым правилам ни одного контейнера.

В июле около 30 экспедиторских компаний направили в ФТС, РЖД, Минтранс и Дальневосточную железную дорогу (ДВЖД, филиал РЖД) обращение, в котором говорилось о возникновении проблем таможенного декларирования транзитных контейнеров на ООО "Восточная стивидорная компания" (ВСК, входит в группу Global Ports, которая в свою очередь входит в ГК "Н-транс").

Экспедиторы также заявили о том, что в сложившейся ситуации они несут потери и теряют клиентов. В частности, концерн General Motors, который поставляет через ВСК автокомплекты на свой завод в Узбекистане, предъявил экспедиторской компании претензию касательно сроков доставки контейнеров с автокомплектами.

В начале августа ОАО "РЖД" обратилось в Министерство транспорта РФ с просьбой урегулировать ситуацию с выгрузкой железнодорожных вагонов в портах. "За 7 месяцев 2010 года ни одним из портов не выполнялись нормы выгрузки. За I полугодие недовыгружено около 260 тыс. вагонов. Только в июле потери по выгрузке составили 50 тыс. вагонов. По этой причине в настоящее время на сети российских железных дорог отставлены от движения 170 поездов", – отмечают РЖД.

Наиболее сложная ситуация сложилась в портах Дальнего Востока. В частности, на станции Находка-Восточная из-за отсутствия флота и мест на складе длительное время простаивало более 500 вагонов с углем компании "Мечел", что серьезно затрудняло эксплуатационную работу станции. Кроме того, из-за отсутствия места на причале порта Владивосток ежесуточно выгружался только 141 вагон стали в сутки при норме в 180.

Крупнейший на российском дальневосточном побережье угольный порт ОАО "Восточный Порт", инвестировавшее более $15 млн в модернизацию перегрузочного оборудования, не может выйти на запланированные объемы перевалки угля.

За первые 7 месяцев 2010 г. "Восточный порт" показал лишь 3-процентный рост грузооборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 8 млн 606,8 тыс. тонн. В пресс-релизе компании отмечается, что в июле перевалка угля сократилась по сравнению с июлем 2009 г. на 11%. При этом Универсальный производственно-перегрузочный комплекс порта в июле обработал 263,3 тыс. тонн грузов, что на 32% больше показателей июля 2009 года.

Таким образом, новое оборудование для перевалки угля в Восточном порту, закупленное и установленное в 2008-2010 гг., простаивает из-за отсутствия достаточного количества груза. Вместе с тем спрос на экспорт российского угля в Китай и другие страны АТР до лета 2010 г. стабильно рос. В настоящее время наблюдается незначительный спад по коксующимся углям на данном направлении.

Основные причины снижения грузооборота Восточного порта связаны с отказами ОАО "РЖД" выполнять заявки на перевозку экспортного угля по заявленным объемам грузоотправителями в связи с ремонтными работами на железнодорожной инфраструктуре. Так, июльская заявка порта на доставку по железной дороге 1,7 млн тонн угля была подтверждена лишь в объеме 1 млн тонн.

Железнодорожники аргументируют свои отказы большим ростом грузооборота на всем Дальнем Востоке. По статистике ОАО "РЖД", только за первое полугодие 2010 г. рост грузоперевозок на данном направлении составил 13% к аналогичному показателю 2009 г., в том числе перевозки угля возросли на 48%. РЖД оказались не готовы удовлетворить имеющийся спрос. Отказы в перевозке угля к дальневосточным портам на железной дороге начались с апреля 2010 г.

Для увеличения экспортного потенциала угледобывающих предприятий необходима незамедлительная реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока, считают стивидоры. Для того чтобы освоить перспективные объемы перевозок (по прогнозам, к 2020 году они могут составить 60-80 млн тонн), требуется строительство новых и реконструкция существующих железнодорожных линий, строительство новых разъездов, удлинение приемоотправочных путей существующих ж/д станций, внедрение новых средств железнодорожной автоматики.

Конкуренты Восточного порта тоже не дремлют. ЗАО "Дальтрансуголь" (дочерняя компания СУЭК), угольный терминал в бухте Мучке (Ванинский район, Хабаровский край) в первом полугодии 2010 года отгрузило 3,844 млн тонн угля. Компания планирует в 2010 году переработать около 8,5 млн тонн угля и к 2012 году выйти на проектную мощность – 12 млн тонн угля в год. ОАО "Торговый порт Посьет" в первом полугодии 2010 года переработало 1,441 млн тонн угля. "Дочка" "Мечела" продолжает реконструкцию и удлинение второго причала, все терминальные комплексы порта оснащаются высокотехнологичным оборудованием. Работы планируется завершить к 2011 году. Реализация намеченного позволит принимать в порту суда водоизмещением 60 тыс. тонн и увеличить грузооборот с 3 до 7 млн тонн угля в год.

