Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 02:00 |
|
|
Тема номера
|
Игорь ПОЛЬЧЕНКО, президент ГК "Транзит-ДВ": Мы вместе должны строить мир, которому люди хотят принадлежать
Учитывая ответственность поставленной задачи, обсуждение законопроекта в последние недели на всех уровнях власти идет практически нон-стоп. К нему привлечены юристы, экономисты, региональные и местные органы власти, бизнес. В состав экспертного совета включены представители приморских компаний, которые в силу своей профессиональной деятельности не понаслышке знают, как подобная практика применяется в сопредельных государствах: Сингапур, Китай, Южная Корея.
«Дальневосточный капитал» встретился с членом рабочей группы, президентом ГК «Транзит-ДВ» Игорем ПОЛЬЧЕНКО.
- Игорь Александрович, я знаю, вы давно мечтаете о том, чтобы Владивосток стал похож на Сингапур. Инициатива создания режима «свободного порта Владивосток» дает ощущение, что движемся в эту сторону?
- Да, действительно, наша миссия - «Сингапур на Дальнем Востоке». Вы хотите спросить, есть ли за разговорами дело? Есть. Работа над проектом закона идет очень интенсивно, нередко дискуссии уходят в частности - их предстоит разрешить огромное множество, но главное - все очевиднее становится общее понимание того, к чему мы должны прийти. Этот закон нужен России и Приморью как глоток свежего воздуха.
Чтобы Россия могла успешно развиваться, она должна стать конкурентоспособной в АТР. Для этого необходимо на Дальнем Востоке создать условия ведения бизнеса, понятные для наших соседей, соответствующие международным правилам и стандартам. Без этого нам не выскочить из экономического болота. «Свободный порт» - это как раз та самая возможность.
Нужно понимать, речь не идет о стивидорном бизнесе, «свободный порт» - это понятие и система, которые существуют в мире столетиями. К примеру, Гамбург еще в XVII веке смог получить мощное развитие именно благодаря режиму «свободного порта». Такая страница была и в истории Владивостока. Но главные преимущества такого режима продемонстрировали в прошлом веке наши соседи. Так развивались Сингапур, Шанхай, Гонконг. В первую очередь это свободное развитие акватории и прилегающих территорий. Мы морская держава. При этом российская доля в мировом контейнерном обороте составляет всего 1%! Хотя потенциал - огромный: в мире 90% всех товаров доставляется морским транспортом, при этом в контейнерах - порядка 60%. Значит, нам необходимо сосредоточиться на том, чтобы максимально включить «Большой порт Владивосток» в систему мировых транспортных коридоров.
Под Свободным портом Владивосток (СПВ) понимается часть территории Приморского края, включая морские порты, в пределах которой прибывшие на нее товары рассматриваются - в том, что касается импортных пошлин и налогов - как товары, находящиеся за пределами таможенной территории, и на которой в соответствии с федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки.
СПВ - это, прежде всего, особый режим, который должен быть установлен на отдельной части территории/акватории. Сейчас в границы Свободного порта Владивосток включаются следующие морские порты Приморского края: Владивосток, Зарубино, Посьет, Находка. В том числе земельные участки и искусственно созданные земельные участки в границах морского порта, объекты инфраструктуры морского порта, акватории морских портов и подходы к морским портам, а также участки континентального шельфа.
Режим «свободного порта» открывает возможности и меры государственной поддержки, которые предоставляются всем лицам, осуществляющим не запрещенную законодательством РФ предпринимательскую и иную деятельность на территории порта, зарегистрированным в статусе резидентов Свободного порта Владивосток.
Чтобы это «проросло», необходимо выработать правила, которые будут понятны существующему и потенциальному бизнесу, инвесторам, которые захотят воспользоваться таким режимом для создания здесь новых производств.
Основным базовым принципом, по примеру Гонконга, является применение «единого налога» - доходы минус расходы. Сейчас обсуждается ставка в 10%. При этом все налоги должны остаться в бюджете региона, а бизнес освобождается от бесконечных плановых и неплановых проверок, но вводится обязательный аудит по международным стандартам.
- Какие правила производства в «свободном порту»?
- Предприниматель, в том числе иностранный, может привозить на территорию оборудование и материалы, создавать производство и экспортировать произведенный товар без пошлины. В случае, если в себестоимости продукции 40% российского участия, она может выводиться на внутренний рынок. Сейчас обсуждаются подобные условия. Но это уже более частные вопросы - сейчас важно выстроить саму систему режима.
- Знаете, может быть, это тоже частности, но у нас свои СНиПы, стандарты и т. д. Вряд ли они устроят иностранных производителей.
- Главным образом речь идет о создании новых производств и компаний, встраивать существующие сложнее. Очень важно принять международные стандарты в разных сферах - от промышленной до социальной.
Нам просто необходимо переходить на международные правила и в деловом обороте. Те же японцы, казалось бы, закрытая страна, но они принимают документооборот на английском - языке международного общения - и не требуют перевода документов на японский.
- Хочу вернуться к портовому бизнесу, раз уж он в этой истории отправной. Помимо таможенных какие преференции, на ваш взгляд, должен предусмотреть закон о свободном порте?
- Поскольку мы сами уже не одно десятилетие в этой отрасли и отлично знаем, как она работает в других портах, где есть свободный режим, то в этом блоке наша компания предлагает обширный комплекс мер.
Поскольку Свободный порт Владивосток должен объединить целый ряд портов Приморского края, то необходимо создать единый исполнительный орган - Наблюдательный совет «Свободный порт Владивосток».
Важно, чтобы суда, заходящие в морские порты, включенные в территорию Свободного порта Владивосток и проходящие через них транзитом, были освобождены от оплаты всех портовых сборов, кроме лоцманского сбора, вне зависимости от вида плавания и типа судна.
Также мы внесли в закон статьи об особенностях осуществления таможенного транзита. Важно, чтобы грузы, перевозимые транзитом по территории свободного и через территорию Российской Федерации между обособленными территориями свободного порта, освобождались от таможенной пошлины. Все транзитные грузы - освобождались от таможенного досмотра. А транзитные грузы и транспортные средства, перевозящие транзитные грузы, не подлежащие помещению на склады временного хранения и в иные места, - являлись зонами таможенного контроля. При этом транзитные грузы перевозятся по единому транспортному документу, форма и порядок заполнения которого утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Для транзитной составляющей Свободного порта Владивосток предстоит помимо закона принять целый ряд нормативных документов, которые позволят запустить не гипотетические, а уже хорошо проработанные вместе с зарубежными партнерами проекты. Это Международный транспортный коридор «Приморье-2», запуск контейнерного маршрута северо-восток Китая - юг Приморья - южный Китай, и др.
И если будут реализованы базовые идеи закона о Свободном порте Владивосток, то развитие получат большое количество бизнесов, а значит, и сама территория. Все флаги мира в наших портах - это создание логистического кластера: отправка международных грузов транзитом через Россию в Европу, Азию, Южную и Северную Америку. Это и внутренняя логистика: склады общего назначения, СВХ, экспресс-доставка. Появляются новые возможности для местного малого и среднего бизнеса, продукция которого получит дополнительный спрос. Именно так это происходило у наших соседей и в итоге обеспечивало иное качество жизни местного населения.
Свободный порт Владивосток - возможность торговать со станами АТР с территории РФ.
Будет востребовано все, что касается судоремонта, судового снабжения. В эту систему логично вписываются и проекты, которые уже не первый год реализует ГК «Транзит-ДВ». Это построение «бункерного супермаркета», «рейдовых перегрузочных комплексов».
Важно и то, что Россия планирует развитие Севморпути: Владивосток - знаковая точка на этом маршруте, следующая опорная территория - Петропавловск-Камчатский. Если мы создадим в этих портах конкурентные условия для обслуживания судов, то у нас много шансов завернуть к нашим берегам мировые транспортные пути.
- Игорь Александрович, на ваш взгляд, как быстро может быть принят закон о «свободном порте»? У приморского бизнеса немало сомнений, что этот проект станет реальностью. Слишком много замков мы уже строили на песке…
- Конечно, закон представляется авангардным, но иначе нельзя. Нам пора перестать с завистью смотреть на то, как развиваются соседи, а браться и делать: самим меняться, менять отношение мира к России. Минвостокразвития ведет сегодня интенсивную работу по созданию закона, обсуждая его проект с большим количеством экспертов, как российских, так и зарубежных. Я вижу личную заинтересованность министра по развитию Дальнего Востока Александра ГАЛУШКИ. Он, честно скажу, заражает своей энергией. А тем, кто сомневается, скажу: вы даже не представляете, как нам повезло. Мы можем оказаться в нужное время в нужном месте. Поэтому мы вместе должны «строить мир, которому люди хотят принадлежать». Эта миссия должна стать не только миссией группы компаний «Транзит-ДВ», но и каждого жителя России.
Лариса ЛАРИНА.
Журнал "Дальневосточный капитал", апрель, 2015 год.
- "Арктический гектар" получит льготы
- Арктика устремлена в будущее
- Надводные процедуры
- "Мы вычистим наш лес"
- Мишустин выступил за доступность цен на электроэнергию
- Компании, организующие северный завоз, поручено поддержать
- Госдума рассмотрит смягчение требований к предоставлению земли в ДФО
- Условия "гектарной" ипотеки под 2% могут упростить
- Регионам Сибири и ДФО выделят 1,7 млрд руб на восстановление дорог
- Холодные деньги