Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 22:51 |
|
|
Тема номера
|
Вулкан инвестиций просыпается на Камчатке
От Камчатки всегда ждешь чего-то необычного. Даже в экономике. Есть стойкая убежденность, что одна из самых уникальных территорий страны просто не может (или не должна) заниматься реализацией каких-то типовых проектов и предлагать какие-то стандартные решения проблем.
В этом убедился и корреспондент «Дальневосточного капитала», лично увидевший, как на полуострове сегодня зреют непростые, но одновременно и очень интересные планы.
Красивый проект
Впрочем, как выяснилось, это подметил не только автор этих строк, но, к примеру, и такой политический тяжеловес, как полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий ТРУТНЕВ, который на одной из дискуссий по проекту территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), которая будет реализовываться на Камчатке, так и сказал: «Очень, на мой взгляд, сложный, но комплексный и красивый проект».
Именно такой ТОР «Камчатка» разрабатывала команда врио губернатора Камчатского края Владимира ИЛЮХИНА. Камчатские задумки буквально сплетены и взаимно дополняют друг друга. Более того, к ТОРу правительство края уже «привязывает» и все остальные проекты, которые сегодня планируются здесь.
Основные рамки ТОРа «Камчатка» и другие проекты, связанные с ней, «ДК» обрисовал и. о. заместителя председателя правительства края Юрий ЗУБАРЬ, курирующий вопросы развития транспортной инфраструктуры, дорожного строительства, а также вопросы, связанные с имущественным комплексом Камчатки.
- Главная ставка в нашем ТОРе делается на туризм. И это вполне понятно. Сегодня мы можем констатировать, что туристическая составляющая экономики края с уникальной природой и возможностями все еще находится в зачаточном состоянии. И это при том, что у нас привлекательных для туристов природных объектов приблизительно раз в 10 больше, чем на той же Аляске. А наши туристические потоки просто несопоставимы, - говорит зампред.
На Камчатке сложно выделить какую-то особенную туристическую «изюминку». Вулканы, горячие источники, сплав, рыбная ловля… Что тут лучше или хуже с точки зрения привлекательности для гостей? Весь полуостров - один сплошной туробъект. Тем не менее «базовым» по части туризма в ТОРе станет кластер «Паратунка», в котором желающие могут найти все перечисленное выше. Вот где раздолье бизнесу средней руки, которому предстоит обустраивать здесь санатории, базы отдыха, отели, общепит, объекты торговли и так далее.
Здесь основной упор делается на развитие инфраструктуры. Самые слабые точки - аэропорт, модернизация которого включена в проект ТОРа, и морской порт, реконструкцию которого камчатские власти планируют поручить частным инвесторам.
Что касается такой инфраструктуры, как дороги, то, как ни удивительно, основные автотрассы на полуострове уже готовы разбить миф о том, что на Камчатке никаких дорог нет, а есть только направления. Не дожидаясь ТОРов и команд сверху, правительство Камчатки уже несколько лет активно реконструирует автотрассы. И строительство новых дорог продолжается. Трассы тянутся на север региона, и уже практически везде на ключевых маршрутах вместо допотопных переправ построены мосты.
Самолетами, пароходами…
Но вернемся к ТОРу.
Итак, аэропорт. Любому, кто слетает на Камчатку, становится понятно, что местный аэропорт явно диссонирует с планами по привлечению на полуостров туристов.
- У нас есть большое количество заявок от международных компаний, которые хотят возить сюда туристов. Это и Япония, и Китай, и Корея, и многие другие, но наш аэропорт просто не в состоянии обработать такое количество рейсов. Представляете, те же китайцы уже прислали заявки на восемь рейсов в сутки! Но приоритет, конечно, будет отдаваться российским авиакомпаниям. Мы очень ждем здесь именно российского туриста, - заверил Юрий Зубарь. - В общем, аэропорт мы будем реконструировать и расширять при любом раскладе, он с 2013 года в краевой собственности, и это стопроцентно наша зона ответственности. Реконструкцию взлетно-посадочной полосы, надеемся, «Дальспецстрой» завершит уже в этом году, а в конце 2015-го мы возьмемся за аэропорт. Проект уже давно разработан. Новый аэропорт будет принимать до 400 пассажиров в час, в нем будет отдельный международный сектор, а при необходимости и весь комплекс может конвертироваться под потребности иностранных туристов.
Есть у правительства края и планы по дальнейшему расширению сети региональной авиации. Тут без местных авиалиний никак нельзя. Дело это весьма затратное - до полумиллиарда рублей ежегодно тратит бюджет на дотации авиаторам, - но лишать далекие поселки связи со столицей края никто не собирается. Все идет к созданию полновесной региональной авиакомпании, с новым брендом, которая также будет встроена в схему работы с туристами.
В прошлом году на Камчатке уже запустили взлетную полосу в Палане, в планах приведение в порядок аэропортовой инфраструктуры в глубинке - Оссоре, Корфе, Тигиле, на острове Беринга.
