Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Среда| 04 Декабря, 03:57 |
|
|
Тема номера
|
В Якутии Стратегия развития малого и среднего бизнеса расписана до 2020 года
Но он должен стабильно расти, считают в правительстве Якутии, 2015 год здесь объявлен Годом предпринимателя. Это уже хорошо зарекомендовав-шая себя практика: сконцентрировать усилия власти и самого бизнеса, чтобы добиться значимых результатов.
О системе поддержки предпринимателей, созданной в Якутии за последние годы, о том, что дополнительно необходимо предпринять в кризис и в чем суть пилотного проекта, реализуемого правительством республики и Минвостокразвития, «Дальневосточный капитал» разговаривал с министром по делам предпринимательства и развитию туризма Республики Саха (Якутия) Екатериной КОРМИЛИЦЫНОЙ.
- Екатерина Ивановна, какова динамика в сфере предпринимательства в республике? И в чем особенность якутского предприни-мателя, есть ли она?
- Еще недавно малый и средний бизнес занимал всего 6% в ВРП республики, сегодня - уже более 13! И это при том, что в республике наращивают свое присутствие крупные компании, появились новые отрасли экономики - нефтегазовая, к примеру. В основе такой динамики, с одной стороны, способность якутского предпринимателя подмечать нереализованные потребности людей и предприятий, на которых можно построить бизнес, инициативность и завидная выносливость. Что ни говори, но наши условия особенные: отдаленность территорий, малолюдность, суровые климатические условия. То есть и издержки любого бизнеса значительно выше, чем в других регионах России, и рынок сбыта очень маленький, и множество прочих особых проблем, с которыми сталкивается человек, решивший начать бизнес.
С другой стороны, это эффект системной и в то же время точечной работы по поддержке бизнеса. В правительстве республики отчетливо осознают, что без протекционистских мер и конкретной организационной и финансовой помощи во многих случаях бизнесу в регионе просто не выжить, он не будет здесь никогда рентабельным и конкурентоспособным. Мы прекрасно понимаем и то, что сегодня муниципальная экономика во многом держится на предпринимателях, а у населения есть потребность в широком спектре услуг и товаров. И это понимание формирует приоритеты - виды деятельности, меры поддержки и прочее.
Одна из таких основных сфер - это сельхозпроизводители; все крестьянские хозяйства независимо от того, большие они или маленькие, получают поддержку по республиканской программе развития сельского хозяйства и в то же время могут рассчитывать на механизмы и инструменты общей программы поддержки малого и среднего бизнеса. Или, к примеру, в последнее время приоритетом государственной политики становятся социальные услуги: уход за детьми, престарелыми людьми, частная медицина, создание рабочих мест для людей с ограниченными физическими возможностями.
В основе нашей системы комплексный подход: приоритеты, набор механизмов и объединение усилий и средств, направляемых из федерального, республиканского и муниципального бюджетов. Мы стараемся максимально «подтянуть» в республику федеральные деньги, предусмотренные в программах Минэкономразвития, задействовать средства, заложенные в программах республиканских отраслевых министерств. В общем, как говорится, наваливаемся все вместе.
Результатом такого системного подхода и стал объявленный в республике Год предпринимателя.
- Каковы принципиальные позиции этой системы в Якутии?
- С 2010 года у нас реализуется Стратегия развития малого и среднего бизнеса до 2020 года. Мы постарались увидеть эту сферу экономики - ее приоритеты и сценарии развития - на ближайшие десять лет. Это видение базируется на принятой Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики в Республике Саха (Якутия) до 2020 года.
С 2012 года работает Государственная программа развития предпринимательства до 2017 года с общим объемом средств из всех источников 6,5 млрд рублей. В каждом муниципалитете - свои программы. Тогда же мы приняли комплексный план, или, как сегодня говорят, «дорожную карту», создания благоприятной бизнес-среды, исполнителями которого на принципах паритетного сотрудничества являются все органы исполнительной власти и местного самоуправления, общественные объединения предпринимателей. Механизмы «дорожной карты» учитывают национальные предпринимательские инициативы, разработанные Агентством стратегических инициатив и утвержденные правительством России.
По оценке агентства стратегических инициатив, у нас в республике сформирована эффективная система взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления, инфраструктура поддержки предпринимательства и бизнес-сообщества. В пределах своих полномочий мы приняли весомый пакет налоговых льгот и стараемся его дополнять по мере возможности.
- Кризис ощутимо ударил по предпринимателям. Не случайно в плане антикризисных мер, принятом правительством РФ, мерам поддержки малого бизнеса уделено особое внимание. Что вы думаете по поводу сегодняшнего и завтрашнего дня предпринимателя?
- Уже сегодня мы вынуждены корректировать план, который утвердили в декабре прошлого года, думать о дополнительных инструментах и механизмах: что можем сделать сами, с какими инициативами необходимо выйти на федеральный уровень.
Прежде всего, необходимы дополнительные решения по субсидированию процентной ставки по банковским кредитам. Эта мера предусмотрена пока только для производственников, но мы считаем, что нужно расширить этот спектр, включив социально значимые услуги, возможно и торговлю жизнеобеспечивающими товарами в отдаленных поселениях. Именно так мы поступили в кризис 2009-2010 годов и благодаря этому не дали распасться тому малому бизнесу, который по крупицам собирали и растили в улусах.
Мы считаем, что на федеральном уровне должно быть принято решение, обеспечивающее доступность кредитных ресурсов, предложены специальные условия и определена квота для малого бизнеса. Сегодня федеральный бюджет выделяет огромные средства банкам, и они должны дойти до реального бизнеса, и не только крупного, но обеспечить выживаемость и развитие и малому.
Мы готовим целый пакет льготных налоговых режимов дополнительно к тем, что уже есть, по расширению перечня деятельности, которые можно перевести на патент. Такие решения уже приняты на федеральном уровне, дающие право регионам устанавливать налоговые каникулы отдельным видам предпринимательской деятельности. Руководство нашей республики намерено все эти механизмы реализовать.
Вносим предложение по пересмотру методики кадастровой оценки земли. Раз в пять лет регионы проводят кадастровую оценку, в Якутии она произошла в прошлом году, в результате у большинства предпринимателей, особенно на промышленно развитых территориях, стоимость земли выросла в 5-6 раз. Бизнес сегодня не может взять на себя такие дополнительные затраты. На наш взгляд, эта методика не должна быть одинаковой для Дальнего Востока, северных территорий и регионов Центральной России.
Большинство наших государственных и муниципальных конкурсов выигрывает бизнес из других регионов. Необходимы изменения в 44-ФЗ, ну не может конкурировать в равной степени предприниматель из наших северных территорий с высокой себестоимостью своей продукции с бизнесом из средней полосы России. Чтобы продукция и услуги дальневосточного малого бизнеса имели сбыт, нужно законодательно обеспечить их преимущественное право на получение заказа. В определенных случаях нужно разрешить закупать продукцию местных товаропроизводителей вообще без конкурсных процедур. Мы сформулировали такие поправки к федеральному закону.
Одновременно, не дожидаясь федеральных решений, мы посмотрели, что можно оперативно сделать на республиканском уровне. Расширяем перечень видов деятельности для субсидирования процентной ставки, увеличили размер фонда на малые инвестиционные займы, которые предназначены тем предпринимателям, что создают производство, занимаются социально значимыми услугами и инновациями. Привлекая кредитные ресурсы МСП банка, наряду со средствами госбюджета, значительно расширили возможности для микрозаймов. В прошлом году мы получили грант на эти цели - 81 млн руб. Это существенно поддержит предпринимателей в Арктике и в сельских территориях.
Работаем с муниципалитетами, чтобы они также задействовали все имеющиеся у них инструменты поддержки, в частности использовали минимальные ставки по земле, по имуществу, которое они могут передать в аренду, максимально снизили коэффициент К2.
Сегодня малый бизнес в республиканской политике такой же приоритет, как и системообразующие предприятия.
- Какие задачи предстоит решить в рамках пилотного проекта с Минвостокразвития?
- По итогам 2013 года Республика Саха (Якутия) заняла шестую строчку в рейтинге регионов по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. На этом и базируется предложение Министерства РФ по развитию Дальнего Востока объявить территорию республики пилотной для внедрения лучших практик поддержки малого бизнеса. Поставлена задача в рамках пилотного проекта обобщить все лучшее, что есть у нас, чем располагают другие территории России, чтобы реализовать так называемое модельное решение по развитию малого и среднего предпринимательства, разработанное Министерством РФ по развитию Дальнего Востока, которое в итоге федеральное ведомство намерено рекомендовать для внедрения регионам ДФО.
В модельном решении сконцентрированы общие проблемы и опыт их преодоления. Это - доступ к земельным ресурсам, подключение к энергетическим источникам, стоимость энергоресурсов, доступность финансовых ресурсов, создание необходимой инфраструктуры для развития стартапов, административные барьеры и многое другое. Решать эти задачи предстоит нам вместе с бизнес сообществом в Год предпринимательства, преодолевая кризис, ориентируясь на развитие.
Юрий РОГОВ. Журнал "Дальневосточный капитал", февраль, 2015 год.
- Якутия ищет баланс между экономикой и экологией
- Петр Гоголев: Решение стратегических задач развития Дальнего Востока и Арктики требует консолидации
- Якутия бьет в одну точку
- Якутия выбирает "цифру"
- Кадры для промышленности
- Анатолий ДОБРЯНЦЕВ, первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Механизмы реализации закона еще предстоит дорабатывать
- Егор БОРИСОВ, глава (Ил Дархан) Республики Саха (Якутия): Мы представляем проекты, вписанные в перспективные планы развития Якутии
- Мост через Лену откроет "окно" в Дальний Восток
- Алексей СТРУЧКОВ, первый зам. председателя правительства Республики Саха (Якутия): Мы системно поддерживаем приоритетные для республики отрасли и проекты
- Валентина КОНДРАТЬЕВА, руководитель ГАУ "Центр стратегических исследований РС(Я)": Комплексный подход - залог запланированного эффекта