Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:50 |
|
|
Тема номера
|
Опережающее энергоразвитие
Об энергетических парадоксах и способах их разрешения "ДК" беседует с первым заместителем председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Геннадием АЛЕКСЕЕВЫМ.
- Геннадий Федорович, какова причина описанной парадоксальной ситуации?
- Основным сдерживающим фактором развития Якутии является отсутствие энергетической и транспортной инфраструктуры. Электростанции работают не на полную мощность, а потенциальные потребители из-за огромных расстояний и отсутствия магистральных и распределительных электрических сетей не имеют возможности подключиться к генерирующим источникам. Дизельные электростанции (а их около двухсот) в большинстве своем расположены в Арктике, где нет ни железных, ни автомобильных дорог, поэтому доставка топлива осуществляется сезонно и в основном по рекам, которые текут в Северный Ледовитый океан и большую часть времени в году находятся подо льдом. Транспортные расходы и необходимость создавать запасы топлива и других ресурсов являются главной причиной высоких затрат на производство электроэнергии.
В республике ежегодно устанавливается единый энерготариф, когда все затраты распределяются на весь объем вырабатываемой электроэнергии - таким образом, усредняются высокие удельные затраты ДЭС с низкими затратами высокоэффективных электростанций. В итоге получаем единый тариф, например, для промышленных потребителей - 2,31 руб. за 1 кВт.ч, что делает многие виды бизнеса неконкурентоспособными. Более того, высокие энерготарифы дают бизнесу ложный сигнал. Вместо того чтобы искать возможности для подключения к централизованным сетям, компании начинают строить собственные энергомощности.
Для решения этих проблем Правительство Якутии совместно с РАО "ЕЭС России", ОАО "Якутскэнерго" уже несколько лет работает над важнейшими документами по развитию электроэнергетики республики. Основой для разработки программ развития любых отраслей экономики (электроэнергетики в первую очередь) и социальной сферы республики стала одобренная Правительством РФ в феврале 2007 года Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
На первом этапе работы был подготовлен Прогноз потребления электроэнергии региона до 2030 года. Для разработки этого документа были проанализированы все проекты, которые предполагается реализовать на территории Якутии до 2030 года, мы оценили потребность каждого из них в электроэнергии с разбивкой по годам, разделив их на три категории по вероятности наступления события. Согласовали полученный прогноз с крупнейшими компаниями, заинтересованными в реализации этих проектов. Проверили, насколько совпадают потребности бизнеса с планами государства по развитию транспортной и других отраслей.
Затем подготовили Целевое видение развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) до 2030 года, где обозначили перспективы создания новых генерирующих мощностей и развития электрических сетей. На основе этих документов и с учетом многих других программ, планов, прогнозов, стратегий развития отраслей разработали Стратегию развития электроэнергетики региона до 2030 года. Этот документ также прошел согласование в крупнейших российских компаниях и был представлен во время рабочих визитов в Якутию высших федеральных чиновников. А в мае прошлого года был рассмотрен на заседании правления РАО "ЕЭС" и затем утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Одновременно мы совместно с энергетиками решаем вопросы снижения тарифа на электроэнергию. Самые большие затраты на производство электроэнергии в локальной энергетике. Электроэнергия дизельных электростанций обходится от 10 до 79 руб. за кВт.ч. Если бы в республике отсутствовала дизельная генерация, тариф на электроэнергию составлял 1,1 руб. за кВт.ч вместо 2,31 руб. При незначительном объеме электроэнергии, вырабатываемом дизельными электростанциями, их доля в общем объеме затрат весьма существенна и ложится тяжким бременем на промышленных потребителей. Чтобы изменить ситуацию, совместно с энергетиками была разработана Программа оптимизации локальной энергетики на 2008 - 2013 годы. РАО "ЕЭС России" выразило готовность реализации программы на условиях паритетного софинансирования из госбюджета.
Мы доказываем в федеральных министерствах и ведомствах необходимость включить мероприятия по оптимизации локальной энергетики в ФЦП "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года". Сейчас на 98% локальная энергетика работает на дизтопливе. При реализации этой программы расход дизтоплива сократится на 95 тыс. тонн в год, то есть с сегодняшних 120 тыс. тонн снизится до 25 тыс. тонн.
- Как много промышленных предприятий строит сегодня собственные энергомощности в регионе?
- Компания АЛРОСА запустила три энергоблока на Светлинской ГЭС. "Сургутнефтегаз" в прошлом году построил ТЭЦ на природном газе на Талаканском месторождении. "Атомредмедзолото", осваивая Эльконскую группу урановых месторождений, собирается строить ТЭЦ на угле. "Транснефть" вынуждена создавать собственные генерирующие мощности для электроснабжения насосных нефтеперекачивающих станций нефтепровода ВСТО. "Полюс Золото" оценивает возможность создания собственных энергомощностей при освоении золоторудных месторождений "Нежданинское" и "Кючус". И так далее.
- Не слишком ли амбициозна ваша программа по оптимизации локальной энергетики?
- У нас все программы амбициозные. Взять, например, инвестиционные проекты Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Согласно Схеме, общий объем прямых инвестиций в основной капитал в регионе до 2020 года составит около 2,5 трлн руб. Еще год назад очень многие сомневались, что такую программу можно реализовать. Но уже в 2007 году инвестиции в основной капитал в Якутии выросли более чем в два раза, до 124,5 млрд руб. Нет сомнений, что в 2008 году они достигнут 180 млрд руб. И на протяжении последующих лет ежегодно будут не меньше.
Тем более что в этом году Правительство России приняло ряд важнейших для республики решений. Распоряжением №21р от 17 января 2008 года утверждена заявка в Инвестиционный фонд РФ о реализации проекта "Комплексное развитие Южной Якутии". По итогам конкурса переданы в недропользование 4 крупнейших железорудных месторождения республики: "Таежное", "Десовское", "Тарыннахское" и "Горкитское". Решением Правительства РФ Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение на бесконкурсной основе передано компании "Газпром". В этом году компания "Мечел" возобновила строительство железной дороги от станции Улак на БАМе до Эльгинского каменноугольного месторождения.
Таким образом, недропользователи получили большинство основных месторождений Якутии, а значит, важнейшие бизнес-проекты Схемы будут реализованы, и объемы электроэнергии и грузопотоки, которые мы обосновывали, будут востребованы. Нужны электрические сети и транспортные коммуникации.
- А что бы произошло, если Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года не была бы одобрена Правительством России?
- С 2002 г. по инициативе Правительства Республики Саха (Я) неоднократно объявлялись аукционы на многие месторождения республики, и все они срывались. Бизнес не подавал заявок на участие в аукционах. И представители компаний говорили одно и то же: да, месторождение привлекательное, да, есть интерес к его освоению, но как это сделать, когда нет ни автомобильных, ни железных дорог, ни линий электропередачи?
А после того как Правительство РФ одобрило Схему, где четко прописано, как будет развиваться энергетика и транспорт, бизнес увидел, что планы региона поддержаны федеральным центром, ситуация изменилась кардинально. Теперь на тех же самых аукционах компании буквально сражаются за лицензии. При поддержке федерального центра активно строится железная дорога до Якутска. Автомобильная дорога "Вилюй" получила федеральный статус. На бюджетные деньги реконструируются и строятся федеральные дороги "Колыма" и "Лена". Практически принято решение о переносе сроков строительства ВЛ-220 кВ Нерюнгринская ГРЭС - Нижний Куранах - Томмот - Майя, которая объединит Центральный и Южный энергорайоны республики. Ускорение сроков проектирования и строительства ЛЭП необходимо для энергообеспечения строительства и эксплуатации промышленных объектов инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", объектов трубопроводной системы ВСТО. Мы сегодня активно продвигаем идею соединения каскада Вилюйских ГЭС с энергосистемой Иркутской области. После этого останется только соединить Центральный энергорайон республики с Западным, и энергомост с запада на восток России будет завершен. Объединение изолированных энергорайонов позволит эффективно справляться с пиковыми нагрузками и внештатными ситуациями, обеспечит электроэнергией новых потребителей, проложив распределительные сети от магистральных ЛЭП. Вопросы межсистемных перетоков электроэнергии успешно решаются во многих странах за счет строительства высоковольтных линий постоянного тока.
- Какую прогнозную величину энергопотребления вы заложили в стратегию? И не окажется ли так, что промышленное развитие приведет к дефициту мощностей?
- Сегодня республика потребляет около 6,5 млрд кВт.ч в год. К 2030 году мы ожидаем четырехкратный рост энергопотребления. Причем стратегия готовилась еще в 2006 году, и пока все идет по плану. Что касается возможного дефицита мощностей, то это задача государства - не допустить дефицита энергомощностей, пропускных способностей магистральных и распределительных электрических сетей, провозных возможностей автомобильных и железных дорог. Именно для этого разработана стратегия развития энергетики республики и сформирован прогноз грузопотоков. Поскольку мы знаем, кто, где, когда и какой бизнес-проект реализует, то можем предусмотреть мероприятия по опережающему развитию инфраструктуры.
Прежде чем сформировать прогноз энергопотребления до 2030 г., мы подготовили предложения по оптимизации топливно-энергетического баланса, разработали программы развития угольной, нефтяной и газовой промышленности, программу газификации населенных пунктов и реформирования ЖКХ и другие, всего 22 республиканские целевые отраслевые программы. Эти документы скоординированы с Программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения, с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики России до 2020 г., другими федеральными стратегиями и программами.
- А сколько сегодня электроэнергии вырабатывается в республике и сколько будет производиться в 2030 году?
- На сегодняшний день цифры производства и потребления практически совпадают. Хотя еще три года назад мы поставляли за пределы Якутии ежегодно 1,5 млрд кВт.ч в ОЭС Востока и на экспорт. Однако в 2007 г. было принято решение о приостановке поставок электроэнергии в КНР, и объем перетока упал до 600-750 млн кВт.ч в год. При этом к 2030 г. энергетики республики обеспечат поставки электроэнергии не только для нужд потребителей Якутии и в объединенную энергетическую систему страны, но и на экспорт.
- Сколько денег требуется на реализацию проектов и кто их будет финансировать?
- Практически все объекты электроэнергетики будут финансироваться на условиях государственно-частного партнерства. На развитие генерирующих мощностей, включая строительство ЮЯГЭК, потребуется 450 млрд руб. Объекты малой энергетики будут софинансироваться из бюджета на паритетной основе с энергетиками. Плавучие атомные станции попали в стратегию развития атомной отрасли РФ, на условиях государственно-частного партнерства совместно с концерном "Росатом" мы будем привлекать инвестиции. Модернизация Якутской ГРЭС включена в инвестиционную программу РАО "ЕЭС". Канкунская ГЭС - первая из каскада ЮЯГЭК - будет строиться на средства Инвестиционного фонда и "ГидроОГК". По расширению мощностей Нерюнринской ГРЭС и строительству Эльгинской ТЭЦ ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.
- Какие объекты сетевого хозяйства попали в стратегию развития энергетики республики?
- Около 550 км распределительных сетей будет построено при реализации инвестиционного проекта комплексного развития Южной Якутии. Кроме того, сегодня строятся распределительные сети: ВЛ 220 кВ Мирный - Сунтар - Нюрба, завершается строительство ВЛ 110 кВ Сугачи -Эльдикан. Начаты предпроектные работы по ВЛ 220 кВ Сунтар - Олекминск. Помимо этого, мы ставим вопрос о необходимости перевода на электрическую тягу железной дороги Сковородино - Тында - Беркакит - Томмот - Якутск (малый БАМ). Всего на строительство электрических сетей до 2030 года планируется потратить около 250 млрд руб. из всех источников финансирования.
- К чему приведет реализация стратегии?
- Будут снижены затраты на производство и увеличен рынок сбыта электроэнергии. Таким образом, в кратчайшие сроки будет выполнена поставленная руководством страны задача по доведению тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня. И к 2030 году стоимость одного кВт.ч в республике будет сопоставима с минимально сложившимся уровнем цен на электроэнергию в регионах центральной России. Наша самая главная задача - расшить узкие места, и в первую очередь в электросетевом хозяйстве.
- С ОАО "ФСК ЕЭС" планы по строительству ЛЭП согласованы?
- С ФСК у нас налажены деловые отношения, достигнуты принципиальные договоренности по основным вопросам, ведется постоянный конструктивный диалог. И я понимаю "сдержанный оптимизм" руководителей и специалистов Федеральной Сетевой Компании: сегодня потребление электроэнергии по всей стране растет семимильными шагами, и это правда, что они не успевают обеспечивать заявки на технологическое присоединение на западе страны. Но если Дальний Восток действительно является геополитически важным регионом для России, если основные перспективы развития экономики страны во многом связаны с освоением ресурсной базы Дальнего Востока, то необходимо решать не только текущие задачи, но и смотреть в завтрашний день. Есть мудрая пословица: если ты не думаешь о далеком будущем, то неизбежно столкнешься с большими проблемами в настоящем.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%