Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Вторник| 05 Ноября, 14:22 |
|
|
Тема номера
|
Пять зон Колымы
– Николай Николаевич, на чем основана ваша уверенность в том, что Колыма может претендовать на лидерские позиции в экономике региона? Ведь и огромные природные богатства, и географическое положение были всегда, но сами по себе они не стали стимулом развития территории?
– На самом деле ещё пару лет назад об этом даже сложно было помышлять, но сейчас это представляется вполне реальным. Повод для такой уверенности дает целый ряд факторов. Главное – существенно изменился вектор региональной политики. Cевер и весь Дальний Восток обозначены как регионы, приоритетные для федеральных инвестиций. Сегодня мы имеем действующую федеральную целевую программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года, которая нацелена на создание транспортной, дорожной, энергетической и социальной инфраструктуры. Без этого развитие экономики невозможно.
В свою очередь и Колыма смогла выстроить стратегию развития, определив приоритеты и точки роста, которые, с одной стороны, обеспечат вовлечение в экономический оборот природных богатств области, с другой – станут локомотивом для развития новых производств, позволят диверсифицировать экономику территории. Еще один важный момент: в настоящее время совместно с Правительством РФ и регионами идёт активная работа по формированию программ ускоренного развития Магаданской и Сахалинской областей, Камчатки и Чукотки. Наконец-то есть понимание, что эти территории нуждаются в особом экономическом режиме.
– Если говорить о Магаданской области, то каковы новые контуры ее будущего экономического развития?
– На сегодняшний день на территории Магаданской области определены 5 зон опережающего развития. Каждая из них проработана как комплексный проект, который включает в себя производства определенной специализации, создание инфраструктуры, предприятий, призванных обеспечивать строительство. Одной из таких наиболее продвинутых является Западная зона, в которой расположена крупнейшая в мире Яно-Колымская золоторудная провинция. Её прогнозные запасы золота составляют 5 тысяч тонн. 50% из них уже разведаны, и в основном сконцентрированы на крупнообъёмном месторождении "Наталкинское" (1836 тонн).
В состав Яно-Колымской золоторудной провинции входят 14 месторождений, из которых 9 расположены на территории Магаданской области, остальные в Якутии. Разведанные запасы утверждены по трем месторождениям – "Наталкинское", "Павлик", "Игуменовское". Ещё по пяти проводятся геологоразведочные работы за счет средств недропользователей. Для их завершения требуется около 2 млрд рублей федеральных инвестиций. Это позволит обеспечить ввод всех месторождений Яно-Колымской золоторудной провинции в эксплуатацию в период с 2012 по 2016 годы.
Это самый грандиозный проект, поскольку уже на первоначальном этапе добыча золота здесь составит 60 тонн, а начиная с 2018 года с учётом россыпного золота Магаданская область будет добывать около 100 тонн драгметалла ежегодно. А если эти физические объемы перевести на финансовый язык, то освоение Яно-Колымской золоторудной провинции позволит обеспечить годовой вклад в ВРП до 34,5 млрд рублей. Плюс будет создано порядка 10 тысяч рабочих мест.
Кроме добычи драгоценных металлов на территории Западной зоны предполагается строительство цементного завода на месторождении "Встреченское". Завод будет расположен в непосредственной близости от железной дороги Якутск – Магадан, строительство которой предусмотрено Стратегией развития транспорта Российской Федерации до 2030 года. Собственный цемент и строительные смеси значительно удешевят и облегчат процесс развития Западной зоны, так как исключат зависимость от поставщиков. Они будут использоваться при строительстве промышленной и транспортной инфраструктуры. Кроме того, ввод в эксплуатацию цементного завода позволит поставлять выпускаемую продукцию в субъекты ДФО. А они в этом будут нуждаться, так как эксплуатируемое сейчас Спасское месторождение истощается. На "Встреченском" запасов сырья хватит не менее чем на 100 лет.
– По существу, Западная зона и освоение Яно-Колымской провинции – это авангардный для области проект, здесь уже идут активные работы, есть частные инвесторы, и, главным образом, определились владельцы лицензий на разработку основных месторождений.
– Это так. Следующая зона – Восточная – расположена в экономически не освоенной части области и требует значительных инвестиций в транспортную инфраструктуру, чтобы частные инвесторы вложили средства в освоение ранее труднодоступных районов.
Зона включает Омолонский рудный район, Эвенский рудный узел и Рассошинский рудно-россыпной район. Освоение месторождений, расположенных в этой зоне, позволит с 2015 года ежегодно добывать 16,7 тонн золота, 475 тонн серебра, а с 2020 года ещё 142 тысячи тонн меди, 8,5 млн тонн железа и 4,5 тысячи тонн цинка. Как видите, здесь самыми значительными являются запасы железа. Вот почему именно здесь мы планируем строительство Южно-Омолонского металлургического комбината.
