Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 12:17 |
|
|
Тема номера
|
В Республике Саха (Якутия) задан вектор развития арктических территорий
Республика Саха (Якутия) занимает пятую часть территории России. Уже одно это обстоятельство делает ее стратегически важным регионом страны. Но не менее значимым с точки зрения экономических интересов и безопасности российского государства является то, что вдоль побережья Якутии пролегает примерно треть Северного морского пути. Эта транспортная магистраль нуждается в обслуживании. Кроме того, северные территории России, в том числе Якутии, богаты минерально-сырьевыми ресурсами, ждущими своего часа. Чтобы открыть эту минеральную кладовую, нужны дороги, энергетика, порты. Одним словом, все то, что составляет инфраструктуру территории, стимулирующую ее экономическое развитие, что делает ее инвестиционно привлекательной.
Но за экономикой, геополитическими интересами не должны уходить на второй план интересы жителей Арктики. Именно они, по мнению руководства республики и разработчиков программы, должны лежать в основе всех, говоря казенным языком, мероприятий по развитию этих районов.
Цель комплексной программы «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» - создать условия для сбалансированного развития экономики и социальной сферы арктических и северных районов Якутии, обеспечить населению Арктической зоны высокое качество жизни. И всемерно способствовать тому, чтобы новая индустриализация не нарушала духовную и экологическую среду этих мест.
Это сложная задача и в силу своей многоплановости, и в силу того, что именно здесь, на самой сложной с точки зрения климатических условий земле, за последние годы накопилось большое количество проблем, препятствующих развитию экономики и усложняющих обыденную жизнь местного населения.
В их числе неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, высокая степень износа жилищного фонда, коммунальных систем, социальной инфраструктуры, низкий уровень благосостояния населения, сокращение доли трудоспособного населения в результате миграционного оттока из отдаленных наслегов в улусный центр и центральные районы республики.
Огромная по протяженности и малонаселенная территория - это очевидные отягощающие факторы для развития любого бизнеса. Здесь несоизмеримо выше затраты на строительство и содержание промышленных и инфраструктурных объектов, жилья. Здесь дорогая рабочая сила.
И еще одна проблема - высокий уровень накопленного экологического ущерба, ставшего печальной данью промышленному освоению арктических территорий.
Этим перечень проблем самых северных территорий республики далеко не исчерпан. И тем не менее в Якутии уверены, что устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны возможно. Такой оптимизм базируется на системном взаимодействии государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества. На применении механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, на участии государства в устранении инфраструктурных ограничений. Должны заработать рыночные механизмы стимулирования хозяйственной деятельности в республике.
Перспективно богатая Арктика - тяжелая ноша для республиканского бюджета. Можно ли вести здесь эффективный бизнес и что для этого должно сделать государство, республиканское правительство? Как оптимизировать затраты на социальную сферу и в то же время сделать ее более современной, высококачественной, доступной для жителей даже самых отдаленных наслегов? Ответы на эти вопросы активно ищут в Якутии, они стоят и в повестке дня международной научно-практической конференции «Арктика. Перспективы устойчивого развития». Учитывая накопленные проблемы и сложность задач комплексного развития арктических территорий, запланированы научные исследования, проектно-изыскательские работы, изучение зарубежного опыта. Все это ляжет в основу формирования плана дальнейшего преобразования арктических территорий Якутии.
Северная модель развития
Комплексная программа социально-экономического развития арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) четко вписана в рамки общероссийской стратегии развития Арктической зоны. Она распространяется на тринадцать арктических и северных районов Якутии, объединенных такими признаками, как выход к Северному Ледовитому океану, в том числе через систему впадающих в него арктических рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма, единством природно-хозяйственных комплексов, схемой «северного завоза» грузов, логистикой вывоза и оборота продукции.
Досье «Дальневосточного капитала»: В Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу Арктика рассматривается как северная физико-географическая область Земли, расположенная вокруг Северного Ледовитого океана. В Республике Саха (Якутия), с опорпой на международную практику, в качестве критерия южной границы Арктической зоны определена линия Северного полярного круга 66°33’ северной широты с учетом включения южных границ муниципальных районов. Такое решение обосновано критериями дискомфортности проживания населения, влияния многолетнего промерзания горных пород, медико-биологических и социально-экономических факторов, а также применением принципа целостности природно-хозяйственных территориальных комплексов арктического и субарктического облика, связью транспортной системы с арктическими морскими акваториями, значимостью данных территорий для экономического роста и обеспечения безопасности Арктической зоны Российской Федерации.
