Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:54 |
|
|
Тема номера
|
Игорь ПУШКАРЕВ, глава г. Владивостока: Наследие саммита мы еще до конца не осознали
Основная ипостась мэра - это забота о городском хозяйстве, жизнеобеспечении, благоустройстве, образовании. К примеру, о детских садах Игорь Пушкарев говорит всегда. Это было его предвыборное обещание, выполнять которое оказалось непросто: около двух сотен советской постройки детсадов его предшественниками были проданы, переданы в долгосрочную аренду и т. д. Тем не менее часть он вернул, отремонтировал и открыл, строит и сады с нуля.
Но в таком городе, как Владивосток, на мэре лежит и другая ответственность - изменить имидж приморской столицы, оправдать миллиардные инвестиции, которые сделаны федеральным правительством и крупными компаниями. Четыре года на создание современного города работала, можно сказать, вся страна. А прошедший здесь саммит АТЭС лишь подвел промежуточную черту - дальше, используя современную инфраструктуру и политический капитал, нужно наращивать возможности развития. Это другая стратегия и другая мера ответственности.
О новом Владивостоке «ДК» беседовал с мэром города Игорем Пушкаревым.
- Игорь Сергеевич, Владивосток попал в фокус внимания федерального центра и мирового сообщества. А саммит АТЭС принес городу немалые дивиденды в виде новой инфраструктуры, благоустройства, паблисити и т. д. Во что их конвертирует городская администрация сегодня?
- Я думаю, мы еще не осознали до конца наследие саммита, и с каждым годом, удаляясь от этого события, будем все больше понимать его долгосрочные последствия. Заложен мощный фундамент, который обеспечит развитие на многие годы вперед.
Внешние атрибуты перемен у всех на виду, город стал абсолютно иным. Но для меня главное - меняется психология жителей, они стали больше любить и ценить свой город. Самый главный показатель: население города растет, если до этого двадцать лет мы убывали, то за четыре последних года мы выросли на 21 тысячу человек. В прошлом году мы преодолели так называемый демографический крест - у нас стало рождаться больше, чем умирать. Это стало возможным потому, что меняется качество жизни, город становится привлекательным для молодежи: строятся детские сады, школы, стадионы, продолжается масштабное благоустройство.
Город стал совершенно другим с точки зрения экологии. Половина котлов на ТЭЦ-2 переведена на газ, на газе ТЭЦ-1, «Северная», это значит, что на наши головы падает на 11 тонн золы меньше. В ближайшее время заработают очистные сооружения, и мы надеемся, что через несколько лет можно будет купаться прямо в черте города.
Особая тема - десятки километров построенных и реконструированных дорог. Идет мощное жилищное строительство. Уже в ближайшее время у нас будет больше возможностей принимать гостей - будут сданы два отеля категории пять звезд. Появятся современные площадки, на которых можно проводить крупнейшие мероприятия самого высокого уровня.
Что это дает конкретному человеку, горожанину? Наследие саммита АТЭС конвертируется в новые рабочие места, налоги, дальнейшее развитие территории.
- Насколько выполнены задачи и финансовые параметры подпрограммы ФЦП «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР»?
- Есть ряд объектов, строительство которых будет завершено в ближайшее время. Это гостиницы, про которые я уже говорил. В этом году начнет работать театр оперы и балета. На следующий год перенесен срок ввода океанариума на о. Русском - крупнейшего в Азии. Необходимо достроить Пушкинскую депрессию питьевой воды. Для запуска очистных сооружений нужно завершить строительство сетей по городу, чтобы собирать все стоки. Конечно, нужно доделывать дороги, строить развязки и съезды. Все это будет сделано, в этом нет никаких сомнений. Я мечтаю о том времени, когда все раскопки по городу будут завершены и все системы начнут работать в полную силу.
- Очевидно, что такого строительного бума в ближайшие годы в городе не будет, но и остановки тоже не должно быть - развитие Владивостока вошло в Госпрограмму развития ДВ и БР в качестве комплексного инвестиционного проекта. Но есть большой вопрос: источники инвестиций пока не определены. Какие механизмы привлечения инвестиций могут быть задействованы для реализации этого проекта?
- Конечно, город получил большие федеральные деньги, но мы и сами выступаем крупным инвестором: детские сады, спортивные сооружения, ремонт дорог, многоквартирных домов, благоустройство - это муниципальный бюджет. На многие программы мы получаем федеральное софинансирование, в частности на расселение из ветхого и аварийного жилья. В нашей казне остается только 9% налогов, которые собираются в городе, поэтому, считаю, у нас есть все основания, чтобы они возвращались целевым образом.
Но главное, в городе будут и дальше реализовываться крупные проекты. Потому что для страны нужно, чтобы Владивосток развивался, чтобы Россия интегрировалась в АТР и играла все большую роль в этом регионе. Другого варианта нет.
Конечно, большая ставка на частные инвестиции, и мы имеем хороший пример их эффективного вложения. Взять завод по сборке автомобилей «Соллерс-ДВ». В прошлом году с его конвейера сошло 32 тыс. машин, в следующем году будет уже 100 тысяч. Предприятие набирает специалистов, создавая порядка 3 тысяч рабочих мест.
- Им предоставлены какие-то особые условия?
- Льготный тариф для провоза автомобилей в центральную Россию. Но перед компанией поставлены и жесткие условия по локализации производства. Автомобиль состоит почти из 7 тысяч деталей - вот где возможности: создавай цеха по производству рулей, колесных дисков, штамповки кузовов и т. д. Получается, одно предприятие может организовать вокруг себя десятки производств.
Есть и такие данные: наши порты сейчас уже перерабатывают больше грузов, чем в советское время, и этот объем будет увеличиваться. Одно рабочее место в портовом комплексе создает до 14 новых в смежных отраслях.
- Но порт в центре города и поток фур - это бедствие для горожан.
- Ничего плохого в этом нет, но нужно правильно развивать дорожную инфраструктуру. Посмотрите на Пусан - огромный порт, который переваливает более 500 млн т грузов в год. Множество портов соединено выделенными магистралям, и грузы не мешают жизни горожан. Все решаемо, но нужно время. К примеру, со строительством дороги Де-фриз - Седанка - о. Русский сняты вопросы по перевозке грузов из рыбного порта: они уже уходят, минуя город. Таким же образом будут решены вопросы и для торгового порта. Мы ставим задачу в ближайшие пять лет построить Владивостокскую кольцевую дорогу, мы в шутку называем ее ВКАД. От низководного моста на Седанке вдоль моря на Эгершельд, на Канал с выходом на дорожную сеть о. Русского. Все грузовики из торгового порта пойдут по ней. Ее начинали строить еще в советское время. Мы будем делать это поэтапно, начали проектирование, в следующем году приступим к строительству.
- А где деньги возьмете? Они у вас уже есть?
- Мы будем добиваться, чтобы этот объект включили в Программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Есть поддержка на правительственном уровне, поскольку это важнейший инфраструктурный проект. Ведем переговоры с китайскими инвесторами, которые готовы реализовать этот проект на условиях концессии на 20 лет. Это дорога-дублер, и она может быть платной, а у горожан будет выбор. Это мировая практика. Но конечно, я бы хотел, чтобы она была бесплатной.
Это откроет огромные возможности для развития порта. Есть идея закольцевать железную дорогу вокруг Токаревского мыса и построить причалы с выходом на Амурский залив. Раньше были возражения, что это излюбленное место отдыха горожан. Но сегодня, когда есть мост на о. Русский, мы создадим новые, более комфортные, пляжи на острове. Минобороны должно передать побережье городу, такое решение есть. Мы наведем там порядок и будем его поддерживать. Пляжи будут бесплатными для горожан.
Уже сегодня на рейде Владивостока стоят огромные контейнеровозы, а вспомнимте, еще недавно он был пустой. Задача - создать максимально комфортные условия для обслуживания грузопотоков. Мы начинаем эти проблемы решать, но это хорошие проблемы - проблемы роста.
- А есть еще проект строительства моста на мыс Песчаный…
- А я считаю, что он вполне реальный и экономически оправданный. Его строительство может дать мощный импульс развитию транзитных перевозок из Китая, промышленный потенциал которого растет, у которого есть программа создания 50 городов 2-миллионников на границе с Россией. Владивосток по прямой находится на расстоянии 57 км от китайской границы, мы можем зарабатывать на нашем географическом положении.
Это стратегическая задача, и, кстати, речь о строительстве такого моста шла еще в 80-х годах, не случайно ведь часть территории в Хасанском районе относится к Владивостоку.
- Приморские предприниматели вынашивают идею создания в бухте Славянка и порту Владивосток бункерного хаба, вы эту идею поддерживаете?
- Более того, я считаю, что такой бункерный хаб может быть создан и в аэропорту Владивостока. Для реализации этой идеи в аэропорту задумано создание двух топливозаправочных комплексов. Если это будет выгодно, то можно будет заманить к нам для дозаправки самолеты, летающие из Америки в Европу или Азию.
- Трудно вести бизнес на Дальнем Востоке?
- Я считаю, что у нас есть масса условий для успешного ведения бизнеса. Конечно, если бы в Приморском крае жило не 2 млн, а 20 млн человек, то это был бы совершенно другой рынок, позволяющий быстро окупать производства, рассчитанные на массового потребителя. Но мы стремимся к тому, чтобы так стало, и бизнес в этом должен поучаствовать. Под лежачий камень вода не течет, берите и делайте. А власть должна помочь оперативным решением административных вопросов, сделать доступной землю и т. д. Хотелось бы, чтобы, как в Сингапуре, можно было фирму за пять минут зарегистрировать. К этому мы идем, еще предстоит решить много вопросов, но перспектив и возможностей у предприимчивых людей в нашем городе миллион. Поддержка будет.
Лариса ЛАРИНА, "Дальневосточный капитал", N6, июнь
- Социальные предприниматели Приморья могут найти кадры и получить рекламу на радио при господдержке
- Работа над мастер-планом Владивостока выходит на финишную прямую
- Владивосток обзаведётся "легким метро"
- Юные КВНщики Приморья поборолись за летний кубок и ящик мороженого "Урса"
- Новый дом "Урсы": Владивостокская фабрика мороженого открыла первый фирменный магазин
- В Приморье проведут реконструкцию станции Находка-Восточная
- Олега Кожемяко выдвинули на выборы губернатора Приморского края
- "УРСА" — новое имя Владивостокской фабрики мороженого
- Тонны черного металла изъяли в Приморье
- Концепцию строительства спортобъектов Республики Беларусь учтут в Приморье