Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 12 Декабря, 14:42 |
|
|
Тема номера
|
На Дальнем Востоке инвесторы ждут конкретики и последовательности
Именно ради такого диалога и был задуман конгресс, организованный администрацией Приморского края при поддержке правительства РФ. Соответственно, и темы панельных дискуссий были выбраны неслучайно: «Инструменты привлечения инвестиций. Лучшие международные практики развития территорий», «Транспортно-логистическое обеспечение торговли. Формирование новых глобальных маршрутов АТР - Европа», «Энергетика Дальнего Востока. Перспективы», «Продовольственная безопасность. Повышение стабильности продовольственных рынков», «Система образовательного обеспечения инвестиционного сотрудничества». В фокусе внимания оказались именно те ключевые отрасли, на которые опирается экономика региона сегодня и которые должны обеспечить ее будущее развитие.
Прагматичные цели
Приветствуя гостей, губернатор Приморского края Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ подчеркнул, что, выступив в этом году организатором конгресса (в последующем он ежегодно будет проходить в регионах ДФО), администрация преследует сугубо прагматичные цели - дискуссии, презентации, встречи, подписания соглашений должны иметь прикладное значение. Нужны конкретные ответы на конкретный вопрос: что должно обеспечить приток в региональную экономику инвестиций, в том числе иностранных?
Этим требованиям конкретности отвечала и организованная в рамках конгресса инвестиционная выставка «Достижения и планы субъектов ДФО и Байкальского региона в области формирования благоприятного инвестиционного климата». Презентации территорий, в режиме нон-стоп транслировавшиеся на экранах телевизоров, были не только информативны, но и современны по форме, позволяли легко найти нужные сведения, наглядно увидеть те перемены, которые происходят в регионах. А главное, их сумма давала развернутое представление о приоритетных задачах, которые региональной экономике предстоит решить в рамках принятой в этом году Государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года.
Забегая вперед, заметим, один из членов японской делегации на пленарном заседании признался: «Мы знаем, что у вас принята Госпрограмма развития. Но сейчас начинаем немного сомневаться, она будет выполняться? Нам это очень важно знать».
Наши соседи по региону от нас действительно ждут конкретики и последовательности. Владимир Миклушевский, как глава региона, принимающего конгресс, на примере Приморского края постарался доказать, что именно эти принципы лежат в основе инвестиционной политики, выработанной его командой. А обеспечивать эту политику будет создаваемая в крае система институтов развития. Два из них - Агентство по привлечению инвестиций в Приморский край и Корпорация развития Приморского края - были активными участниками конгресса и подписали ряд соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами и дальневосточными коллегами.
Связующее звено
По словам приморского губернатора, сегодня в числе зарубежных партнеров Приморья 106 стран. Но потенциал международного сотрудничества региона далеко не раскрыт. К примеру, преимущества географического положения края дают массу возможностей для того, чтобы стать еще более востребованным транспортным коридором между Европой и Азией. Этой составляющей развития экономики региона он уделил особое внимание, отметив, что наряду с расширением транзитного потенциала параллельно должна решаться задача изменения логистики товаров народного потребления. «Сегодня большая часть товаров на Дальний Восток завозится через Европу, а это не способствует их удешевлению. Изменить сложившуюся логистику можно, только совершенствуя таможенные процедуры и развивая инфраструктуру. Мы имеем в виду реконструкцию Транссиба, трассы М-60, которая соединяет Владивосток с Хабаровском и далее идет на Читу, строительство новой дороги «Владивосток - Находка», - подчеркнул Владимир Миклушевский. По его словам, транспортно-логистический комплекс уже сегодня обеспечивает 18% ВРП края, и этот показатель должен только расти.
Собственно, транспортная тема также актуальна и для китайских соседей. Губернатор провинции Хэйлунцзян Лу ХАО тоже уделил ей немало внимания в своем докладе, рассказав, кстати, что сам добирался из Харбина во Владивосток на машине и хорошо осведомлен, какие проблемы ожидают тех, кто пересекает сухопутную границу наших стран. По его словам, китайская сторона крайне заинтересована в развитии транспортных связей. Лу Хао рассказал о крупных проектах, которые планируются к реализации в ближайшее время. Это строительство железнодорожного моста через Амур в Еврейской автономной области. Он отметил также, что с губернатором Амурской области активно обсуждается проект строительства автомобильного моста в районе Благовещенска.
