Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:19 |
|
|
Тема номера
|
Портовой особой экономической зоне "Советская Гавань" вручили управляющий рычаг
Потенциал Ванино и Совгавани очевиден, как и преимущества ведения бизнеса в ПОЭЗ, но развитию территории до недавних пор мешали проволочки на федеральном уровне: свою лепту внесли многие ведомства, начиная от Минфина и заканчивая Минвостокразвития. Впрочем, субъект РФ настолько заждался ПОЭЗ, что даже готов начать расширять площадку в Совгавани до соседнего Ванино за свой счет.
О том, что в процессе создания портовой ОЭЗ «Советская Гавань» в Хабаровском крае наконец-то произошел прорыв, сообщил на заседании совета глав представительных органов власти в начале июля руководитель администрации Советско-Гаванского района Юрий БУХРЯКОВ. «Правительством края и ОАО «Особые экономические зоны» создана управляющая компания - АО «Портовая особая экономическая зона «Советская Гавань». Компания зарегистрирована на территории края, сформированы органы управления, открыты расчетные счета. В настоящее время ведется работа по подготовке соглашения по управлению ПОЭЗ с Минэкономики и выпуске акций», - перечислил основные достижения этого года глава района.
Историю того, как Совгаванская ПОЭЗ пытается «выбраться из пеленок», можно рассказывать очень долго. С момента, как 31 декабря 2009 года было принято Постановление Правительства РФ № 1185, формально создавшее зону, прошло уже более пяти с половиной лет. Этим своим «долголетием» ОЭЗ в Советской Гавани уникальна: согласно нормам российского законодательства, особая зона, не заработавшая в течение первых трех лет с момента своего создания, должна быть ликвидирована. Но портовая зона в Хабаровском крае, пережив на бумаге этот рубеж, наоборот, только начинает обретать второе дыхание.
Потенциал Ванино-Совгаванского транспортного узла бесспорен. Это две глубоководные бухты с круглогодичной навигацией, позволяющие заходить в акваторию судам дедвейтом до 50 тыс. тонн (а в перспективе - и до 300 тыс. тонн), удобное географическое положение - доступ к богатой и обширной грузовой базе районов БАМа, - наличие развивающейся инфраструктуры: рядом строится ТЭЦ на 120 МВт специально под нужды портовых предприятий, ОАО «РЖД» расширяет пропускную способность Северного широтного хода. Последний является главным ограничителем на пути развития Ванино и Советской Гавани: БАМ даже через несколько лет сможет пропускать по этому направлению лишь до 55 млн тонн грузов, а потенциальные грузоотправители к 2020 году готовы отправлять все 200 млн тонн.
Преимущества ПОЭЗ также очевидны: она предоставит своим резидентам существенные налоговые льготы и административную поддержку. Так, специальный налоговый режим предполагает снижение региональной части по налогу на прибыль с 18% до 13,5%, освобождение на пять лет от налога на имущество, транспортного налога, земельного налога, предоставление в аренду земельных участков по низкой ставке, свободный таможенный режим и особый административный режим, в том числе принцип «одного окна». По экспертным оценкам, все эти меры и преференции позволяют резидентам снизить затраты на ведение бизнеса в границах ПОЭЗ на 30%.
Казалось бы, столь лакомый кусочек давно уже должны были расхватать крупные российские компании, работающие на Дальнем Востоке. Причина задержки с созданием Совгаванской ПОЭЗ, не скрывают чиновники на местах, вовсе не в нежелании бизнеса участвовать в проекте. Это медлительность Минэкономики и ОАО «ОЭЗ», главных распорядителей судьбой всех особых зон в России. «Безусловно, процесс создания ПОЭЗ затянулся. Основная причина, на наш взгляд, - неэффективная работа ОАО «ОЭЗ» как управляющей компании, - прямо заявил Юрий Бухряков. - Там ежегодно меняется руководство. Непрофессиональный выбор разработчиков проекта планировки территории привел к нарушению сроков создания и утверждения проекта и перечня инфраструктурных объектов на три года. С 2010 года не решался вопрос об управляющей компании ПОЭЗ, по году находились на рассмотрении заявки потенциальных резидентов».
В первом этапе создания ПОЭЗ на площадке на мысе Марии хотят участвовать три ООО. Два из них, «Советско-Гаванский морской торговый порт» (СГ МТП) и «Морской порт Новая Советская Гавань», пытаются стать резидентами уже не первый год. Третье ООО, «Компания Ремсталь», впервые подало заявку в 2015 году. В сентябре 2014 года заявки двух компаний одобрил экспертный совет Минэкономики. Но одобрение условно: для заключения соглашений о начале ведения деятельности в ПОЭЗ будущим резидентам нужно «актуализировать бизнес-планы» на основе данных, которые должно предоставить ОАО «ОЭЗ».
При этом вопрос отнюдь не в деньгах - они давно уже выделены. Федеральный бюджет внес 3,15 млрд рублей - свою долю средств, которые нужно потратить на обустройство инфраструктуры ПОЭЗ, - в уставный капитал ОАО «ОЭЗ» еще в 2010 году. Бюджет Хабаровского края ежегодно гарантирует до 593 млн рублей для их последующего внесения в уставный капитал управляющей компании. Но до недавнего времени вносить их было просто некуда - за отсутствием УК.
Между тем, пока на федеральном уровне неспешно создавались ключевые для начала работы ПОЭЗ документы, власти субъекта решили повысить ее потенциальную привлекательность, расширив территорию за счет близлежащих площадок, где уже реализуются инвестпроекты. Всего в 40 км от Советской Гавани лежит порт Ванино, чьей специализацией за последние годы стала перевалка угля. Там свои терминалы начинают строить ООО «Сахатранс» (Volga Resources), ООО «Дальневосточный Ванинский порт» («Тувинская энергетическая промышленная корпорация»), ЗАО «Дальтрансуголь» (СУЭК), ООО «Причал» (ОК «Русал»). Объем инвестиций по заявленным проектам - 75,6 млрд рублей, грузооборот - более 100 млн тонн к 2025 году.
«Для увеличения эффективности проекта администрацией Ванинского района и правительством края при поддержке Минэкономики ведется работа по распространению режима ПОЭЗ на порт Ванино для строительства терминалов на площади 1,3 тыс. га, - объясняет Юрий Бухряков. - В марте 2014 года проект соответствующих поправок в постановление правительства об увеличении территории ПОЭЗ с 290 га до 1630 га за счет новых площадок внесен на рассмотрение в правительство». Однако и здесь бумага «застряла».
Сначала ее не согласовывал Минфин: средств на дополнительные вложения в ПОЭЗ в федеральном бюджете уже нет. Регион с целью ускорения принятия правительством решения об увеличении территории ПОЭЗ инициировал создание объектов обеспечивающей инфраструктуры новых площадок за счет своего бюджета, запланировав траты в сумме 1,2 млрд рублей. Поправки в постановление правительства доработали с учетом этого предложения - без выделения дополнительного финансирования из федерального бюджета на создание обеспечивающей инфраструктуры ПОЭЗ. Но возникла очередная пауза в согласовании: его не удалось получить у нового федерального игрока на поле развития - Министерства по развитию Дальнего Востока.
Позиция министерства, неофициально объясняют знакомые с нею чиновники, тоже по-своему логична. Если в Ванино и Советской Гавани есть столько проектов в высокой степени готовности, считают в ведомстве, то они могли бы стать резидентами вовсе не ПОЭЗ, а совсем другой территории с особым режимом - территории опережающего социально-экономического развития. ТОСЭР на протяжении последнего года активно создаются по всему Дальнему Востоку: первые три в Хабаровском и Приморском краях оформлены юридически постановлениями правительства от 25 июня, на подходе еще шесть одобренных заявок и не меньше потенциальных. Условия ведения деятельности в ТОСЭР для резидентов не хуже, чем в ПОЭЗ, если даже не лучше, ведь механизм территорий опережающего развития является эволюцией идеи ОЭЗ. А ТОСЭР с условным названием «Ванино» могла бы стать настоящей «жемчужиной» среди них - и по объему предполагаемых частных инвестиций, и по скорости создания, потому что многие проекты уже фактически вышли на стадию строительства.
Впрочем, процесс создания ПОЭЗ теперь, на стадии, когда у нее появилась управляющая компания и началось наполнение средствами на ведение проектных работ, уже не остановить. В 2015 году ОАО «ОЭЗ» выделит УК 129 млн рублей, бюджет Хабаровского края - 25 млн рублей. К концу лета заключить соглашения о начале ведения деятельности в ПОЭЗ рассчитывают резиденты первоочередной площадки на мысе Марии. Актуализированная концепция создания ПОЭЗ предусматривает, помимо включения проектов терминалов в Ванино, присоединение к особой зоне площадок в рабочем поселке Лососина, где несколько местных и московских бизнесменов хотят создать рыбоперерабатывающий кластер на 140 тыс. тонн продукции в год. Безусловно, инвесторы проектов, которые могут стать «второй» и «третьей» очередями ПОЭЗ, ждут реального старта проектов «первой» очереди. Но, как только это случится, все препятствия на пути обретения ПОЭЗ десятков резидентов, уже давно готовых вкладывать в нее средства и получать от этого выгоды, наконец-то исчезнут.
Дмитрий ЩЕРБАКОВ. Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2015 год.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы