Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:35 |
|
|
Тема номера
|
Сергей ТОЛСТОГУЗОВ, гендиректор ОАО "РАО ЭС Востока": Для нас важно, чтобы энергетические проекты в регионе были экономически эффективными
- Сергей Николаевич, сегодня в обществе активно обсуждается концепция развития Дальнего Востока через формирование территорий опережающего развития. Согласно предложенным инициативам, ТОРы - площадки, на которых применен административный и фискальный спецрежим, а также подведена вся инфраструктура, в том числе энергетическая. Насколько энергохолдинг готов участвовать в данных проектах?
- Режим территорий опережающего развития, как мы его видим, обеспечивает серьезные льготы для участников практически по всем направлениям: снижаются налоговая нагрузка, таможенные барьеры, ограничения на привлечение высококвалифицированной иностранной рабочей силы, упрощаются административно-бюрократические процедуры. Это следующий шаг, который лежит в одной плоскости с форматом особых экономических зон, но предлагает более привлекательные условия. Конечно, энергохолдинг «РАО ЭС Востока», который с точки зрения развития энергоснабжения является проводником государственной политики на форсированное развитие Дальнего Востока, приветствует это решение. Тем более что мы всегда рады новым крупным платежеспособным потребителям.
- Энергоснабжение ТОРов уже заложено в инвестпрограмму холдинга?
- Мы разрабатываем программу перспективного развития энергетики Дальнего Востока до 2025 года, согласно которой к этому времени должно быть введено 4,4 ГВт новых мощностей, правда, только 1 ГВт из них предназначен для покрытия перспективного спроса. Все остальное - это замещение выбывающих и неэффективных объектов. Сейчас мы понимаем, что этого «гигаватта» может не хватить: в том случае, если сценарий по привлечению резидентов в ТОРы будет реализован в полном объеме, региону потребуется ввод до 4 ГВт новых мощностей и всей сопутствующей сетевой инфраструктуры. С этой задачей реально справиться при наличии соответствующих условий, в первую очередь - понятных принципов финансирования.
- Вы говорите о государственной поддержке? Или возможны определенные рыночные механизмы?
- Неверно было бы думать, что мы хотим переложить всю эту колоссальную проблему на плечи государства. В первую очередь для нас самих важно, чтобы энергетические проекты в регионе были экономически эффективными - пусть и с более долгим сроком окупаемости, чем в европейской части России. Но для этого необходимо поменять саму логику ценообразования в ДФО. И прежде всего достичь того, что нужно любому инвестору, - предсказуемости. Сейчас тарифы на энергию пересматриваются раз в год. В Минэнерго предлагают закрепить плавное повышение тарифов с фиксированной разумной индексацией на срок до 5 лет. Это уже неплохо, но для того, чтобы можно было вкладывать в энергетику с полной уверенностью, нужно понимать, что будет с тарифом по всему сроку окупаемости - а это как минимум 20 лет в наших условиях.
При этом, что касается перспективного развития энергетики, есть еще один механизм, который можно применить во взаимоотношениях с крупными потребителями.
Например, мы бы очень приветствовали введение у нас долгосрочных договоров на поставку мощности - такой документ заключают между собой новый объект генерации и закупщик энергии, цена рассчитывается по стандартизированной формуле и включает в себя все капитальные эксплуатационные затраты плюс некую фиксированную доходность. Если такой договор заключить, допустим, на те же 20 лет, можно плавно распределить стоимость мощности на всех субъектов рынка энергии и окупить проект.
- То есть, по сути, гарантировать сбыт?
- Да, именно. При этом есть еще один достаточно перспективный формат, который мы заинтересованы продвигать, - это прямые договоры с крупными потребителями по принципу «бери или плати». Однако использование всех перечисленных механизмов требует изменения нормативной базы, поэтому до той поры мы вынуждены работать в условиях жесткого дефицита средств: самостоятельно холдинг сегодня в состоянии обеспечивать только текущие ремонты. Комплексная модернизация, которая у нас сейчас ведется в ряде регионов (строительство новых станций в Якутии, Хабаровском крае, Амурской области и Сахалинской области. - Прим. «ДК»), как вы знаете, финансируется целевым образом из федерального бюджета в соответствии с указом президента России. Еще одну станцию - во Владивостоке - мы строим на заемные средства, полученные от ЕБРР.
- Эти стройки, которые реализуются в соответствии с указом, рассчитаны на развитие ТОРов?
- Cтройки, которые мы ведем сейчас, - это только основа для будущего развития инфраструктуры, это те элементы, без которых население региона может просто остаться без необходимых условий жизни. Это меры, которые позволят элементарно не допустить энергетического коллапса, вероятность которого сегодня далеко не исключена. Напомню, указ был подписан в декабре 2012 года, тогда же было выделено финансирование. Концепция развития региона через ТОРы была сформирована несколько позже.
При этом, безусловно, все стройки учитывают развитие энергоузлов, масштабирование энергосистем. Сегодня в Благовещенске ощутимый дефицит тепловой энергии, а в Якутске активно растет электрическая нагрузка - эти вопросы мы закрываем на уровне нынешних строек. Кроме того, в Якутске, в Советской Гавани и на Сахалине мы сразу же, в рамках первой очереди, закладываем всю инфраструктуру под развитие производственных объектов, под строительство последующих очередей, которые и будут закрывать растущий спрос на энергию.
- Вести параллельное строительство энергообъектов сразу в нескольких регионах Дальнего Востока - насколько посильная работа? Не страдает ли качество от таких масштабов?
- Это очень сложная и интересная работа, мы к ней системно готовились вместе с нашим акционером - ОАО «РусГидро». По инициативе «РусГидро» в проекте применен совершенно уникальный механизм контроля расходования бюджетных средств: все проекты станций проходили не только государственную экспертизу, но и оценивались независимым аудитором. За независимую оценку отвечает финансовый оператор проекта - ОАО «Сбербанк». Для строительства новых мощностей созданы четыре операционные компании - 100% дочерние предприятия ОАО «РусГидро», координацией всех работ централизованно занимается «РАО ЭС Востока».
- Санкции сказываются на строительстве? Вы же работаете с зарубежными поставщиками?
- Каких-то экономических проблем, связанных с санкциями, с точки зрения поставок пока не существует. Для станций в Якутске (Якутская ГРЭС-2) и во Владивостоке (ТЭЦ «Восточная») мы закупаем газовое оборудование у фирмы General Electric. Коллеги предлагают уникальную технологию, которую отечественные производители на сегодняшний день в полной мере не освоили.
- Это оборудование приедет прямо из США?
- Да, причем на ТЭЦ «Восточная» оно уже прибыло. А для Якутска мы сейчас оптимизируем логистику. Если раньше мы рассчитывали на доставку по воде, через Северный морской путь, то теперь намереваемся непосредственно в Хьюстоне принять машины и далее привезти морем до Владивостока. Чтобы уже из Владивостока в Якутск отправить по железной дороге. Такая схема, на наш взгляд, позволяет максимально контролировать сроки поставки и не допустить срыва сроков строительства.
- А оборудование для других станций - Благовещенской и Совгаванской?
- Все эти станции угольные, здесь совершенно другая технология. В Советской Гавани мы уже получили оборудование, оно находится на площадке под нашим контролем. Для Благовещенска котлоагрегаты в процессе поставки, их изготавливают в Таганроге.
- Вы сказали, что станция во Владивостоке строится с привлечением кредита ЕБРР. По этой линии нет никаких проблемных моментов? Ведь ЕБРР попал под санкции.
- Стоимость ТЭЦ «Восточная» составляет более 10 млрд рублей, финансирование строительства ведется за счет собственных средств и средств, выделенных ЕБРР и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) в рамках целевых кредитных линий общим объемом в 5 млрд рублей. По линии наших партнеров мы не получали никаких отрицательных сигналов. Финансирование на данный момент открыто, мы продолжаем выборку денежных средств в соответствии с планом финансирования и графиком платежей. Строительство на площадке будет вестись до конца 2015 года.
- Когда можно будет говорить о следующих шагах в развитии энергетики Дальнего Востока?
- Энергетика на Дальнем Востоке - больная, проблемная отрасль. До совершенства нам еще очень далеко, и это движение дается достаточно тяжело. C 2020 года мы ожидаем лавинообразное выбытие мощностей по всему Дальнему Востоку. Обновления парка оборудования на должном уровне не было давно, многие агрегаты отработали по 2-3 ресурса. Общий объем инвестиций в развитие энергетики Дальнего Востока оценивается нами более чем в 700 млрд рублей. Причем порядка 490 млрд рублей необходимо для объектов самого «РАО ЭС Востока» - на модернизацию и строительство новой генерации, развитие тепловых и распределительных сетей. При этом, как я уже сказал, мы не можем позволить себе обеспечивать эти стройки коммерческими кредитами: реализация этой программы только с их помощью потребовала бы дополнительных субсидий государства только по электроэнергии в размере порядка 40 млрд рублей ежегодно. Поэтому мы, разумеется, рассчитываем на помощь инфраструктурных фондов, таких как Фонд национального благосостояния, в реализации наиболее важных проектов.
Также мы искренне верим, что усилия государства, предпринимаемые в области поиска стратегий развития региона, дадут скорейшие плоды. Сегодня наша компания - наиболее «нагруженная» в регионе, здесь нет другого бизнеса, хотя бы близкого к нам по сумме социальных обязательств. Перспектива формирования новых крупных промышленных центров на Дальнем Востоке как нельзя лучше оздоровит ситуацию в энергетике.
Ольга ДОБРОЛЮБОВА. Журнал "Дальневосточный капитал", ноябрь, 2014 год.
Хроника большой стройки
Дальний Восток с его богатой ресурсной базой обладает колоссальным экономическим потенциалом, и вложения в энергетическую инфраструктуру останавливать нельзя. Сегодня холдинг «РАО ЭС Востока» выступает оператором очень сложного и интересного проекта: он ведет одновременно пять строек на столь удаленных друг от друга площадках.
Реализуемые проекты позволяют заложить инфраструктуру под последующие очереди станций, которые ориентированы на перспективное развитие потребления или даже, как, например, на Сахалине, на экспорт.
Приморье
Одним из показательных примеров комплексной стратегии развития электроэнергетики региона служит проект строительства новой ТЭЦ во Владивостоке, которую планируется пустить в работу к сентябрю 2015 года. В качестве топлива на ТЭЦ «Восточная» будет использоваться природный газ.
«Новая станция создаст возможности для строительства новых микрорайонов и повысит надежность энергоснабжения города. Это крупный и хороший шаг в направлении развития всего Дальнего Востока. Как известно, без энергии регион развиваться не может, поэтому мы вместе с «РусГидро» создаем условия для развития бизнеса на Дальнем Востоке», - сказал на церемонии начала монтажа оборудования будущей станции заместитель председателя правительства РФ - полпред президента в ДФО Юрий ТРУТНЕВ.
С точки зрения экологии выброс вредных веществ на новой станции будет в 3-4 раза ниже предельно допустимых концентраций.
Необходимость строительства новой ТЭЦ вызвана в первую очередь прогнозируемым дефицитом теплоснабжения Владивостока в связи с возведением новых жилых районов - таких как уже существующие «Снеговая падь» и «Патрокл», а также проектируемых в настоящее время новых жилых массивов. Ввод станции в эксплуатацию позволит обеспечить около 20% потребности города в электроэнергии.
До 2025 года в Приморье должны будут появиться еще две крупные теплостанции - Уссурийская и Артемовская. Это маленькие элементы большой системы, которая позволит городам обеспечить надежное теплоснабжение с минимальными перетоками тепла и потерями.
Амурская область
Завершение строительства второй очереди Благовещенской ТЭЦ намечено на конец 2015 года. Строительство идет параллельно с модернизацией действующей станции, на которую в этом году будет затрачено более 350 млн рублей. Эти средства в основном идут на автоматизацию процессов, повышение пожарной и промышленной безопасности.
ОАО «Силовые машины» (генподрядчик строительства) уже изготовило и отгрузило заказчику конденсатор. Вес оборудования, предназначенного для охлаждения и конденсации прошедшего через турбину пара, составляет 220 тонн. Ранее «Силовые машины» уже изготовили для строящегося энергоблока ТЭЦ турбогенератор мощностью 130 МВт. Кроме того, на площадку поставлена часть оборудования топливоподачи и каркас котла.
К настоящему моменту компания завершила строительство фундамента котлоагрегата, приступила к сооружению фундамента котельно-вспомогательного оборудования, фундаментов чаши градирни, общестроительным работам на пристанционном узле.
Старт строительства второй очереди ТЭЦ был дан 25 декабря 2013 года. После ее ввода установленная электрическая мощность станции вырастет на 120 МВт - до 400 МВт, тепловая - на 188 Гкал/ч, до 1005 Гкал/ч. В качестве топлива будет использоваться уголь разреза Ерковецкого.
Сахалин
«РАО ЭС Востока» уже получило разрешение на строительство Сахалинской ГРЭС-2, документ выдала администрация Томаринского района. Предполагается, что уже в январе генеральный подрядчик приступит к работам по подготовке площадки к строительству, созданию производственной базы и вахтового поселка для строительно-производственного персонала.
Новая ГРЭС возводится на западном побережье Сахалина. На сегодняшний день на площадке будущей станции идут подготовительные работы: создана геодезическая разбивочная основа, выполнено межевание границ земельного участка на местности.
К настоящему моменту «РАО ЭС Востока», являясь заказчиком разработки проектно-сметной документации, получило положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» по технической части проекта строительства Сахалинской ГРЭС-2. Согласно заключению «Главгосэкспертизы», проектная документация будущей станции полностью соответствует техническим условиям, а также действующим законодательным и нормативно-техническим требованиям.
Согласно проекту, установленная электрическая мощность первой очереди Сахалинской ГРЭС-2 составит 120 МВт, установленная тепловая мощность - 15 Гкал/ч. Годовая выработка будет достигать 840 млн кВт/ч.
Ввод в работу Сахалинской ГРЭС-2 позволит создать запас надежности энергетической инфраструктуры для роста промышленности региона, развития производственного сектора и жилого фонда.
Хабаровский край
ЗАО «ТЭЦ в г. Советская Гавань» направило в «Главгосэкспертизу России» проект схемы выдачи тепловой мощности Совгаванской ТЭЦ. Установленная электрическая мощность первой очереди станции составит 120 МВт, тепловая - 200 Гкал/ч. В дальнейшем возможно увеличение электрической мощности до 360 МВт. В качестве топлива предполагается использовать каменный уголь марки «Г».
Общая сметная стоимость строительства, согласно заключению «Главгосэкспертизы», составляет 18,591 млрд рублей.
Новые мощности смогут заместить технически устаревшее оборудование Майской ГРЭС, обеспечив электроэнергией и теплом потребителей промышленного и жилого сектора г. Советская Гавань и близлежащих населенных пунктов. Кроме того, строительство ТЭЦ будет вестись с учетом потребностей в электроэнергии со стороны БАМа.
ООО «БСК-Взрывпром» завершает буровзрывные работы, проведение которых необходимо в связи со сложным геологическим профилем, в месте возведения нового энергообъекта.
Якутия
На строительстве Якутской ГРЭС-2 уже выполнена основная часть работ, связанных с подготовкой стройплощадки в условиях вечной мерзлоты. Выполнены отсыпка и вертикальная планировка основной и вспомогательной площадок (более 120 тыс. кубометров).
Построено более 10 км ЛЭП временного электроснабжения, а также капитальная дорога от Вилюйского тракта до Якутской ГРЭС-2.
Генподрядчиком разработан проект производства работ по бетонированию в зимний период времени, что позволит продолжить строительство новой станции в условиях низких температур.
Сегодня к работам привлечено более десяти подрядных организаций - это в среднем почти 240 человек ежедневно.
Электрическая мощность первой очереди новой ГРЭС составит 193 МВт, тепловая мощность - 469 Гкал/ч (с учетом пиковой водогрейной котельной). Новая станция позволит заменить выбывающие мощности действующей Якутской ГРЭС, создать резерв мощности и повысить надежность энергоснабжения потребителей. На эти цели из бюджета РФ выделено 50 млрд рублей.
- Нацпроекты выливаются во что-то большее
- Работники нефтяной отрасли встречают профессиональный праздник
- В штатном режиме: АЗС "ННК" работали вопреки ЧС и землетрясениям на Дальнем Востоке
- Проект для дважды упорных
- Сеть АЗС ННК поздравила дальневосточников с 1 сентября
- "Независимо от обстоятельств". Зачем независимые АЗС продолжают "раскачивать" рынок топлива на Дальнем Востоке
- Разыграли так разыграли: ННК вручила счастливчикам кроссоверы Mitsubishi Outlander
- Итоги конкурса "ВЕСНА с ННК!" будут подведены 9 мая
- Меры безопасности для работников и посетителей АЗС ННК усилены
- У лабораторий ННК – женское лицо