Способствовать расширению транспортных связей регионов готов и Всемирный банк. Его представители отмечают положительные тенденции роста российской экономики. Специальный посланник президента Всемирного банка Махмуд МОХЕИЛДИН, принявший участие в работе конгресса, мотивировал эту готовность экономической статистикой: «Сегодня экспорт России утроился, импорт увеличился в шесть раз. Это сигнал интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Россия - на правильном пути. Мы готовы помочь в развитии портовых территорий, заинтересованы в совместной программе модернизации коммунальной инфраструктуры, нам интересны и экологические проекты», - заявил Махмуд Мохеилдин.
В рамках Дальневосточного инвестиционного конгресса подписан меморандум о сотрудничестве между администрацией Приморского края и Всемирным банком. Посланник также выразил уверенность, что с момента его подписания обе стороны очень скоро перейдут к реализации задуманного.
Транспортные проекты получили поддержку и российских институтов развития. В частности, в ходе конгресса ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» и народное правительство провинции Хэйлунцзян (КНР) подписали соглашения о взаимодействии при подготовке проекта по увеличению грузопотока между станциями Суйфэньхэ (КНР) и Гродеково (РФ). Стороны договорились обсудить необходимость модернизации железнодорожной инфраструктуры, реконструкции связанных логистических мощностей и иной пограничной инфраструктуры на маршруте «Харбин - Владивосток».
Еще одно событие в тему. В рамках конгресса подписано соглашение между администрацией Приморского края и группой компаний «Акваресурсы» о реализации инвестиционного проекта «Сухой порт» стоимостью около $18 млн. Транспортно-логистический центр планируется построить в Артеме в районе железнодорожной станции «Угловая». По идее инвесторов, центр будет обеспечивать взаимодействие железнодорожного и морского транспорта, что позволит сделать перемещение экспортных грузов через порты Приморья более эффективным. Кроме этого, проект будет способствовать загрузке Транссибирской магистрали в обратном направлении на запад. Также в транспортно-логистическом центре будет производиться отгрузка мороженой рыбоподукции, что позволит разгрузить станцию «Мыс Чуркин».
«Транспортная инфраструктура - важная составляющая экономики. Мы создаем более 300 рабочих мест. Реализация проекта начнется в следующем году. Новое место выбрано между Владивостоком и Находкой, таким образом, мы распределяем транспортную нагрузку на юге края», - прокомментировал значимость нового проекта глава ГК «Акваресурсы» Руслан КОНДРАТОВ.
Побороться за лучшего инвестора
«На сегодняшний день в России 400 площадок ждут инвесторов, поэтому Приморью необходимо будет побороться за лучшего вкладчика», - заявила на конгрессе заместитель председателя Государственной корпорации Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ) Ирина МАКИЕВА. - Чем быстрее и лучше будут созданы условия, тем лучших инвесторов вы получите».
Собственно, создание организационных, финансовых, инфраструктурных, да и социальных тоже условий для инвесторов - важнейшая повестка дня администрации Приморского края сегодня. Об этом говорил и Владимир Миклушевский. По его словам, в Приморье планируется создать пять площадок под инвестпроекты, которые будут специализироваться на конкретных отраслях: агробизнес, строительство, рыбная промышленность, транспорт и логистика. Пятой площадкой является интегрированный развлекательный курорт с игорной зоной.
«У нас огромный интерес к созданию высокотехнологичных производств на территории края», - заявил приморский губернатор и привел пример компании «Соллерс-ДВ», которая за короткий срок не только построила во Владивостоке современное автосборочное производство, но и дала пример организации высокой производительности труда. В условиях ограниченного числа людей, проживающих в регионе, ставка должна делаться именно на этот экономический ориентир.
В администрации края активно продвигают идею создания Особой экономической зоны (ОЭЗ) для автомобилестроительного кластера. Проработан пакет льгот для вновь создаваемых предприятий с объемом инвестиций не менее 150 млн рублей. Речь идет об освобождении от налогов на прибыль и имущество на первые пять лет, в последующие пять лет ставка налога может составить одну четверть от общепринятой. Говорил губернатор и о принятом решении снизить на 10% энерготариф для малого бизнеса с января следующего года. Но наряду с этими частными решениями глава региона делал упор на системную инвестиционную политику в крае. «Приглашаю инвесторов к обсуждению. Мы в начальной точке, и у нас уже есть поддержка правительства, теперь нужны партнеры», - подчеркнул Владимир Миклушевский.
Предложение партнерства, в частности, касалось и рыбопромышленного кластера, в рамках которого на площадке, расположенной рядом с транспортной инфраструктурой (порт, железная дорога), должны быть созданы предприятия по глубокой переработке водных биологических ресурсов. Добычу ведут многие дальневосточные регионы, Приморье может обеспечить высокую доступность к рынкам сбыта. Есть о чем договариваться регионам и инвесторам при условии поддержки идеи на федеральном уровне, в том числе финансовыми институтами.
В середине сентября в Москве ВЭБ подписал план совместных мероприятий с администрацией Приморского края. «Приморский край - первый из регионов Дальнего Востока, с которым ВЭБ заключает такое комплексное соглашение, то есть в реализации плана участвует не только наш банк, но и все наши дочерние общества», - комментирует событие Ирина Макиева.
Столица развлечений
Владимир Миклушевский отметил, что в последнее время существенные сдвиги происходят в создании в бухте Муравьиной интегрированного развлекательного курорта, начало которому положит строительство игорных заведений. Расчет на то, что рядом с Приморьем в часовой авиадоступности страны, в которых игорный бизнес запрещен, поэтому у приморской зоны большой потенциал клиентов.
«Мы относимся к развитию туризма очень серьезно, это может привести к росту экономики Приморья. Ожидаем увеличения потока туристов до 10-12 млн ежегодно», - сообщил губернатор, пояснив гостям конгресса, что ставка делается именно на интегрированный развлекательный курорт, который обеспечит, с одной стороны, широкий спектр развлекательных услуг, с другой - даст возможность для развития местного малого и среднего бизнеса.
Эту уверенность региональной администрации поддержал и один из крупнейших мировых игроков игорного бизнеса, председатель правления и главный исполнительный директор компании Melco International Development Limited Лоуренс ХО.
По его словам, интегрированная развлекательная зона «Приморье» имеет неоспоримое преимущество перед игорными зонами Сингапура и Макао - это наличие свободной территории, в Азии приходится вкладывать огромные средства, чтобы отвоевать земли у моря, а Приморье в этом плане - привлекательный район для размещения игорной зоны и развития рекреационного туризма.
По мнению господина Хо, сегодня Россия во многом полагается на свои природные ресурсы, в то время как действительно неисчерпаемая сфера - это туризм, который необходимо развивать.
Во время конгресса состоялась встреча Владимира Миклушевского и Лоуренса Хо, в ходе которой приморский губернатор поблагодарил нового партнера развлекательной зоны за принятое решение об инвестировании в Приморский край.
«Приморье выполнит все обещания по созданию налоговых режимов и созданию особой экономической зоны. Уверен, что наше соглашение о сотрудничестве - хороший сигнал другим инвесторам вкладывать средства в самые разные отрасли экономики Приморья. Хочу поблагодарить за большую работу, которая была выполнена. Переговоры шли 1,5 года, и вот сегодня мы видим итоги», - заявил Владимир Миклушевский.
В свою очередь господин Хо отметил, что у Приморья есть важное преимущество - сильная администрация.
«Спасибо, что пригласили нас в ваш прекрасный регион. То, что я говорил на пленарном заседании, шло от сердца. Я должен сказать, что Melco Group очень избирательна в выборе новых площадок и партнеров. Это будет толчком к развитию наших дальнейших отношений. Мы построили хорошие рабочие отношения. То, что хорошо для вас, хорошо и для нас», - отметил Лоуренс Хо.
По словам губернатора, инвестиции Melco Group в интегрированный развлекательный курорт «Приморье» на первом этапе составят $130 млн, на втором - $570 млн. «Реализация данного проекта уже началась, сегодня мы работаем с инвестором по развитию инфраструктуры игорной зоны, строительству дорог и инженерных коммуникаций. За девять месяцев надо закончить все работы к запуску гостиницы», - подчеркнул Владимир Миклушевский.
Свое намерение построить во Владивостоке развлекательный комплекс на 2 тысячи посетителей в ходе конгресса обозначила и азиатская компания Naga Corporation Limited. Что было закреплено трехсторонним соглашением, подписанным губернатором края Владимиром Миклушевским, генеральным директором ОАО «Наш дом - Приморье» Игорем ВАТУЛИНЫМ и президентом компании Naga Corporation Limited Тан Сри доктором Чень Лип Кеонгом.
«В Приморье есть все предпосылки для создания проекта, подобного Лас-Вегасу. Здесь есть и высокая деловая активность, и достойная окружающая среда. Важно, что все здания будущей зоны спроектированы с учетом требований экологии. Мы готовы внести свой вклад в сокращение выбросов», - отметил господин Тан Сри доктор Чень Лип Кеонгом.
Инвестиции к инвестициям
По словам губернатора края, сегодня темпы роста экономики Приморья в полтора раза выше, чем в среднем по России, - 105,1%.
«Мы рассчитываем на частные инвестиции и готовы работать на условиях государственно-частного партнерства. Без частных инвестиций мы не сможем сохранить рост экономики», - подчеркнул глава региона.
И эти инвестиции должны прийти в самые разные сферы экономики, развивая дорожную и транспортную инфраструктуру, обеспечивая новый уровень производства, сферы услуг, торговли. Об этом шла речь во время подписания соглашения между губернатором края и генеральным директором энергохолдинга РАО ЭС Востока Сергеем ТОЛСТОГУЗОВЫМ. В соглашении стороны указали на необходимость приоритетной реализации проектов возобновляемой энергетики (ВИЭ), которые направлены на сохранение благоприятной экологической обстановки в регионе, повышение экономической эффективности энергоснабжения потребителей. Кроме использования энергии ветра и солнца, будут рассмотрены возможности создания малой гидроэнергетики и применения биомассы.
Трехстороннее соглашение о расширении инвестиционных возможностей было подписано губернатором края с генеральным директором российского подразделения Metro Cash & Carry Питером БООНОМ и главой Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Павлом ГРАЧЕВЫМ. Компания Metro Cash & Carry выразила намерение построить три торговых центра в Приморье - во Владивостоке, Уссурийске и Находке. В перспективе рассматривает возможность создания логистического центра, который будет обеспечивать поставку товаров на весь Дальний Восток и Запад России.
Важные события состоялись в ходе конгресса и для Агентства по привлечению инвестиций в Приморский край, которое подписало соглашения о сотрудничестве со своими коллегами, представляющими институты развития Амурской области, Камчатского края, Республики Саха(Якутия). Руководитель Агентства Андрей АКСЕНОВ отметил в разговоре с «ДК», что в ходе конгресса заложены отношения с инвестиционным сообществом на долгие годы. «Результаты договоренностей не заставят себя долго ждать, и дальше этот процесс пойдет по нарастающей, - отметил Андрей Аксенов. - Кто-то сказал, что деньги к деньгам, а я скажу - инвестиции к инвестициям».
Однако, как говорили многие участники конгресса, успешным контактам и договоренностям, достигнутым в ходе конгресса, можно порадоваться, но путь только начат, и проблем в вопросах привлечения инвестиций, в том числе и из стран АТР, пока может быть больше, чем достижений.
Об этом говорили губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао, парламентский старший вице-министр иностранных дел Японии Масадзи МАЦУЯМА, управляющий партнер в странах СНГ Ernst &Young Карл ДЖОХАНСОН, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей НИКИТИН, другие участники конгресса.
«Нужно усовершенствовать обмен информацией между Приморьем и Китаем. Провинция Хэйлунцзян готова оказывать помощь инвесторам в оформлении документов, мы уверены, что и здесь будет так же. Но, несмотря на стратегическое партнерство, темп развития отношений еще недостаточный, мы должны придать ускорение нашим отношениям», - отметил Лу Хао.
В числе проблем - недостаточный информационный обмен между странами: инвесторы должны хорошо знать правила игры и быть уверенными в их стабильности. Необходимо совершенствовать таможенные процедуры, облегчать административные регламенты, совместно работать над подготовкой кадров, отвечающих современным требованиям. Темы, поднятые на Дальневосточном инвестиционном конгрессе в Приморье, еще долго не потеряют своей актуальности. Не хотелось бы только, чтобы они остались вечными.
Лариса ЛАРИНА, "Дальневосточный капитал", октябрь, 2013.
- Олег Кожемяко побывал с рабочим визитом в Надеждинском районе
- Реконструкция стадиона "Динамо" завершается в столице Приморья
- "Терминал Астафьева" вновь спасает природу Находки от экологической угрозы
- Проезд в Артеме останется закрытым
- Игорь Чемерис: выполнение наказов избирателей - наша работа
- "Единая Россия" приглашает на праймериз
- Автокольцо для Владивостока
- Инвестиционный бум: зачем компании рвутся в Свободный порт Владивосток
- "Трудовая доблесть России" поднимает престиж труда
- Сколько Приморский край нашел и потерял на ТОРах и режиме СПВ