Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понедельник| 07 Октября, 00:11 |
|
|
|
Тема номера
|
Японские автомобили споткнулись о радиофобию
Некоторые приморские автомобилисты оказались настолько перепуганы, что заявили о своей готовности «хоть завтра» пересесть на продукцию ОАО «АвтоВАЗ». Для российского правительства, потратившего десятки лет на борьбу с правым рулем, Фукусима стала просто подарком судьбы. По мнению ряда экспертов, рынок подержанных автомобилей из Японии ждут нелегкие времена.
В начале апреля пресс–служба Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) сообщила о том, что в порту Владивостока обнаружены первые «фонящие» иномарки из Японии. Эта информация произвела настоящий фурор на российских автомобильных форумах. Особенно громко кричали на западе страны: там доходило до требований полностью закрыть границу, прекратить с Японией всякие торговые отношения, словом, «держать и не пущать».
Что же на самом деле произошло в торговом порту Владивостока? Мы связались с сотрудником компании «Норфес марин сервис», которая обслуживает теплоход «Еруслан» – тот самый, на котором прибыли «фонящие» иномарки. Вот что рассказал судовой агент Игорь ЧЕКИН, присутствовавший при выгрузке автомобилей:
– «Еруслан» ходит по маршруту Владивосток – Ниигата, и в первых числах апреля прибыл с очередной партией автомобилей и запчастей. На выгрузке автомобили прошли радиационный контроль. Это делается так: человек с дозиметром обходит машины и замеряет уровень радиации. Большинство выгруженных автомобилей показало 5–7 мкР/ч, и тут ему попадается Toyota Vitz, на которую дозиметр отреагировал показаниями 10–15 мкР/ч. Машину стали замерять более тщательно. Сначала возникли сомнения в исправности прибора, принесли другой дозиметр. Тот показал аналогичные цифры. Сотрудник, проводивший замеры, доложил о ситуации руководству, а оттуда информация пошла в Роспотребнадзор и МЧС.
Никакой паники не было, так как о радиационном фоне 12–15 мкР/ч во Владивостоке мы постоянно слышим по радио. Слух о том, что во Владивосток привезли радиоактивные машины, думаю, взялся из тех сообщений, где речь шла о превышении фона, но не упоминались конкретные цифры. Если учесть, что естественный природный фон может доходить до 30 мкР/ч, никто из тех, кто встречал «Еруслан», а также члены экипажа судна не проявили никаких признаков беспокойства.
14 апреля Дальневосточное таможенное управление, представители Владивостокского морского торгового порта и сотрудники Владивостокского автомобильного терминала провели брифинг. Журналистов сначала провели к борту судна Le Mans Express – огромного автомобилевоза типа «ро–ро», на котором во Владивосток доставили партию новых машин из США. К спускаемой аппарели подъехал смонтированный на базе японского грузовичка передвижной комплекс «Янтарь», представляющий собой будку с оборудованием и дистанционную «рамку», в которой находятся чувствительные датчики. С борта судна спустился белый пикап Toyota Tundra и проехал через «Янтарь». Своим молчанием система показала отсутствие на автомобиле признаков радиации. В случае обнаружения радиоактивности «Янтарь», как объяснили сотрудники таможни, реагирует звуковой и световой сигнализацией. Аналогичные комплексы, только стационарные, установлены на ж.-д. и автомобильных въездах и выездах порта, а также в зоне складов временного хранения.
Если «Янтарь» отреагировал на какой–либо объект, тот подвергается дополнительному обследованию с помощью ручных приборов ИСП–РМ1401К–01, которые фиксируют уровень ионизирующего излучения. Начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Владивостокской таможни Александр ПОМЫКАНОВ продемонстрировал перед телекамерами показания этого прибора. Естественный фон пятого причала порта Владивосток составил 0,06 микрозивертов/ч. Как пояснил Александр Викторович, это примерно соответствует 6 микрорентген/ч.
Проследовав на расположенную рядом «арестплощадку», журналисты стали свидетелями замеров, проведенных на мини–погрузчике, который был «пойман» одним из первых еще в начале апреля. Прибор показал уровень 0,15 мЗв/ч, т.е. около 15 мкР/ч.
Как пояснил начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами ДВТУ Роман ФАНИН, задача таможни – выявлять превышения радиационного фона и ставить об этом в известность компетентные органы. Подозрительные объекты, по его словам, не могут быть выпущены из зоны таможенного контроля до принятия этими органами соответствующих решений. Решение по ним, как считают в таможне, должен принимать Роспотребнадзор.
Директор по производству ВМТП Сергей ЛОПУНОВ добавил, что сотрудники Роспотребнадзора были в порту, взяли пробы с поверхностей автомобилей и увезли их на лабораторный анализ. Но о том, что делать с машинами, портовикам ничего не сообщили, и это беспокоит руководство ВМТП. Суда из Японии привозят до 300 автомобилей в день, таможня находит среди них подозрительные, количество «арестплощадок» растет, а что делать дальше – непонятно.
В управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю сказали, что принятие решения о разрешении или запрещении ввоза проблемных автомобилей, о котором говорят таможня и ВМТП, не входит в их полномочия, так как данный груз для ведомства не является подконтрольным товаром.
Как сообщила «ДК» и.о. руководителя управления Марина ПОЛЯКОВА, по предписанию Роспотребнадзора специалисты лаборатории «Центра гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» своевременно провели радиационный контроль всех 49 единиц автомобильной техники.
«Согласно протоколам радиационного контроля установлено несоответствие 26 единиц автотехники требованиям Временных рекомендаций по организации радиационного контроля грузов, прибывающих из Японии, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 21.03.2011. В адрес грузополучателей 15 автомобилей своевременно направлены предписания о проведении мероприятий по дезактивации, с привлечением специализированной организации ООО «ПримТехнополис». По 11 автомобилям Владивостокская таможня не представила сведения о грузополучателях, что не позволило организовать проведение необходимых мероприятий», – сказала Марина Полякова, добавив, что легковые автомобили, о которых так много говорят и пишут в СМИ, опасности для жизни и здоровья не представляют.
Главный санврач России Геннадий ОНИЩЕНКО также отверг претензии таможни и портовиков в адрес своего ведомства: «Что касается стоящих автомобилей, то по существующему порядку в нашей стране, они должны пройти дезактивацию, которую должны осуществить власти порта. В случае успеха дезактивации, автомобиль может быть пропущен на территорию РФ». По мнению Онищенко, дезактивация должна проводиться за счет физических лиц, либо организаций–импортеров, иначе должен ставиться вопрос о вывозе автомобиля за пределы РФ.
По словам Геннадия Онищенко, сотрудники Роспотребнадзора уже через несколько дней после выявления первых «фонящих» иномарок провели переговоры с японскими коллегами, чтобы «понять, насколько Япония готова гарантировать непоставку в Россию такого рода изделий».
«Пока мы никаких гарантий не получили, и нам непонятен порядок выпуска такой продукции в Японии, хотя ранее давались заверения, что ни один автомобиль, ни один продукт не выйдет из Японии, если он будет контаминирован радионуклидами», – говорил Онищенко на пресс–конференции 15 апреля.
Между тем редакции «ДК» в тот же день стало известно, что негосударственные структуры России и Японии все–таки смогли договориться о взаимодействии в области обмена информацией. Один из сотрудников судоходной компании Far Eastern Shipping Company (FESCO) на своей страничке в Интернете выложил скан факса–уведомления японских партнеров компании FESCO, в котором говорится об условиях отправки грузов из портов Японии и, в частности, об их проверке на радиацию. В документе упоминается о максимально допустимом пороге, установленном японцами: 0,25 мЗв/ч.
Учитывая то, что на «арестплощадку» в портах России попали автомобили с показаниями уже 0,15 мЗв/ч, беспокойство портовиков относительно того, что все свободные площади территории ВМТП довольно быстро может занять так называемая «радиоактивная» техника, выглядит вполне оправданным. За две недели апреля таможня нашла превышение радиационного фона во Владивостоке у 49 автомобилей, и еще 7 машин было задержано в Находке.
6 апреля управление Роспотребнадзора по Приморскому краю проинформировало генконсульство Японии во Владивостоке о фактах ввоза радиационно–загрязненных грузов, а через неделю направило обращение к генеральному консулу Японии о принятии мер по предотвращению отправки радиационно–загрязненного груза.
В консульстве, в свою очередь, выразили недоумение по поводу ажиотажа, поднятого в России вокруг автомобилей, отгруженных из Японии после аварии на АЭС «Фукусима–1». Как заявил представитель генерального консульства Японии во Владивостоке Кейсуке САЙТО, в других мировых портах, в частности европейских, не возникает никаких проблем при прохождении японскими грузами таможенного досмотра, включающего радиационный контроль. Дипломат заверил, что министерство транспорта Японии осуществляет жесткий радиационный контроль согласно с общепринятым максимально допустимым показателем 0,30 мЗв/ч или 30 микрорентген/ч.
Из всей этой заварушки с «радиоактивными» автомобилями можно сделать несколько довольно неутешительных выводов. Первое – это то, что в нашей стране по–прежнему царит межведомственный хаос и неразбериха. Вместо совместного решения возникающих проблем, чиновники всеми силами пытаются спихнуть ответственность друг на друга.
Второе – это то, что традиция погреть руки на чужой беде в России никуда не исчезла. За всей этой искусственно нагнетаемой истерией вокруг параллельного автоимпорта легко просматривается желание заработать – кому на продаже дилерских машин, кому на дезактивации, а кому на разрешительных печатях и штампах.
Ну и третье – никуда не исчезло и мифотворчество. В погоне за сенсацией желтая пресса частенько раздувает из мухи слона, а простой обыватель, услышав в новостях про очередной килограмм миллизивертов, тут же спешит в аптеку за йодом и свинцовыми трусами. Это забавно наблюдать со стороны, но ситуация вовсе не смешна – по мнению специалистов, искусственно раздутая радиофобия опасна для здоровья не меньше, чем настоящая радиация.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%