Что касается пассажирского терминала в морском порту Петропавловска-Камчатского, то его… нет вовсе. Как и причалов, способных принимать океанские лайнеры. Красочные фото, которые видели многие, - огромные «Принцессы» на фоне камчатских вулканов - на самом деле скрывают очень большую проблему. Если туристы и спускались на берег, то это приходилось делать только посредством катеров, а вся операция затягивалась на долгие часы. Из-за этого, по словам зампреда, сегодня на Камчатку заходит в лучшем случае пара десятков лайнеров в год, а может и в десять раз больше, благо заказы также есть.
- Будет построена причальная стенка длиной в 700 метров и глубиной в 10 метров. Рядом возводится современный пассажирский терминал, - поделился планами Юрий Зубарь.
Кстати, совсем недавно врио губернатора Камчатского края Владимир Илюхин в ходе выездного совещания обнародовал планы создания в центре краевой столицы туристического комплекса в рамках ТОР «Камчатка». Проект предполагает задействовать и площади бывшего судоремонтного завода «Фреза».
Два года назад предприятие «Фреза», территория которого прилегает к зданию строящегося морского вокзала, было признано банкротом. В 2015 году территория, здания и причалы завода были приобретены правительством Камчатского края для включения в состав ТОРа.
Развитием этой территории займется Корпорация развития Камчатского края. Специалисты разработают концепцию с учетом морвокзала и пункта пропуска, с которыми она составит один комплекс. Вместо старых зданий на территории завода появятся новые, а также здесь будут стоянка для яхт, гостиница, выставочные залы.
По мнению главы региона, новый комплекс повысит привлекательность края для туристов, которые прибывают на Камчатку морскими лайнерами, и станет комфортным местом для отдыха местных жителей. Само здание морвокзала будет готово уже к ноябрю этого года.
Хаб для Севморпути
Но развитие морского порта строительством причала для «Принцесс», стоянки яхт и пассажирского терминала не ограничивается. В планах - создание мощного транспортно-логистического кластера, который будет завязан на обслуживание возрождающегося Северного морского пути.
В рамках проекта ТОР «Камчатка» предусматривается формирование нескольких промышленно-логистических зон портового типа: терминал навалочных грузов, контейнерно-логистический терминал международного класса, рыбопромышленный и бункеровочный терминалы и бизнес-зона (социально-деловой центр). Часть площадок будет создана на базе ОАО «Петропавловская судоверфь» и ОАО «Жестяно-баночная фабрика». Еще ряд промышленных объектов и бизнес-зона будут расположены на базе производственных мощностей ЗАО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» в южной части бухты Южной Авачинской губы.
«Предполагается, что будет построено с десяток судов-шаттлов ледового класса, которые будут курсировать между Петропавловском и Мурманском, а наш транспортно-логистический кластер будет грузы принимать и обрабатывать. Перспективы тут огромные. Контейнеры смогут попадать из региона АТР в Европу и назад гораздо быстрее, чем по обходному и ныне опасному пути через Суэцкий канал.
Такой транспортный путь поможет в решении и проблем собственно России. Взять хотя бы извечную проблему доставки в центральную часть страны дальневосточной рыбы. Каждый год начинаются бесконечные разбирательства, кто виноват, что рыба не может вовремя попасть на стол россиян в Сибири и в Центральном регионе. Узкое транспортное горло Владивостока уже давно вызывает нарекания тех же рыбаков. А камчатский кластер способен разрубить этот узел», - уверен зампред.
Теплицы на вулкане
В планах по развитию ТОРа «Камчатка» есть и еще одна важная составляющая - сельскохозяйственный кластер. Вот тут-то ничего эксклюзивного: овощи, коровы, молоко… все как у всех, скажете вы, и ошибетесь. На полуострове планируется развернуть сразу несколько тепличных хозяйств, источником тепла и воды в которых будут термальные источники. Когда они выйдут на проектную мощность, край планирует практически полностью закрыть собственной продукцией потребность в основных овощных культурах.
Не дожидаясь ТОРа, сегодня уже реконструируются сразу несколько животноводческих ферм, которые могут закрыть потребность региона в молоке и мясе. И тут не без «фишки». В крае планируется поставить на промышленную основу оленеводство.
- В общем, планы более чем огромные. Поверьте, по многим проектам нашего ТОРа мы спорили и доказывали свою правоту очень долго, очень громко и в очень больших кабинетах. Конечно, одним ТОРом проекты развития нашего края не ограничиваются, работы будет много и без ТОРов, но уверен, что все это в совокупности должно сделать из Камчатского края регион, в котором жителям будет обеспечена достойная жизнь, а гости со всех краев света и, прежде всего, из других краев и областей нашей страны будут стремиться повидать регион, - говорит врио главы региона.
Рыба - всему голова!
Но планы планами, а что же представляет собой экономика полуострова сегодня? С основными ее показателями и трендами «ДК» ознакомила и. о. заместителя председателя правительства Марина СУББОТА, курирующая блок экономических вопросов.