Группа "Мечел", контролирующая ОАО "Торговый порт Посьет", уже к 2014 году планирует ввести в эксплуатацию первый пусковой комплекс мощностью 5 млн тонн угольного терминала в порту Ванино. "В соответствии с графиком реализации планируется завершить проектные работы к 2011 году, ввести в эксплуатацию первый пусковой комплекс мощностью 5 млн тонн к 2014 году. К 2020 году мы намерены выйти на плановую производственную мощность – 25 млн тонн", – сообщил директор департамента развития портовой инфраструктуры ООО "Управляющая компания "Мечел" Армир КУЛЬМАН.

По словам старшего вице-президента ОАО "Мечел" по взаимодействию с государственными органами Виктора ТРИГУБКО, перегрузочный терминал в Ванино строится для того, чтобы наладить поставки угля с Эльгинского месторождения в Якутии. Для этого запланировано строительство к БАМу железнодорожной ветки Улак – Эльга длиной 315 км.

Еще один морской терминал появится в бухте Мучке. Инвестором строительства специализированного транспортно-перегрузочного комплекса общей мощностью 31 млн тонн груза в год выступает ООО "Саха (Якутская) транспортная компания". Представители компании подтвердили серьезность своих намерений на встрече с главой администрации района Николаем ОЖАРОВСКИМ.

По словам гендиректора компании Эдуарда КУЧАЕВА, после утверждения проекта, который должен соответствовать международным стандартам, начнется строительство первой очереди терминала. Прогнозируется, что уже к 2015 году общая перевалка грузов составит 13,2 млн тонн, к 2020 году терминал должен перерабатывать 18,8 млн тонн, затем он выйдет на полную проектную мощность. Контролировать строительство и обеспечивать общую техническую поддержку проекта будет американская компания Parsons Brinckerhoff.

В Азии расположены крупнейший в мире импортер зерна – Япония (в 2009 году, по данным национальной статистической службы, импортировала 26,01 млн тонн) и самые быстрорастущие рынки-импортеры (Китай, Южная Корея и др.). Но российское зерно до этих стран почти не доходит: с начала этого года в Японию поставлено около 50 тыс. тонн зерна при общем прогнозе экспорта в 21 млн тонн. Экспортировать больше мешают высокие тарифы на перевозку и нехватка портовых мощностей: зерно так называемым методом прямой перевалки (т. е. с вагона на судно) отгружается через Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, сейчас его мощности позволяют переваливать в год больше 1 млн тонн) и контейнерами.

Строительство специализированного терминала для экспорта зерновых обсуждается много лет: еще в 2006 году тогдашний министр сельского хозяйства Алексей ГОРДЕЕВ заявлял, что Россия могла бы поставлять в Азию до 5 млн тонн сибирских зерновых, в том числе производимых в Новосибирской области и на Алтае. Но с тех пор терминал так и не был построен, только в конце 2009 году ВМТП и Сибирский аграрный холдинг заключили предварительное соглашение о строительстве терминала мощностью 1,5 млн тонн в год.

В свою очередь Объединенная зерновая компания (ОЗК) прорабатывает проекты размещения терминалов для экспорта зерна в портах Восточный и Ванино. Проект строительства терминала в порту Ванино совместно с компаниями "Базовый элемент" ("Базэл", владеет блокирующим пакетом акций ОАО "Порт Ванино") и "Русагротранс" предусматривает строительство портового элеватора емкостью 150 тыс. тонн и годовой мощностью 2,5 млн тонн. Проект, по расчетам ОЗК, должен обойтись в 3,8 млрд рублей и будет реализовываться как государственно-частное партнерство, ОЗК рассчитывает на долю не менее блокирующей. В качестве основного трейдера, который будет выкупать зерно в Ванино, рассматривается японская корпорация Itochu.

Ключевым моментом реализации проекта является участие "Базэла", который сможет обеспечить обратную загрузку вагонов: входящая в холдинг UC Rusal будет перевозить из Ванино на свои алюминиевые заводы импортируемый глинозем.

ОАО "Находкинский морской торговый порт" (НМТП), последние годы демонстрировавшее весьма приличные финансовые показатели, в этом году столкнулось с рядом проблем, в первую очередь вызванных разногласиями с трудовым коллективом.

16 июля администрация и представители трудового коллектива ОАО "НМТП" заключили коллективный договор на 2010-2012 годы. Однако профсоюзные организации порта потребовали увеличения объема предоставляемых льгот и гарантий. Руководство порта считает, что в нынешних условиях компания не в состоянии нести дополнительную нагрузку.

Еще одну брешь в финансовом благополучии "дочки" Evraz Group могут пробить судебные тяжбы. В частности, ОАО "РЖД" инициировало ряд исков к порту на общую сумму порядка 26-27 млн руб. во II квартале. Дела находятся в стадии рассмотрения. Кроме того, также в Арбитражном суде Приморского края находится ряд исков к стивидорной компании со стороны ФГУП "Росморпорт". Восточный филиал предприятия обратился в суд с иском об обязании устранить нарушения права хозяйственного ведения унитарного предприятия и взыскании 191,954 млн руб. неосновательного обогащения за пользование имуществом, принадлежащим ФГУП на праве хозяйственного ведения.

