Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Суббота| 10 Мая, 00:45 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Бурятия
Еврейская автономная область
Забайкалье
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 80.86 р.
1 EUR 92.14 р.
100 JPY 56.55 р.
10 CNY 11.18 р.
Тема номера
Приморский край борется за звание "Столица финансовой культуры"
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
09.05 |
Поздравление Губернатора Приморского края Олега Кожемяко с Днем Победы
08.05 |
Непогода ударит уже скоро: режим повышенной готовности ввели во Владивостоке
07.05 |
Уссурийск присоединился к 80 городам в акции "Храним огонь Победы"
06.05 |
От заморозков до жары в +20°С: синоптики рассказали о погоде на завтра в Приморье
05.05 |
Дожди, грозы и ветер: синоптики не порадовали прогнозом на 6 мая в Приморье
статьи раздела
Регион сегодня
01 Января 2025, 00:42
Олег Кожемяко осуществил новогодние желания маленьких приморцев В преддверии новогодних праздников заветные желания маленьких приморцев начинают сбываться. Так, Губернатор Приморского края Олег Кожемяко передал подарки от Деда Мороза двум маленьким приморцам: шестилетнему Мирону Глушаку из Тернейского муниципального округа и четырёхлетней Ольге Алимпиевой из Арсеньева.
статьи раздела
Часовой пояс
23 Декабря 2024, 23:25
Родители ребят с ОВЗ обсудили вопросы образования и трудоустройства с представителями власти Приморья Третья встреча клуба "На равных", призванного помогать гражданам решить непростые жизненные ситуации, состоялась в Приморье. В этот день участниками клуба стали родители детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Они обсудили с представителями власти вопросы образования и трудоустройства таких ребят.
статьи раздела
Тема номера
22 Сентября 2024, 15:00
Почти на 70% выполнен национальный проект по жилью в Приморье Темпы строительства жилья увеличивают в Приморье. На сегодняшний день в крае уже введено почти 60 многоквартирных домов, больше всего – в столице Дальнего Востока.
статьи раздела
Часовой пояс
16 Сентября 2024, 14:28
Социальные предприниматели Приморья могут найти кадры и получить рекламу на радио при господдержке Открыт прием заявок на две актуальные для социальных предпринимателей меры поддержки: "Размещение двух вакансий на HeadHunter" и "Размещение рекламы на радиостанции". Такой формат господдержки поможет социальному бизнесу Приморья продвигать свои услуги в осенний период и найти профессиональные кадры для расширения штата.
статьи раздела
Отрасль
19 Апреля 2024, 16:37
24 протокола составили на нарушителей противопожарного режима в приморских лесах Лесничие и инспекторы в Приморье составили 24 протокола в отношении нарушителей особого противопожарного режима на землях лесного фонда. ОПР действует в большинстве муниципалитетов и подразумевает крупные штрафы за пренебрежение правилами пожарной безопасности.
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Регион сегодня

01 Января 2008, 10:00 | Регион сегодня

Железные конфеты

Через несколько лет ЕАО станет регионом-донором. Крупный инвестор готов вложить средства в железорудное производство на территории области и профинансировать строительство моста через Амур. Но зачем преуспевающей - второй в стране - золотодобывающей компании Peter Hambro Mining развивать новое направление бизнеса?

– Это естественный процесс – либо компания развивается и растет, либо умирает… – с улыбкой отвечает «ДК» председатель Совета директоров и совладелец Peter Hambro Mining Павел МАСЛОВСКИЙ. – Конечная цель любой предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. А железорудное производство – одно из очевидных направлений для развития в горном деле. А расти надо. Когда берешь на работу молодого, талантливого сотрудника, понимаешь, что должен обеспечить ему рост. А рост – это всегда новые проекты. И это бесконечный процесс, который длится до тех пор, пока существует фирма.

– Павел Алексеевич, опишите подробнее, что вы планируете построить на юге Дальнего Востока и что будете производить.

– В ЕАО и Амурской области мы собираемся построить два крупных горно-обогатительных комбината, на которых ежегодно будет перерабатываться около 20 млн тонн железной руды и соответственно производиться около 8 млн тонн концентрата. Дело в том, что в руде Кимканского и Сутарского месторождений в ЕАО содержится только 32% железа, а в руде Гаринского месторождения Амурской области - около 45%. Руда такого содержания не является товарным продуктом. Железная руда с месторождений продается только тогда, когда содержит более 60% железа. В России таких месторождений нет.

Руду с месторождений ЕАО и Амурской области нам придется обогащать, чтобы довести содержание железа минимум до 62%. Железный концентрат – это первый товарный продукт, который мы будем продавать. Но мы собираемся осуществлять и более глубокий передел сырья, а именно производить около 4 млн тонн чугуна в год. Для этого построим металлургический комбинат. Чисто из экономических соображений, чтобы увеличить добавленную стоимость продукта и тем самым компенсировать огромные затраты на строительство комбинатов, рудников и самое главное – инфраструктуры.

– Куда вы намерены эти продукты поставлять?

– Здесь две новости. Первая заключается в том, что рынка сбыта концентрата и чугуна в России нет. Сейчас, по крайней мере, и в обозримом будущем - в течение ближайших 5–6 лет, когда мы предполагаем запустить производство. У нас в стране перепроизводство стали, российские сталелитейные предприятия не только полностью закрывают потребности страны в этом материале, но и импортируют большие объемы. При этом их производственные мощности, даже без существенных затрат, могут быть увеличены еще на 20%.

Ожидать, что спрос на сталь в ближайшие 10 лет в России значительно возрастет, не приходится. Хорошо, если это случится. Если произойдет экономическое чудо и в несколько раз, например, увеличится потребность на сталь со стороны строительной индустрии и автомобильной промышленности. Поставлять концентрат на предприятия Западной Сибири и Европейской части России с Дальнего Востока нам не выгодно. Во-первых, эти заводы имеют, как правило, свою сырьевую базу. Во-вторых, до Урала везти дорого. Существующий железнодорожный тариф делает нашу продукцию при поставках на запад неконкурентоспособной по сравнению с украинским и казахстанским сырьем.

Однако хорошая новость заключается в том, что для концентрата и чугуна у нас остается зарубежный рынок, а именно Китай, Япония, Южная Корея. Мы не исключаем, что в будущем запустим и сталеплавильное производство, но отставляем это «на потом». Сталь, в отличие от концентрата и чугуна, за границу продать тяжелее. Ее производят в большом объеме и в Китае, и в Японии, и в Южной Корее. А конкурировать с ними, не имея достаточного спроса на внутреннем рынке, неразумно. Продавать выгодно излишки, когда, допустим, 70-80% произведенной продукции реализуется внутри страны. Если строительная индустрия на Дальнем Востоке будет развиваться, то ситуация для нас изменится: появятся реальные возможности по сбыту стального листа.

– На какую долю рынка Юго-Восточной Азии вы претендуете?

– По чугуну мы планируем занять примерно 10% рынка, общий объем которого сейчас составляет около 20 млн тонн. Но чугун - это товар универсальный, на него всегда будет устойчивый спрос. И не столько со стороны Китая – они, как правило, развивают производство «от руды» и «до стального листа», сколько со стороны Японии и Южной Кореи. Там много заводов, ориентированных на конечный передел, а не на полный цикл, на которых выпускают высококачественную сталь. Вообще-то чугун выгодно не охлаждать, а сразу плавить и получать сталь. И именно так работают сталелитейные комбинаты в России. Но Япония и Южная Корея покупают чугун и выпускают тонкие дорогие сорта стали. В любом случае чугун – это продукт с хорошей добавленной стоимостью, это металлургическое производство.

– А сколько сегодня стоит тонна чугуна? Как это сопоставимо с объемами средств, которые вы собираетесь вложить в развитие производства?

– Если концентрат сегодня стоит $60-70 за тонну, то чугун – около $300. Но чтобы построить металлургическое производство, нам действительно придется вложить очень много средств. Причем не столько в строительство комбинатов и разработку месторождений, сколько в инфраструктуру. Мы только что закончили ТЭО Сутарского месторождения. И получается, что если обогатительная фабрика стоит $300 млн, обустройство карьеров $200 млн, то строительство моста через Амур - $200 млн, реконструкция железной дороги от Биробиджана до Нижнеленинского - еще около $400 млн.

Гаринское месторождение в Амурской области расположено еще дальше от Транссиба. Там нужно прокладывать около 140 км железнодорожных путей и строить двухкилометровый мост через Зею. То есть и здесь приблизительно $800 млн потребуется инвестировать в развитие инфраструктуры. Вообще затраты на транспортную инфраструктуру и на остальные объекты делятся примерно напополам.

– Вы говорите о больших затратах, но зачем-то приобрели несколько железорудных месторождений. Ограничились бы одним, и затраты были бы ниже…

– Только в совокупности эти месторождения представляют собой более или менее нормальную сырьевую базу для металлургического комбината. Балансовые запасы Гаринского, Кимканского и Сутарского месторождений составляют около 1 млрд тонн руды. Этого достаточно, чтобы развивать металлургическое производство, потому что такое производство запускается не на 10 или 30 лет, а на 100. Возьмите Магнитогорск или Новолипецк. Расположенные там металлургические комбинаты являются градообразующими в полном смысле этого слова.

– Руда с Куранахского месторождения тоже пойдет на переработку на новый комбинат?

– Да. Там просто руда специфическая - с повышенным содержанием титана. Мы не можем извлечь его полностью, оставляем 5-7%, а такой концентрат нельзя пускать в плавку, надо микшировать с другим сырьем. Мы собираемся смешивать его с рудой Гаринского месторождения, содержание титана в такой смеси будет 1,5%, и ее можно будет пускать на переплав. До запуска Гаринского месторождения концентрат с Куранахского будем продавать, но по более низкой цене, потому что он некондиционный.

- Где будет построен металлургический комбинат?

– Окончательно с местом расположения мы еще не определились, пока изучаем несколько площадок: Шимановск, Белогорск, Бурея.

– Каковы критерии выбора?

– В первую очередь энергетика. А также кадры. На первом этапе - при производстве чугуна - комплекс даст 10 тыс. рабочих мест. Кроме того, площадка должна находиться на железной дороге: где-то посередине, либо ближе к одному из ГОКов. Сейчас взвешиваем все «за» и «против».

– Во сколько обойдется строительство комбината и каковы основные этапы работ?

– Примерно в $900 млн. В 2008 году мы начнем строительство горно-обогатительного комбината в ЕАО. Через 2-2,5 года приступим к строительству ГОКа на Гаринском месторождении в Амурской области. Через 6 лет эти объекты уже будут работать. В 2011 году мы начнем строить металлургический комбинат, закончим ориентировочно в 2015-м. Инфраструктуру будем развивать одновременно со строительством горно-обогатительных комбинатов.

– Павел Алексеевич, насколько нам известно, ваша компания планировала строить терминал в Советской Гавани…

– Пока от этих планов мы не отказываемся. Терминал мощностью около 8 млн тонн для нас – альтернатива для выхода на рынки Японии и Южной Кореи. Сейчас основная задача – совместно с РЖД сформулировать технические условия по реконструкции железнодорожного полотна, ведущего в Совгавань.

– А когда начнете строительство?

– Все зависит от железной дороги. По существующим маршрутам в Совгавань можно доставлять только 1-1,5 млн тонн груза в год, но такие малые объемы для нас никогда не окупятся. Когда мы согласуем с железной дорогой масштабы реконструкции «узких мест», получим стоимость этого, тогда посчитаем экономический эффект и примем окончательное решение. Пока у нас есть только ТЭО на терминал: его строительство обойдется в $100 млн.

– С железной дорогой общий язык нашли?

– Нашли, подписали с Владимиром ЯКУНИНЫМ соответствующее соглашение. Рассматриваем вариант государственно-частного партнерства. Просто механизм реконструкции «узких мест» действующих магистралей еще не отлажен. То, с чем мы обычно сталкиваемся, – это немагистральные реконструкции, когда мы согласовываем с РЖД и делаем подъездные пути к своим рудникам. Здесь схема отработана: эти подъездные пути либо остаются на нашем балансе, и РЖД не возражает. Либо, если они слишком большие, мы передаем их на баланс РЖД и получаем компенсацию по тарифам. Прецедентов, когда частные предприятия вкладывают деньги в реконструкцию уже существующих и принадлежащих РЖД путей, еще нет. Законодательная база только создается.

– По строительству железнодорожного моста через Амур договоренность с РЖД есть?

– РЖД поддерживает этот проект, но вопросы взаимодействия – это предмет переговоров. Пока мы ждем подписания на высшем уровне межправительственного соглашения о строительстве моста через Амур, затем приступим к переговорам с РЖД. Причем мост мы готовы строить сами. И как вариант – готовы провести за свой счет реконструкцию железнодорожного полотна до Нижнеленинского, если государство взамен выделит нам средства на строительство инфраструктуры к Гаринскому комбинату. Мост через Амур нам необходим: он позволит экономить примерно $5-6 на тонну товара при перевозке.

– Китайцы будут участвовать в строительстве моста?

– Как минимум 50% финансирования берут на себя. Они готовы строить мост и до фарватера, то есть вложить больше средств, но пока речь идет о распределении затрат «50 на 50».

– За счет каких средств вы намерены реализовать проект и насколько быстро он окупится?

– Сейчас у нас на балансе имеется около $600 млн свободных средств. Это то, что мы направим в проект. Недостающую сумму будем занимать. 30–40% собственных средств и 60% заемных – это нормальная пропорция, банки охотно кредитуют такие проекты. К финансированию, скорее всего, привлечем банковский консорциум: российские банки и западные.

По нашим подсчетам, окупаемость составляет 7-10 лет. Наше основное конкурентное преимущество – это близость рынка сбыта: стран Юго-Восточной Азии. Доставка тонны руды из Австралии (это основной поставщик для Китая, Японии и Кореи) стоит сейчас $40-50. И тарифы на перевозку растут. Но в Австралии руда содержит 60-65% металла, то есть представляет собой природный концентрат. У нас руда бедная. Но от Кимкано-Сутарского месторождения до границы с Китаем всего 200 км. Этим конкурентным преимуществом мы и хотим воспользоваться, поэтому стараемся по максимуму сократить плечо доставки.

– Как собираетесь решать проблему кадрового дефицита?

– Мы уже ее решаем, и не первый год. Имея золотодобывающее предприятие на востоке страны, мы создали неплохую инфраструктуру. У нас есть своя проектная организация, собственное крупное строительное предприятие. В этом году ввели очередной золотой рудник, в следующем году запускаем в работу титаномагнетитовое месторождение. Причем, как правило, часть тех, кто строит рудники, остается на производстве. Тем не менее проблема существует. И если специалистов по горной добыче на Дальнем Востоке еще можно найти, то людей для металлургического производства просто нет.

Кадры растим: финансируем целевое обучение студентов, сейчас создаем профтехучилище в Благовещенске, будем открывать техникум, предполагаем ввести новые специальности в дальневосточных вузах. Кроме того, мы участвуем в программе по переселению соотечественников. Мы считаем, что это важнейший государственный проект, и всецело его поддерживаем. Здесь в очередной раз интересы бизнеса и государства совпадают. Мы создаем новые рабочие места, а государство получает возможность исправить сложную демографическую ситуацию в регионе. А то раньше приглашаешь из Казахстана русского специалиста на работу и потом мучаешься, чтобы зарегистрировать его. Сейчас законодательство выправлено, и хотя мы не ожидаем, что кто-то нам людей привезет, но собираемся их найти и пригласить.

– На ГОКах и рудниках будут работать вахтовым методом?

– Комбинированно, как сейчас на Покровском руднике. Там из 2 тыс. человек часть работает вахтовым методом, а часть на постоянной основе. Рабочие и линейные специалисты могут работать вахтами, ведущие специалисты должны жить постоянно. Поскольку планируется перерабатывать большие объемы руды, то будет преобладать постоянная составляющая. При ГОКах построим поселки.

– А китайцев планируете приглашать?

– Для строительства - возможно, для эксплуатации - нет. Мы уверены, что в российском горнорудном бизнесе должны работать российские специалисты. Это наша твердая позиция.

– Какое оборудование и технологии будете использовать в работе? И сколько предполагаете потратить на оснащение производства?

– Оборудование будем использовать и зарубежное, и отечественное. Основной критерий - эффективность. Технологии все классические, за исключением чугуноделания. Естественно, мы не будем строить домны, собираемся применять электропереплав, а перед ним проводить угольную металлизацию чугуна. Что касается затрат, то ГОК стоит около $350 млн, треть из них - это строймонтаж, остальное - оборудование. Разработка карьера на Кимканском месторождении, например, стоит $120 млн. Практически на всю эту сумму закупается оборудование: экскаваторы, машины и другая техника.

– Насколько экологически безопасно планируемое производство?

– В вопросах экологии производства мы традиционно предъявляем к самим себе самые высокие требования. Металлургию стерильным бизнесом не назовешь, но вредных выбросов она не дает.

Особенно при выполнении всех требуемых природоохранных мероприятий и учитывая тот факт, что мы будем применять электропереплав. В России по сравнению с тем же Китаем действуют очень жесткие производственные экологические стандарты, и все наше производство им соответствует в полной мере.

– Что дальневосточные регионы получат от реализации вашего проекта?

– Очень многое: рабочие места, инфраструктурные объекты, налоги. Так, например, если наш проект будет реализован, то ЕАО к 2012 году из дотационного станет регионом-донором. А если усреднять, то 10 тысяч работающих на наших предприятиях кормят около 20 тыс. человек (каждый - семью из двух человек). Но это только напрямую. А еще этим людям нужно продать хлеб, молоко, сигареты, дать кредит и т.п. То есть возникает еще столько же рабочих мест в других отраслях. При создании таких масштабных производств автоматически растет общее благосостояние региона.

– Каковы планы компании на ближайшую перспективу? По-прежнему будете делать акцент на золотодобыче…

– В ближайшее время начнем строительство в Ямало-Ненецком автономном округе. Там будет запущено золотодобывающее и железорудное производство. Вообще сейчас практически во всех регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока (Иркутская область, Бурятия, Читинская и Амурская области, Хабаровский край, Якутия и Магаданская область) мы ведем либо поисковые и геологоразведочные, либо строительные работы.

По объему инвестиций и по объемам планируемой прибыли через несколько лет железо будет превалировать. А золотодобыча останется камерным проектом. Хотя компания сегодня является второй в стране по добыче золота. По добыче железной руды мы будем одним из крупных производителей. По производству чугуна – в первое время - средним. Но сталелитейное производство запустим сразу, как только появится спрос на внутреннем рынке. И тогда посмотрим.

Теги:
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Месяц магнитных бурь: жителям Приморья следует быть готовыми
  • Отставание Овечкина от рекорда Гретцки сократилось до двух шайб
  • В России разработают платформу для создания базы векторов голосов мошенников
  • Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
  • ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
  • Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
  • Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
  • Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
  • В России дорожает авиасообщение
  • Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Регион сегодня
02 Января 2025, 00:44
#ПозывнойКультура: Дед Мороз поздравил участников СВО в госпитале ТОФ с наступающим Новым годом В преддверии Нового года агитбригада #ПозывнойКультура побывала в госпитале Тихоокеанского флота в субботу, 28 декабря. Для участников СВО, находящихся на лечении и реабилитации, прозвучали музыкальные поздравления. Со словами самых теплых пожеланий подарки военнослужащим вручила заместитель Председателя Правительства Приморского края – министр культуры и архивного дела Елена Бронникова.
статьи раздела
Loading...
RedTram
Регион сегодня
31 Декабря 2024, 00:41
Губернатор Приморья оценил оснащение Индустриального колледжа в Арсеньеве Очередной день работы Губернатора Приморского края Олега Кожемяко в муниципалитетах региона начался с посещения Приморского индустриального колледжа в Арсеньеве. Глава региона изучил новое оборудование, на котором готовят специалистов технических специальностей.
статьи раздела
Регион сегодня
28 Декабря 2024, 20:38
Комплекты быстровозводимых мостов начали поставлять в Приморье Началась поставка средних автодорожных разборных мостов (САРМ) для проведения аварийно-восстановительных работ на дорогах Приморья. Всего на следующий год закуплено 11 комплектов. При необходимости комплекты САРМ будут использованы для оперативного восстановления проездов во время паводков.
статьи раздела
Регион сегодня
24 Декабря 2024, 23:24
Почти 900 сотрудников предприятий Приморья уже владеют бережливыми технологиями благодаря нацпроекту "Производительность труда" Итоги реализации национального проекта "Производительность труда" и планы на будущее озвучил министр экономического развития Приморья Андрей Блохин на награждении команды Регионального центра компетенций. За четыре года работы нацпроекта реализовано 78 проектов по внедрению бережливых технологий на предприятиях края.
статьи раздела
Часовой пояс
04 Декабря 2024, 14:42
Лучших среди будущих защитников Отечества выявили на фестивале ГТО в Приморье Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" состоялся в приморской столице 28 и 29 ноября. К движению присоединилась допризывная молодежь Приморского края.
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2025 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Голубь Андрей Александрович
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85; Email: priem@zrpress.ru
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика