Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 02 Ноября, 10:03 |
|
|
Тема номера
|
Порт Ванино ушел к внуку наркома. Похоже, ненадолго
В ходе торгов угольный холдинг «Сибуглемет» схлестнулся с «Сэлтехстроем». Победил последний, предложив цену в 11,6 раза выше стартовой и, по мнению экспертов, как минимум вдвое выше реальной – 10,8 млрд рублей.
Интерес к аукциону сначала вызвала Федеральная антимонопольная служба, опубликовавшая список компаний, подавших ходатайства на приобретение госпакета порта. В борьбу за актив готовы были побороться сразу 4 крупных горнодобывающих холдинга – ЗАО «Сибуглемет» и входящее в него ОАО «Междуречье» (холдинг принадлежит менеджменту – Анатолию СКУРОВУ, Владимиру МЕЛЬНИЧЕНКО и Валентину БУХТОЯРОВУ), ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК, принадлежит Андрею МЕЛЬНИЧЕНКО и Сергею ПОПОВУ) и ОАО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» (входит в ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз», принадлежит Михаилу ФЕДЯЕВУ и Владимиру ГРИДИНУ).
Также в перечень входило три неизвестных ООО: ООО «Канопус», ООО «Трейд-Сервис» и ООО «Тим Консалт». Будущий победитель торгов не числился в этом списке, равно как и транспортный холдинг Владимира ЛИСИНА – Universal Cargo Logistic Holding (UCLH), ЗАО «Инвестиционная группа «Колмар» (по неофициальным данным, на 51% принадлежит бизнесмену Геннадию ТИМЧЕНКО, совладельцу компании Gunvor) и ЗАО «Информационно-издательская группа «Новые Известия» супруги экс-префекта Северного административного округа Москвы Олега МИТВОЛЯ – Людмилы.
В конечном счете за госпакет порта боролись 14 компаний и одно физлицо, в том числе считавшаяся фаворитом En+ Олега Дерипаски (уже имеет 27,8% порта).
После того как цена пакета зашкалила за 3 млрд рублей, в игре остались лишь четыре претендента – «Канопус» (представляло интересы En+), «Сибуглемет» с «Междуречьем» и «Сэлтехстрой». На 5,6 млрд рублей сдался «Канопус», чуть позже – «Междуречье». В конечном счете «Сэлтехстрой» приобрел госпакет порта за 10,8 млрд рублей. В ходе аукциона было совершено более 700 шагов 10 млн рублей каждый. Сразу после торгов компания подписала договор с Росимуществом.
Эксперты и участники стивидорного рынка сходятся во мнении: столько госпакет порта Ванино стоить не может. «Порт находится в черте города, развивать перевалку угля более уже имеющихся 1 млн тонн в нем немыслимо. Для развития других направлений нужно вложить, как минимум, еще $300-400 млн. Потраченные средства «Сэлтехстрой» не сможет отбить в течение десяти лет как минимум, а увеличить кратно не получится», – считает глава исследовательского агентства InfraNews Алексей ЕЗБОРОДОВ.
По мнению одного из участников рынка, факт подписания «Сэлтехстроем» договора с Росимуществом еще не означает, что деньги будут перечислены. Возможно, «Сэлтехстрой» вовсе просто добивался затягивания приватизации в интересах менеджмента порта, который явно будет смещен с приходом новых владельцев.
Олег Митволь, который, по его же словам, вместе с женой хорошо знает нынешнего владельца компании Ивана Микояна и его супругу и «оказывал им юридическую и организационную помощь в осуществлении этой сделки», заявил, что «в планах компании развитие порта, согласно тем аналитическим материалам, которые были подготовлены».
«Все-таки какой завидный даже идиотизм, – удивляется Алексей Езбородов. – СУЭК два года назад смог с нуля построить сопоставимый по мощностям угольный терминал в 20 км от Ванино за $200 млн. Стоимость НМТП (Новороссийский морской торговый порт. – Прим. «ДК».) перед уходом с биржи была равна $3 млрд, и это стоимость 100% акций. А за 55% акций Ванино, оборотом и выручкой в 15 раз уступающего НМТП, дали почти 11 млрд рублей».
А пока эксперты обсуждают два возможных варианта развития событий. Либо «Сэлтехстрой» не оплатит сделку, тогда результаты аукциона отменят и назначат новый. Либо новый владелец перепродаст купленный актив тому, кому он нужнее.
Досье "ЗР"
ОАО «Ванинский морской торговый порт» – крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания. Основными грузами являются уголь, цветные и черные металлы, лес и пиломатериалы, руда, контейнеры. Порт обладает 16 причалами, принимает и обрабатывает суда дедвейтом до 45 тыс. тонн. Грузооборот компании в 2010 году составил 6,1 млн тонн грузов, что на 0,2% больше показателя по итогам 2009 года. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. С Сахалином порт Ванино связывает железнодорожная паромная линия Ванино – Холмск протяженностью 137 морских миль, которая обслуживается четырьмя судами Сахалинского морского пароходства.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%