Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:51 |
|
|
Тема номера
|
Приморским суперверфям подыскали новых хозяев
Эксперты отмечают, что другого выхода из сложившейся тупиковой ситуации с возведением двух верфей в Приморье просто нет. Окончательный конкретный план передачи проекта от корпорации консорциуму глава государства поручил представить ему до конца сентября.
В ОСК рассчитывали, что верфи будут загружены большими заказами под освоение проекта «Штокман», именно поэтому корпорации удалось привлечь в СП крупных иностранных судостроителей. Во время подписания соглашения между ОСК и DSME о создании СП Сечин обещал новой верфи крупные заказы «Газпрома», «Роснефти», «Совкомфлота» и «Зарубежнефти».
Из-за неясности со сроками освоения «Штокмана» дальнейшая стратегия развития верфей, и в первую очередь «Восток-Raffles», оказалась под вопросом. Ситуация со «Звездой-DSME» осложнилась тем, что южнокорейская компания не хотела вкладываться в проект финансово, а лишь обещала технологии. Кроме того, DSME предложила ОСК «крайне высокую цену разработки проекта верфи». В итоге ОСК решила строить «Звезду» самостоятельно, не исключая привлечения DSME на втором этапе строительства, а проект «Восток-Raffles» был «заморожен» до лучших времен. Ситуацию усугубил и общий кризис в мировом судостроении.
19 августа во время посещения «Звезды» вице-премьер Дмитрий РОГОЗИН раскритиковал ход строительства, возложив вину на ОСК. А уже 30 августа судьба «Звезды» стала одной из главных тем президентского совещания. Руководство ОСК подверглось критике со стороны правительства и главы государства в этой связи, а также ввиду целого ряда других недоработок.
Министр промышленности и торговли Денис МАНТУРОВ объяснил задержку тем, что от участия в проекте отказалась южнокорейская DSME, а бюджетное финансирование предусмотрено лишь с 2016 года. Экс-гендиректор Дальневосточного центра судостроения и ремонта (ДЦСС, «дочка» ОСК) Игорь БОРБОТ (сейчас работает в «Роснефти») пояснил, что проблемы с кредитованием появились в том числе из-за «череды смены руководства» ОСК (кивок в сторону экс-главы ОСК Романа ТРОЦЕНКО. – Прим. авт.). Все это вызвало резкую критику Владимира Путина. «Здесь все умирает, и у вас все умирает, сорвали проект огромный», – заявил он.
И тогда на помощь пришла «Роснефть»
«Мы высказали предложение и просим поддержать передачу консорциуму из заказчиков, финансовых и технологических партнеров ответственность за строительство центра. Просим дать поручение», – сказал Игорь Сечин на совещании.
Говоря о структуре будущего консорциума, Игорь Сечин предложил, что «Роснефть» будет формировать заказ, Газпромбанк организует в целом работу консорциума и ее финансирование. Кроме того, будут технологические партнеры, в качестве которых могут выступить GE (судовое электрооборудование), Parker Drilling (занимается бурением), Kvaerner (шельфовая техника), Technip (оборудование для нефтегазовой отрасли), корейские верфи DSME и STX. Предполагается, что, пока «Звезда» будет строиться, корейцы могут получить часть заказов на условиях «передачи технологий и обучения специалистов». Партнерами могут стать и китайские верфи, та же Yantai CIMC Raffles.
«Если никто не возражает против самой идеи создания этого консорциума, давайте так и порешим», – заявил глава государства.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сказал, что ведомство в целом поддерживает эту идею при условии, что консорциум будет выступать основным заказчиком для «Звезды». По его словам, строительство судоверфи «Звезда» обойдется в более чем 100 млрд рублей.
«Предварительный расчет – это 111 млрд рублей, но я думаю, что, если делать это все параллельно и быстрее, чем заложено было изначально, будет подешевле», – сказал Денис Мантуров журналистам.
Владимир Путин посчитал излишним полностью отстранять ОСК от участия в консорциуме, хотя такой сценарий был одним из вариантов, предложенных Сечиным.
«На мой взгляд, ОСК должна там оставаться; в каком качестве, в каком объеме – «золотая акция», или что-то другое, либо блокирующий пакет, – нужно подумать», – заявил президент. «Вы сами решите в диалоге с возможными концессионерами – банком и другими!» – отметил он, особо подчеркнув, что военное строительство Россия оставит себе. «Мы должны основываться на своих реалиях», – прокомментировал президент практику ряда стран, где военные заказы выполняют гражданские предприятия.
При этом Путин не принял предложение главы Минпромторга дополнить будущий консорциум Амурским и Хабаровским судостроительными заводами. На данный момент эти предприятия работают по гособоронзаказу. «Суть в том, чтобы не перегружать возможный будущий консорциум сложными элементами, которые утопят всю конструкцию, но в то же время чтобы создать у них определенные обязательства по сотрудничеству и загрузке тех предприятий, о которых вы сказали», – пояснил он.
«Послушайте, если мы хотим сделать эффективную современную верфь по производству гражданской продукции, не нужно утяжелять ничем. Мы можем ведь так наутяжелять это, что это плавать не будет совсем. Надо из реалий исходить; если мы хотим сделать современную, качественную, конкурентоспособную верфь, то нужно на этом сосредоточиться. И если этот консорциум складывается из потенциальных заказчиков и финансового учреждения, то нужно сделать это максимально эффективно, чтобы у нас на Дальнем Востоке появился какой-то реально функционирующий, современного мирового уровня и класса центр судостроения.
Сегодня деньги, завтра – …
Говоря о возможной стоимости актива при передаче верфи консорциуму частных инвесторов, Денис Мантуров отметил, что цена будет складываться из нескольких факторов.
«Будем исходить из того, что потрачено на сегодняшний день, это 9 млрд рублей, при этом есть уже фактическая задолженность перед исполнителями, то есть общий объем около 10 млрд рублей, плюс есть территория и уже существующие мощности, тут – вопрос оценки», – сказал Денис Мантуров.
Иностранные инвесторы теоретически могут быть участниками консорциума, но покупка верфей иностранцами не предполагается.
Первоначально «Роснефть» предлагала вариант создания консорциума без участия ОСК, однако президент счел необходимым сохранить за ОСК и гражданскую, и оборонную компетенцию. По итогам совещания во Владивостоке президент РФ дал поручение проработать, по какому формату будет реализовываться проект, связанный с центром «Звезда». «Сколько процентов останется у ОСК – это вопрос оценки», – сказал Мантуров по свежим следам.
Позже вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что за ОСК в консорциуме, скорее всего, останется блокирующий пакет – 25% плюс одна акция.
Денис Мантуров пояснил, что это элемент приватизации, но не когда государство напрямую продает пакет из казны, а когда дает право реализовать актив или войти им в совместное предприятие.
«Либо ОСК вложит свой актив в предприятие с участием консорциума, который будет вносить туда деньги для реализации проекта, либо они будут выкупать актив, либо это будет комбинированная сделка», – добавил он.
Рогозин добавил, что власти хотят «создать высокоэффективную корпорацию кораблестроителей страны, которая будет ориентироватся как на гражданское, так и на военное кораблестроение». Он подчеркнул, перекрестное финансирование, которое должно быть организовано внутри самой корпорации, позволит поднимать гражданские активы за счет оборонного заказа, а когда тот будет уменьшаться после обновления флота, на первый план выйдет полномасштабное создание морской техники.
«Поэтому равновесие такое, равные плечи одной корпорации – это задача, поставленная президентом», – обратил внимание вице-премьер.
По его мнению, «это единственный вариант, при котором мы сможем успеть разместить на собственных мощностях заказы по созданию такой морской техники, работающей на Арктическом шельфе».
Олег КЛИМЕНКО, "Дальневосточный капитал".
- Альтернатива фондовому рынку: почему россияне выбирают ЗПИФы для инвестиций в недвижимость
- "Деревню спортсменов" откроют на время VII Международных игр "Дети Азии" в Приморье
- Реконструкция аварийного моста в районе АртемГРЭС начнется осенью
- Одно из старейших предприятий Приморья продолжает модернизацию
- Приморская ГРЭС проходит реновацию
- Экология – приоритет: приморский порт утвердил новую экологическую повестку
- Находкинский гуманитарно-политехнический колледж и НЗМУ запускают программу целевого обучения
- Наставники научат математике бизнеса
- "Дальзавод" против "Дальморепродукта"
- "Акцент" на первой линии помощи