Транспортная группа FESCO договорилась с менеджментом ОАО "ВМТП" о выкупе оставшейся части акций порта. ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП, базовая компания FESCO) уже принадлежит 50% ООО "М-Порт", владеющего 95,6% акций ОАО "ВМТП". Еще 50% уставного капитала "М-Порт" принадлежит ЗАО "Порт-Актив" (контролируется менеджментом ВМТП). Оплатить сделку FESCO намерена из средств, которые получит от размещения допэмиссии объемом в 23,4% акций, до итогов размещения пакет может быть передан дружественному FESCO банку.

Отметим, что FESCO, чьи суда перевозят значительную часть грузов для портов Дальнего Востока, начинает выходить из кризисного пике. Так, в первом полугодии 2010 года группа увеличила морские контейнерные перевозки на 58% по сравнению с показателем первого полугодия 2009 года – до 160,318 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера). При этом интермодальные перевозки выросли в 3,6 раза – до 20,632 тыс. TEU.

"Итоги работы группы в первом полугодии существенно превзошли наши внутренние плановые показатели. Столь уверенная динамика отражает хорошие темпы восстановления экономики России и рост объемов международной торговли, в особенности со странами Юго-Восточной Азии, в частности с Китаем", – сообщил президент и председатель правления FESCO Сергей ГЕНЕРАЛОВ.

По словам основного владельцы группы, за последние полтора года FESCO реализовала суда на общую сумму $100-150 млн. "Продажа судов происходила в соответствии со стратегией развития компании. В общемировой практике сервис линейного оператора (каковым является ДВМП) на 50% обслуживается собственным флотом и на 50% зафрахтованным, что обеспечивает компании гибкость в условиях меняющегося рынка. "У нас сервис обслуживали 99% собственных судов, некоторые мы давали во фрахт", – говорит вице-президент FESCO по корпоративным коммуникациям Станислав ВАРТАНЯН.

Средства от продажи пойдут на оптимизацию кредитного портфеля группы. Кроме того, в июле FESCO продала свою долю в ООО "Национальная контейнерная компания" (НКК) за $900 млн, $800 млн из которых уже получила. Оставшуюся сумму компания либо также получит деньгами, либо ей отойдут 50% акций контейнерного терминала НКК в Новороссийске – ОАО "НУТЭП".

Теги:
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Месяц магнитных бурь: жителям Приморья следует быть готовыми
  • Отставание Овечкина от рекорда Гретцки сократилось до двух шайб
  • В России разработают платформу для создания базы векторов голосов мошенников
  • Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
  • ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
  • Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
  • Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
  • Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
  • В России дорожает авиасообщение
  • Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Регион сегодня
02 Января 2025, 00:44
#ПозывнойКультура: Дед Мороз поздравил участников СВО в госпитале ТОФ с наступающим Новым годом В преддверии Нового года агитбригада #ПозывнойКультура побывала в госпитале Тихоокеанского флота в субботу, 28 декабря. Для участников СВО, находящихся на лечении и реабилитации, прозвучали музыкальные поздравления. Со словами самых теплых пожеланий подарки военнослужащим вручила заместитель Председателя Правительства Приморского края – министр культуры и архивного дела Елена Бронникова.
статьи раздела
Loading...
RedTram
Регион сегодня
31 Декабря 2024, 00:41
Губернатор Приморья оценил оснащение Индустриального колледжа в Арсеньеве Очередной день работы Губернатора Приморского края Олега Кожемяко в муниципалитетах региона начался с посещения Приморского индустриального колледжа в Арсеньеве. Глава региона изучил новое оборудование, на котором готовят специалистов технических специальностей.
статьи раздела
Регион сегодня
28 Декабря 2024, 20:38
Комплекты быстровозводимых мостов начали поставлять в Приморье Началась поставка средних автодорожных разборных мостов (САРМ) для проведения аварийно-восстановительных работ на дорогах Приморья. Всего на следующий год закуплено 11 комплектов. При необходимости комплекты САРМ будут использованы для оперативного восстановления проездов во время паводков.
статьи раздела
Регион сегодня
24 Декабря 2024, 23:24
Почти 900 сотрудников предприятий Приморья уже владеют бережливыми технологиями благодаря нацпроекту "Производительность труда" Итоги реализации национального проекта "Производительность труда" и планы на будущее озвучил министр экономического развития Приморья Андрей Блохин на награждении команды Регионального центра компетенций. За четыре года работы нацпроекта реализовано 78 проектов по внедрению бережливых технологий на предприятиях края.
статьи раздела
Часовой пояс
04 Декабря 2024, 14:42
Лучших среди будущих защитников Отечества выявили на фестивале ГТО в Приморье Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" состоялся в приморской столице 28 и 29 ноября. К движению присоединилась допризывная молодежь Приморского края.
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2025 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Голубь Андрей Александрович
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85; Email: priem@zrpress.ru
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика