Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:26 |
|
|
Тема номера
|
В Хабаровском крае под ТОСЭР привлекут около 50 млрд руб. инвестиций
Хабаровский край выстроил более-менее четкое понимание того, какие проекты и площадки могли бы получить развитие, обретя режим территорий опережающего социально-экономического развития. Закон о ТОСЭР принят, осталось вписать в его требования региональные планы. И разворачивать работу с потенциальными резидентами, обсуждая уже конкретные вопросы.
«Дальневосточный капитал» беседовал с первым заместителем председателя правительства Хабаровского края Николаем БРУСНИКИНЫМ.
- Николай Юрьевич, какие проекты Хабаровский край планирует запускать в рамках ТОР? Есть ли уже концепции проектов, которые могли бы наполнить эти территории?
- В настоящее время уже формируются концепции самих площадок ТОСЭР в Хабаровском крае. Параллельно бизнесом прорабатываются инвестиционные проекты: готовятся бизнес-планы, технико-экономические обоснования. Это совместная работа, которая происходит одновременно: нам необходимо понимать, на кого можно ориентироваться и рассчитывать при создании ТОРов, бизнесу же важно знать планы региональной власти, на что он может ориентироваться выстраивая собственные планы развития.
Сегодня мы говорим как минимум о трех площадках. Это агломерация г. Хабаровска; здесь ориентир - развитие пищевой промышленности, сельхозпроизводство, промышленное производство, в том числе металлургическое, производство металлоконструкций и строительных материалов, транспортно-логистические центры, дистрибуция, хранение и сектор смежных услуг и др.
Предполагается, что ТОСЭР в г. Комсомольске-на-Амуре будет специализироваться на создании производств и оказании услуг для авиа- и судостроительной отрасли. Это логично, учитывая, что в городе расположены крупнейшие предприятия этих отраслей. Специализация ТОСЭР в Советско-Гаванском районе ввиду его тяготения к зоне морских портов Ванино и Советская Гавань связана со стивидорной деятельностью, логистикой, рыбопереработкой.
- Можно ли более подробно рассказать о проекте ТОР «Комсомольск»?
- Базовая специализация площадки основана на кооперационных связях с действующими высокотехнологичными предприятиями авиа-, судостроения, машиностроения. Отобрано два основных земельных участка - завод «Парус» и «Амурлитмаш». На их территории запланировано на первом этапе 5 инвестиционных проектов. Так, например, ООО «Группа компаний «Энергия» имеет намерения к созданию производства деталей для воздушных судов из стальных, алюминиевых и титановых сплавов. ПАО «Дальэнергомаш» планирует создание комплекса для производства инновационного кранового, станкостроительного и энергетического оборудования.
Для обустройства площадок потребуется менее 1,5 млрд рублей вложений из федерального бюджета, в результате будут привлечены порядка 10 млрд рублей инвестиций. Безусловно, это не предел. Мы только начали разворачивать мероприятия по привлечению резидентов. Вклиниваться в сложившиеся межкооперационные связи авиа-, судостроителей, предприятий машиностроения непросто. Однако сегодняшняя обстановка режима санкций четко зафиксировала вектор государственной промышленной политики на импортозамещение. Режим преференций должен обеспечить сопоставимые и даже более выгодные условия по издержкам на продукцию в сравнении с зарубежными конкурентами.
При этом в рамках производственного позиционирования данной площадки мы не планируем останавливаться на низких переделах, наша цель - развивать технологические процессы, чтобы задействовать весь имеющийся инновационный, научный, инженерный потенциал Комсомольска.
Для решения этих задач мы занимаемся управленческими вопросами. Сформирована рабочая группа по созданию ТОСЭР, руководит ей губернатор края Вячеслав ШПОРТ, оперативный штаб по площадке в г. Комсомольске-на-Амуре возглавляет председатель комитета по инвестициям и инновационному развитию правительства края Юрий ЧАЙКА. Концепция ТОСЭР разрабатывается с учетом развития самого города, мы видим этот ТОР как маховик развития всей агломерации Комсомольска, поэтому наши усилия сосредоточены здесь особенно.
В зоне тяготения Комсомольской агломерации г. Амурск, где находится площадка под создание ТОСЭР на базе крупного лесопромышленного предприятия (ООО «УК «РФП Групп»). Данная площадка предполагает производство клееного бруса и мебельных щитов, фанеры, древесных плит, биотоплива и другой востребованной на мировом рынке продукции лесоперерабатывающей промышленности. Создание лесопромышленной ТОСЭР будет способствовать развитию глубокой переработки древесины, комплексному использованию низкокачественной древесины и отходов производства.
- На недавнем заседании правительственной комиссии по Дальнему Востоку шел предметный разговор о Большом Уссурийском острове. Как будет развиваться этот проект?
- Главная цель - развитие острова как международной туристско-рекреационной территории. Наша задача - совместно с Минвостокразвития России найти оптимальные и экономически выгодные пути такого решения. Мы ожидаем, что одним из главных преимуществ для инвесторов должно стать присвоение территории острова статуса ТОСЭР.
Но все-таки, перед тем как мы приблизимся к вопросу поиска инвесторов под конкретные проекты, предстоит решить три главные задачи. Во-первых, необходимо построить дополнительные защитные инженерные сооружения (дамбы) для приграничной территории, на которой предполагается интенсивное развитие. В настоящее время проводится работа с федеральными органами исполнительной власти по включению мероприятий строительства дамбовых сооружений в федеральные целевые программы.
Мы четко осознаем, что без пункта пропуска дальнейшее развитие острова невозможно, поэтому эта задача стоит на втором месте по приоритетности. И, в-третьих, необходимо создать базовую инфраструктуру острова - это дороги, объекты коммунального хозяйства, социальная инфраструктура. Только после реализации этого, так сказать, «нулевого» этапа развития, возможно приступить к непосредственному освоению территории острова.
Но, чтобы не сложилось мнение, что мы сидим и ждем, пока построится инфраструктура, хочу отметить, что параллельно в непрерывном режиме работает правительство края. В форме акционерного общества создана управляющая компания, которая будет заниматься развитием острова Большого Уссурийского. По вопросам установления и строительства пункта пропуска на острове взаимодействуем с Росграницей, по строительству дамбовых сооружений - с Минприроды и Минстроем России. Проводим работу с потенциальными инвесторами, которые уже проявляют заинтересованность в реализации проектов на российской части острова.
- Каких эффектов можно ожидать от ТОРов? Станут ли они драйвером для экономики всего региона или точкой собственного роста?
- На площадки, о которых мы с вами говорили, уже подано более 20 заявок от инвесторов. Общая сумма инвестиций составляет почти 50 млрд руб., планируется создать порядка 6 тыс. рабочих мест, поступления в бюджетную систему ориентировочно могут превысить 17 млрд руб.
В результате мы ожидаем развития социальной среды, строительства дополнительно учреждений образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительных центров и т. д. Будет также развиваться опорная инфраструктура, в том числе транспортная, железнодорожная, авиасообщение.
Юрий РОГОВ. Журнал "Дальневосточный капитал", январь, 2015 год.
- Амурская "ФИШка" идет на убыль
- Урожай на полях ВЭФ
- Скребущий небо и сердца: Проект строительства хабаровского небоскреба расколол городское сообщество
- В Хабаровском крае проложили автовыход к Тихому океану
- Восточный обход: платную дорогу вокруг Хабаровска построят на условиях ГЧП
- На карте Хабаровского края может появиться новый Крым
- Яхтенный туризм по Амуру: навстречу ветру
- В Хабаровский край за затерянным миром
- Притягательная сила Хабаровска работает на туристов
- В Хабаровском крае устроили ликбез для экспортеров