Площадь тринадцати из 35 муниципальных образований Республики Саха (Якутия), отнесенных к Арктической зоне, внушительна и составляет около 50% от всей площади республики. При этом на ней проживает всего 7,3% (69 395 человек) населения Якутии. Это Оленекский, Анабарский, Булунский, Жиганский, Эвено-Бытанатайский, Момский, Усть-Янский, Верхоянский, Абыйский, Верхнеколымский, Среднеколымский, Нижнеколымский и Аллайховский улусы (районы).
Общая протяженность морской береговой линии этих районов превышает 4,5 тыс. км. Это 4,5 тыс. км Северного морского пути - весьма перспективной артерии транспортировки грузов из Европы в Азию и обратно. Это и перспективы освоения шельфовых месторождений. Эта часть Якутии - богатейшая кладовая, содержащая большую часть таблицы Менделеева.
Принятый подход к развитию арктических территорий Республики Саха (Якутия), заложенный в программу, обеспечивает именно комплексный характер действий. В основе лежит экономически обоснованная схема расселения жителей этих районов. Обустроить жизнь так, чтобы она отвечала современным потребностям, при этом сохраняла и развивала традиционные занятия коренных народов арктических районов, - эта цель достижима при условии внедрения новых технологий строительства, не воздействующих на хрупкую природу Севера. В энергетическую, транспортную, коммунальные отрасли Арктики должны прийти новейшие технологии. Хорошая связь и транспортная доступность должны побороть у местных жителей ощущение оторванности от большой страны. Повсеместно должны быть внедрены социальные стандарты в здравоохранении и образовании.
Важно, что в основу программы заложен переход от политики оптимизации к стратегии создания комфортных условий проживания населения.
С опорой на традиционные отрасли
Акцент сделан на развитие традиционных для Севера отраслей экономики: оленеводства, рыболовства, охотничьего промысла. Их состояние во многом определяет быт и уровень жизни коренного населения.
Этим отраслям в Якутии уделяется особое внимание, и поддержка - финансовая, организационная - дает определенные результаты. В оленеводстве отмечается последовательный рост поголовья. По состоянию на 1 января 2014 года стадо насчитывало 177,1 тыс. голов, в том числе в арктических и северных районах - 119,6 тыс. голов, т. е. 67,5% всей численности. Однако, по оценке специалистов, оленеемкость арктических районов - 284,7 тыс. голов. Таким образом, фактическое использование пастбищ составляет 42%. В отрасли наблюдается острый кадровый дефицит.
Есть куда развиваться, и есть понимание, за счет чего это возможно делать. Комплексная программа предусматривает обширный перечень мероприятий, и не только общего характера, но и «привязанных» к конкретным районам и населенным пунктам. Планируется, что их реализация будет обеспечивать ежегодный прирост поголовья на 5%, а к 2030 году будет достигнута предельная для территории оленеемкость.
Увеличение поголовья - это не только база для самообеспечения населения арктических территорий, да и остальной Якутии мясом, но также важнейшее условие для того, чтобы отрасль могла стать и высокодоходным бизнесом, обеспечивающим глубокую переработку продукции и нацеленным на широкий рынок, включая зарубежный.
В числе базовых отраслей арктических и северных районов - рыбное хозяйство. Именно здесь сконцентрировано более 89% промыслового улова республики, и около 80% улова составляют ценные сиговые виды рыб.
Якутская рыба уже стала весомым брендом на рынках самой республики, Москвы, Сибири. Ее распробовали жители соседних стран и готовы покупать. Важно воспользоваться растущим спросом, опираясь на него, создать современный рыбоперерабатывающий комплекс. От простой заморозки, копчения перейти к выпуску широкого спектра деликатесной продукции.
И на этом пути тоже немало проблем, разрешение которых должно стать заботой республиканских и муниципальных властей. Так, в прошлом году освоение промышленных квот составило лишь 78,4%, промышленный вылов рыбы - 3922,9 тонны при квоте 5003,9 тонны. Снижение уровня освоения выделенных квот обусловлено износом материально-технической базы рыболовства, отсутствием у хозяйств должных условий хранения рыбы.
Для республики стало насущным проведение ресурсных исследований водных биоресурсов, в том числе в малоизученных реках. Их тоже предстоит вводить в хозяйственный оборот, что позволит увеличить объемы вылова. Планируется развитие механизмов сбыта рыбопродукции, в том числе и через интернет-сайты. Для полного освоения квот и круглогодичного промышленного вылова рыбы необходимо создать условия для хранения и транспортировки.
Охотничий промысел для коренных малочисленных народов Севера является одним из основных жизнеобеспечивающих видов деятельности. Главными объектами охотничьего промысла являются дикий северный олень, белый песец, соболь, ондатра, белка. В связи с развалом инфраструктуры промыслового хозяйства остаются неосвоенными огромные ресурсы белого песца.
В комплексных планах - развитие животноводства. В частности, еще одним ценным брендом республики является коневодство. Так, Эвено-Бытантайский улус - это резерват уникального генофонда якутского скота, а значительные площади естественных угодий северных и арктических районов имеют огромный потенциал для развития табунного коневодства. Этот потенциал должен быть задействован.
Кластерный подход
Нельзя объять необъятное, но, систематизировав ресурсы и возможности, можно концентрировать усилия, учитывать риски инвестирования. Именно такой комплексный подход к развитию территорий в Якутии исповедуют уже много лет, и Арктика тут не стала исключением. Ведь на начальном этапе главным инвестором здесь должно стать государство, вложившись в инфраструктуру.
Досье «Дальневосточного капитала»
Минерально-ресурсная основа развития Арктической зоны Якутии
Углеводородное сырье
Шельфовые территории арктических морей и прилегающих районов континентальной суши, включая северные территории Республики Саха (Якутия), оцениваются как потенциально нефтегазоносные с высоким прогнозным углеводородным потенциалом. Точная оценка запасов требует детального геологического изучения.
Уголь
Арктические территории Якутии располагают существенными ресурсами угля. С позиций выхода на мировой рынок через Северный морской путь особый интерес представляет Зырянский угольный бассейн, в первую очередь Зырянская группа месторождений. Угли Ленского бассейна - Жиганское месторождение - содержат редкоземельные элементы.
Олово
Якутия богата на олово. Его балансовые запасы составляют 34,7% разведанных запасов олова России и 43,2% прогнозных ресурсов, т. е. являются крупнейшими и обладают высоким качеством. Специалисты отмечают наличие достаточной минерально-сырьевой базы коренного и россыпного олова, причем как в континентальной части, так и в шельфовой зоне моря Лаптевых. Среди коренных месторождений наиболее крупными запасами обладают Депутатское (31,4% от всех запасов кат. В+С1 Якутии) и Одинокое (19,9% от всех запасов кат. В+С1 Якутии). Восстановление утраченной оловодобывающей промышленности на территории Якутии признается одной из задач, поддерживающих экономическую безопасность России в Арктике. Планируется создание оловодобывающего кластера на месторождениях Тирехтях, Чурпунньа, Одинокое и Депутатское.
Редкоземельные металлы
На территории Якутии находится крупнейшее в России месторождение редкоземельных элементов Томтор, еще не введенное в разработку. С 2016 года запланирован комплекс геологоразведочных работ на участке Буранном этого месторождения. Ниобий-редкометалльное месторождение Томтор является одним из крупнейших в мире с прогнозными ресурсами в 154 млн тонн руды и уникальным по нескольким видам полезных ископаемых и их залеганию. Кора выветривания, толщиной до 200 м, представляет собой комплексный редкоземельно-ниобиевый концентрат, который не нуждается при разработке в дополнительной дезинтеграции. В изученной части месторождения запасы пятиоксида ниобия кратно превышают разведанные за пределами России мировые запасы. Запасы апатита равны трети запасов апатитов Кольского полуострова. Месторождение содержит промышленные концентрации титана, иттрия, скандия и большой группы редкоземельных металлов, лежащих практически на поверхности.
Золото и алмазы
Якутия располагает крупными месторождениями россыпных ювелирных алмазов в бассейнах рек Эбелях и Куонамка и уникальных по твердости алмазов Попигайского алмазоносного района. Яно-Колымская золоторудная провинция открывает перспективы для золотодобычи.
Как видим, промышленное освоение арктических территорий Якутии сегодня весьма неравномерно. Наряду с действующими предприятиями, выстроившими уже логистику поставок своей продукции, на старте освоение десятков новых месторождений, они ждут своего часа: хорошей конъюнктуры рынка, снятия инфраструктурных ограничений (транспорт и энергетика).
На основе природно-хозяйственных систем 13 арктических районов Якутии сформированы пять социально-экономических кластеров: Анабарский кластер (Анабарский и Оленекский р-ны), Приленский (Булунский и Жиганский р-ны), Янский (Усть-Янский, Эвено-Бытантайский и Верхоянский р-ны), Индигирский (Аллаиховский, Абыйский и Момский р-ны), Колымский (Нижнеколымский, Среднеколымский и Верхнеколымский р-ны).
В Анабарском кластере на фоне традиционной арктической сельскохозяйственной специализации - оленеводство, охотпромысел и рыболовство - развивается горнодобывающая промышленность. Хозяйственную деятельность на его территории ведут такие известные горнорудные компании, как ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Нижне-Ленское», ООО «Анабарнефтегаз». Продолжительность навигационного периода в бассейне реки Анабар при обычных условиях составляет менее двух месяцев.
Основным направлением развития Приленского кластера является агропромышленный комплекс. Вместе с тем наличие в Жиганском районе минерально-сырьевых ресурсов, пригодных для производства строительных материалов, является благоприятным условием для формирования здесь новой строительной индустрии. Дополнительный плюс - наличие единой транспортной системы, частью которой является река Лена, открывающая выход к морю, к порту Тикси.
Экономическую основу Янского кластера представляет Верхоянский район, который занимает лидирующие позиции по объему отгруженных товаров и услуг, поголовью крупного рогатого скота, лошадей, производству сельскохозяйственной продукции, а также численности населения, вводу в действие жилых домов. Наличие единой речной и автомобильной транспортной схемы бассейна р. Яна, объединяющей Верхоянский район с Усть-Янским и Эвено-Бытантайским улусами, открывает перспективы освоения на территории этого района новых месторождений полезных ископаемых. На их основе планируется создание Нижне-Янского горнопромышленного кластера.
Индигирский и Колымский социально-экономические кластеры ориентированы на добычу полезных ископаемых. В долгосрочной перспективе развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) будет опираться на создание инфраструктуры Северного морского пути и освоение крупных месторождений полезных ископаемых, которыми богата Якутия. Так, оценка перспектив добычи полезных ископаемых позволяет планировать создание на территории республики трех специализированных горнопромышленных кластеров: Оленекско-Анабарского, Нижне-Янского, Яно-Колымского.
Базой Оленекско-Анабарского горнопромышленного кластера, решающего вопросы социально-экономического развития северо-запада Якутии, могут стать месторождение редкоземельных элементов Томтор, месторождения алмазов бассейнов рек Эбелях и Куонамка и Попигайского алмазоносного района, перспективные нефтегазоносные площади северного склона Анабарского щита, разведанные месторождения угля. По оценке экспертов, использование возможностей Северного морского пути сделает Оленекско-Анабарский горнопромышленный кластер высокоэффективным.
Минеральной базой Нижне-Янского горнопромышленного кластера может стать золоторудное месторождение Кючус, россыпи Куларского золото-редкометалльного района, а также оловорудные месторождения Южно-Янского рудного района и единственная крупная Чокурдахская шельфовая россыпь. Его развитию будет способствовать наличие единой речной и автомобильной транспортной схемы бассейна р. Яна, объединяющей Верхоянский район с Усть-Янским и Эвено-Бытантайским улусами.
На северо-востоке Якутии возможно создание еще одного горнопромышленного кластера. Его перспективы основаны на комплексном геологическом изучении Яно-Колымской золоторудной провинции, геолого-геофизических исследованиях шельфа Восточно-Сибирского моря на наличие углеводородного сырья, на оценке запасов углей и других полезных ископаемых.
Связать Арктику транспортными коридорами
Высокая степень изолированности от остальных районов республики и сезонное функционирование транспорта - коренные проблемы жизни в Арктике, не говоря уже о ее индустриальном развитии. Всесезонная здесь только авиация, но и она требует мощной модернизации, как говорится, и на земле, и в воздухе. Эксперты признают, что именно создание эффективной транспортной схемы является задачей первоочередной важности. Необходимо связать воедино транспортными коридорами огромные территории с неравномерным хозяйственным освоением и расселением с общероссийской транспортной системой.
Действующая арктическая транспортная система Якутии - это комплекс речного флота, авиации, автомобильного транспорта и береговой инфраструктуры, привязанный к маршруту Северного морского пути между устьями рек Лена, Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма.
Досье «Дальневосточного капитала»
В 80-х годах XX столетия, когда шло интенсивное развитие Арктики, через морской порт Тикси отправлялось более 900 тыс. тонн грузов в год. В настоящее время производственные мощности порта используются менее чем на 3-5%. Объемы переработки грузов в 2013 году составили всего 8,4 тыс. тонн. Техническая база порта находится в неудовлетворительном состоянии, износ оборудования составляет 89-90%. В ближайшей перспективе, с учетом строительства аэродрома на острове Котельном и развитием судоходства по трассе Северного морского пути, морской порт Тикси может быть востребован как перевалочная база с объемом переработки грузов до 500 тыс. тонн.
Зеленомысский речной порт имеет возможность принимать морские суда, следующие по трассе Северного морского пути, в ближайшие годы его значимость может возрасти в связи с вводом на Чукотке меднорудного месторождения Песчанка и развитием Зырянского угольного разреза. Угли Зырянского разреза и шахты Джебарики-Хая пользуются спросом за пределами республики, в том числе за рубежом в странах АТР. По предварительной оценке, объемы поставок составят 500 тыс. тонн в 2016 году.
Основной завоз грузов в арктические районы осуществляется речным транспортом по р. Лена с перевалкой на суда класса «река-море» до устья арктических рек Яна, Индигирка, Колыма, Анабар с последующей перегрузкой на малотоннажные речные суда. Для прохождения по трассе Северного морского пути осуществляется ледокольная проводка судов. Из-за несовпадения сроков навигации на условно судоходных северных реках и по трассе Северного морского пути доставка грузов конечному потребителю в некоторые арктические районы производится из пунктов депонации только в следующем году в короткий период навигации на арктических реках Яна и Индигирка.
Согласно комплексной программе «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия)», речной транспорт останется ведущим в обеспечении завоза грузов для предприятий и населения республики. Однако, в связи с предполагаемым увеличением доли перевозок по Северному морскому пути, требуется развитие портовой инфраструктуры. Речь в первую очередь идет о модернизации инфраструктуры морского порта Тикси и Зеленомысского речного порта. Кроме этого, существует необходимость в строительстве уже в ближайшие годы перегрузочных комплексов в устьях Лены, Яны, Индигирки и Колымы в рамках развития меридиональной транспортной системы «реки Дальнего Востока - Северный морской путь».
Об этом в очередной раз говорил на августовском выездном заседании Совета безопасности в г. Анадыре глава республики Егор БОРИСОВ. Президент Якутии также мотивировал создание для северных рек принципиально новых малотоннажных транспортных средств с небольшой осадкой, способных работать в условиях крайнего мелководья с глубинами 0,5-0,8 метра, а также судов типа «река-море» и пополнение парка дноуглубительного флота.
Важнейшее для республики значение имеет завершение строительства железной дороги «Беркакит - Томмот - Якутск», которая свяжет Центральную Якутию с Байкало-Амурской магистралью. Она открывает перспективу для строительства железнодорожной линии «Якутск - Магадан» и далее до Анадыря.
Эта дорога имеет непосредственное отношение к снижению зависимости республики от «северного завоза», позволит значительно снизить транспортные издержки за счет переадресации грузов с Усть-Кута в верховьях Лены на станцию Нижний Бестях в среднем течении реки. От Нижнего Бестяха начинается федеральная автодорога «Колыма», что в перспективе дает возможность организации круглогодичной доставки жизнеобеспечивающих грузов на весь арктический Северо-Восток республики. При условии пуска в строй железной дороги и строительства моста через реку Лена в районе города Якутска, завершится формирование нового трансконтинентального транспортного коридора «Китай - Якутск - Севморпуть - Европа». Все это позволит создать в Якутске крупный транспортно-логистический центр.
Досье «Дальневосточного капитала»: Из 23 аэропортов Республики Саха (Якутия), входящих в состав ФКП «Аэропорты Севера», лишь 8 имеют искусственные взлетно-посадочные полосы, остальные - грунтовые покрытия. В период межсезонья (май - август) грунтовые покрытия подвержены размоканию, подтоплению, что парализует пассажирские перевозки в отдаленные районы на период от 60 до 90 дней. Важным шагом в улучшении ситуации стало включение в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» мероприятий по строительству и реконструкции 15 аэропортовых комплексов республики.
Одним из важнейших условий повышения транспортной доступности для населения арктических и северных районов республики является развитие региональной сети аэропортов. В якутской части Арктики авиация является безальтернативным видом транспорта, на нее приходится 83% общего пассажирооборота. И здесь на первый план выходит господдержка. Республике нужны средства на обновление парка воздушных судов регионального назначения, на строительство и реконструкцию аэропортов.
Для арктических территорий, где основным видом автодорожного полотна являются автозимники, актуально поддерживать состояние местных дорог. Эта проблема касается и дороги общего пользования регионального значения «Арктика». Ее частью является участок автодороги «Зеленый мыс - граница Чукотского автономного округа», не имеющий твердого покрытия. Его протяженность составляет 60,4 км. Строительство автодороги на данном участке повысит стабильность грузоперевозок, а значит, улучшит инвестиционную привлекательность Республики Саха (Якутия), где находится наиболее крупный район добычи общераспространенных полезных ископаемых, рудного и россыпного золота, олова, урана, мамонтовой кости, и соседнего Чукотского автономного округа.
Наладить связь
Комплексная программа социально-экономического развития Якутии касается и другой застарелой проблемы районов Крайнего Севера России - это отсутствие надежной связи из-за недостаточной пропускной способности действующих спутниковых сетей связи.
До сих пор не принято решение о включении в федеральную космическую программу мероприятий по реализации перспективного российского проекта создания многофункциональной космической системы «Арктика» с использованием космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах, предназначенной для обеспечения нужд экономики Российской Федерации в арктических и приполярных территориях в спутниковой связи. Без этого принятая в Российской Федерации система ГЛОНАСС и государственная информационная система ЭРА-ГЛОНАСС, позволяющая обеспечить постоянный мониторинг транспортных средств и оперативное реагирование экстренных служб при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций, в условиях Крайнего Севера не работает.
Об этом, кстати, речь шла на августовском заседании Совбеза в Анадыре. Выступая с докладом, глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов сказал:
- Малочисленность арктических и северных территорий и большие расстояния не позволяют использовать для мониторинга транспортных средств сети сотовой связи стандарта GSM. В этой связи необходимо широкое применение навигационно-связного оборудования с использованием средств спутниковой связи. Необходимо решить вопрос увеличения численности космических аппаратов низкоорбитальной спутниковой системы «Гонец», предназначенной для пакетной передачи данных. И в целях обеспечения национальной безопасности - переходить на использование российских спутниковых систем.
Как бы подводя итог всему намеченному Комплексной программой развития, Егор Борисов призвал к широкому научному исследованию арктических районов республики.
- Мы с вами понимаем, что разработка подходов и планов развития макрорегиона в долгосрочной перспективе невозможна без проведения комплексных научных исследований, основанных на современных знаниях, - говорил он на заседании Совбеза. - В апреле текущего года республика обратилась к президенту России Владимиру Путину с просьбой поддержать наше предложение об организации комплексной научной экспедиции для выработки научных рекомендаций по дальнейшему развитию экономического потенциала Республики Саха (Якутия), половина территории которой относится к Арктической зоне. У республики уже есть подобный опыт: в 1925 году правительством ЯАССР и Российской академией наук была организована экспедиция по изучению производительных сил, которая работала до 2030 года. Вся дальнейшая работа академии наук, вплоть до сегодняшних дней, во многом основана на результатах этой экспедиции, проведенной почти сто лет назад.
Основными задачами новой экспедиции должны стать оценка устойчивости и продуктивности экосистем в конкретных районах перспективного хозяйственного освоения в Арктике, детализация геологоразведки в шельфовой зоне, оценка сейсмичности и криогенности углеводородных месторождений на шельфе. Ее результаты могут расширить горизонты социально-экономического будущего не только для арктических территорий Якутии, но и для всей республики.
Надежда ВОРОНЦОВА. Журнал "Дальневосточный капитал", ноябрь, 2014 год.
- Якутия ищет баланс между экономикой и экологией
- Петр Гоголев: Решение стратегических задач развития Дальнего Востока и Арктики требует консолидации
- Якутия бьет в одну точку
- Якутия выбирает "цифру"
- Кадры для промышленности
- Анатолий ДОБРЯНЦЕВ, первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Механизмы реализации закона еще предстоит дорабатывать
- Егор БОРИСОВ, глава (Ил Дархан) Республики Саха (Якутия): Мы представляем проекты, вписанные в перспективные планы развития Якутии
- Мост через Лену откроет "окно" в Дальний Восток
- Алексей СТРУЧКОВ, первый зам. председателя правительства Республики Саха (Якутия): Мы системно поддерживаем приоритетные для республики отрасли и проекты
- Валентина КОНДРАТЬЕВА, руководитель ГАУ "Центр стратегических исследований РС(Я)": Комплексный подход - залог запланированного эффекта