Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Вторник| 06 Июня, 23:50 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 81.25 р.
1 EUR 86.95 р.
100 JPY 58.23 р.
10 CNY 11.39 р.
Тема номера
Футбольный клуб "Динамо" появится в одном из сёл Приморья
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
06.06 |
Сборная Приморья выиграла чемпионат и первенство ДФО по мотокроссу
06.06 |
Возведение опор завершили приморские строители на мосту через реку Илистая
06.06 |
Более двух тысяч пенсионеров Приморья получают надбавку за сельский стаж
05.06 |
В шесть раз увеличился торговый оборот Приморья с Республикой Беларусь
05.06 |
Почти 60 тысяч семей с детьми получают различные социальные выплаты в Приморье
статьи раздела
Регион сегодня
13 Октября 2022, 14:18
Форум "Экспортный потенциал Приморья" пройдет во Владивостоке Форум для экспортеров пройдет во Владивостоке 1 ноября. Приморские предприниматели узнают о перспективах развития сотрудничества с Китаем, Республикой Корея, Вьетнамом, Индией, Малайзией, Индонезией. Зарегистрироваться можно по ссылке.
статьи раздела
Территория
17 Декабря 2021, 14:24
Петр Гоголев, председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Недропользователи не должны забывать про социальную ответственность Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года ставит важнейшую задачу - ускорение экономического роста темпами выше средних по России. В то же время Стратегия развития Республики Саха (Якутия), дополняющая Нацпрограмму, главной ценностью определяет человека и создание благоприятных условий для его развития. Это предполагает развитие человеческого капитала, сокращение уровня социально-экономической дифференциации между различными территориями, уровня социального расслоения и сохранение природы для будущих поколений
статьи раздела
Регион сегодня
21 Ноября 2021, 17:05
В аэропорту Владивостока продолжают приземляться вывозные рейсы Оказавшиеся в сложной ситуации граждане могут рассчитывать на помощь государства
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 16:46
Нацпроекты определяют рост Ускорение развития дальневосточных регионов, повышение в них уровня жизни населения и качества среды обитания опираются на задачи, определенные национальными проектами.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 15:42
Иностранные инвесторы: все ли планы в силе? Приморский край твердо намерен конкурировать за иностранные инвестиции. Индия, Китай, Корея, Япония реализуют масштабные проекты в регионе
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Страницы истории

26 Марта 2019, 09:45 | Страницы истории |

Первые предприниматели Владивостока искали нефть, торговали "чайной травой" и ловили бабочек

Предпринимательство во Владивостоке в 60-е годы XIX века зарождалось с большим трудом

Удаленность региона, отсутствие не то что транспортной инфраструктуры, а нормальных условий жизни, наложили свой отпечаток на формирование деловой среды. Выжить здесь могли только сильные духом, но неприхотливые в бытовом отношении и действительно предприимчивые люди.

Первым человеком, занявшимся торговлей, стал начальник только что образованного военного поста Владивосток, прапорщик Николай КОМАРОВ.

В условиях нехватки продовольствия, предметов первой необходимости, он наладил меновую торговлю с китайцами. Судя по всему, успешную, потому что спустя некоторое время после смещения его с должности условия для торговли поменялись, причем весьма кардинально. Китайцы даже подали следующую жалобу: «Всем господам высоким властям кланяемся до земли, прося мира. Мы, китайские простолюдины, от провинции Шань-дунь до Восточных гор, просим об одежде и пище. Прежде сего Комаров жил в заливе Хай-шень-вэй и мы, крестьяне, свободно производили торговлю на деньги и меновую. Но после того как г. Комаров удалился, то мы при продаже: быка, лошади, свиньи, барана, вина, муки, кур, уток и других предметов, если запрашивали цену несходную, то есть дорого, то случалось неоднократно получать побои, и с удалением Комарова торговли совсем нет. Если правила торговли не объяснены, если при ней случаются грабеж, притеснения, презрения, да и еще побои, - то кто решится торговать?...»

Кто решится торговать? Такой человек нашелся довольно быстро.

 


 

 

Яков Лазаревич СЕМЕНОВ, первый гражданский житель Владивостока. Выходец из крестьян Енисейской губернии, получивший домашнее образование и очень рано обнаруживший в себе купеческий талант и склонность к перемене мест, Семенов из Сибири перебрался на берега Амура, в провинциальный, но стремительно развивавшийся город Николаевск-на-Амуре. Здесь он занялся торговлей.

