Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:50 |
|
|
Тема номера
|
"Сибуглемет" подаст пример
Доля российского экспорта угля в азиатско-тихоокеанском направлении не превышает 15 млн т, при том что, по мнению экспертов, потенциал только трех стран Азиатско-Тихоокеанского региона составляет около 300 млн т угля в год. Повышенный спрос на уголь демонстрируют стремительно развивающиеся экономики Китая и Индии, и не только. На фоне растущего спроса наблюдается отставание в разработке угольных месторождений.
Сложившаяся ситуация открывает перед российскими добывающими компаниями широкие возможности в завоевании доли мирового рынка поставок угля, учитывая, что в стране из года в год идет наращивание добычи. Правда, активному выходу российских угледобывающих компаний на мировой рынок угля пока препятствует недостаток на востоке страны специализированных портовых мощностей. Решением этой проблемы озабочены сразу несколько крупных угольных компаний Сибири, в числе которых холдинг "Сибуглемет", чьи основные добывающие мощности расположены в Кемеровской области.
Холдинг "Сибуглемет" признан одним из ведущих объединений угольной отрасли страны. Созданный в 1995 г., он объединил в своем составе разноплановые предприятия - добывающие и перерабатывающие, обеспечивающие реализацию продукции, транспорт и инвестиции.
Основу добывающих активов холдинга представляют: угольный разрез ОАО "Междуречье" с годовым объемом добычи 6,2 млн т угля, из которых 44% - коксующиеся и 56% - энергетические; угольная компания "Южная", образованная в 2004 году, ведет работы по подготовке и эксплуатации двух геологических участков с запасами 160 млн т и, как планируется, выйдет на проектную мощность в 2013 г. Крупным активом холдинга является также шахта "Полосухинская" с годовым объемом добычи 3,2 млн т, введена в эксплуатацию в 1985 году и добывает коксующиеся угли. Кстати, "Полосухинская" в этом году признана аналитиками рынка как самое перспективное предприятие "Сибуглемета". На протяжении пяти лет она увеличила добычу углей с 1,5 млн т до 3,2 млн т и обеспечивает 5% потребителей коксующихся углей Кузбасса. В 1998 году в эксплуатацию введена шахта "Антоновская", добывающая коксующийся уголь. Достигнутый годовой объем ее добычи составляет 1,4 млн т. В активе холдинга шахта "Большевик", где в августе 2005 года введен в эксплуатацию новый геологический участок - Восточный блок. Шахта добывает коксующийся уголь, а ее объем добычи составляет 1,2 млн т угля в год. В том же году была образована угольная компания "Сибирская", владеющая лицензией на отработку нового геологического участка в Новокузнецком районе с запасами угля 350 млн т. Проектом его освоения предусматривается строительство новой шахты мощностью 3 млн т угля в год.
В состав холдинга входят обогатительные фабрики "Антоновская" и "Междуреченская", а также трейдинговая компания ЗАО "Сибуглемет", являющаяся крупнейшим поставщиком угля в России. Общий объем добычи предприятий холдинга составил по итогам прошлого года свыше 12 млн т угля. Причем угля как коксующихся, так и энергетических марок. Около 30% угля, добываемого на предприятиях "Сибуглемета", идет на экспорт. Среди постоянных зарубежных потребителей холдинга - Болгария, Великобритания, Турция, Япония, Корея. В числе российских потребителей - крупные металлургические и энергетические предприятия, такие как ОАО "Новолипецкий меткомбинат", ОАО "Северсталь", ОАО "Уральская сталь", ОАО "НЛМК", ОАО "Алтайкокс", ОАО "Кокс" в г. Кемерово и другие.
В настоящее время холдинг "Сибуглемет" занимает в России 5-е место по объемам добычи угля, а в рейтинге 20 наиболее прибыльных компаний - 3-е место, что позитивно выделяет его среди других добывающих компаний. Успехи холдинга стали результатом продуманной инвестиционной политики по наращиванию активов. Вот и в этом году, по словам генерального директора ООО "Холдинг "Сибуглемет" Владимира ДМИТРИЕВА, планируется увеличить инвестиции в угольные предприятия на 31% и довести их до 2,1 млрд руб. Основные средства будут направлены на техническое обновление действующих шахт и разрезов, а также на развитие ОАО "Угольная компания "Южная" (Междуреченск), которое осваивает участок "Береговой" с запасами 83 млн т. Добыча здесь будет вестись параллельно со строительством разреза мощностью 2 млн т угля в год, ввод в строй которого запланирован в 2010 г., но уже в этом на нем будет добыто около 450 тыс. т угля. Кроме того, "Южная" начинает строительство шахты мощностью 2 млн т. Только за счет строительства этих двух предприятий, а также освоения участка "Поле шахты "Увальная" в Новокузнецком районе холдинг планирует в ближайшие пять лет довести добычу до 18 млн т.
Частью инвестиционной стратегии "Сибуглемета" является и специализированный угольный порт, ориентированный на экспорт угля в страны АТР. Мощность порта по предварительным оценкам составит до 8 млн т угля в год с перспективой расширения до 12 млн т. Планируемые инвестиции в строительство первой очереди порта составят $100 млн.
Строительство собственного угольного терминала на берегу Тихого океана позволит компании уйти от посредников, а также расширит экспортные возможности холдинга. В свое время "Сибуглемет" стал первой компанией региона, прорвавшейся со своим углем на рынок АТР. Первые тонны угля компания отправляла через порт Находка. В дальнейшем часть грузов была ориентирована на порты Посьет и Восточный. Но нарастающий экспорт угля другими игроками рынка, а также ограничение возможности восточных портов стали сдерживающим фактором в дальнейшей экспансии кузбасских углей на рынки АТР.
Холдинг "Сибуглемет", следуя традиции создания самых современных предприятий, намерен построить порт по последнему слову техники и в кратчайшие сроки. Надо отметить, что на сегодняшний день на Дальнем Востоке нет ни одного угольного терминала, отвечающего современному мировому уровню и экологическим требованиям. Так что планируемый порт может стать первым примером возведения на Дальнем Востоке угольных терминалов мирового уровня, за которым, хочется надеяться, последует модернизация и других дальневосточных портов. В настоящее время экологические службы вынуждены закрывать глаза на оказываемое негативное воздействие старых терминалов на окружающую среду. Действующие порты уже объявляют о начале модернизации угольных мощностей и их расширении, но пока этот процесс идет без особой спешки.
Как сказал директор по транспорту и логистике ЗАО "Сибуглемет" Владимир БУКАЛОВ о планах строительства современного порта, "экологические проблемы должны волновать собственника не менее, чем любого обывателя, ведь нормальный инвестор стремится решить проблему еще до того, как она возникнет, используя новые технологии".
Место под будущий терминал еще окончательно не определено, известно лишь, что выбор будет определяться развитостью инфраструктуры, близостью к рынкам потребителей и незамерзающими акваториями. В этом отношении, считает инвестор, географически Приморье более привлекательно, чем другие регионы Дальнего Востока. Проект порта практически готов, осталось привязать его к местности и согласовать со всеми заинтересованными сторонами. Между тем "Сибуглемет" уже получает коммерческие предложения на строительство и оснащение нового порта из Германии, Кореи, Японии и Франции.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%