Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 31 Октября, 03:49 |
|
|
Тема номера
|
Оборона по кругу
В своё время император Николай Первый говорил губернатору МУРАВЬЕВУ: «У тебя англичане Камчатку возьмут, а ты об этом только через полгода узнаешь». Эта фраза в равной степени применима и для Владивостока. Обширность российских территорий, малое количество дорог, малонаселённость больших пространств – всё это вынуждало государя беспокоиться об окраинных городах. Опыт Крымской войны показал, что лишь грамотное планирование на местах, укрепление территории, формирование гарнизона в момент опасности обеспечат возможность не просто отразить натиск, но и позволят продержаться до прихода подкрепления, которое с запада на восток всегда будет идти долго. Дорога морем занимала минимум полтора месяца, по суше – вариант вообще не для войны, можно и на полгода завязнуть. Приходилось обустраиваться на местах.
Идея окружить Владивосток цепью крепостных сооружений принадлежит Павлу Фёдоровичу УНТЕРБЕРГЕРУ, в будущем губернатору Приморской области, а тогда, в 1877-м, заведующему инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа. Именно он выбирал места под первые береговые батареи, и именно с его подачи началось строительство, которое растянется на 40 с лишним лет, будет реализовано в три этапа и закончится всемирным признанием Владивостока, как сильнейшей и самой обустроенной морской крепости в мире.
Рельеф в городе идеален для обороны: сопки, полуострова, полный обзор с ключевых высот, распадки, где можно прятать от глаз врага всё что угодно. Вопрос лишь в том, что бы суметь отличить хорошую позицию от наилучшей. Когда задумали обороняться, Владивосток по размеру территории был совсем маленьким, и первые батареи ставили на мысах у входа в город, на берегу Золотого Рога и на сопках – тех, что ближе к бухте. Принцип выбора мест был тот же, что и у средневековых крепостей: главное, обеспечить оборону со всех сторон, то есть по кругу. Без стен (с появлением нарезной артиллерии они стали бессмысленны), но так, чтобы совокупность секторов обстрела создавала невидимую огневую преграду.
Первые укрепления были из дерева и земли, их вооружали корабельными орудиями. По мере развития технологий и получения необходимых денежных средств их перестраивали в бетонном варианте, иногда отказываясь от предыдущих позиций. К концу XIX века, когда у Владивостока был уже официальный статус крепости, относится второй этап строительства оборонительных сооружений. Это было незадолго до Русско-Японской войны, и некоторые объекты и в Порт-Артуре, и на берегах Золотого Рога строились по схожим проектам, так что, гуляя по некоторым долговременным укреплениям во Владивостоке, можно без труда представить, как выглядели наши боевые позиции в Китае. Усиление нашего влияния в Поднебесной на время притормозило развитие Владивостока как крепости. Центр экономической тяжести и военной активности сместился южнее. Но, как показала история, это было временно.
После обстрела Владивостока японской эскадрой начали спешно возводить дополнительные укрепления. А после потерь в Русско-Японскую Владивосток и вовсе остался единственным городом, способным сдержать врага, пришедшего с Тихого океана. Постепенно, уже без всякой конкуренции город взял на себя нелёгкий, но почётный статус главной российской крепости на Востоке. Переоценив угрозы со стороны азиатских соседей, сделав нужные выводы об обороноспособности страны, государь и министры сошлись в том, что Владивостоку требуются дополнительные вложения в военное строительство. И такие средства город получил. В 1910 году, незадолго до начала Первой мировой войны, у Владивостокской крепости начнётся последний, «золотой», период.
До сих пор историки не могут прийти к единому мнению, сколько было выделено средств в то время, но о том, что они были колоссальными, говорят масштабы развернувшегося строительства. На проектировании объектов работало целое инженерное управление, стройку обеспечивало до 30 тысяч сезонных рабочих в год. Использовались самые передовые на тот момент технологии. Была спроектирована и возведена целая сеть разного рода дорог: шоссейных, узкоколейных железных и канатных. Они тянулись на вершины сопок Русского острова и Седанкинского хребта. По ним везлись тысячи тонн строительных материалов, грузы, общее количество которых уже не подсчитать. Каждая сопка была как муравейник – организм, живущий по строгим правилам и чётко отлаженным схемам, позволявшим возводить сложнейшие инженерные сооружения.
Именно в то время на вершинах Седанкинского хребта выросла цепь из семи мощнейших фортов, блокировавших врага на подступах со стороны материка. Так, любимый сегодня туристами форт №7 (цесаревича Алексея) – самый маленький из них. Но и его два с лишним километра подземных коридоров, хранилищ и казарм впечатляют своей продуманностью, качеством и прочностью. Эти форты отличаются большим количеством расположенных под землёй помещений, когда внутри всё самое необходимое, а сверху лишь земля, в которой спрятаны позиции для артиллерии и стрелков.
Стены фортов выдерживали попадание снарядов, выпущенных из 420-миллиметровых орудий. Их безупречность была доказана гораздо позже, когда в начале 90-х годов XX века в результате пожара начали взрываться снаряды в расположенных на Второй Речке складах Тихоокеанского флота. Все построенные для крепости объекты выдержали, устояли, чем во многом спасли ситуацию.
С 1910-го по 1914-й крепость окончательно обрела те контуры, в которых существует до сих пор, это две линии береговых батарей: Амурская и Уссурийская, две линии сухопутной обороны и Южный рубеж (комплекс сооружений на Русском острове). Было построено более 110 оборонительных объектов (форты, батареи, люнеты, редуты, капониры и полукапониры). Крепость окутывала город со всех сторон, служила тонкой невидимой и спасительной линией между телом города и потенциальным врагом. Несмотря на то, что город строился и развивался последние 100 лет, он так и не вышел за пределы собственной крепости. И, в отличие от европейских городов, которые, вырастая, стелятся вокруг своих замков, мы всё ещё «живём» в пределах защитных «стен», прочерченных 100 лет назад.
Многое из того, что до сих пор расположено в городе, имеет отношение к инфраструктуре крепости: здания, в которых располагались службы, казармы, в которых был расквартирован личный состав (до 80 тысяч штыков), вырытый в горе холодильник для стратегического запаса продуктов и провиантские склады, в районе Снеговой пади. Даже известный в городе парк Минного городка потому так называется, что раньше был не чем иным, как территорией арсенала крепости, и знаменитые три озера – не более чем часть системы противопожарной безопасности.
Вся улица Русская – старый военный аэродром, добрая половина дорог проложена для крепости. Конфигурация всех объектов точно соответствовала рельефу местности, форма которой не нарушалась, а огневые сооружения рассредоточивались на большой площади, что затрудняло пристрелку артиллерии противника. Через реализованные здесь проекты Владивосток оказался своеобразным полигоном для отечественной, а после 1918 г. и мировой фортификационной науки.
Крепость перестала существовать как боевая единица в 1922 году. Идеально выбранные места для её объектов пригодились вместе со всей инфраструктурой для военных нужд молодой советской республики. По этой причине были недоступны для простых людей и стали открыты для них только тогда, когда начали сокращать войска в новую постсоветскую эпоху.
Сегодня большинство объектов заброшены, их осваивают в самостоятельном режиме стихийные туристы и специалисты по военной истории. Статус памятника федерального значения не очень-то бережёт крепость от вандалов, и объекты постепенно «тускнеют». Хотя, по мнению многих специалистов из разных стран, являются достойным вкладом России в сокровищницу объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, конечно, если когда-нибудь кто-нибудь (город, край, страна) решится сделать заявку на получение этого статуса. Быть, может, это единственный уместный подарок крепости в год её 120-летия.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%