- Предвидя ваш вопрос, сразу отмечу, что бюджет нашего края на сегодняшний день составляет примерно 50 млрд рублей, из которых 20 - собственные средства. От такого соотношения, учитывая нашу специфику, никуда пока не денешься. Но такой расклад постепенно меняется в сторону увеличения, скажем так, нашей доли и снижения федеральной. Причем этот процесс идет достаточно интенсивно, - сообщила зампред.
Ни для кого не является секретом, что основой камчатской экономики является рыбная отрасль. По данным зампреда, сейчас доля края в общероссийской добыче рыбы превышает 20%. Отрадно, что в регионе активно развивается и рыбопереработка: только в последние годы сюда вложено более 16 млрд рублей частных инвестиций. Сейчас в крае действуют более 100 предприятий рыбопереработки.
О проблемах с доставкой камчатской рыбы в центр страны мы писали выше. Тем не менее и здесь у правительства края большие задумки.
- Сейчас мы активно разрабатываем планы по открытию в крупнейших российских городах наших фирменных рыбных магазинов, - сообщила Марина Суббота. - К сожалению, сделать это через сети оказалось очень сложно, поскольку там невозможно хоть как-то отделять камчатскую рыбопродукцию от всей остальной. Предлагали даже схему «магазин в магазине», но и это оказалось сложно. А нам необходимо, чтобы обязательно сохранялся наш бренд, который гарантирует, что покупатель приобретет вкусную и экологически чистую продукцию.
Как уже говорилось выше, и Марина Суббота это подтвердила, особая ставка у властей Камчатки, как и у местного бизнеса, - на развитие сельского хозяйства. Несмотря на кризис, санкции и прочие неурядицы, эта сфера производства в крае растет впечатляющими темпами - до 10-11% в год. В регионе возводится или реконструируется сразу несколько тепличных комбинатов и животноводческих ферм. Так, компания «Агротек Холдинг» успешно реализует планы комплексного развития: запустила современный свинокомплекс в пос. Сокоче, планирует создать на Камчатке репродуктор для воспроизводства качественного поголовья свиней.
По данным зампреда, уже сегодня Камчатка обеспечивает себя молоком на 30%, мясом - в среднем на 13%, почти полностью - овощами и яйцом. Готовится вновь заработать на полную мощность комбикормовый завод, построенный здесь еще во времена СССР по итальянской технологии. Строится и бройлерная фабрика, которая закроет основную потребность полуострова в курином мясе.
По своему уникальным стал и современный завод по переработке оленины в поселке Усть-Хайрюзово на севере края, который загрузил работой «национальную» окраину Камчатки.
Копнуть недра
Большие планы у правительства края и на развитие горнорудной промышленности. Уже разработаны и начали претворяться в жизнь сразу четыре крупных проекта, главным образом связанных с золотодобычей. Основным здесь считается проект строительства ГМК на Озерновском золоторудном месторождении. Это самое мощное на полуострове месторождение, содержащее порядка 300 тонн золота.
Проект в числе первых получит господдержку на развитие инфраструктуры.
- Речь идет о компании «Сигма» и разработке месторождения Озерновского, которое находится в Карагинском районе. Для того чтобы проект был рентабельным, туда необходимо проложить дорогу, это порядка 100 километров. Дорога пойдет от региональной трассы в районе поселка Ключи Усть-Камчатского района в сторону полигона «Кура» до Озерновского месторождения. На эти цели и будут направлены выделенные средства, - комментирует врио губернатора Владимир Илюхин.
Глава региона отмечает, что инвестиционный озерновский золоторудный проект - это первая ласточка, получившая господдержку. На очереди еще один важный для развития горной промышленности Камчатки проект - «Строительство ГОК «Аметистовый». В настоящее время руководство предприятия готовит необходимые технические документы по строительству подъездной дороги к комбинату для рассмотрения комиссией.
- Оба проекта - знаковые для Камчатки. Крупнейшая в крае золотоизвлекательная фабрика на месторождении Аметистовом будет сдана уже осенью. Это месторождение расположено в северо-западном районе Камчатки, - говорит Владимир Илюхин. - Для Корякии, да и для Камчатки в целом, это очень важные проекты, прорывные, я бы сказал.
Андрей Пушкарев. Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2015 год.
- Хороший инвестклимат приносит Камчатке свои плоды
- Камчатка: быть началом России
- Особая привилегия: Жить на вулкане
- Гостиница с видом на будущее Камчатки
- Владимир ГАЛИЦЫН, зампредседателя правительства Камчатского края - министр рыбного хозяйства: Камчатка уже инвестирует
- Камчатка конкурирует за инвестиции
- Вулкан инвестиций просыпается на Камчатке
- Владимир ИЛЮХИН, врио губернатора Камчатского края: Говорить о том, что все проблемы остались позади, еще рано, но позитивные перемены налицо
- Рашид ШАМОЯН, генеральный директор ООО "Шамса-Холдинг", председатель правления Ассоциации предприятий и предпринимателей Камчатки: Нужно создавать условия для местных предпринимателей
- На Камчатке термальные овощи "пробивают" себе дорогу на рынке