Но главное для этой зоны – обеспечение транспортной доступности к расположенным в ней важнейшим месторождениям полезных ископаемых. В рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" предполагается строительство федеральной автомобильной дороги "Колыма" – Омсукчан – Омолон – Билибино – Комсомольский – Анадырь". Её протяженность по территории Магаданской области составит 440 км, плюс отходящие от нее территориальные дороги к конкретным объектам.
По большому счету, введение в эксплуатацию нового "северного" автотранспортного коридора будет способствовать созданию целостного экономического пространства, объединению ряда дальневосточных территорий и Восточной Сибири.
Ещё одна точка роста, расположенная на севере области, – это так называемая Северная зона. Она включает Шаманихо-Столбовской рудно-россыпной район и Ороекскую металлогеническую зону. Здесь сосредоточены значительные запасы цветных металлов. Их освоение позволит ежегодно добывать 5,5 тонн золота, 580 тонн серебра, 70 тысяч тонн меди и 70 тысяч тонн цинка. В северной зоне планируется построить Ороекский медеплавильный завод. Это значительно поднимет рентабельность добычи меди и сыграет на диверсификацию экономики Магаданской области.
– Получается, опять основной источник развития – металлы. Как обстоят дела с нефтегазовыми проектами, которым уже несколько лет не дается старт? Это перспективная тема?
– В нашем раскладе это еще одна точка роста – Южная зона, расположенная южнее границы 12-мильной зоны в створах мыса Сюркум на востоке и Ямских островов на западе. В официальных документах эта часть Охотского моря получила название "Примагаданский шельф". Прогнозные ресурсы углеводородного сырья, расположенные в Южной зоне, составляют 5 млрд тонн углеводородов. Благоприятным условием реализации проекта по освоению Примагаданского шельфа является близкое расположение к областному центру. Здесь имеется практически вся необходимая транспортная инфраструктура, в непосредственной близости расположены морской торговый порт, аэропорт, развиты телекоммуникационная система и энергетическая инфраструктура.
Помимо углеводородного сырья на территории Южной зоны расположены два значительных по своим прогнозным запасам месторождения бурых углей – "Ланковское" и "Мелководненское". Разведанные запасы для открытой добычи на Мелководненском месторождении по категориям А+В+С1 составляют 159,9 млн тонн и С2 – 345 млн тонн, на Ланковском – 136,7 млн тонн по категориям А+В+С1 и 828,4 – по категории С2.
При условии добычи углей из этих месторождений существенно уменьшится зависимость потребителей области от завоза твердого и жидкого топлива, возрастут налоговые поступления во все уровни бюджетов, в случае поставок продукции углеперерабатывающих предприятий в страны АТР увеличатся грузопотоки на морских путях ДФО.
И наконец, Центральная зона – "Магаданская". Территориально она расположена в границах областного центра города Магадана. Перспективы ее развития связаны с аэропортом Магадан, имеющим статус международного и Магаданским морским портом.
В аэропорту Магадан, который находится на расстоянии 56 км к северу от города Магадана, несколько лет назад было построено здание международного терминала. Сейчас ведётся реконструкция взлётной полосы. После этого аэропорт сможет принимать практически все классы воздушных судов.
Магадан занимает центральное географическое положение в сети аэропортов Дальнего Востока и Восточной Сибири, находится в фокусе пересечения многочисленных потенциальных авиатрасс, соединяющих множество аэропортов Америки (Северной и Южной) и Юго-Востока Азии. Пока мы не в полной мере используем величину географического потенциала Магаданского аэроузла и авиакоридоров, находящихся в зоне ответственности магаданской навигационной службы. Вместе с тем только в американском и восточно-азиатском секторах АТР проживает две трети всего населения Земли. Следовательно, у нас есть все шансы стать крупнейшей мировой авиационной развязкой.
Через Магаданский морской порт поступает основной поток грузов на территорию области. Порт расположен на берегу бухты Нагаева, которая по географическому положению, размерам, метеорологическим и гидрологическим условиям является удобной для захода и стоянки крупнотоннажных морских судов. На территории порта имеется вся необходимая инфраструктура для осуществления портовой деятельности.
В перспективе через Магаданский морской порт будет идти транспортировка углеводородной и металлургической продукции, которую планируется производить на территории области. Он станет пунктом транзита на важнейших морских путях стран АТР. Но сначала необходимо произвести реконструкцию объектов федеральной собственности (гидротехнических сооружений). Она будет выполнена в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
Как видите, возможности и перспективы Колымы огромны. Уверен, территория сумеет использовать свой шанс, тем более что мы поступательно идём к своей цели.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%