Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:19 |
|
|
Тема номера
|
Геннадий АЛЕКСЕЕВ, генеральный директор АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)": Власть и бизнес могут быть равноправными партнерами-соинвесторами
При реализации бизнес-проектов на обширной территории самого большого по площади региона России, где чаще всего общие подходы не работают, а принятые для функционирования институтов развития стандарты должны быть дополнены региональной спецификой, у команды Корпорации должно быть глубокое понимание миссии, целей и задач, знание особенностей северного региона, опыт реализации проектов и хорошие навыки применения современных финансовых инструментов и механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса. Глава республики Егор Афанасьевич Борисов поставил задачу сформировать именно такой коллектив специалистов-единомышленников.
В Якутии, как, собственно, и в других регионах Дальнего Востока, много бизнес-идей, толковых деловых предложений, но именно предложений и инициатив. Глубоко проработанных проектов (не объектов капитального строительства, а именно инвестиционных проектов!) как совокупности документов, позволяющих с максимально возможной достоверностью оценить эффекты реализации проекта на этапе эксплуатации, сроки его окупаемости, то есть весь его жизненный цикл, немного.
Сегодня привлечение инвестиций осложняется кризисными явлениями: санкции, валютная нестабильность, жесткая межстрановая и межрегиональная конкуренция, конкуренция между компаниями на внешнем и внутреннем рынках - все это существенно снижает инвестиционную активность и иную предпринимательскую деятельность. Задача институтов развития, созданных в регионах, и нашей Корпорации в том числе, - вместе с заинтересованными инвесторами преодолевать провалы рынка, снижать и распределять риски, многие из которых бизнес не готов сегодня брать исключительно на себя.
Как известно, для бизнеса единственный критерий успешности проекта - это коммерческая эффективность: сколько денег вложил, сколько, с какой доходностью, как и когда вернул. У государства же есть ряд других эффектов, которые оно должно оценить и реализовать: социальные, макроэкономические, геополитические, экологические, бюджетные и так далее. Важнейшим условием для оценки и понимания взаимосвязей долгосрочных планов развития отраслей и инвестиционных программ отдельных компаний становится комплексное развитие территорий. Ровно так и ставит задачу и руководство Якутии, и Минвостокразвития России.
С одной стороны, Корпорация, как институт развития, должна помочь инвестору переформатировать инвестиционный проект таким образом, чтобы стали видны все эффекты и мультипликаторы, чтобы государству на основе внятных количественных и качественных критериев можно было принять обоснованное решение об участии в проекте.
С другой стороны, мы не только оказываем консалтинговые услуги и выступаем в качестве коммуникатора между регионом и бизнесом, но и вместе с частным партнером участвуем в реализации проекта. Объем и форма участия могут быть разными, но концептуально линейка инструментов и механизмов очень широкая.
Проекты, с которыми будет работать Корпорация, могут быть изначально поручены нам к проработке и реализации правительством республики или инициированы частным инвестором, или мы сами, как проектный офис, можем предлагать проекты, которые при определенном содействии со стороны республики могут стать эффективными для бизнеса. Совместно с кураторами Корпорации в правительстве Якутии мы прорабатываем ряд проектов, часть из них будет представлена на площадках Восточного экономического форума.
Надо отдать должное: в течение последних двух-трех лет государство настолько стремительно и всеобъемлюще развивало законодательство в целях стимулирования привлечения частных инвестиций и расширения возможностей применения механизмов ГЧП, снимая ограничения в самых разных отраслях экономики и социальной сферы, что сейчас нужно какое-то время, чтобы сформировать компетентные команды и на практике реализовать открывшиеся возможности.
В этой связи по поручению главы республики правительство Якутии в самое ближайшее время скорректирует функционал и зоны ответственности региональных институтов развития, как звеньев выстроенной в регионе «инвестпроводящей системы». Это обеспечит дальнейшее конструктивное взаимодействие власти и бизнеса как равноправных партнеров-соинвесторов. И Корпорация, как институт развития, призвана профессионально оценить все эффекты и риски проекта, грамотно и обоснованно «разложить» их между государством и частным партнером, чтобы на этапе эксплуатации и государство, и бизнес, и Корпорация получили новые импульсы для динамичного развития.
- Якутия ищет баланс между экономикой и экологией
- Петр Гоголев: Решение стратегических задач развития Дальнего Востока и Арктики требует консолидации
- Якутия бьет в одну точку
- Якутия выбирает "цифру"
- Кадры для промышленности
- Анатолий ДОБРЯНЦЕВ, первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Механизмы реализации закона еще предстоит дорабатывать
- Егор БОРИСОВ, глава (Ил Дархан) Республики Саха (Якутия): Мы представляем проекты, вписанные в перспективные планы развития Якутии
- Мост через Лену откроет "окно" в Дальний Восток
- Алексей СТРУЧКОВ, первый зам. председателя правительства Республики Саха (Якутия): Мы системно поддерживаем приоритетные для республики отрасли и проекты
- Валентина КОНДРАТЬЕВА, руководитель ГАУ "Центр стратегических исследований РС(Я)": Комплексный подход - залог запланированного эффекта