Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Среда| 04 Декабря, 03:50 |
|
|
Тема номера
|
Дальневосточная железная дорога готовится к росту грузооборота
Ориентируясь на такой сценарий развития, Российские железные дороги не останавливают инвестиционных программ. По оценкам экспертов, общий объем финансирования развития Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей оценивается в 1,2 трлн руб. В прошлом году правительство согласовало РЖД финансирование на сумму 562 млрд руб. Средства государственной поддержки - 260,2 млрд руб., в том числе 150 млрд рублей - средства Фонда национального благосостояния, 110,2 млрд рублей - средства федерального бюджета. Собственные источники финансирования ОАО «РЖД» составят 302,2 млрд рублей. Компания ОАО «РЖД» взяла на себя дополнительные повышенные обязательства по увеличению целевого показателя вывоза к 2020 году дополнительного объема грузов до 66 млн тонн в год, в том числе 11 млн тонн - за счет использования тяжеловесных поездов и инновационных вагонов.
Эффект модернизации
Дальневосточная железная дорога готова к увеличению объемов грузопотока в направлении тихоокеанских портов и обратно, что вписывается в рамки стратегии развития экономики дальневосточных регионов. Инвестиционная программа в границах Дальневосточной дороги только на 2015 год оценивается в 51 млрд рублей и включает в себя 548 объектов, главные вложения направлены на проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (Восточный полигон)» - это 282 объекта на сумму более 42 млрд рублей. Большая часть этих инвестиций, а именно 26,4 млрд рублей, - собственные средства ОАО «РЖД».
На участке Дальневосточной железной дороги за последние годы сделано немало. В частности, выполнена реконструкция Облученского тоннеля, значительным событием стало открытие в ноябре прошлого года в Приморском крае движения на одном из главных инфраструктурных объектов Транссибирской магистрали на ДВЖД - старом Кипарисовском тоннеле, претерпевшем коренную реконструкцию. С его открытием провозная способность железнодорожного участка Уссурийск - Владивосток увеличилась в 1,5 раза.
Учитывая планы развития города Владивостока в рамках режима порто-франко, Дальневосточная железная дорога планирует реконструировать еще один важнейший объект Транссибирской магистрали - Владивостокский железнодорожный тоннель. Исторический памятник федерального значения - «Тоннель имени тов. Сталина», его начинали строить еще в 1914 году (завершили - в 1936 г.) для оборонных целей и не планировали эксплуатировать как обычный тоннель, из-за чего в проект не были заложены важные конструкционные особенности. Но начиная с 1951 года по нему стали курсировать грузовые составы из морских портов, расположенных на мысе Чуркине, а после электрификации участка добавились и поезда пригородного сообщения.
Это сложный проект, говорят железнодорожники, поскольку временное закрытие тоннеля, расположенного в самом центре города, потребует изменения схемы движения грузовых поездов, будет необходимо задействовать неэлектрифицированные участки железнодорожных путей, вводить ночной график движения и проч. Но проблему надо решать, и данный объект включен в перечень первоочередных мероприятий по Программе развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, утвержденных правительством РФ. Он должен быть реконструирован до конца 2017 г. с привлечением средств федерального бюджета.
В рамках инвестиционной программы ДВЖД идет модернизация важнейших станций, разъездов, строительство вторых путей, что позволит увеличить возможность формирования длинносоставных поездов. Как итог, Дальневосточная железная дорога смогла обеспечить устойчивый рост объемов грузоперевозок в первом полугодии текущего года, несмотря на сложную текущую экономическую ситуацию в стране. Эксплуатационный грузооборот дороги с января по июль этого года составил 105,2 млрд т-км и оказался на 2% выше аналогичного показателя 2014 года. Эксперты предсказывают, что в ближайшие годы данный тренд сохранится, что связано с реализацией крупными морскими терминалами - ОАО «Восточный Порт» (станция Находка-Восточная), ОАО «ЕВРАЗ НМТП» (станции Находка и Мыс Астафьева), ОАО «Торговый порт Посьет» - программ перевооружения и инновационного развития. Положительную динамику грузопотока, по оценкам железнодорожников, должно обеспечить поэтапное введение в действие режима свободного порта.
Досье «Дальневосточного капитала»: В настоящее время ДВЖД реализуются проекты по реконструкции участка Уссурийск - Барановский - Хасан, развитию железнодорожной инфраструктуры на участках Тында - Улак, Улак - Комсомольск-на-Амуре, Комсомольск - Волочаевка, Хани - Тында, Волочаевка-2 - Комсомольск-на-Амуре - Ванино, Бамовская - Тында; по обновлению железнодорожной инфраструктуры БАМа (Тында - Комсомольск-на-Амуре - Ванино - Волочаевка-2), развитию предпортовых, припортовых и сортировочных станций и т. д. Запланирован ввод после реконструкции семи станций (Улак, Хуту, Волочаевка-2, Известковая, Имбо, Селихин, Тулучи), строительство восьми разъездов (Мохортов, Побожий, Федосеев, Инау, 323 км, Улагир, Барсовый, Московский Комсомолец), строительство двух станций (Рязановка, Пожарский), второго пути на перегонах Кун - Пони, Монгохто - Ландыши.
Последовательно решается и задача повышения среднего веса и увеличения скорости движения поездов. Так, за первую половину этого года Дальневосточная магистраль нарастила маршрутную скорость контейнерных поездов в среднем на 0,2% (до 907 км/сутки), а в рамках проекта «Транссиб за 7 суток» - на 7,9% (до 1170 км/сутки). Это соответствует международным стандартам. Тем не менее, по оценке специалистов, резервы повышения среднего веса поезда и увеличение его скорости далеко не исчерпаны. Решаться эта задача будет в том числе за счет дальнейшей модернизации пути. В этом году запланировано модернизировать еще 452,8 км пути, и это в полтора раза выше прошлогоднего задания.
Ускорить доставку грузов ДВЖД позволяет и механизм формирования на станциях Дальневосточной магистрали грузовых поездов, движущихся по специализированному расписанию. Популярность той услуги у грузоотправителей растет, что свидетельствует о ее высоком качестве. Так, по итогам полугодия этого года выполнение графика движения поездов по отправлению составило 99%, а по прибытию - 97%, а объем перевозок данными составами увеличился в 2,5 раза и составил 1519 грузовых поездов. К контейнерным поездам и поездам с каменным углем, отправляемым по специализированному расписанию, железная дорога добавила скоропортящиеся грузы. Со стороны Дальневосточной железной дороги это предложение является уникальным. Пока таких составов немного, в апреле - мае отправлено 2 ускоренных рефрижераторных поезда от станции Угольной до станций Перово, Санкт-Петербург-Сортировочный, Екатеринбург-Сортировочный, но в дальнейшем их будет до 4-6 поездов ежемесячно.
Внимание экспортным перевозкам
Перспективным направлением является обеспечение международных перевозок. Только в первом полугодии этого года объем экспортных перевозок, осуществленных ДВЖД через железнодорожные пограничные переходы, вырос на 24,1% и составил 5,3 млн тонн. И все это благодаря успешной реализации проектов реконструкции железнодорожного участка Хасан - Туманган - порт Раджин и возобновлению функционирования пограничного перехода Махалино - Хуньчунь. Развитие железнодорожных пунктов пропуска Гродеково, Махалино и Хасан тесно интегрировано с развитием транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».
В настоящее время перевозка транзитных контейнеров из Китая через Гродеково - Суйфэньхэ осуществляется в постоянном режиме. ОАО «РЖД» разработана и действует система предоставления существенных скидок при перевозке транзитных контейнеров через железнодорожный пограничный переход Гродеково - Суйфэньхэ в адрес порта Восточный и Махалино - Хуньчунь в адрес порта Зарубино.
Еще одним проектом ОАО «РЖД» в сфере развития МТК «Приморье-2» стал реконструированный участок железной дороги Махалино - госграница. В мае 2015 года открылся регулярный контейнерный маршрут Хуньчунь - Махалино - порт Зарубино - Республика Корея (порт Пусан).
В сентябре 2013 года завершилась реконструкция железнодорожного участка Туманган - порт Раджин, а год спустя состоялся ввод в постоянную эксплуатацию перегрузочного терминала в порту Раджин. Эксперты уточняют, что объем перевозок из России через порт Раджин может достигнуть 5 млн тонн в год.
В результате в течение первого полугодия 2015 года Дальневосточной железной дорогой дополнительно в международном железнодорожном сообщении привлечено более 1 млн тонн внешнеторговых грузов.
Развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» является одной из центральных задач в рамках Свободного порта Владивосток, поэтому совершенствование транспортной инфраструктуры - морской, автодорожной и железнодорожной - должно происходить синхронно и динамично. Именно на такой расклад ориентируется Дальневосточная железная магистраль и подстраивает под него свои инвестиционные программы.
Надежда ВОРОНЦОВА. Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2015 год.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы