Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 04:01 |
|
|
Тема номера
|
В Хабаровском крае идет работа над бюджетом президентского приоритета
Представляя проект закона о краевом бюджете 2013-2016 годов на заседании профильного комитета региональной Законодательной думы, заместитель председателя правительства края - министр финансов Александр КАЦУБА обозначил сложность стоящей перед его ведомством задачи: необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность, устойчивость бюджетной системы края при безусловном выполнении указов президента РФ, влекущих увеличение социальных расходных обязательств.
В режиме экономии
Выполнение задачи повышения доходности бюджета будет обеспечиваться за счет реализации мероприятий по нескольким основным направлениям. В их числе можно выделить сохранение и развитие налогового потенциала в Хабаровском крае за счет открытия новых и расширения действующих производств.
- Правительство работает над этим. Принимаются меры для активизации предпринимательской активности, - заявляет Александр Кацуба.
Усиливаются действия по мобилизации сбора налоговых платежей, ведется работа по сокращению недоимки, которая к ноябрю 2013 года составляла 1 млрд рублей. Краевой минфин предлагает пересмотреть вопрос налогового льготирования предприятий.
- У нас еще существует много льгот, но эффективность значительной их части сегодня уже утеряна. И налоговые послабления перестали вести к улучшению экономической ситуации, - говорит глава регионального министерства финансов.
Сложное положение заставляет искать резервы и в сокращении расходов, отказываться от обязательств, которые неэффективны или не соответствуют полномочиям края как субъекта РФ, перераспределять оставшиеся объемы в пользу приоритетов, установленных указами президента. В проекте бюджета в 2 раза снижены планировавшиеся вложения в капитальное строительство. По сути, в нем остались только социальные объекты и дороги, на сооружение и содержание которых используются целевые средства дорожного фонда.
Тяжелый вопрос для регионального бюджета - передача с местного на краевой уровень финансового обеспечения дошкольного образования. В 2014 году на выполнение этих полномочий понадобится 2 млрд 972 млн рублей, а в 2016 году - уже около 3,5 млрд рублей. Под изменение расходов пришлось скорректировать и доходную базу бюджетов муниципальных образований. В представленной депутатам пояснительной записке к проекту финансового закона говорится: «В связи с передачей с местного бюджета на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования, нормативы отчислений в краевой бюджет увеличены: от налога на доходы физических лиц с 60% до 70%; от транспортного налога, взимаемого на территории городских округов, с 50% до 90%; от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на территории городских округов, - с 73% до 90%». Так будут найдены средства, необходимые для обеспечения деятельности детских садов. Чтобы компенсировать потери дорожных фондов в муниципальных образованиях, для зачисления в местные бюджеты передаются 10% акцизов на нефтепродукты.
И эти решения даются непросто ввиду того, что доходная база крупнейших муниципалитетов также сокращается. В частности, заместитель председателя правительства края - министр финансов Александр Кацуба отмечает, что города Хабаровск и Комсомольск перестали быть донорами краевого бюджета.
Впрочем, только действия по стимулированию роста региональной экономики и оптимизация расходов не дадут необходимого результата. Чтобы полностью выполнить обязательства, взятые правительством региона в рамках выполнения президентских указов, в ближайшие годы придется брать кредиты в коммерческих банках.
Программирование
В отличие от прежнего бюджета, изменилась структура самого документа, где расходная часть расписана не по отраслям, а по 27 государственным краевым программам, в которых установлены целевые индикаторы, позволяющие определить эффективность расходования средств.
В 2013 году расходы по программному бюджету составляют 91%. К 2016 году их доля вырастет до 93,5%. Бюджет сохранит свою социальную направленность. Основными направлениями расходования бюджетных средств останутся программы образования, социальной защиты и здравоохранения, формирующие более 64% всех трат.
Представлены в расходных статьях и программы, направленные на развитие экономики. На «Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае» предлагается потратить 775 млн рублей в течение всех 3 лет.
Программа «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» получит за 3 года почти 144 млн рублей. В эту сумму входят траты на создание инновационной инфраструктуры, развитие комплексной поддержки инновационной деятельности организаций, развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, пропаганду и популяризацию инновационной, изобретательской и научно-технической деятельности.
Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства» получит за 3 года 262,4 млн рублей. «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия» - 2 млрд 328 млн рублей на весь период. Имеющая непрямое отношение к экономике программа «Развитие транспортной системы» получит за это же время 890 млн рублей.
Таким образом, общая картина трехлетнего бюджета выглядит весьма напряженной. Рост социальных расходов в ней опережает рост экономических показателей.
И дело не в краевом министерстве финансов, которое, по общему признанию членов бюджетного комитета Законодательной думы региона, провело хорошую работу с имеющимися данными. Дело в самих данных. Региональная экономика идет вслед за общероссийской. Хотя у нее есть и своя специфика:
- Сегодня налоговая инспекция №6 Санкт-Петербурга обслуживает крупнейших налогоплательщиков Хабаровского края. Я помню, лет 10-12 назад КнААПО давало 2/3 доходов консолидированного бюджета региона. А сегодня другая ситуация: на КнААПО прибыли - ноль, - рассказывает Александр Кацуба.
По данным первого заместителя председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Александра ЛЕВИНТАЛЯ, регион в 2015-2016 годах может выйти на новый уровень развития, что позволит начать избавляться от долгов в 2016-2017 годах. Но надежды на этот рывок связаны не с собственными ресурсами или программами, а с ожидаемыми действиями федерального центра по развитию Дальнего Востока. Усиление управленческой вертикали, стягивающей за собой к Москве и финансовые возможности регионов, заставляет ждать решений из столицы.
Понимая всю сложность стоящих перед краем задач, большинство депутатов поддерживает планы регионального правительства.
- Когда мы принимали краевой бюджет в первом чтении, мы однозначно не говорили о том, что он полностью нас устраивает. Хотелось бы, чтобы он был направлен главным образом на развитие, но мы считаем, что должны найти тот баланс, который позволит выполнить социальные обязательства, несмотря ни на какие качания и ухудшение экономики в дальнейшем. Может быть, мы хотели бы иметь другие приоритеты в виде развития экономики. И мы их не исключаем. Но социальные обязательства бюджет должен выполнить. И это в первую очередь зарплата бюджетников, - объяснил позицию своей партии лидер фракции «Единой России» в законодательном органе края, первый заместитель председателя думы Сергей ЛУГОВСКОЙ.
Александр НИКОЛАЕВ. Журнал "Дальневосточный капитал", декабрь, 2013 год.
- В Хабаровском крае перелеты на север субсидируют
- Заказы МО на корветы и Су-35 загрузят заводы Комсомольска-на-Амуре на 10 лет
- Хабаровский край стал заложником
- Хабаровский агропром идет ко дну
- Зерновой терминал впишется в МТК
- МАЙНЕКС ДВ 2019 перебрался в Хабаровск
- "Дальтрансуголь" перевалил 150-миллионную тонну
- Муниципальные котельные Хабаровского края идут ко "дну"
- Хабаровский аэропорт не хочет быть Новым
- Первое село на дальневосточном гектаре