Говорят, был доверенным лицом Петра КУЗНЕЦОВА, одного из самых влиятельных и богатых купцов Сибири. Но что-то не устроило купца Семенова в размеренной и вполне комфортной городской жизни, и, собрав вещи, он вместе с семьей в сентябре 1860 года отправляется с товарами (мануфактура, чай, сахар) в залив Святой Ольги, где занялся меновой торговлей. Природная любознательность, предприимчивость и смекалка довольно быстро привели его к мысли заняться тем, чем традиционно, на протяжении столетий занимались китайцы - добычей, заготовкой и продажей морской капусты, трепангов и других видов марикультуры. Перебравшись в 1861 году во Владивосток, Яков Лазаревич с энтузиазмом взялся за дело. Обладая большим опытом торговли с китайцами, он с первых же дней стал верным помощником и советчиком командира поста Евгения Степановича БУРАЧЕКА. О чем свидетельствуют «Воспоминания заамурского моряка»: «…Между тем, свежее мясо в посту все вышло, быков китайцы не продавали; нужно было за покупкой их сходить в китайскую деревню на р. Цема, верст за 100. Чтобы скрыть свое намерение от китайцев, которые зорко следили за каждым моим шагом, я взял одного провожатого, знающего китайский язык, двух лошадей и отправился в путь. Купец С. вызвался идти со мной…»

Спустя некоторое время, построив парусную шхуну «Эмилия» (первое судно, построенное во Владивостоке), он стал добывать, перерабатывать и продавать морскую капусту в Китай. И не беда, что первая попытка обернулась неудачей. За ней последовала вторая, третья… Чтобы судно не простаивало зря, возил почту и грузы для Ольгинского поста. Фактически, это было первое торговое судно, приписанное к Владивостоку. С этого времени Семенов ежегодно совершал один - два рейса до залива Ольги, доставлял туда по контракту с военным ведомством снабженческие грузы для местного гарнизона. Попутно перевозил и пассажиров.

Уже через несколько лет добыча и продажа даров моря благодаря усилиям Семенова достигла промышленных масштабов. Как свидетельствует Н.П. МАТВЕЕВ в своей книге «Краткий исторический очерк г. Владивостока»: «..Судов, возивших из Владивостока только одну морскую капусту, в этом году (1867 ) было 17, причем этого продукта вывезено 360 000 пудов, трепангов (морских червей) 800 пудов на сумму всего 750 тысяч рублей.» Масштабы добычи и доход, полученный от продажи, впечатляют. К этому времени Семенов занимался не только морской капустой, но еще и агар-агаром, рыбным промыслом. Кстати, усилия купца были по достоинству оценены в России. В 1890 году на Всероссийской выставке рыбопромышленности в Санкт-Петербурге главной экспертной комиссией Яков Лазаревич Семенов был награжден дипломом и большой серебряной медалью.

Ни для кого не секрет, что Владивосток, в силу своего географического положения, практически был обречен на развитие торговых отношений с близлежащими соседями: Китаем, Японией, Кореей. Вот и владивостокские предприниматели конца XIX - начала XX века хорошо это понимали. И не только понимали, но и прикладывали для этого немало сил и материальных средств.

 


 

Среди них особое место занимает Михаил Григорьевич ШЕВЕЛЕВ - предприниматель, меценат, знаток и тонкий ценитель истории и культуры Китая.

Долгий и тернистый путь пришлось ему преодолеть, прежде чем стать одним из самых уважаемых людей на Дальнем Востоке. Уроженец Верхнеудинска (ныне - город Улан-Удэ), из семьи потомственных купцов. Его дед, Александр Данилович, нажил свой капитал на откупе и подрядах, был городским головой, отец также торговал и в Кяхте, и в Верхнеудинске, занимался строительными подрядами и также был городским головой. Михаил Григорьевич пошел по их стопам.

Проучившись в Николаевском и Троицком училищах, он поступил в двухгодичную школу переводчиков китайского языка. После чего отправился в Пекин, в русскую духовную миссию, продолжать свое образование. Вскоре волею случая Михаил Шевелев попал в Ханькоу - центр чайной торговли Китая и России, где поступил на работу в чайную компанию «Оборин, Токмаков и Ко» вместе со своим другом, в будущем известным купцом Алексеем Дмитриевичем СТАРЦЕВЫМ. Дела шли неплохо, и в январе 1874 года он стал совладельцем фирмы «Токмаков, Шевелев и Ко», доставлявшей чай в Россию.

Традиция чаепития стремительно распространялась в широких слоях российского общества (особым спросом чай пользовался у населения Сибири, и калмыков и татар в Европейской России). Импорт «китайской травы» развивался по нарастающей, достигнув в середине XIX в. 300 тыс. пудов. Бизнес этот был сложный, связанный с большими транспортными расходами. Выдержать жесткую конкуренцию со стороны авантюристов всех мастей было сложно. Только изобретательная и деятельная натура могла успешно противостоять любителям «чайной» наживы. Очень скоро он нашел эффективный способ поставить на место конкурентов. В 1875 году совместно с компаньонами покупает в Англии небольшой пароход «Батрак», который начинает доставлять чай из Китая в Россию морем. Но, как говорится, «как пароход назовешь, так он и поплывет». Первый опыт обернулся крахом. В 1876-1878 гг. убытки от перевозок составили 45 тысяч рублей, а судно затонуло у берегов Сахалина. Однако, руки Шевелев не опустил. Более того, ему пришла идея наладить регулярное пароходное сообщение между портами России, Кореи, Японии и Китая. Получив контракт от департаментов торговли и мануфактур Министерства финансов на перевозку своими пароходами казенных грузов, почты, военнослужащих и заключенных на льготных условиях, перебравшись во Владивосток, Шевелев, засучив рукава, взялся за дело. С 1881 года пароходами компании «Шевелев и К» стали осуществляться грузопассажирские перевозки на линиях Владивосток - Николаевск-на-Амуре, Владивосток - Шанхай - Ханькоу и др.

Легендарный историограф Владивостока Н. П. Матвеев не преминул отметить сей примечательный факт: «...Постоянное сообщение с другими портами Японского моря поддерживал пароход М.Г. Шевелева и К «Новик». Делали рейсы между окрестными пунктами залива Петра Великого «Байкал» и «Владимир», держали их Гензана, Фунзана, Нагасаки, Чжифу и Шанхая, и «Стрелок» по Татарскому проливу до Николаевска-на-Амуре. Пароходы Шевелева получали субсидию по 3 рубля за пройденную милю в южные порты». Крупнейшая на Дальнем Востоке компания просуществовала до 1899 года. Кроме того, в 1892 году совместно с купцом Александром Михайловичем СИБИРЯКОВЫМ и офицером МАКЕЕВЫМ он основал «Амурское общество пароходства и торговли» с основным капиталом в 1 миллион рублей. И все бы хорошо, если бы не серия крушений, в результате которых один за другим пошли на дно сначала пароход «Владимир», а затем и «Стрелок». В течении года, у побережья все того же злосчастного острова Сахалин…

В отличие от многих современников-предпринимателей, Михаил Григорьевич отнюдь не зацикливался на приумножении капитала, он много занимался благотворительностью, выделяя средства на образование (входил в попечительский совет Восточного института, организовывал первые мореходные классы), культуру, научные изыскания (стоял у истоков основания Общества изучения Амурского края), нужды переселенческого управления края, организацию и проведение экспедиций по поиску нефти на Сахалине. Причем и сам увлекался археологией, слыл большим знатоком истории и культуры Китая, мечтал написать книгу о легендарном Бохайском царстве, некогда существовавшем на территории Приморья.

 


 

 

Человеком очень разносторонних интересов и широких взглядов был один из самых легендарных предпринимателей Дальнего Востока - Михаил Иванович ЯНКОВСКИЙ.

Поляк по происхождению, сибиряк по закалке, дальневосточник по характеру. Родился в семье польского шляхтича Яна Янковского 24 сентября 1842 года. С юношеским пылом участвовал в польском восстании в январе 1863 года. За что и поплатился 8 годами каторги в Сибири, сокращенной вдвое, ввиду сильных обморожений. После работ на золотых приисках на притоке реки Лены Олекме, по приглашению зоолога Бенедикта ДЫБОВСКОГО, отправляется на Дальний Восток в составе небольшой научной экспедиции под патронажем Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества. Сбор ценной научной информации во время сплава по рекам Уссури и Сунгач настолько заинтересовал бывшего каторжанина, что до конца жизни он погрузился в мир науки. А занимался Янковский впоследствии многим: археологией (культура раковинных куч названа его именем), орнитологией (открыл 11 новых видов птиц) и…энтомологией. Да, да! Этот серьезный, скорее даже суровый, мужчина, с большим энтузиазмом бегал с сачком, и ловил бабочек. В дальнейшую судьбу Михаила Ивановича вмешался его величество случай. Он знакомится с ссыльным поляком ЧАКЛЕЕВСКИМ, управляющим золотым прииском на острове Аскольд неподалеку от Владивостока. Соотечественник уезжал на родину и искал себе замену, Янковский согласился на новую должность, и в 1874 году отправился во Владивосток.

Здесь, занимаясь добычей золота, ведет непримиримую борьбу с браконьерами и хунхузами (тайно, но настойчиво пытавшихся мыть золото), запрещает хищнический отстрел пятнистых оленей, в качестве эксперимента завозит на остров фазанов, которые очень быстро размножились и стали объектом охоты, страстным любителем которой был Янковский. Наведение дисциплины и порядка на прииске незамедлительно сказалось и на увеличении добычи золота. Тогда же он увлекся и метеорологией, в 1877 году на острове им была установлена станция наблюдения за погодой, результаты которого он направлял в Пулковскую обсерваторию.

В 1879 Янковскому были возвращены права дворянства, после чего вместе с другом и сподвижником Фридольфом ГЕКОМ переселяется на полуостров Сидими, где он приобретает 321 десятин земли в собственность и еще 7375 десятин берет в аренду. Здесь он основывает первую в мире плантацию женьшеня (в 1910 году его обширная плантация насчитывала 60 тысяч корней различного возраста), занимается садоводством, привезя саженцы фруктовых деревьев из Москвы, Одессы, Варшавы, Калифорнии и Канады. Первые неблагоприятные результаты, связанные с особенностями прибрежного климата, не останавливают предпринимателя. Янковский подает прошение Военному губернатору Приморской области об отводе ему 250 десятин вблизи села Никольского под сад и конюшни.

Среди необычных, весьма специфических видов деятельности Янковского необходимо упомянуть разведение пятнистых оленей. За 10 лет поголовье стада выросло с 800 до 3000 единиц. Помимо всего прочего, он очень успешно занимался коневодством. Создал первый в Приморье конный завод. За 20 лет им была выведена новая порода лошадей, специально приспособленная к Дальневосточным условиям. В очерке «Коннозаводство в Южно-Уссурийском крае» он позже напишет: «Конечно, как многие предприимчивые коммерсанты, я мог накопленный на Аскольде капитал употребить на покупку участков и постройку домов во Владивостоке, стать миллионером; но тогда не было бы выведенной многолетними генерациями моей лошади, то есть не было бы того, что ни всесильные американцы, никакой капитал - если дело не касается кроликов и голубей - не могут сделать ни за пять, ни за десять лет». Благие намерения и достижения, однако, никоим образом, не мешали Янковскому использовать своих лошадей в скачках на городском ипподроме и зарабатывать солидные деньги.

Но и это еще не все! В 1893 году он вместе с компаньонами создает во Владивостоке «Кожевенный завод Янковского и К».

При всей своей внешней интеллигентности, Михаил Иванович отличался крутым нравом, например, когда в 1897 году случилось несчастье, хунхузы напали на заимку Гека, убив его жену, работников и похитив сына, он организовал отстрел местных банд, навсегда отбив охоту у них появляться в этих местах. Янковский принимал живейшее участие в деятельности созданного в 1884 году Общества изучения Амурского края, являя собой новый тип предпринимателя. Свои наблюдения и опыт Янковский изложил в ряде научно-практических работ, в частности, в статьях «О гарантировании природных богатств от уничтожения и истощения», «Остров Аскольд» (за последнюю удостоен серебряной медали Русского Императорского географического общества). В 1884 году Военный губернатор Приморской области в представлении Генерал-губернатору Восточной Сибири об отводе Янковскому угодий писал: «…Подобные люди, как Янковский, весьма полезны для края и желательно бы привлечь таковых больше…». 

Дмитрий РЫКУНОВ.

Журнал "Дальневосточный капитал", март, 2019 год. 

Теги: Владивосток  Комаров 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Первые предприниматели Владивостока искали нефть, торговали "чайной травой" и ловили бабочек
  • Во Владивостоке "Русский Китай" расскажет о быте русских в Поднебесной
  • Дальневосточные корни: Казак Олег Мельников
  • Творческие корни приморской семьи Спивак





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Проект ДК
30 Октября 2020, 12:30
Сельское хозяйство: между потерями и обретениями Среди перспективных отраслей экономики края сельское хозяйство более десяти лет занимает ведущие позиции по объемам привлеченных инвестиций. Итогом такой активности стали появившиеся в регионе новые производства, которые позволили увеличить объемы продуктов питания, выпускаемых приморскими предприятиями, и в целом повысить показатели обеспеченности Приморского края собственной продукцией.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:00
Артем принимает вызов На глазах город Артем Приморского края становится все более комфортным для жизни. Есть видимые для глаз перемены - ведется комплексное благоустройство, строятся парки; и есть менее заметные, - во многом изменились отношения местной власти и бизнеса. О том, на каких принципах они строятся, как город содействует привлечению инвестиций, мы говорим с Вячеславом Квоном, главой Артемовского городского округа.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:20
Энергетика Приморья: этапы развития Новые энергообъекты должны обеспечить возросшие потребности бизнеса и решить проблему надежности
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:00
Лесопромышленный комплекс: переработка выходит на первый план Инвестиционные проекты в отрасли поддержаны на федеральном и региональном уровне
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2022 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Цирлина Мария Владимировна
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85, +7 (902) 052-23-78; Email: [email protected]
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика