Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 22:47 |
|
|
Тема номера
|
Михаил БРУК, генеральный директор ОАО "Корпорация развития Южной Якутии": Наш опыт будет востребован
Об опыте ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» «ДК» беседовал с его генеральным директором Михаилом БРУКОМ.
- Михаил Львович, в начале апреля утверждена Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Придаст ли это событие ускорение реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»?
- Считаю, это историческое решение для нашего макрорегиона, в том числе для Республики Саха (Якутия). С нашими огромными расстояниями и суровым климатом вопросы создания инфраструктуры являются главными для развития во всех областях жизни. Понимая всю важность и прорывной характер принятого документа, мы осознаем, что это только начало большой работы, которую предстоит выполнить совместными усилиями федеральной и региональной власти, бизнеса и всего общества. На выполнение Госпрограммы будут направлены значительные ресурсы как со стороны бизнеса, так и со стороны государства, плюс будут привлечены такие институты развития, как Внешэкономбанк и его дочернее общество - Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» вошел в состав утвержденной Госпрограммы. Напомню, что в составе Южно-Якутского проекта планируется построить семь крупных промышленных объектов: Канкунскую ГЭС мощностью до 1 000 МВт, Эльконский горно-металлургический комбинат (добыча и обогащение урановой руды), Тарыннахский и Таежный горно-обогатительные комбинаты, сгруппированные в Южно-Якутское горно-металлургическое объединение (добыча и переработка железной руды), Инаглинский угольный комплекс (производство коксового концентрата), Селигдарский горно-химический комбинат (добыча фосфорсодержащих руд и производство фосфатных удобрений), Якутский центр газодобычи (добыча и переработка газа и получение продуктов газохимии и гелия). Будет создана необходимая транспортная и энергетическая инфраструктура.
Наш проект в настоящее время самый проработанный из КИПов, вошедших в состав Госпрограммы, и мы уверены: это ее появление придаст дополнительный импульс его реализации.
- Какие задачи должны быть решены в первую очередь, чтобы процесс стал динамичным?
- В связи с дефицитом бюджетных средств в Инвестфонде России ключевой задачей на сегодня является привлечение альтернативных источников и схем организации финансирования строительства объектов инфраструктуры. Корпорация принимает в этом активное участие, взаимодействуя с правительством Якутии, Минрегионом, Внешэкономбанком (ВЭБ), Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона, другими заинтересованными организациями и экспертами. Выработан ряд конкретных предложений.
Сегодня актуальными являются предложения ВЭБа по реформированию Инвестиционного фонда и использованию схемы TIF (Tax Increment Financing). В общих чертах суть схемы TIF в том, что для строительства инфраструктуры привлекаются средства частных инвесторов под отложенные бюджетные обязательства, а источником их погашения станут дополнительные налоговые поступления от предприятий, которые будут пользоваться созданной инфраструктурой. Такой подход позволит реализовать масштабные проекты развития всего Дальнего Востока.
- На какой стадии сегодня находится проект? Как изменились его концепция, приоритеты, структура, подходы к его продвижению? С чем это связано?
- Государство уже вложило в разработку проектной документации 7,4 млрд рублей из средств Инвестиционного фонда. Свыше 16 млрд руб. вложено со стороны бизнеса.
Завершено проектирование автомобильных и железных дорог. Сдана на госэкспертизу проектная документация Канкунской ГЭС, продолжается проектирование горно-обогатительных комбинатов и объектов электроснабжения - ВЛ и подстанций. Координационный совет по Южно-Якутскому проекту в конце 2012 года одобрил предложенные участниками изменения паспорта проекта.
Речь идет о переносе сроков проектирования и строительства. Так, из-за падения цен на уран и с возникшей необходимостью сократить расходы на строительство решено оптимизировать проект Эльконского ГМК. В связи со сложностью проекта Канкунской ГЭС Главгосэкспертиза перенесла срок выдачи заключения экспертов на 2013 год. Из-за изменения лицензионных условий на право пользования недрами компания «Тимир» перенесла сроки окончания проектирования Таежного и Тарыннахского ГОКов с 2011 года на 2013 и 2020 годы соответственно. До сих пор, к сожалению, не решен вопрос с определением недропользователя Селигдарского месторождения апатитов. Причина кроется в отсутствии соответствующего решения правительства России. Поэтому срок разработки проектной документации по Селигдарскому ГХК перенесен на 2014 год.
Кроме того, Координационный совет принял решение актуализировать концепцию инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».
- Чем вызвана необходимость такой актуализации?
- Заявка на господдержку проекта подавалась в 2007 году. А сегодня уже другие макроэкономические условия. Меняются текущие мировые цены, и корректируются тренды их изменений на железную руду, уголь, уран, электроэнергию и строительные материалы. По результатам разработки проектной документации изменилась также сметная стоимость строительства объектов. В Инвестфонде РФ сегодня нет необходимых средств для финансирования строительного этапа нашего проекта.
- Что даст актуализация и кому поручено провести ее?
- Результаты работы будут использованы для включения объектов комплексного проекта в состав федеральных государственных и отраслевых программ, а также для привлечения банковских кредитов и средств институтов развития. Эту работу планируется выполнить силами дирекции государственно-частного партнерства Внешэкономбанка при нашем участии. Выбор ВЭБа обусловлен тем, что он является единственным консультантом правительства РФ, а также ее субъектов по проектам ГЧП.
- Что представляет собой Корпорация развития Южной Якутии? Какие она сегодня выполняет функции и на какие цели она ориентирована в перспективе?
- Корпорация развития Южной Якутии была учреждена правительством Республики Саха (Якутия) и инвесторами проекта в 2007 году для подачи заявки на господдержку проекта из Инвестиционного фонда РФ в форме ОАО. Сегодня корпорация является координатором проекта, выполняет функции проектного офиса, обеспечивая синхронность работ и взаимодействие участников проекта между собой, с органами власти и местного самоуправления, другими заинтересованными структурами. В процессе реализации проекта участвуют десятки организаций, сотни специалистов и руководителей. Инвесторами проекта являются крупнейшие российские компании. У каждой организации определенные система управления и корпоративная культура. Это непростая и специфичная работа - организовать их взаимодействие для достижения единого результата. По всем основным вопросам необходимо достигать консенсуса между всеми участниками. На нас возложена подготовка и организация проведения заседаний Координационного совета проекта. От нас требуются максимальная оперативность, охват большого объема информации и умение поддерживать конструктивные отношения со всеми участниками. Поверьте, это непросто. Но мы справляемся. При этом корпорация не финансируется из бюджета.
Важной задачей корпорации является и своевременное выявление рисков проекта, формирование предложений по их преодолению. Еще одна особенность нашей корпорации в том, что ни один из акционеров не обладает контрольным пакетом. При этом на практике обеспечивается эффективное государственно-частное партнерство.
- На какие цели корпорация ориентирована в перспективе?
- Планируется, что в период строительства объектов промышленности и инфраструктуры Южно-Якутская корпорация возьмет на себя также функции по девелопменту сопутствующих проектов, так называемых проектов «второй волны». В частности, в области создания эффективной коммунальной инфраструктуры в регионе. По предварительным расчетам, для работы на новых предприятиях Южной Якутии необходимо привлечь порядка 20 тыс. квалифицированных рабочих и инженеров. На повестке дня - задача формирования благоприятных условий жизни для них и их семей.
Мы прорабатываем возможности более тесного взаимодействия с органами исполнительной власти Якутии, прежде всего с министерством экономики и промышленной политики, по внедрению регионального инвестиционного стандарта. Он разработан Агентством стратегических инициатив и внедряется в республике. Есть планы и по сотрудничеству со структурами ВЭБа по вопросам подготовки новых инвестиционных проектов в регионе.
Время показало, что Корпорация развития Южной Якутии - это эффективный и развивающийся механизм управления крупным инвестиционным проектом. Надеюсь, что наши опыт, способы решения возникающих проблем будут востребованы для создания эффективных механизмов управления другими комплексными проектами государственно-частного партнерства.
Юрий РОГОВ
- Якутия ищет баланс между экономикой и экологией
- Петр Гоголев: Решение стратегических задач развития Дальнего Востока и Арктики требует консолидации
- Якутия бьет в одну точку
- Якутия выбирает "цифру"
- Кадры для промышленности
- Анатолий ДОБРЯНЦЕВ, первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Механизмы реализации закона еще предстоит дорабатывать
- Егор БОРИСОВ, глава (Ил Дархан) Республики Саха (Якутия): Мы представляем проекты, вписанные в перспективные планы развития Якутии
- Мост через Лену откроет "окно" в Дальний Восток
- Алексей СТРУЧКОВ, первый зам. председателя правительства Республики Саха (Якутия): Мы системно поддерживаем приоритетные для республики отрасли и проекты
- Валентина КОНДРАТЬЕВА, руководитель ГАУ "Центр стратегических исследований РС(Я)": Комплексный подход - залог запланированного эффекта