Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 22:52 |
|
|
Тема номера
|
ОПРОС "ДК": Вспоминая школьные годы, кому и за что вы сказали бы "спасибо"?"
Особенно его впечатлила встреча одноклассников, на которую я взял его с собой. По традиции каждое последнее воскресенье июня мы собираемся с палатками на берегу Ханки (вот уже 33 года!), рыбачим, поем под гитару у костра и печем в золе картошку (совсем как после выпускного). Раньше с нами всегда была наша любимая классная, сегодня в силу возраста ей тяжело даются такие посиделки, но мы обязательно навещаем ее в родном селе накануне сбора. Среди нас люди разных профессий: пара фермеров, полковник, управляющий банка, руководитель райотдела налоговой, предприниматели… - никто из нашего класса обычной сельской школы не спился, не опустился, все состоялись и в профессии, и в человеческом плане, а ведь нашему поколению досталось с лихвой: перестройка, непростые 90-е, рыночные отношения, ломавшие людей… Но благодаря заложенному стержню - и в этом огромная заслуга нашей Елены Станиславовны - мы справились со всеми испытаниями. А я и вовсе до конца жизни с ней не рассчитаюсь: если бы не она - я, хулиган и безотцовщина, школу бы никогда не окончил и наверняка лет в 14 в детскую колонию угодил. У нее своих детей было двое, а она вечерами меня из сомнительной компании вытаскивала и вместо махнувшей на меня рукой матери по инстанциям ходатайствовала, пока в 15 я не прозрел и не взялся за ум. Надо сказать, что на внука эта встреча произвела огромное впечатление. Поначалу он смеялся: «Одноклассники такие не бывают, слишком… взрослые», - выкрутился в последний момент. Потом завороженно слушал наши школьные байки, хохотал до слез и не хотел расставаться с Еленой Станиславовной. Мы вернулись во Владивосток поздней ночью. Когда я вынимал его сонного из машины, он, обняв меня, сказал: «Дед, я так тебе завидую! Поскорее бы в школу».
Этот рассказ руководителя одного из перерабатывающих производств Приморского края определил тему традиционного опроса «ДК». Сегодня о системе образования идут горячие споры. Времена меняются, и стандарты, по которым обучаются наши дети, в корне отличаются от тех, по которым учились мы. Мы поинтересовались у своих читателей:
«Какая из моделей системы образования кажется вам наиболее эффективной? Оглядываясь назад и вспоминая школьные годы, кому и за что вы сказали бы «спасибо»?»
Сергей ИНШАКОВ, депутат думы Уссурийского городского округа, канд. техн. наук (г. Уссурийск):
- Когда мы получали образование, это можно было сравнить с плаванием по глубоководной, но спокойной реке. Мы точно знали, где его начнем и где закончим, получив аттестат. И русло реки оставалось с годами неизменным, и все могли видеть и изучать один и тот же пейзаж. А сегодня складывается ощущение, что плывущих выбросило в открытое море: можно плыть в разные стороны, но куда в итоге прибудешь - до конца пути не узнаешь. Кого-то это просто пугает, и он отказывается плыть до конца, а кто-то не может выбрать цель, пугаясь широты возможностей. Эта метафора достаточно точно подходит для описания процесса подготовки и сдачи ЕГЭ. Психическая напряженность и скандалы, которыми сопровождается эта процедура последние годы, у многих старшеклассников вызывают нешуточные опасения. К примеру, в Уссурийске две общеобразовательные школы к новому учебному году не сформировали 10-е классы из-за отсутствия желающих идти в них.
Другой момент. К сожалению, все менее популярным школьным предметом становится физика. Квалифицированных преподавателей этого предмета остается все меньше, а школа педагогики ДВФУ не закрывает эту брешь своими выпускниками. Старшеклассники, став перед выбором предметов для итоговой аттестации и чувствуя неуверенность в знаниях физики, все реже выбирают этот предмет, а без его сдачи нет дороги для получения высшего образования по инженерным специальностям. Чем это чревато? Тем, что отсутствие грамотных инженеров не позволит нашей стране сделать прорыв в технологиях. Вот такой круговорот от широты возможностей…
Реформируя образование, не стоит отказываться от богатого педагогического опыта, накопленного десятилетиями, пусть и в социалистическом государстве. Так, мы уже возвратились к единой школьной форме, а в одном из регионов России в нее добавили галстук, по типу бывшего пионерского, только расцветкой в триколор.
Также, на мой взгляд, современным школьникам наряду с широкими возможностями свободы не хватает организации, которая без лишней политической приверженности являлась бы дополнительной воспитательной линией, охватывающей и учебный процесс, и внешкольное время.
Сам я школьные годы вспоминаю с теплотой и интересом. Очень хорошо помню свою пионерскую жизнь, сборы отрядов и пионерской дружины, а также чудесную смену во Всероссийском пионерском лагере, в память о котором в социальной сети создана группа «Орлята 70-х».
Галина ШКАРУПА, генеральный директор компании «Восток-ИнвестСталь» (г. Владивосток):
- Действительно, за годы, что прошли с момента моего выпуска из школы, система образования серьезно поменялась. У нас тоже были разные ученики, разные учителя, но все же, по большому счету, мы были нацелены на получение знаний, а школа, помимо того что давала эти знания, с помощью системы дополнительного образования помогала раскрыть внутреннее «я» ученика. Сегодня в большинстве случаев наблюдается заточенность на сдачу ЕГЭ, а раскрытие личностного потенциала учащихся уходит на второй план, многие таланты и способности детей так и остаются в зачаточном состоянии. Необходимо вернуть в школы систему кружков и дополнительных занятий, позволяющих попробовать себя в разных областях, уловить движение души, осознать склонность к тому или иному занятию и со временем выбрать правильную дорогу в жизни.
Кроме того, необходимо сохранять разные уровни образования. Сегодня наблюдается большой дефицит рабочих рук на фоне открытого неуважения к рабочему классу. Парадокс в том, что квалифицированным рабочим сегодня готовы платить хорошие деньги, а их катастрофически не хватает. Всему виной стойкое убеждение, что только с дипломом о высшем образовании можно состояться в жизни. Это в корне неверно. У каждого свое призвание. Один найдет себя в профильном училище, другой - в техникуме, а третий совершенно осознанно пойдет в выбранный вуз и состоится в выбранной специальности. Смысл тратить родительские или государственные деньги на обучение в вузе, если в итоге даже не собираешься работать по специальности? Вот и получается, что идут с дипломами менеджеров в маникюрши или продавцы, не понимая, чего на самом деле хотят от жизни. У меня за 10-летнюю историю компании было всего три выпускника вузов, действительно больших умниц, понимавших, чему их учили и как применить эти знания на практике.
Что же касается ответа на вторую часть вопроса, то я благодарна всем своим учителям, начиная с детского сада и заканчивая преподавателями кафедры экономики и управления на предприятии Дальневосточного государственного коммерческого университета (ныне ДВФУ), где я осознанно получала второе высшее образование буквально несколько лет назад. С особой теплотой вспоминаю заведующую кафедрой Ульяну Валентиновну ДАНИЛОВУ и руководителя диплома Ларису Геннадьевну ВОРОБЬЕВУ - потрясающих Педагогов с большой буквы.
Елена ФИЛОНОВА, заместитель руководителя Приморскстата (г. Владивосток):
- Времена действительно изменились очень ощутимо, и жизнь предъявляет свои требования, особенно к уровню технической (компьютерной) грамотности. Поэтому в современной школе происходит смещение акцентов. Так, увеличивая часы, например, на информатику, уменьшают их количество на другие предметы. Это вынужденная, но необходимая мера. Главное, на мой взгляд, чтобы это происходило не в ущерб основным предметам: математике и русскому языку.
Вообще-то, большинству людей свойственно ностальгировать по былым временам, и я, видимо, не исключение. Поэтому мне кажется, что нас учили все-таки качественней. Я и мои ровесники очень многое помнят из школьной программы, а сегодняшние выпускники через год забывают таблицу умножения. Но, наверное, это скорее человеческий фактор, чем недостатки модели образования. Порой отношение к учебе детей и их родителей оставляет желать лучшего. Если мама совершенно спокойно заявляет о том, что и она в школе плохо училась, а теперь у нее три магазина, то вряд ли ее отпрыск станет нобелевским лауреатом.
Делает свое пагубное дело и Интернет. Раньше для того, чтобы написать реферат, нужно было перерыть кучу литературы, поработать до седьмого пота, поэтому, конечно, в памяти многое оставалось. Сегодня все иначе. Да и среди учителей, к сожалению, появляются те, кто позволяет себе халтурить.
Хотя, конечно, и сейчас есть педагоги - истинные энтузиасты своего предмета. И есть много родителей, уделяющих внимание образованию своих детей и умеющих привить им трудолюбие и упорство. И молодежь в своем большинстве все-таки умная и прогрессивная.
Оглядываясь назад и вспоминая школьные годы (а я окончила владивостокскую среднюю школу №6 на Эгершельде), хочется сказать огромное спасибо своим учителям, которые гоняли нас как сидоровых коз, зато научили не только накапливать знания, но и применять их по назначению - что называется, «пользоваться мозгами». Тем учителям, у которых хватало терпения проводить дополнительные занятия не только с отстающими учениками, но и факультативы с более подготовленными. Тем классным руководителям, которые свое личное время посвящали выезду с нами на водопады просто потому, что им хотелось научить нас дружить. Многих из учителей уже нет, но на встречу одноклассников спустя 35 лет собралось больше половины класса. Значит, нашим педагогам это удалось…
Татьяна ИНШАКОВА, PR-директор XI МКФ стран АТР «Меридианы Тихого» (г. Владивосток):
- Безусловно, сегодняшний день ученика кардинально отличается от школьных будней прошлых десятилетий. В первую очередь это связано с техническим прогрессом. Также существенным изменениям подверглась школьная программа - изменилась методика преподавания, форма взаимодействия учителя и ученика. На мой взгляд, в каждой модели образования есть свои плюсы и минусы, их эффективность специалисты смогут оценить только по прошествии времени. А самым главным в обучающем процессе по-прежнему считаю человеческое отношение учителя к своим ученикам, истинное желание научить, дать все свои знания, помочь в трудную минуту. И, к счастью, мне есть кого за это поблагодарить.
"Дальневосточный капитал", N9, сентябрь 2013 г.
- Мы были в Грузии
- Куда жителям Приморья ехать кататься на лыжах
- В Национальный рейтинг туристических брендов-2018 вошли представители Дальнего Востока
- Соболиная охота: в капкане регламентов
- Быть здоровым - это здорово
- Какие свои начинания дальневосточники считают успешными
- Владивосток в управляемом заносе
- От наемного работника - к предпринимателю
- Самый важный человек компании
- "Остров Врангеля" - он такой один