Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Понедельник| 02 Июня, 01:25 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Бурятия
Еврейская автономная область
Забайкалье
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 78.62 р.
1 EUR 89.25 р.
100 JPY 54.64 р.
10 CNY 10.89 р.
Тема номера
Приморский край борется за звание "Столица финансовой культуры"
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
30.05 |
Замерзнем в начале лета: повсеместные дожди ударят по Приморью — прогноз погоды
29.05 |
Сенатор Александр Ролик провели совещание по вопросам газификации
28.05 |
"Дела сердечные": жителям Владивостока рассказали о профилактике аритмии
27.05 |
Фонд "Защитники Отечества" оказал помощь 4,5 тысячам человек в Приморье
26.05 |
Живой памятник героям: в Приморье высадили "Аллею милосердия"
статьи раздела
Регион сегодня
01 Января 2025, 00:42
Олег Кожемяко осуществил новогодние желания маленьких приморцев В преддверии новогодних праздников заветные желания маленьких приморцев начинают сбываться. Так, Губернатор Приморского края Олег Кожемяко передал подарки от Деда Мороза двум маленьким приморцам: шестилетнему Мирону Глушаку из Тернейского муниципального округа и четырёхлетней Ольге Алимпиевой из Арсеньева.
статьи раздела
Часовой пояс
23 Декабря 2024, 23:25
Родители ребят с ОВЗ обсудили вопросы образования и трудоустройства с представителями власти Приморья Третья встреча клуба "На равных", призванного помогать гражданам решить непростые жизненные ситуации, состоялась в Приморье. В этот день участниками клуба стали родители детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Они обсудили с представителями власти вопросы образования и трудоустройства таких ребят.
статьи раздела
Тема номера
22 Сентября 2024, 15:00
Почти на 70% выполнен национальный проект по жилью в Приморье Темпы строительства жилья увеличивают в Приморье. На сегодняшний день в крае уже введено почти 60 многоквартирных домов, больше всего – в столице Дальнего Востока.
статьи раздела
Часовой пояс
16 Сентября 2024, 14:28
Социальные предприниматели Приморья могут найти кадры и получить рекламу на радио при господдержке Открыт прием заявок на две актуальные для социальных предпринимателей меры поддержки: "Размещение двух вакансий на HeadHunter" и "Размещение рекламы на радиостанции". Такой формат господдержки поможет социальному бизнесу Приморья продвигать свои услуги в осенний период и найти профессиональные кадры для расширения штата.
статьи раздела
Отрасль
19 Апреля 2024, 16:37
24 протокола составили на нарушителей противопожарного режима в приморских лесах Лесничие и инспекторы в Приморье составили 24 протокола в отношении нарушителей особого противопожарного режима на землях лесного фонда. ОПР действует в большинстве муниципалитетов и подразумевает крупные штрафы за пренебрежение правилами пожарной безопасности.
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Компании

25 Сентября 2013, 23:40 | Компании

Ярослав СЕМЕНИХИН, генеральный директор ОАО "ДНИИМФ": Надо верить в свой народ

Имя Ярослава СЕМЕНИХИНА, генерального директора ОАО "Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота" (ДНИИМФ), хорошо знакомо тем, кто связан с морем, портами, транспортной логистикой.

Между тем сфера деятельности института намного шире. 13 сентября профессору, академику транспорта Семенихину исполняется 75 лет. «ДК» воспользовался этим поводом, чтобы побеседовать с ним. И не только о работе.

- Ярослав Николаевич, как вы относитесь к этой дате? Какие чувства испытываете?

- Цифра красивая, но меньше всего мне хочется в эти дни говорить о себе. Скорее, это повод рассказать о нашем институте, ведь он старше меня - ему скоро 87 (улыбается).

А директорское кресло я занимаю почти 27 лет, хотя в молодости об этом не мечтал. Это было время слома одной страны и возрождения другой. Годы развала, рейдерства, борьбы с бюрократией, потерь смысла работы, но и обретения коллектива, сохранения института, участия в интересных проектах, укрепления авторитета и независимости. В целом же жизнь моя всегда была интересной и насыщенной.

Выбор морской профессии для меня был предопределен. С морем была связана вся жизнь отца, мы с братом поступили на судовождение в нашу «мореходку» (сейчас она называется красиво и звучно - Морской государственный университет).

16 лет проработал в ДВМП, в том числе капитаном крупнотоннажных судов, в основном пассажирских. Потом, в силу стечения обстоятельств, вернулся на берег, стал преподавать в родном вузе. У меня около 18 лет преподавательского стажа.

В институт меня пригласил своим замом тогдашний директор - Пилипенко Анатолий Васильевич. Очень талантливый человек, полный идей.

История института началась в 1926 году: перед ним была поставлена задача проектного обеспечения строительства на Дальнем Востоке портов, развития судоходства, и правительство решило из разрозненных проектных организаций создать крупные отраслевые институты. А уже в 1987 г. на базе ДальморНИИпроекта и нескольких филиалов НИИ и конструкторских бюро был организован ДНИИМФ. Тогда здесь работали 1 160 сотрудников.

У нас и сейчас очень сильное изыскательское подразделение, так как изначально институт специализировался на проектировании морских причалов. В регионе мы практически единственная организация, работающая на узкой полосе изысканий - «море-берег». На картинке это, может быть, не так эффектно - бетонная стенка у кромки воды, но за этим стоит большая инженерная работа по созданию базы для проектирования и строительства. Этот героический труд изыскателей, на мой взгляд, тарифными расценками не покрывается.

Практически все порты на Дальнем Востоке построены с нашим участием. Конечно, там работали и другие институты, но основная масса работ выпала на нашу долю. Вот примеры проектно-изыскательских работ, выполненных нашим институтом за последние годы, - Ванинский угольный балкерный терминал (в бухте Мучке), грузовой причал СПГ в Пригородном (проект «Сахалин-2»), комплекс служебно-вспомогательного флота в порту Де-Кастри, нефтепорт Козьмино и многие другие.

И сегодня нам больше всего хочется, но не всегда это удается, работать с портами.

- Почему?

- В так называемой «рыночной экономике» за строительство портов берется каждый, кто немного учился и как-то понимает значение этого слова. Отсюда в погоне за дешевизной «выгодные» цены проектирования, а результат экономии - избыточные эксплуатационные расходы у заказчика. Ведь некоторые вещи невозможно качественно сделать за «три рубля», но неспециалисту главное - пообещать дешевле, чтобы выиграть конкурс. Найти баланс между рыночными условиями и профессионализмом портовых инженеров и изыскателей государство и бизнес пока не могут.

- В истории страны был период, когда практически замерли все стройки, особенно промышленные. Как вы выживали?

- За счет диверсификации деятельности, освоения новых ниш. ДНИИМФ, например, обеспечивает вопросы безопасности мореплавания в регионе: обеспечением перевозок опасных грузов в нашей стране занимаются, по сути, три организации, в том числе - наш институт.

Мы проектируем объекты промышленного и гражданского строительства, разрабатываем градостроительную документацию. По нашим проектам во Владивостоке построены отель «Гавань», ресторан «Даль Мар», проведена реконструкция гостиницы «Версаль», офиса ДВМП, кинотеатра «Уссури» и других объектов приморской столицы, строится жилье.

Новой для нас нишей стало проектирование культовых сооружений. Храм, построенный в Покровском парке Владивостока взамен разрушенного в годы советской власти, - наша работа. Сейчас по нашему проекту в центре Владивостока возводится Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Еще одно направление - исследования и разработки, связанные с развитием транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, Арктики и АТР, консалтинговые услуги.

- Транспортное взаимодействие - один из приоритетов сотрудничества России в АТР, а Приморье находится на передовой линии транспортно-логистического фронта. Я знаю, что эксперты института сыграли большую роль в развитии темы международных транспортных коридоров (МТК). Есть ли подвижки?

- Да, исследование транспортных коридоров СВА, нацеленное на построение эффективной региональной транспортной системы, было проведено группой международных экспертов с участием ДНИИМФ. Сейчас развитие МТК продвинулось до согласованной странами-участниками стратегии и договоренностей о формате их развития.

Нашу страну интересуют прежде всего МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». В их развитии заинтересованы все страны АТР, включая северо-восточные китайские провинции. Выход к портам южного Приморья дает им возможность короткого плеча как транспортировки грузов в другие китайские провинции, так и в другие страны. А край получит хороший дополнительный доход от межрегионального транзита. Здесь важно, что за развитием транзита последует совершенствование всех видов перевозок и транспорта.

- ДНИИМФ участвовал в подготовке саммита АТЭС. В каких проектах?

- Сказать, что мы играли ключевую роль в проектировании объектов, я не могу. Мы спроектировали шесть грузовых причалов на Русском. Сделали это до поступления денег и подписания договоров, ведь на старте было много проволочек, а иначе задержалось бы возведение основных объектов. Плюс морской фасад (внешний вид многих зданий, проектирование обустройства района 36-го причала) и два морских пункта пропуска - во Владивостоке и Восточном (оба, в отличие от сухопутных, построены).

Также мы были на субподряде в проектах строительства двух пятизвездочных гостиниц. К сожалению, нам до сих пор приходится исправлять ошибки неграмотного проектирования генподрядчика, одного из так называемых «грандов мировой архитектуры»… Кстати, той самой фирмы, что хотела построить для «Газпрома» 17-этажную «кукурузину» в Санкт-Петербурге. И весь мир, включая ЮНЭСКО, боролся за сохранение исторической панорамы города.

- Но ведь с царских времен Россия приглашала иностранцев…

- На других условиях! Возьмите шедевры архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга. Да, их создали иностранцы, но тогда приглашали Личность. Эти люди зачастую становились гражданами России и действительно учили тех, кто рядом работал. А у фирмы главное - получить деньги!

Вот если бы проектирование гостиниц отдали местной компании, пригласив необходимых специалистов (допустим, по внутреннему дизайну), учли бы стоимость их услуг в проекте, тогда бы наши проектировщики получили опыт. А так, заморская компания получила деньги и уехала!

А вот с мостами все было правильно: думаю, мы всегда будем ими гордиться, ведь их строили дальневосточники. Да, с привлечением иностранцев, но они работали вместе. И получили колоссальный опыт!

- Почему, на ваш взгляд, первую скрипку играли столичные и иностранные проектировщики? Может, все-таки квалификация у них выше?

- У нас все нормально с квалификацией, но решающую роль часто играет приближенность к власти и деньгам.

Есть и экономические причины: на Дальнем Востоке зарплата - это оклад, на который идет 60%-ная надбавка. Во времена СССР все это оплачивало государство, а сейчас дальневосточным предприятиям приходится компенсировать эту надбавку из своих доходов, так что объективно у нас расходы на зарплату выше, чем в той же Москве. Когда мы подаем заявку на участие в тендере, наша цена оказывается выше, чем у них. В таком положении находятся все предприятия региона, а не только проектировщики.

Ну и плюс наша национальная особенность - мы не видим пророков в своем отечестве, думаем, кто-то сделает лучше. А я уверен, если человеку внушать, что он ничего не умеет, побед от него жди. Выигрывает тот, кто верит в свой народ, - это надо понимать каждому руководителю.

- Ярослав Николаевич, комментируя проблемы развития портов, транспортной логистики, вы не раз отмечали отсутствие целостной концепции. Последние годы правительство больше уделяет внимания этой сфере. Произошел перелом?

- В советское время в ДНИИМФ мы разрабатывали транспортные схемы доставки грузов, системы распределения морских производительных сил на Дальнем Востоке. Это была серьезная кропотливая работа. Теперь все развивается хаотично и зависит от умения отдельных собственников лоббировать свои интересы.

Увы, до сих пор в стране нет единого центра принятия решений. Допустим, краевая администрация хочет быть центром портостроения в крае, а «Ространсмодернизация» (подразделение Минтранса) считает, что это их прерогатива. И получается, что мы строим планы по созданию в Восточном контейнерного терминала, а нам говорят: «Какой контейнерный терминал? Мы заканчиваем там проектирование двух угольных терминалов». Результат - плачевный, ведь порт построить - не проблема! Проблема привезти туда груз. Вот сегодня угольщики строят в крае свои терминалы, а пропускная способность Транссиба не позволяет этот груз провезти. Так что в некоторых сферах без планирования не обойтись.

- А какой вы руководитель?

- Я отношусь к категории тех руководителей, кто старается всю работу отдать другим и не принимать решения вместо специалистов. Моя задача - организовать процесс и условия для работы, соединить разрозненные силы.

Не должна быть приемная забита людьми, ожидающими каких-то решений. Это свидетельство слабой организации, ручное управление.

- Есть мнение, что руководитель подбирает коллектив примерно своего возраста. А как у вас?

- Конечно, у нас есть сотрудники с большим стажем работы, но средний возраст коллектива - от 40 до 50 лет. Мы преодолели момент, когда энергичные и умелые уходили в свободное экономическое плавание. Сейчас у нас много талантливой молодежи, а нашему главному инженеру 31 год.

Проектировщик - особая специальность, здесь нужно вникать в область смежных наук и технологий. Нужны годы, чтобы из выпускника даже самого продвинутого вуза сделать настоящего аса, и рядом должны быть опытные, знающие свое дело до тонкостей профессионалы.

Но дело не только в кадровой политике института. Последние годы я наблюдаю такой парадокс: некоторые молодые специалисты, проработавшие несколько лет, собираются перебираться на запад. И не из-за низкой зарплаты! «Мне стало неинтересно, проекты развития отданы фирмам из Москвы, Петербурга, зарубежья. Я лучше, пока молодой, туда поеду, чтобы там творчески реализоваться!» - сказал мне один из них.

- Какой вы видите выход из этой ситуации?

- Я хочу, чтобы приморских проектантов ценили не только в стенах родного предприятия, а в регионе, в стране, чтобы они участвовали в реализации значимых для края объектов, а не искали лучшей жизни в столицах или за рубежом. Кстати, там в проектных фирмах до трети сотрудников - россияне.

Мировая практика идет по пути сквозного 3D-моделирования (Building Information Modeling), что значительно ускорило процесс проектирования, так как все специалисты работают одновременно. Сегодня на Дальнем Востоке ощущается дефицит таких специалистов.

В прошлом году 50 наших специалистов обучались на курсах новой методике. Она позволяет проводить сбор и комплексную обработку архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании со всеми ее взаимосвязями и зависимостями, когда здание и все, что имеет к нему отношение, рассматриваются как единый объект. 3D-формат помогает не только строить объект, но и эксплуатировать его. Так, по заказу приморского управления МЧС, для удобства работы спасателей, мы выполнили с помощью 3D-принтера макет кампуса ДВФУ. Там в объеме видны все корпуса, проезды, переходы, строения.

Сейчас перед нами стоит задача - выйти на сквозное проектирование. Нам предстоит перейти в работе на общепризнанные мировые системы, так называемые «еврокоды». Россия подписала конвенцию по их внедрению. Полной нормативной базы в стране еще нет, но наши специалисты уже изучают все эти требования, чтобы быть готовыми. Хотя тут нужен рост знаний не только у проектанта, но и у заказчика проекта, экспертов.

- И все-таки, несмотря на проблемы, изменилась ли ситуация? Повлиял ли как-то саммит АТЭС на активность бизнеса?

- Безусловно, некоторые предприниматели действительно увидели в Приморском крае место приложения своих усилий. Если раньше это была только разведка, теперь - попытка организовать бизнес. Нашими заказчиками являются японские, корейские, итальянские и другие зарубежные компании.

Недавно на правительственном уровне был одобрен проект создания рыбопромышленного комплекса в Приморье, ДНИИМФ принимал участие в разработке его концепции. Надеюсь, будем участвовать и в проектировании. Есть предложения поучаствовать в создании дальневосточного нефтегазохимического кластера.

- Вы счастливый человек?

- Да, я никогда не «хожу» на службу, а просто живу ею. Наверное, это у меня осталось от капитанской работы, ведь там рабочий день не нормирован. В отпуск по юридическим нормам ухожу, но реально я все равно на работе, разве что чуть позже могу появиться в кабинете. Иногда случаются командировки - это смена круга общения и деятельности.

В августе ДНИИМФ награжден Минрегионразвития дипломом второй степени IX Всероссийского конкурса на лучшую проектную, изыскательскую организацию. «ДК» поздравляет коллектив ДНИИМФ с этой заслуженной наградой.

Ирина ДРОБЫШЕВА

"Дальневосточный капитал", N9, сентябрь 2013 г.

Теги: ДНИИМФ 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Альтернатива фондовому рынку: почему россияне выбирают ЗПИФы для инвестиций в недвижимость
  • "Деревню спортсменов" откроют на время VII Международных игр "Дети Азии" в Приморье
  • Реконструкция аварийного моста в районе АртемГРЭС начнется осенью
  • Одно из старейших предприятий Приморья продолжает модернизацию
  • Приморская ГРЭС проходит реновацию
  • Экология – приоритет: приморский порт утвердил новую экологическую повестку
  • Находкинский гуманитарно-политехнический колледж и НЗМУ запускают программу целевого обучения
  • Наставники научат математике бизнеса
  • "Дальзавод" против "Дальморепродукта"
  • "Акцент" на первой линии помощи





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Регион сегодня
02 Января 2025, 00:44
#ПозывнойКультура: Дед Мороз поздравил участников СВО в госпитале ТОФ с наступающим Новым годом В преддверии Нового года агитбригада #ПозывнойКультура побывала в госпитале Тихоокеанского флота в субботу, 28 декабря. Для участников СВО, находящихся на лечении и реабилитации, прозвучали музыкальные поздравления. Со словами самых теплых пожеланий подарки военнослужащим вручила заместитель Председателя Правительства Приморского края – министр культуры и архивного дела Елена Бронникова.
статьи раздела
Loading...
RedTram
Регион сегодня
31 Декабря 2024, 00:41
Губернатор Приморья оценил оснащение Индустриального колледжа в Арсеньеве Очередной день работы Губернатора Приморского края Олега Кожемяко в муниципалитетах региона начался с посещения Приморского индустриального колледжа в Арсеньеве. Глава региона изучил новое оборудование, на котором готовят специалистов технических специальностей.
статьи раздела
Регион сегодня
28 Декабря 2024, 20:38
Комплекты быстровозводимых мостов начали поставлять в Приморье Началась поставка средних автодорожных разборных мостов (САРМ) для проведения аварийно-восстановительных работ на дорогах Приморья. Всего на следующий год закуплено 11 комплектов. При необходимости комплекты САРМ будут использованы для оперативного восстановления проездов во время паводков.
статьи раздела
Регион сегодня
24 Декабря 2024, 23:24
Почти 900 сотрудников предприятий Приморья уже владеют бережливыми технологиями благодаря нацпроекту "Производительность труда" Итоги реализации национального проекта "Производительность труда" и планы на будущее озвучил министр экономического развития Приморья Андрей Блохин на награждении команды Регионального центра компетенций. За четыре года работы нацпроекта реализовано 78 проектов по внедрению бережливых технологий на предприятиях края.
статьи раздела
Часовой пояс
04 Декабря 2024, 14:42
Лучших среди будущих защитников Отечества выявили на фестивале ГТО в Приморье Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" состоялся в приморской столице 28 и 29 ноября. К движению присоединилась допризывная молодежь Приморского края.
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2025 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Голубь Андрей Александрович
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85; Email: priem@zrpress.ru
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика