Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Вторник| 21 Марта, 01:59 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 77.24 р.
1 EUR 82.37 р.
100 JPY 58.25 р.
10 CNY 11.21 р.
Тема номера
Более чем на 13% вырос оборот крупных организаций Приморского края в 2022 году
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
18.03 |
В Приморье проведут конкурс на получение грантов Губернатора для социально ориентированных некоммерческих организаций
17.03 |
Пилотный проект для пациентов-сердечников запустили три поликлиники в столице Приморья
16.03 |
"Вкрутить лампочки и расставить мебель": культурно-образовательный комплекс на Русском готовят к сдаче
14.03 |
Обучающиеся приморского технопарка "Кванториум" разработали проект с помощью квадрокоптера
02.03 |
Образовательный кластер на базе колледжа — новый тренд у абитуриентов
статьи раздела
Регион сегодня
13 Октября 2022, 14:18
Форум "Экспортный потенциал Приморья" пройдет во Владивостоке Форум для экспортеров пройдет во Владивостоке 1 ноября. Приморские предприниматели узнают о перспективах развития сотрудничества с Китаем, Республикой Корея, Вьетнамом, Индией, Малайзией, Индонезией. Зарегистрироваться можно по ссылке.
статьи раздела
Территория
17 Декабря 2021, 14:24
Петр Гоголев, председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Недропользователи не должны забывать про социальную ответственность Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года ставит важнейшую задачу - ускорение экономического роста темпами выше средних по России. В то же время Стратегия развития Республики Саха (Якутия), дополняющая Нацпрограмму, главной ценностью определяет человека и создание благоприятных условий для его развития. Это предполагает развитие человеческого капитала, сокращение уровня социально-экономической дифференциации между различными территориями, уровня социального расслоения и сохранение природы для будущих поколений
статьи раздела
Регион сегодня
21 Ноября 2021, 17:05
В аэропорту Владивостока продолжают приземляться вывозные рейсы Оказавшиеся в сложной ситуации граждане могут рассчитывать на помощь государства
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 16:46
Нацпроекты определяют рост Ускорение развития дальневосточных регионов, повышение в них уровня жизни населения и качества среды обитания опираются на задачи, определенные национальными проектами.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 15:42
Иностранные инвесторы: все ли планы в силе? Приморский край твердо намерен конкурировать за иностранные инвестиции. Индия, Китай, Корея, Япония реализуют масштабные проекты в регионе
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Отрасль

29 Сентября 2013, 19:51 | Отрасль

На Дальнем Востоке стивидоры расширяют угольные мощности и привлекают новых партнеров

Порты Тихоокеанского побережья России первое полугодие текущего года прошли без особых потрясений и всплесков. Лидерские позиции по перевалке по-прежнему остаются за углем и контейнерами, в аутсайдерах - лес и рыба. Однако уже с третьего квартала аналитики прогнозируют замедление динамики контейнеров из-за ухудшения экономического прогноза в РФ.

Досье «ДК»: В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот по итогам первого полугодия 2013 года увеличился до 70,5 млн тонн (+7%), из них сухогрузов - до 40,2 млн тонн (+4,8%), наливных грузов - до 30,3 млн тонн (+10,1%). Увеличили грузооборот порты Восточный - на 17,3%, до 24,2 млн тонн, Ванино - на 20,8%, до 12,2 млн тонн, Находка - на 7,6%, до 9 млн тонн, Владивосток - на 3,6%, до 6,9 млн тонн. В то же время грузооборот порта Пригородное сократился на 3,7%, до 8,2 млн тонн, Де-Кастри - на 11%, до 3,3 млн тонн.

Угольная тема вне конкуренции

В увеличении перевалки угля через порты нет ничего удивительного, поскольку на российском рынке наблюдается перепроизводство, и грузооборот растет исключительно за счет экспорта.

По данным ЦДУ ТЭК, в прошлом году общая поставка российского угля оценивается в объеме 314,5 млн тонн, из них на внутренний рынок попало 184,1 млн тонн, а на экспорт ушло 130,4 млн тонн. При этом темпы роста экспорта значительно выше темпов добычи. Существенную долю в объеме экспорта (более 90%) занимает энергетический уголь, объемы поставок коксующихся углей в последние три года достаточно стабильны и сохраняются на уровне 12-16 млн тонн. Если рассматривать структуру поставок по направлениям, то можно отметить, что экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона постоянно увеличивается (9,7 млн тонн в 2000 году и 48,2 млн тонн в 2012 году), в минувшем году доля этого направления составила 38% от общего объема экспорта угля. Лидерами среди стран-импортеров российского угля на протяжении последних лет оставались Япония (12 млн тонн) и Южная Корея (9,5 млн тонн). Но в 2012 году на первое место среди импортеров российского угля вышел Китай - с объемом 19,3 млн тонн.

Однако, что будет происходить с перевалкой дальше, сказать сложно. Глобальные факторы - снижение цен на спотовом рынке в Азии и сокращение производства угля австралийскими компаниями.

СУЭК ставит на Ванино

Крупнейший производитель энергетического угля в РФ ОАО «СУЭК» по итогам I полугодия увеличило экспорт собственного угля на 11%, до 18,9 млн тонн. Основные направления международных продаж: Китай, Великобритания, Южная Корея, Япония, Германия, Тайвань.

На Дальнем Востоке СУЭК переваливает уголь через принадлежащее ему ЗАО «Дальтрансуголь» («дочка» ОАО «СУЭК», угольный терминал близ порта Ванино в Хабаровском крае).

Досье «ДК»: ОАО «СУЭК» - крупнейшее в России угольное объединение. В 2012 году суммарный объем добычи компании составил 97,5 млн тонн - 27,5% всего угля, добытого в стране. На экспорт отправлено 38,8 млн тонн - около 5% мировой торговли энергетическим углем. Основной акционер компании с долей 90,16% - SUEK Plc., находящаяся под контролем Андрея МЕЛЬНИЧЕНКО.

В июле этого года генеральный директор ОАО «СУЭК» Владимир РАШЕВСКИЙ заявил, что его компания наконец-то завершила строительство второй очереди терминала в бухте Мучке, увеличив мощности до 24 млн тонн в год. Строительство вело ЗАО «Дальтрансуголь».

Строительство первой очереди проектной мощностью 12 млн тонн угля в год велось в 2005-2009 годы, второй - с 2011 года. Совокупный объем инвестиций в проект составляет более 9,5 млрд рублей.

С выходом на проектную мощность терминала порт Ванино становится крупнейшим угольным портом на Дальнем Востоке и вторым по величине в России. Реализация проекта обеспечит возможность приема и обработки судов с грузоподъемностью более 170 тыс. тонн.

«Мечел»

Группа «Мечел» Игоря ЗЮЗИНА, в конце прошлого года победившая в аукционе по продаже госпакета ОАО «Ванинский морской торговый порт» (Хабаровский край, «Порт Ванино»), взяла с места в карьер. По сведениям «ДК», акционеры порта на внеочередном собрании 16 сентября рассмотрят долгосрочный контракт с ОАО «Мечел» на перевалку угля на сумму 5,2 млрд рублей. И это только начало.

Досье «ДК»: В декабре 2012 года «Мечел» приобрел 55% уставного капитала (77,3% обыкновенных акций) «Порта Ванино» через ООО «Мечел-Транс», однако в январе 2013 года группа продала большую часть своей доли трем кипрским офшорам - «Оперн Трейд Лтд.», «Седмино Инвестментс Лтд.» и «Травине Трейдинг Лтд.», которые владеют по 23,68% голосующих акций. «Мечел» оставил себе порядка 1,5% обыкновенных акций порта из госдоли, а также владеет 28,12%, которые в рассрочку выкупает у структур En+ Group.

За счет доступа к перевалочным мощностям порта Ванино «Мечел» значительно расширил свои экспортные возможности в направлении АТР.

«Порт находится всего в 1,5 тыс. километров от якутских угольных активов компании, - отмечает генеральный директор ОАО «Мечел» Евгений МИХЕЛЬ. - Работа порта, безусловно, даст нам больше возможностей регулировать логистику наших поставок, расширить ассортимент экспортируемой продукции за счет больших складских мощностей, минимизировать зависимость от конъюнктуры транспортного рынка. Отдельно хочу отметить, что в результате этой сделки «Мечел» обеспечит себе гарантированные объемы реализации угольной продукции группы, в том числе производства Эльгинского угольного комплекса. Возможность того, что с небольшими затратами и без существенной реконструкции мощности порта по перевалке углей можно уже в 2013 году нарастить до 7 млн тонн в год, позволит нам существенно уменьшить затраты на инвестиции в строительство собственного терминала в Ванино в ближайшие три-пять лет».

Приобретя «Порт Ванино» «Мечел» решил поделиться бизнесом в принадлежащем группе ОАО «Торговый порт Посьет» («Порт Посьет», Приморский край), нуждающемся в техперевооружении. По сведениям «ДК», частичный контроль над приморским портом, специализирующимся на перевалке угля, получит южнокорейская Posco.

Ранее Posco, покупатель угля с принадлежащего «Мечелу» Эльгинского месторождения, рассматривала вариант строительства угольного терминала в Советской Гавани - рядом с Ванино. Но потом корейцы решили, что лучше вложить средства в действующий порт, чем строить с нуля в бухте Мучке.

С планами все в порядке

Если говорить о стивидорных мощностях, то ситуация здесь выглядит неплохо: инвесторы заявили множество проектов по созданию новых и развитию существующих морских угольных терминалов. К 2030 году ожидается увеличение объемов перевалки в портах Тихоокеанского бассейна более чем в 2,5 раза. В частности, в порту Ванино реализация всех заявленных проектов (от нескольких инвесторов) приведет к увеличению грузооборота до 90-100 млн тонн в год к 2025 году.

Крупнейший российский угольный терминал на сегодня ОАО «Восточный порт» (Приморский край, крупнейшая стивидорная компания в порту Восточном) собирается нарастить свой грузооборот к 2020 году в сравнении с текущими показателями в 1,5 раза - до 27 млн тонн угля. Для этого стивидор строит 3-ю очередь угольного комплекса. Проект предполагает строительство дополнительного причала с двумя судопогрузочными машинами, строительство двух вагоноопрокидывателей, вагоноразмораживателей, четырех дополнительных угольных складов с возможностью единовременного хранения до 783 тыс. тонн угля.

Досье «ДК»: В структуру ОАО «Восточный порт» входят угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов мощностью перевалки 14,2 млн тонн в год и универсальный производственно-перегрузочный комплекс (специализируется на грейферной перевалке угля и перевалке прочих грузов) мощностью более 3 млн тонн в год. В настоящее время экспортный уголь составляет 98,5% от всего грузооборота стивидорной компании, менее 1,5% приходится на каботажный уголь и 0,01% - на прочие грузы. По данным участников рынка, контрольным пакетом ОАО «Восточный порт» владеет «Кузбассразрезуголь».

Ожидается, что система конвейерного оборудования и станция разгрузки вагонов нового комплекса позволят по объемам грузооборота постепенно обойти действующий комплекс.

Группа «Сумма» Зиявудина МАГОМЕДОВА ведет проработку возможности размещения в порту Восточном нового терминала мощностью 20 млн тонн. В случае реализации это станет первым в России терминалом, не связанным с угледобывающей компанией.

Властный одобрямс

На процесс размещения угольных мощностей в Приморье пытаются влиять и местные власти. Так, губернатор Приморского края Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ в конце июля принял решение о приостановке реализации проекта строительства угольного терминала в поселке Славянка Хасанского района.

Такое решение губернатор принял после встречи с председателем думы Хасанского района Сергеем ОВЧИННИКОВЫМ, который обратился от лица жителей всего региона, считающих, что терминал нанесет вред уникальной природе этой территории.

«Согласен с жителями: не нужно превращать курортную зону в загрязненный объект. Я дам поручение проработать этот вопрос в кратчайшие сроки», - подчеркнул Владимир Миклушевский.

В поселке Славянка по инициативе ОАО «Международный перегрузочный терминал» предлагалось обустроить часть причальных сооружений порта местного судоремонтного завода для перевалки угля с конечной мощностью терминала до 10 млн тонн в год.

В то же время губернатор Приморья поддержал другой инвестпроект - ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» (ХК «СДС», Кемерово).

Начало строительства угольного терминала мощностью 20 млн тонн в год в бухте Суходол в Шкотовском районе Приморского края запланировано на 2014 год, ввод мощностей намечен уже на 2015 год. Общий объем инвестиций в реализацию проекта составит 18 млрд рублей. Необходимые проектные работы будут завершены уже в этом году.

В сообщении отмечается, что новый порт позволит облегчить доступ к портовой инфраструктуре малым и средним угледобывающим предприятиям.

По словам главы Шкотовского района Виктора МИХАЙЛОВА, проект по строительству порта стал возможным благодаря передаче в муниципальную собственность 753 га земель Министерства обороны РФ.

Досье «ДК»: В декабре 2012 года ОАО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» (профильный холдинг группы «Сибирский деловой союз») зарегистрировало 100%-ную «дочку» - ООО «Морской порт «Суходол». В числе ее видов деятельности - строительство портовых и водных сооружений, транспортная обработка грузов. ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» создано в августе 2004 года. Управление активами осуществляется через отраслевые холдинги «СДС-Уголь», «СДС-Маш», «Новотранс», «СДС-Строй», «СДС-Алко», «СДС Медиахолдинг», «СДС-Энерго», также в структуру холдинга входит ОАО «СДС Азот». Самым крупным акционером компании с долей 33,3% является ее президент Михаил ФЕДЯЕВ.

Пробки на пути

Объективной сложностью для экспорта угля является удаленность мест его добычи от основных рынков сбыта. Расстояние от месторождений Кузбасса до ближайшего порта - что на Дальнем Востоке, что на северо-западе страны - составляет 3-5 тыс. км. При существующих тарифах на перевозку угля по железной дороге (которые к тому же постоянно растут) экспорт сегодня оказывается доступным только самым крупным угледобывающим компаниям, обладающим собственными вагонным парком и портами. К таковым, например, относятся СУЭК, «Кузбассразрезуголь», Кузбасская топливная компания (КТК).

Понятно, что при таких раскладах дает о себе знать еще один негативный фактор - низкая пропускная способность железных дорог и слаборазвитая портовая инфраструктура. «Главная проблема сибирских производителей угля - слабая транспортная инфраструктура. Мощности железной дороги не справляются с потребностями в сбыте. Транссиб перегружен, на выездах из Кузбасса постоянно образуются пробки», - отмечает аналитик финансовой группы «БКС» Олег ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ.

Из года в год на дальневосточной магистрали в зимний период повторяется «зона ЧП». Железнодорожники винят порты в недостаточной приемной способности и несовершенстве технологического оборудования, а участники рынка кивают на отсутствие системы управления логическими потоками на Транссибе. Железная дорога и порты живут как бы в параллельных реальностях, предпочитая постоянно ругать друг друга, а не договариваться. Ситуация, когда по железной дороге отправляется ровно столько грузов, сколько могут переработать порты, остается несбыточной мечтой.

Между тем, согласно Энергетической стратегии России до 2030 года и Долгосрочной программе развития угольной промышленности до 2030 года, объем добычи в Кузбассе возрастет до 230-270 млн тонн, экспорт достигнет 170 млн тонн.

Ситуацию с заторами может «подлечить» ввод 25 декабря 2012 года нового железнодорожного Кузнецовского тоннеля на участке «Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань» (Хабаровский край). Согласно информации РЖД, в 2016 году пропускную способность линии планируется увеличить до 35,5-35,7 млн тонн. При этом, как сообщил президенту РФ Владимиру ПУТИНУ глава Министерства транспорта РФ Максим СОКОЛОВ, на втором этапе финансирование будет вестись уже в основном за счет средств самих РЖД.

Правда, глава монополии Владимир ЯКУНИН, принявший участие в открытии объекта, в ходе видеоконференции с Владимиром Путиным заявил, что «этих вложений и этой стройки недостаточно». «Мы сегодня уже имеем предложения и запросы со стороны бизнеса на перевозку грузов, превышающие 50 млн тонн», - сообщил он, оценив «развязку узких мест» примерно в 120 млрд рублей.

Максим Соколов, в свою очередь, отметил, что «все параметры проекта учтены и взаимоувязаны со Стратегией развития транспортной системы до 2030 года» - «в увязке с увеличением объемов перевалки грузов в портах Дальнего Востока». Однако, министр заявил, что «важно видеть перспективу до 2020 года». «И мы считаем, что здесь возможно еще раз внимательно посмотреть на приоритеты развития ж/д инфраструктуры в части раскрытия этих подходов. Тем более что буквально перед открытием Кузнецовского тоннеля мы видели, как сильно возрос интерес инвесторов к развитию и обустройству терминалов в портах Совгавани и Ванино», - отметил он.

Контейнеры бодрят

Перевалка контейнеров в портах РФ в I полугодии выросла на 7,4%, до 2,628 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера). В то же время в I квартале рост был 9,5%. На Дальнем Востоке наибольшую динамику роста показали порт Владивосток - 374 тыс. TEU (+14,8%), порт Восточный - 224 тыс. TEU (+17%), порт Петропавловск-Камчатский - 34,4 тыс. TEU (+16%) и порт Магадан - 28,4 тыс. TEU (+6,6%).

ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК, оператор контейнерного терминала в порту Восточном, входит в Global Ports) в январе-июне 2013 года увеличило перевалку контейнеров по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 17,1%, до 224,027 тыс. TEU. А уже в июле терминал достиг рекордного в истории объема перевалки контейнеров по итогам одного месяца - 43,397 тыс. TEU.

«На протяжении 2013 года терминал показывает стабильный поступательный рост объемов перевалки, одновременно продолжая работу по оптимизации производственных процессов и повышению эффективности взаимодействия всех участников транспортного рынка. Данная стратегия позволяет прогнозировать дальнейший рост объемов грузооборота ВСК», - говорит управляющий директор ООО «ВСК» Валерий МЕСТУЛОВ.

Досье «ДК»: Контейнерный терминал ВСК является крупнейшим контейнерным терминалом на Дальнем Востоке России и одним из ключевых российских терминалов, через который осуществляется транспортировка контейнеров. Текущие мощности ВСК составляют 550 тыс. 20-футовых контейнеров (TEU) в год. По данным компании, на существующей территории терминал может расширить свою пропускную способность в четыре раза.

Эксперты отмечают, что рост объемов перевалки ВСК вызван рядом факторов. Терминал совместно с «Трансконтейнером» запустил услугу «блок-поезда», которая пользуется хорошим спросом и способна конкурировать с морскими перевозками, несмотря на очевидное преимущество в цене последних. Кроме того, таможенные операции на Дальнем Востоке теперь проходят значительно быстрее, чем в остальных регионах.

Отметим, что, несмотря на царящий позитив, эксперты в дальнейшем ожидают умеренной динамики роста контейнерооборота. Рост по текущему году в целом по России ожидается в диапазоне 6,4-6,5%, на следующий год - в пределах 7%. Естественно, что на Дальнем Востоке эти показатели будут превышены, что позволяет говорить об успешности этого бизнеса в региональном аспекте.

Олег КЛИМЕНКО, "Дальневосточный капитал", N9, сентябрь 2013 г.

 

Теги: уголь  порты  экспорт 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Всё больше приморцев страхуют свои жизни и автомобили
  • Рыбаков повернули к верфям
  • ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" подтвердило соответствие интегрированной системы менеджмента требованиям международных стандартов
  • Неоднозначный успех агропрома
  • Проектное финансирование: куда пойдет рынок
  • Портфель на 10 млрд
  • Авиация "без человека": Дальневосточный рынок АэроНета замер в ожидании полета
  • Оборонка Приморья и Дальнего Востока не хочет возвращаться к тазикам
  • Золотой запас дальневосточный карман не тянет
  • Железнодорожники и портовики Дальнего Востока обсудили пути повышения эффективности работы в условиях увеличения объемов экспортных грузов





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Проект ДК
30 Октября 2020, 12:30
Сельское хозяйство: между потерями и обретениями Среди перспективных отраслей экономики края сельское хозяйство более десяти лет занимает ведущие позиции по объемам привлеченных инвестиций. Итогом такой активности стали появившиеся в регионе новые производства, которые позволили увеличить объемы продуктов питания, выпускаемых приморскими предприятиями, и в целом повысить показатели обеспеченности Приморского края собственной продукцией.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:00
Артем принимает вызов На глазах город Артем Приморского края становится все более комфортным для жизни. Есть видимые для глаз перемены - ведется комплексное благоустройство, строятся парки; и есть менее заметные, - во многом изменились отношения местной власти и бизнеса. О том, на каких принципах они строятся, как город содействует привлечению инвестиций, мы говорим с Вячеславом Квоном, главой Артемовского городского округа.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:20
Энергетика Приморья: этапы развития Новые энергообъекты должны обеспечить возросшие потребности бизнеса и решить проблему надежности
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:00
Лесопромышленный комплекс: переработка выходит на первый план Инвестиционные проекты в отрасли поддержаны на федеральном и региональном уровне
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2022 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Цирлина Мария Владимировна
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85, +7 (902) 052-23-78; Email: [email protected]
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика